АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Й, под Кингисеппом

 

После неудачных боевых действий советских войск на западной границе и в Прибалтике советское командование в конце июня 1941 г. приняло меры к созданию обороны на Ленинградском направлении. С этой целью от берега Финского залива до оз. Ильмень началось строительство оборонительного рубежа, который в целом получил название «Лужского». Для объединения войск на этом рубеже была сформирована оперативная группа, командова­ние которой было поручено заместителю командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенанту Пядышеву К.П. Вступление фашистов на территорию Кингисеппского района произошло быстро и неожиданно, 9 июля фашисты захватили Псков. Встретив организованное сопротивление под Лугой, гитлеровское командование повернуло основные силы своего 41-го механизированного корпуса на северо-запад, пройдя скрытно лесными дорогами, он вышел 14 июля к реке Луге около села Ивановское. Немецкие войска переправились на ее правый берег и захватили здесь плацдарм. Одновременно фашисты распространились по всей территории восточнее Чудского озера, 19 июля гитлеровцы захватили Гдов, 20-го — район Сланцев, Этот прорыв гитлеровцев был крайне опасен, ибо основные силы нашей 8-й армии вели бои еще в Эстонии на рубеже Тарту-Пярну. В районе Нарвы-Кингисеппа у советского командования была только 191-я стрелковая дивизия, которая обороняла большое пространство от Финского залива до впадения реки Пяты в Нарову, и три батальона 21-го укрепленного района, занимавшего долговременные оборонительные точки — ДОТы западнее и северо-западнее Кингисеппа, В этих условиях 191-я стрелковая дивизия была повернута фронтом на юг и заняла рубеж по реке Пяте. Этот рубеж усиливался отходящими сюда частями 48-й стрелковой дивизии из района Гдова.

В момент захвата врагом села Ивановское здесь оказались подразделения Ленинградского пехотного училища имени С.М.Кирова, брошенные сюда по тревоге. Курсанты мужественно встретили врага. В район Ивановского срочно стали перебрасываться и части 2-й дивизии народного ополчения, сформиро­ванной из жителей Ленинграда, По железной дороге части прибывали на ст. Веймарн, которую фашисты сразу же стали подвергать ударам с воздуха. В эти же дни фашисты бомбили Кингисепп и Нарву, У Ивановского разворачи­вались бои. Бомбардировкой с воздуха, шквальным огнем артиллерии и минометов противник пытался внести смятение в ряды обороняющихся. Следу­ет сказать, что 2-я дивизия народного ополчения была сформирована наско­ро, из кадровых командиров в ней были только командиры полков и некоторых батальонов; Что касается командиров рот и взводов, то это были командиры запаса, прошедшие военную подготовку в гражданских вузах. Рядовые опол­ченцы в подавляющем большинстве были слабо вооружены и еще хуже обучены. Но, несмотря на это, они неплохо показали себя в боях. Контратакуя, понеся большие потери, 2-я дивизия народного ополчения отбросила врага, 13 июля в район с. Ивановского прибыл командующий фронтом генерал-лейтенант М.М. Попов, а через некоторое время — и Главнокомандующий Северо-Западным направлением Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Принятые меры увенчались успехом. Враг понес большие потери и был вынужден перейти к обороне. Тем самым вражеский план сходу захватить Кингисепп, окружить советские войска в Эстонии и быстро прорваться к Ленинграду был сорван. Бои на Лужском рубеже позволили нашей стороне выиграть 2-3 недели и тем самым дать возможность сманеврировать войсками и лучше подготовить оборону Ленинграда. Характерно, что неудачи гитлеров­цев на Лужском рубеже примерно совпали по времени с вынужденным переходом к обороне фашистов на Московском направлении. Это был первый серьезный сбой Вермахта в тщательно спланированном плане «Барбарос­са» (История Второй мировой войны 1939-1945, Т. 4. М. 1975. С. 66). Обеспокоенный топтанием своих войск на Лужском рубеже, Гитлер специально вылетел в штаб действовавшей на Ленинградском направлении группы армий «Север», где дал указание на «скорейшее взятие Ленинграда». Обе стороны наращивали силы и вели бои. 3 августа на западных окраинах Кингисеппа — впервые под Ленинградом — советское командование приме­нило против германских войск реактивные минометы «Катюши». В ставку Гитлера пошла срочная телеграмма: «Перед нами артиллерийские машины адской силы. Мы несем большие потери. Необходимо знать, что это за оружие» (Памятные места Ленинградской области. Л. 1973. С. 211).

11 августа в районе Кряково (восточнее д. Недоблицы), в полосе 2-й дивизии народного ополчения в ходе контрудара советскими частями было подбито и уничтожено 14 фашистских танков. В этот же день ополченцы штыковой атакой выбили гитлеровцев из Среднего Села,

Утром 12 августа фашисты начали наступление. Им удалось захватить Веймарн и Молосковицы. Враг стремительно начал продвигаться в сторону Красногвардейска (Гатчины). В это время войска нашей 8-й армии продолжа­ли еще вести бои в Эстонии. Только 16 августа они стали отходить на восток, переправляясь через реку Нарову. Но путь для их отхода через Кингисепп был уже отрезан, К 20 часам этого же дня враг потеснил части 191-й стрелковой дивизии и захватил Кингисепп. В этой почти катастрофической обстановке командующий 8-й армии генерал-лейтенант П.С. Пшеничников решил создать ударную группу из отходящих из Эстонии частей, с целью ударить по гитлеровцам в Кингисеппе и освободить его. Группа насчитывала до 3500 активных штыков, 117 пулеметов и 45 орудий. Танков в 8-й армии уже не было. Утром 20-го августа ударная группа Пшеничникова начала наступление, Атакующие захватили северные окраины Кингисеппа вместе с городским кладбищем, но были остановлены сильным огнем фашистов. Одновременно успешно действовали подразделения 11-й стрелковой дивизии и Нарвского рабочего полка, Внезапным ударом они захватили военный городок Касколов-ку. Здесь был разгромлен штаб полка немецкой 58-й пехотной дивизии, захвачены богатые трофеи, документы и полковая казна (Центральный архив Министерства обороны РФ, Ф. 1069, оп. 1, Д. 12. Л. 54. Д. 14. Л. 242). Но главный успех этого контрудара был достигнут северо-восточнее города. Здесь части 118-й стрелковой дивизии потеснили фашистов у ст. Тикопись, разгромили фашис­тов около Алексеевки, Малли, Горки. Острие наступательного клина фашис­тов, стремящихся рассечь наши отступающие войска, было изрядно срезано. Активные действия советских войск севернее Кингисеппа внесли сумятицу и нервозность в стане врага. Отголоски этого явления словно по цепочке дошли до начальника генерального штаба сухопутных войск Германии генерал-полковника Гальдера, который 22 августа записал в своем дневнике: «Группа армий «Север». В штабе Гепнера (командующий 4-й танковой группой) преувеличенно реагируют на события, развернувшиеся у Нарвы, где противник занял крайне неудобные для нас позиции, в силу чего наши фланги чрезвычай­но растянуты и войска продвигаются слишком медленно» (Гальдер Ф. Военный дневник. Т. 3, Кн. 1, М., 1971, С. 297).

На активные действия советских войск под Кингисеппом немцам приходилось «реагиро­вать» пролитой кровью и снижением темпов наступления.

Историки давно пришли к парадоксальному выводу о том, что большинство подвигов воинов Великой Отечественной войны остаются неизвестными, Осо­бенно это относится к 1941 году. Плохо сохранились документы этого периода, не были вовремя записаны и воспоминания участников... И все же, кое-что о героизме советских людей в боях под Кингисеппом до нас дошло.

Особенное мужество в боях проявил личный состав 21-го укрепрайона (УРа), сформированного из жителей Ленинграда и области. Так, например, уровцы отдельного пулеметного батальона под командованием старшего лейтенанта А.М. Королева и батальонного комиссара И.В. Шарапова несколько дней успешно отражали атаки из своих ДОТов на западном берегу Луги. Уничтожая наступающих фашистов, уровцы по приказу командования отходили от одного ЛОТа к другому и в ночь на 23 августа переправились на правый берег Луги у д, Салы. Руководству батальона было приказано прикрыть отход советских войск, используя ДОТ № 8, расположенный примерно в 300 м к северу от д. Кошкино. Бой нашего арьергарда с фашистами начался во второй половине дня 23 августа. Ведя огонь из двух пулеметов, уровцы некоторое время сдерживали врага, Затем фашисты подтянули бронетехнику и сумели блокировать ДОТ, На предложение сдаться в плен бойцы Красной Армии отвечали пулеметным огнем. В ходе перестрелки Королев был смертель­но ранен. Командование защитниками взял на себя И.В. Шарапов. Несколько часов шла перестрелка. Только одному защитнику, сержанту Иванову, удалось скрытно выбраться из блокированного ДОТа и через несколько дней добрать­ся до своих. Фашисты добили защитников ДОТа взрывами тола...

После боя местные жители извлекли из ДОТа № 8 десять трупов и похоронили их. Среди погибших были А.М. Королев, И.В. Шарапов, начальник штаба батальона лейтенант А.П. Колесник, оперуполномоченный особого отдела Д.В. Евдокимов. Другие погибшие остались неизвестными. Командова­ние 21-го УРа посмертно представило И.В. Шарапова к званию Героя Совет­ского Союза. Остальных, тех, кто был известен, представили к награде орденами. Но тяжелая обстановка первых месяцев войны, отсутствие видимых в то время успехов на фронте не способствовали положительному решению этого вопроса.

Тяжелые бои в северо-восточной части Кингисеппского района продолжа­лись и в последующие дни. И здесь фашисты пытались окружить наши отходящие войска, но эти попытки отражались арьергардом и контратаками небольших ударных групп под Пиллово, Войносолово, Котлами... Под Котлами стрелковым частям помощь оказали морские фортификаторы. Они создали управляемые взрывные заграждения из морских артиллерийских снарядов.

Когда наступающие колонны фашистов вошли в зону заграждения, инженеры замкнули электрические цепи и нанесли противнику большой урон (Инженерные войска Города-Фронта. Л., 1979, С. 140).

В первых числах сентября фронт стабилизировался севернее Копорья, здесь по реке Воронке прошла передовая. Образовался Ораниенбаумский «пятачок», который сыграл в январе 1944 года большую роль. Отсюда был нанесен основной удар по всей обороне фашистов под Ленинградом.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)