|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УТОПИЯСРЕДА И ЛИЧНОСТЬ Новая концепция нормы в ее взаимосвязи со средой ставит перед нами ещеодну важную проблему. С теоретической точки зрения логично было быпредположить, что человек может обрести совершенное здоровье только всовершенном мире, только в абсолютно здоровом обществе. Однако на практикедело обстоит несколько иначе. Даже в нашем, далеком от совершенства обществе, можно найти чрезвычайноздоровых людей. Безусловно, они не обладают совершенным здоровьем, но ониявляют собой именно тот образец психологического здоровья, который мы можемпредставить себе сейчас, в наше время и в нашей культуре. Вполне возможно,что мы пока даже не догадываемся, насколько здоровым, насколько хорошимможет быть человек. Нам известно, что отдельно взятый индивидуум может быть гораздо болеездоровым, чем та культура, в которой он вырос и существует. Это становитсявозможным благодаря присущей здоровому человеку способности к отчужденностиот окружающей его среды, его умению жить по своим собственным законам, егомужеству противостоять гнету окружающего. Наша культура достаточно демократична и плюралистична, она оставляетчеловеку возможность развиваться в соответствии с его индивидуальнойприродой, она запрещает лишь те формы поведения, которые создают угрозу дляобщества в целом. Психологически здоровые люди внешне, как правило, неотличаются от остальных людей, им не свойственны стремление любой ценой"выделиться из толпы", вычурность манер или необычность в одежде. Они неотождествляют свободу с ее внешними атрибутами, им присуща внутренняянезависимость от среды. Для них не имеют большого значения одобрение ипризнание окружающих, они стремятся скорее к самоуважению, и потому их можноназвать психологически автономными людьми. Можно сделать вывод о том, что хорошая среда способствует развитиюхорошей личности, но эта взаимосвязь не абсолютна. Кроме того, рассуждая охорошей среде, мы должны иметь в виду не только условияматериально-экономического характера, но и духовный уклад общества,психологический климат в нем.ПРИРОДА НОРМЫ Возвращаясь к вопросу, поставленному нами в начале этой главы, квопросу о природе нормы, скажу, что мы уже вплотную приблизились к тому,чтобы отождествить норму с высочайшими возможностями человеческой природы.Мы говорим об идеале, но не имеем в виду некий манящий и все времяускользающий горизонт. Наша цель вполне реальна, она существует, пусть покаеще в неявной, скрытой форме; она представлена теми потенциями развития,которыми обладает каждый человек. Хочу особо подчеркнуть, что провозглашаемая мною концепция нормы ҫ ни вкоем случае не плод холодного ума, а результат эмпирических исследований,она рождена не мечтами и чаяниями, а основывается на строгихэкспериментальных данных. Понятие нормы подразумевает абсолютноестественную, натуралистичную систему ценностей, познать до конца которую мысумеем лишь в ходе дальнейших эмпирических исследований человеческойприроды. Такого рода исследования помогут нам ответить на вопросы, которымимногие века задаются лучшие умы человечества: "Как стать хорошимчеловеком?", "Как прожить хорошую, достойную жизнь?", "Как статьсчастливым?", "Как жить в ладу с собой?", "Как исполнить своепредназначение?" Мы должны признать, что организм сам подсказывает намответы на эти вопросы, сам говорит нам о том, что ему нужно ҫ а значит, ичто для него ценно ҫ тогда, когда заболевает и чахнет в условиях депривацииценностей. Если мы научимся слышать голос собственной природы, мы поймем,что хорошо для нас. И последнее. Ключевыми понятиями новой динамической психологии являютсяпонятия "спонтанность", "естественность", "обретение свободы", "свободныйвыбор", "самопознание", "согласие с собой", "удовлетворение". Стараяпсихология, считавшая глубинные импульсы человеческой природы опасными,злыми, алчными и порочными, оперировала другими понятиями, такими как"контроль", "подавление", "дисциплина", "научение", "формирование". И вобразовании, и в семейной жизни, и в воспитании детей, и в социализации вцелом ей виделся процесс укрощения и подавления темного, дьявольского началачеловека. Неудивительно, что из столь разных представлений о человеческой природерождаются и столь противоположные, на первый взгляд, концепции идеальногообщества, идеального закона, идеальной педагогики, идеальной семьи. Если,согласно старой психологии, все эти институты созданы для контроля зачеловеком, для подавления его свободы, то, в соответствии с нашейконцепцией, они обеспечивают человеку чувство базового удовлетворения.Разумеется, есть и такие вопросы, относительно которых обе концепциинаходятся в полном согласии, на самом деле контраст между ними не стольразителен, и в той, и в другой наверняка есть свои сильные и слабые стороны.Что поделать, я выдвигаю новую концепцию и должен доказать ее преимущества,я намеренно противопоставляю старую и новую психологию, дабы отчетливеепредставить вам разницу между ними. Но как бы то ни было, я искренне убежден в том, что принятие новойконцепции нормы, концепции, в соответствии с которой норма обретает чертыидеального здоровья, должна вдохнуть новую жизнь как в психологию, так и вобщественные науки.КОММЕНТАРИИ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |