|
|||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Групповая арт-терапияГрупповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время используются очень широко, причем не только в здравоохранении, но и в образовании, социальной сфере, других областях. Существует целый ряд причин, которые заставляют арт-терапевтов и специалистов, занимающихся направлением клиентов на арт-терапсвтическую работу, отдавать предпочтение ее групповым формам. Немаловажную роль в этом играет их «экономичный» характер, позволяющий работать с более широким кругом клиентов. М. Либманн например, указывает, что групповая арт-терапия: • позволяет развивать ценные социальные навыки; • связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих: • позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими: • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности: • развивает навыки принятия решений. Дополнительные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются также в том, что она: • предполагает особую «демократичную» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, меньшую степень их зависимости от арт-терапевта: • во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым «нормам». Все эти отличия и возможности групповой арт-терапии в той же мере свойственны и многим формам вербальной групповой психотерапии. Основные же различия между ними заключаются в том, что любая групповая арт-терапия предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, что оказывает влияние на динамику общего процесса. Кроме того, сочетаются стремление участников к «слиянию» с группой и сохранению групповой идентичности — с одной стороны, и потребность в независимости и укреплении индивидуальной идентичности — с другой. Групповая арт-терапия в равной мере предполагает взаимодействие между участниками группы посредством вербальной и невербальной коммуникации и погружение внутрь себя, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям. Она опирается как на принципы групповой вербальной психотерапии, так и на арт-терапевтические достижения, уникальным образом синтезируя и то и другое. Как всякий лечебно-коррекционный метод, групповая арт-терапия имеет своей целью определенные изменения в состоянии и социальном поведении участников группы. В то же время она не связана с «лечением» в строгом, медицинском смысле этого слова и в меньшей мере, чем индивидуальная арт-терапия, ориентирована на исследование индивидуальных проблем и воздействие на причины и механизмы развития болезни. Существует несколько вариантов групповой арт-терапии, различающихся между собой, главным образом, по степени группового взаимодействия и «структурированности»: а) студийная открытая группа (преимущественно неструктурированная); б) аналитическая закрытая группа (разная степень структурированности); в) тематически ориентированная группа (разная степень открытости и структурированности).
М. Либманн используя критерий «структурированности», приводит классификацию различных арт-терапевтических групп, показанную на рисунке. Классификация арт-терапевтических групп и их признаки
4. Методика „Каракулі ” Інструкція: вільним рухом олівця на листу паперу без якої-небудь мети і задуму, а тільки під впливом почуттів намалювати безперервною лінією „каракулі”. Потім слід побачити який-небудь образ і розвинути його. Варіанти цієї вправи: – Ведіть „щоденник каракулів, для того, щоб прослідити їх зміну за певний період життя. – Після завершення малюнка на основі каракуля складіть розповідь. – Спробуйте виразити в словах свої відчуття і асоціації, що проявляються в створенні різних каракулів. – Використовуйте відбитки фарби на папері (одержані за допомогою кисті або руки) як основу для створень образу. – Виконайте теж саме, але на великому листі паперу, що висить вертикально, з участю всіх членів групи. – Напишіть свої ініціали або автограф якомога крупніше, а потім спробуйте знайти в контурах образ і розвинути його. – «Метаморфози». Змініть каракуль і одержаний образ в щось інше, використовуючи три рухи руки. Інтерпретація: Ця вправа допомагає випробовуваному виплеснути свої переживання, страхи, агресію та інші почуття. Завдання: зробити один з варіантів завдання.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |