АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛОГИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ДАННЫХ СИНДРОМА

Читайте также:
  1. B. логическое умножение аргументов
  2. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  3. II. Составьте предложения из данных слов. Употребите глагол-сказуемое в Futurum.
  4. R-логическое исследование желудка
  5. XX. Психологическое здоровье личности
  6. А кто есть человек, как биологическое существо в этой сложной пищевой цепи?
  7. Административные правонарушения и административная ответственность. Экологическое право. (2 ч.)
  8. Адресация памяти и данных.
  9. АКТ ОБ УСТРОЕНИИ (АКТ О БУДУЩЕМ ОГРАНИЧЕНИИ И О ЛУЧШЕМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ПОДДАННЫХ) 12 июня 1701 г.
  10. Алгоритм шифрования данных IDEA.
  11. Анализ данных сводной таблицы Excel 2007
  12. Анализ исходных данных
Насколько мне известно, в настоящее время не существует математическогоили логического аппарата, пригодного для символического представления данныхсиндрома и последующего оперирования ими. Создание такой символическойсистемы не является чем-то нереальным, так как мы знаем, что для этой задачиможно использовать законы математики и логики. Однако известные на настоящиймомент математические и логические методы основаны на атомистическоммировоззрении и служат его отображением, а именно такое мировоззрениеявилось объектом нашей критики. Мои собственные усилия в этом направлениислишком незначительны, чтобы быть представленными в этой книге. Отчетливое различие между А и не-А, введенное Аристотелем в качествеосновного понятия созданной им логики, присутствует в современной логике ииспользуется там, где отвергаются прочие аристотелевы допущения. Так,например, в Символической логике Лэнгера (250) мы найдем, что этопредставление, описываемое ею в терминах комплементарных групп, является длянее одним из основных предположений, не нуждающихся в доказательствах ивоспринимаемых как само собой разумеющееся. "Каждый класс имеет своюкомплектацию; класс и его комплектация обоюдно замкнуты и исчерпывают собойвсе вселенские классы между ними" (р.193). Теперь это должно стать очевидным, что для данных синдрома не можетбыть такого резкого разрыва любой части данных от целого или такогоотчетливого разделения между любым отдельным показателем и остальнымсиндромом. Когда мы отделяем А от целого, А перестает быть прежним А, а не-Ане остается тем, чем оно было раньше. Разумеется, и простое сложение А ине-А не вернет нам исходного единого целого. Внутри синдрома каждая егочасть перекрывается другими частями. Отрыв любой из них невозможен без учетаэтого взаимного перекрытия, пренебречь им психолог не имеет права. Обоюднаяобособленность возможна лишь для данных, взятых изолированно друг от друга.Если же они рассматриваются в совокупности, как и должно быть в психологии,то использование принципа дихотомии становится невозможным. Например, нельзядаже представить, что мы отрываем поведение, основанное на самоуважении, отвсех прочих типов поведения, так как нет никаких оснований считать егоименно таким и больше никаким другим. Если мы откажемся от этого представления об обоюдной обособленности, топодвергнем сомнению не только логику, на которой оно частично основано, нотакже и многие другие известные нам математические методы. Логика иматематика в значительной степени имеют дело с миром, представляющим собойсовокупность обоюдозамкнутых предметов ҫ таких, например, как яблоки вкорзине. Взяв из корзины одно яблоко, мы ничего не изменим ни в его сути, нив сути остального содержимого корзины. Иная картина наблюдается в живоморганизме: отделение одного органа изменит как весь организм в целом, так исам этот орган. Другой пример можно получить при рассмотрении основных арифметическихдействий сложения, вычитания, умножения и деления. Все эти действияоперируют с изолированными величинами. Сложение двух яблок возможно. Так какприрода у них одна. Что же касается людей, то здесь несколько иная ситуация.Если мы возьмем двух людей, имеющих высокий уровень самоуважения и низкийуровень уверенности в своем положении, а затем сделаем одного из них болееуверенным ("прибавим" ему уверенности), то получим, что один из наблюдаемых,быть может, проявит склонность к взаимному сотрудничеству, а другой ҫ кдеспотизму. При высокой степени самоуважения в человеке не обязательнопроявляются те же качества, что и в другом человеке, также обладающимвысоким самоуважением. В человеке, которому мы добавили уверенности,произошло не одно изменение, а два. В нем выросло не только чувствоуверенности в безопасности собственного положения, но также изменилось икачество его самоуважения за счет его объединения с такой уверенностью. Этотпример, безусловно, является надуманным, но он позволяет максимальноприблизиться к пониманию некоторых сложных моментов, подобных наложениюразличных личностных процессов. Определенно кажется, что традиционные математика и логика, вопреки ихнеограниченным возможностям, являются всего лишь служанками атомистического,механистического мировоззрения. Можно даже сказать, что математика с трудом поспевает за современнымразвитием естественных наук в своем восприятии динамической, хо-листическойтеории. Весьма важные изменения в физической теории были сделаны невследствие существенных изменений в математике, а вследствие расширенияграниц ее применения с помощью различных трюков, по возможности оставляяпрежнюю статическую природу математики неизменной. Эти изменения могут бытьсделаны только при использовании предположений типа "как будто". Хорошийпример мы можем найти в дифференциальном исчислении, которое якобы имеетдело с движением и изменением, но в действительности лишь отражает переменыв статических положениях ҫ площадь, ограниченная графиком, разбивается намножество прямоугольников и вычисляется путем их суммирования. При этомсчитается, что сама кривая является "как будто" частью многоугольника сбесконечно малыми сторонами. То, что это является законной процедурой, спомощью которой мы можем избежать поводов для возражений, доказывается темфактом, что подобные способы вычисления являются исключительно удобныминструментом при проведении расчетов движения. Но незаконным является то,что мы забываем при этом о ряде допущений, уловок и ухищрений, различных"как будто", которые не имеют отношения к миру феноменов, в отличие отисследований психологии. Следующая цитата является иллюстрацией нашего утверждения о том, чтоматематика имеет склонность к статичности и атомизму. Насколько мнеизвестно, содержание этого отрывка не оспаривалось другими математиками. Но не заявляли ли мы раньше со всем пылом, что живем в статичном мире?Не использовали ли мы парадокс Зенона, чтобы старательно доказывать, чтодвижение невозможно и что летящая стрела на самом деле находится в состояниипокоя? Какому событию должны мы приписать столь очевидное изменение своейпозиции? Более того, если каждое новое математическое знание покоится на старойоснове, то как же можно вывести из теорий статической алгебры и статическойгеометрии новые математические методы, способные решить задачи, связанные сдинамическими объектами? Следует обмолвиться, что здесь нет изменения исходной точки зрения напротивоположную. Мы по-прежнему отстаиваем свое убеждение, что живем в мире,в котором движение как изменение является частным случаем состояния покоя.Здесь нет состояния изменения, если под изменением полагать состояние,качественно отличающееся от состояния покоя; то, что мы подразумеваем поддвижением, является, как мы уже отмечали, просто последовательностьюразличных статических образов, воспринимаемых нами через относительнокороткие интервалы времени... Поскольку мы убеждены в непрерывности поведения движущихся телинтуитивно, так как на самом деле не видим прохождения летящей стрелы черезкаждую точку ее траектории, у нас возникает непреодолимое желаниепредставить движение в виде чего-то, коренным образом отличающегося отпокоя. Но такая абстракция является следствием ограниченности нашихпсихологических и физиологических возможностей и никоим образом неподтверждается логическим анализом. Движение ҫ это корреляция положения современем. Изменение является просто другим названием для функции, другойаспект той же корреляции. Что же касается остального, то дифференциальное исчисление, как продукталгебры и геометрии, также принадлежит к этому статичному семейству и неунаследовало от своих "родителей" ничего нового. В математике невозможнымутации! Таким образом, дифференциальное исчисление наделено все теми жестатическими свойствами, какие присущи таблице умножения и геометрииЕвклида. Оно не является ничем иным, кроме как еще одной, хотя и гениальной,интерпретацией неподвижного мира,17 Давайте еще раз вспомним, что существует два взгляда на элементы.Например, румянец на лице может быть либо румянцем самим по себе, per se,(редуктивный элемент), либо румянцем в связи с какой-то ситуацией(холистический элемент). Первый формальный взгляд включает в себя знакомоенам предположение "как будто" ҫ другими словами, "как будто бы онсуществовал сам по себе и не имел связи с остальным миром". Такой подходявляется чистой абстракцией, тем не менее, полезной в некоторых областяхнауки. В любом случае, он не приносит никакого вреда до тех пор, пока мыпомним, что он является абстракцией. Проблемы возникают только если ученыйзабывают, что имеет дело с чем-то искусственным, когда он говорит о румянцесамом по себе, per se, хотя должен признать, что в реальном мире несуществует такого явления как румянец без румяного человека или без чего-то,вызвавшего этот румянец. Эта неестественная привычка работать с абстракциямиили редук-тивными элементами укоренилась настолько прочно, что ее носителикрайне удивляются, если кто-то не признает ее эмпирическую ифеноменологическую обоснованность. Шаг за шагом они убеждают себя, что мирсоздан именно таким. Они легко забывают, что, хотя эта абстракция и полезна,все же она остается искусственной, условной и гипотетической ҫ другимисловами, всего лишь придуманным людьми методом, который навязываетсяизменяющемуся и взаимосвязанному миру. Это своеобразное представление о миреимеет право не считаться со здравым смыслом только благодаря своему нагляднопродемонстрированному удобству. Когда они лишаются этого качества илипревращаются в помеху, то должны решительно отбрасываться. Мы сами создаемопасную ситуацию тем, что ориентируемся на эту вымышленную ситуацию, а не нату, что есть на самом деле. Давайте скажем об этом откровенно.Атомистическая математика или логика в определенном смысле является теорией,описывающей наш мир, и любое описание мира в терминах этой теории психологможет отвергнуть, как не подходящее его целям. Создателям новых методологийнеобходимо приступить к разработке математических и логических методов,которые находятся в более точном соответствии с сущностью современной науки. Данные, на которых основаны выводы, представленные в этой главе, взятыиз перечисленных ниже работ А. Г. Маслоу. Исследования Мак-Клелланда и егоколлег также имеют отношение к данной теме, хотя их результаты не во всемсовпадают с результатами А. Г. Маслоу. The dominance drive as a determiner of the social and sexual behaviorof infra-human primates, I, II, III, IV, /. genet. Psycol.. 1936, 48,261-277; 278-309 (with S.Flanzbaum); 310-338; 1936, 49,161-198. Dominance-feeling, behavior, and status, Psyc/ioL Rev., 1937, 44,404-429. Dominance-feeling, personality, and social behavior in women, J. socia/Psycol; 1939,10, 3-39. Individual psychology and social behavior of monkeys and apes. Int. J.indivld. Psychol., 1935,/, 47-59. Dominance-quality and social behavior in infra-human primates, /.socia/ Psycol., 1940, 11,313-324.

КОММЕНТАРИИ

1 Я привожу это приложение лишь с незначительными поправками, поскольку1) большинство из нижеследующих замечаний не потеряли своей актуальности и2) нынешним студентам, думаю, будет небезынтересно узнать, был ли прогресс вэтой области за прошедшие 15 лет. 2 Это приложение представляет собой ряд теоретических заключений,выведенных непосредственно из данных исследования структуры человеческойличности и ее бытия ҫ и находится, так сказать, только на один шаг впередиэтих данных и целиком на них основано. 3 Довольно-таки распространенным холистическим подходом (но безнавешивания сего ярлыка) является метод итераций, применяемый при разработкеличностных тестов. Я также использовал его в своих исследованиях личностныхсиндромов. Для того, чтобы прийти к пониманию целого, мы дробили егоцелостную структуру на части, затем на еще более мелкие части и т.д. Спомощью такого анализа мы обнаруживали, в чем состоят трудности виспользовании нашей исходной концепции целого. Далее целое организовывалосьпо-новому, переопределялось и переформулировалось более точно и эффективно,а затем предмет исследования подвергался анализу по прежней схеме. И каждыйраз анализ становился все продуктивнее, все точнее определялось целое и т.д. 4 В настоящее время наиболее проницательные ученые и философы заменилиидею причинности на ее новую интерпретацию в терминах "функциональных"связей. То есть, говоря языком математики, они устанавливают, что А являетсяфункцией В или ҫ если А, тогда В. Мне кажется, что поступая таким образом ҫзаявляя о такой неизбежности и таком воздействии ҫ они отказываются отиспользования основных аспектов причинной концепции. Простые линейныекоэффициенты корреляции являются примерами функциональных формулировок,которые, однако, часто используются в качестве противопоставленийпричинно-следственным связям. Вряд ли это послужит сохранению слова"причина", если под ним подразумевается нечто противоположное тому, что онообычно означает. При этом в любом случае мы остаемся с проблемамивынужденных или внутренних взаимосвязей, и с проблемой определения способа,как происходят изменения. Эти проблемы обязательно должны быть решены, неследует откладывать их в сторону или отвергать вовсе. 5 Равнозначность может быть определена в терминах бихевиоральныхразличий и динамического сходства намерений. Она также может быть определенав терминах вероятности. Если симптомы А и В имеют одинаковую вероятностьпроявления в синдроме Х в каком-то конкретном случае, они могут быть названыравнозначными. 6 "Я должен был рассказать историю не о том, как кто-то проводит линиюслева направо, отмечая слева рождение, а справа смерть; но о том, как онразмышляет в это время, как снова и снова вертит в руках карандаш". (TaggagdG. Life and Mind of Emily Dickinson, Knopf, 1934, p. 15.) 7 Исключение из этого правила см. в главе 14. 8 И все же, это кажется довольно спорным вопросом: будет ли синдромчем-то иным, нежели простое объединение его частей? Редуцированные частимогут прибавляться только к итоговой сумме таких же редуцированных частей;тогда как части целого ҫ как это замысливалось в соответствии с принятойтерминологией ҫ могут прибавляться только к организованному целому. 9 См. критику К"лера критериев Эренфельса (239, р. 25) 10 Мы описываем в этих примерах только синхронную динамику. Вопросы оприроде или определении синдрома в целом, о том, как происходит циркулярноедетерминирование, являются вопросами, в первую очередь, имеющимиисторическое значение. Даже если такой генетический анализ обнаружиткакие-то особые факторы, которые будут поставлены на первое место, это ни вкоей мере не гарантирует того, что тот же фактор будет иметь такое жеосновополагающее значение для динамического анализа (6). 11 Такие сведения часто истолковываются неверно, так как нередкоиспользуются для опровержения любой теории появления психопатии, вызваннойизменениями окружающей обстановки или культурной среды. Такое оспариваниепросто говорит о непонимании динамической психологии. На самом же делеконфликты и угрозы в большей степени, чем внешние катаклизмы, являютсянепосредственными причинами психопатии. Внешние бедствия оказываютдинамическое влияние на человека, по крайней мере, до тех пор, пока онивоздействуют на его основные личные цели и на его защитную систему. 12 В наше время это было бы названо бихевиоральной терапией. 13 Эта тенденция тесно связана с описанной ранее склонностью квнутреннему постоянству. 14 "Но никто не сможет открыть, что существуют такие вещи, какчеловеческие лица, если он будет смотреть на мир через микроскоп". (КоффкаК. "Принципы гештальт-психологии", Harcourt, Brace & World, 1935, p.319) 15 Здесь наблюдается склонность сторонников холистической психологии недоверять корреляционным методам, но я думаю, что это происходит потому, чтоэти методы использовались ранее исключительно в атомистических теориях, а непотому, что они вступают в противоречие с холистической теорией. Но хотясамокорреляция не вызывают доверия у обычного статистика (как будто ворганизме можно ожидать чего-нибудь еще!), они нуждаются в том, чтобы этогоне было, когда к рассмотрению принимаются некоторые холистические явления. 16 К примеру, роль ситуации может быть исключена из детерминантповедения, если представить ее достаточно неотчетливой, как это делается припроведении различных тестов. Также, в некоторых случаях требования организмабывают настолько сильными ҫ как, например,, у душевнобольных, что они ведутк попыткам отрицать законы внешнего мира и игнорировать нормы культуры. Насеансах психоанализа иногда намеренно пытаются исключить влияние культуры. Внекоторых ситуациях культурное воздействие может быть ослаблено ҫ как,например, в случаях опьянения, гнева или других видах неконтролируемогоповедения. Существует множество типов поведения, которые на подсознательномуровне определяются культурой ҫ так называемые экспрессивные движения. Также можно изучать поведение относительно несдержанных людей, детей, чьяподверженность нормам культуры еще слаба, животных, которым эти нормынедоступны, общества с другими культурными традициями, чтобы по контрастуисключить культурные влияния. Эти немногие примеры показывают, чтопродуманные, теоретически подготовленные исследования поведения могутпрояснить вопрос о внутренней организации личности. 17 Kasner,E,and Newman,J.,Mu(ema(ics and the Imagination,Simon &Schuster, 1940, pp. 301-304.) 18 Представляется возможным распространить эти замечания и на саманглийский язык, который слишком склонен отражать мировую атомистическуютеорию нашей культуры. Неудивительно, что при описании данных синдрома изаконов его изменения, мы должны прибегать к нелепым аналогиям и оборотамречи, а также к различным языковым ухищрениям. У нас есть союз и для связидвух раздельных понятий, которые, на самом деле, не являются раздельными ипри объединении образуют единство, а не двойственность. Единственнойзаменой, которую я могу предложить для этого важного союза, являетсянеуклюжее выражение "структурирован с". Существуют другие языки, которыеболее пригодны для описания холистического, динамического мировоззрения. Намой взгляд, агглютинативные языки больше подходят для отраженияхолистического мира, чем английский. Еще одна проблема состоит в том, чтонаш язык формулирует представления о мире, как это делает большинствоматематиков ҫ то есть в виде элементов и взаимосвязей, материи и предметов,созданных по случаю. Существительные трактуются как если бы они были видомматерии, а глаголы ҫ как если бы они были видом воздействия одной материи надругую. Прилагательные более точно описывают свойство предмета, а наречияболее точно описывают характер действия. Холистико-динамический подход неприменяет подобной дихотомии. В любом случае слова должны быть вытянуты впрямую линию, даже при описании данных синдрома (275).

БИБЛИОГРАФИЯ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)