АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ГРУППЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Читайте также:
  1. C. Внутригрупповая конкуренция
  2. E) отставали от роста добывающих отраслей
  3. E) простагландин Е1.
  4. I. Краткая характеристика группы занимающихся
  5. I. Семьи «группы риска»
  6. II. Запуск електростанції і введення в режим навантаження.
  7. S-образная модель роста популяции
  8. А) Конгестивный простатит
  9. Американских налогоплательщиков. Эти группы даже обратились в суд с
  10. Анализ взаимосвязи коэффициентов на основе методики факторного анализа прибыли Дюпон и прогноз роста с помощью соотношений
  11. Анализ проблем восстановительного экономического роста в России
  12. Анализ связанной группы решений в условиях полной неопределенности.
Новая концепция психотерапии придает особое значение групповой терапииво всех ее разновидностях. Мы неоднократно подчеркивали межличностныйхарактер феномена психотерапии и личностного роста, а потому теперь обязаныаприорно признать, что психотерапевту следует стремиться к тому, чтобырасширить пространство психотерапевтических отношений, охватываяблаготворным влиянием психотерапии как можно более широкий круг людей. Еслимы говорим о том, что традиционная психотерапия ҫ это модель идеальныхотношений между двумя людьми, то групповую психотерапию в таком случае можносчесть моделью идеального общества, состоящего из десяти человек. Основаниемдля возникновения и побудительной причиной для первоначального развитиягрупповой психотерапии были чисто экономические соображения, такие какэкономия средств и времени, вовлечение в психотерапевтические отношенияширокого круга пациентов и т.п. Но имеющиеся сегодня в нашем распоряженииэмпирические данные показывают, что групповая терапия способна сделать то,что не под силу индивидуальной психотерапии. Мы уже знаем, что в группепациент гораздо быстрее освобождается от чувства собственной уникальности,вины, греховности и изоляции, он отказывается от них, глядя на других людей,таких же, как он, сделанных из того же теста, подверженных тем же желаниям ивлечениям, терзаемых теми же конфликтами и разочарованиями. Именно этоосознание смягчает психопатогенный эффект скрытых влечений и внутреннихконфликтов. Есть еще одно соображение, заставляющее нас продолжать поиск именно вэтом направлении. В процессе индивидуальной психотерапии пациент обретаетспособность устанавливать хорошие человеческие отношения с одним человеком ҫс терапевтом, и терапевту остается только надеяться, что пациент сумеетреализовать обретенную способность и в отношениях с другими людьми. Чащевсего надежды терапевта сбываются, но, к сожалению, не всегда. При групповойпсихотерапии пациент не только обретает навык хороших межличностныхотношений, но и тренирует этот навык в процессе общения с целой группойлюдей под наблюдением психотерапевта. Эффективность групповойпсихотерапевтической работы пусть и не ошеломляет, но все-таки вселяет в насоптимизм. Этот оптимизм, подкрепленный теоретическими соображениями, заставляетнас всемерно стимулировать, поощрять и развивать это новое направлениепсихотерапии. Групповая психотерапия не только пополняет арсеналпсихотерапевтических средств, она дает новый толчок развитию общейпсихологии и социальной теории. Все сказанное выше относится и к группам встреч, и к группам тренингасенситивности, и ко всем прочим разновидностям психотерапевтических групп,вроде "групп личностного роста" или "семинаров по эмоциональному развитию".Несмотря на различия в процедуре терапевтического воздействия все эти группыпреследуют одни и те же конечные цели, цели, к которым устремлена итрадиционная психотерапия. Я имею в виду самоактуализацию человека, его"дочеловечивание", реализацию человеком присущих ему общевидовых ииндивидуальных возможностей. Группа под руководством знающего и умелого специалиста может творитьнастоящие чудеса. Но сегодня мы можем с полной уверенностью заявить, чтоесли группу, тренинг или семинар ведет некомпетентный человек, то он можетоказаться бесполезным, если не вредным. Это заявление достаточно банально ҫто же самое можно сказать о хирургии и о любой другой сфере профессиональнойдеятельности. К сожалению, пока мы не можем вооружить обычного человека,потенциального клиента психотерапевтической группы инструкцией или памяткой,которая помогала бы ему отличить компетентного терапевта (хирурга, дантиста,наставника, учителя) от некомпетентного.

ГЛАВА 16

ПОНЯТИЕ НОРМЫ. ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ Понятие "нормальный" до такой степени емкое, что впору счесть егосовершенно бессмысленным. Мне кажется, настало время определиться с тем, чтоже все-таки подразумевает психология и психиатрия, говоря о "норме", и найтидля этого более подходящие термины. В этой главе я попытаюсь предпринятьпопытку такого рода. Нам известны статистические, культурно-релятивистские имедико-биологические определения нормы, однако такого рода определенияследует отнести к разряду формальных, чисто корпоративных определений, неприменимых в повседневной жизни. Однако сегодня вопрос о норме имеет нетолько профессиональное звучание. Сегодня это не только и не столькопрофессиональный вопрос, сколько проблема общечеловеческого размаха. Каждыйиз нас задавался вопросом о норме, каждый спрашивал себя и других: "Чтосчитать нормальным?", и каждый раз имел в виду нечто вполне определенное.Для большинства людей это ценностный вопрос, вопрос о том, что такое хорошои что такое плохо, что должно беспокоить человека, чего он должен стыдитьсяи чем он может гордиться. Даже профессионалы, находясь за стенами своегокабинета, мыслят именно в этих, общечеловеческих категориях. О тех понятиях,что вынесены в заголовок данной главы, я хочу порассуждать как спрофессиональной, так и с общечеловеческой точки зрения. Мне кажется, чтоочень многие специалисты поступают именно так, хотя не все готовы признатьсяв этом открыто. Мы слишком озабочены поиском формального определения нормы,слишком много спорим о том, что следует считать нормальным, а что ҫненормальным, и при этом забываем, что в сознании большинства людей понятиенормы уже имеет вполне конкретное содержание. В своей психотерапевтическойпрактике я, например, всегда пытаюсь соразмерить понятие нормы с масштабом иособенностями конкретного клиента, всегда стараюсь отрешиться отузкопрофессионального взгляда на проблему. Если мать спрашивает меня,нормален ли ее ребенок, я понимаю, что на самом деле ее интересует, следуетли ей беспокоиться, нужно ли ей пытаться изменить поведение ребенка илиоставить все как есть. Точно так же я интерпретирую вопросы студентов онормальности или ненормальности тех или иных форм сексуального поведения ҫкак правило, я отвечаю: "Здесь есть о чем беспокоиться" или: "Небеспокойтесь об этом". Я думаю, нарастающий интерес психоаналитиков, психиатров и психологов кданной проблеме вызван постепенным осознанием того факта, что вопрос о нормеявляется важнейшим ценностным вопросом. Так, например, Эрих Фромм считаетнормальным то, что идет на благо человеку, что делает его лучше. Эта жемысль все чаще звучит в работах других авторов. В такого рода размышленияхмне видится начало новой психологии, психологии ценностей, науки, которая небудет исполнять роль прислужницы в университетских курсах философии ипсихиатрии, но станет практическим руководством в обыденной жизни каждогочеловека. По большому счету, сегодня психология призвана сделать то, что затысячи лет так и не удалось сделать официальной религии. Психология творитновую концепцию, которая будет рассматривать человека в его взаимосвязи ссобственной человеческой природой, с другими людьми, с обществом и средой;психология должна предложить людям новую, человеческую систему отсчета,приняв которую люди поймут, что должно вызывать у них стыд и вину, а чегостыдиться не стоит. Другими словами, сегодня мы приступаем к созданию новойгуманистической этики. Мне хотелось бы, чтобы все, что будет сказано мнойниже, было воспринято как развитие этой основной мысли.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМЫ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)