АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭТО БЫЛО В УСТЬ-ЛУГЕ

Читайте также:
  1. Г. Из газетного сообщения
  2. Кингисеппского района Ленинградской области
  3. Общая характеристика региона

ИЗ ЛЕТОПИСИ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ

СОЛИДАРНОСТИ

 

6 января 1944 года по приговору гитлеровского военно-полевого суда в Таллинне были расстреляны три немецких антифашиста-коммуниста — Фриц Беен, Карл Гере, Франц Ваммахер. До последнего времени мало было известно об их подпольной деятельности. Но в архиве военно-морского флота в Аахене немецким доктором философии Лютвином Биисом был найден второй экземпляр «Дела расследования и уголовного дела против Фрица Беена, саперного обер-ефрейтора, обвиненного в государственной и воен­ной измене». Эта находка позволяет уточнить некоторые детали борьбы немецкого коммуниста.

Оказавшись на оккупированной территории Советского Союза, Фриц Беен создал в 321-м морском строительном батальоне вермахта подпольную коммунистическую организацию из 8 солдат. Беен был душой и руководителем группы, В Эстонии и Ленинградской области Фриц и его товарищи вступили в связь с советскими патриотами, чтобы совместно бороться против фашизма, В поселке Усть-Луга Ленинградской области они встретили Василия Григорь­евича Титова, бывшего директора местной школы. Вскоре после начала войны Титова вызвали в Смольный и назначили уполномоченным «П» Ленинградского обкома ВКП(б) в Русско-Высоцкий район, Уполномоченными «П» называли руководителей подпольных партийных организаций, направляемых в районы, которые могли быть захвачены врагом. Фашисты, заняв Русско-Высоцкое, вывезли оттуда все население. Титов, проработав некоторое время техником-связистом в Кингисеппе, вернулся в Усть-Лугу, где жил его отец. Здесь Титов создал подпольную организацию из учителей местных школ и старшеклассни­ков. Вместе с немецкими солдатами из группы Беена они осуществили ряд Диверсий в Усть-Луге и Нарве, распространяли листовки.

Судя по материалам дела Фрица Беена, обнаруженным в Аахене, зимой 1942 года Карл Гёрс познакомился «с советской патриоткой Ольгой Семеновой». Мы не знаем, подлинное ли это имя или псевдоним. Ни фотографий, ни документов Семеновой пока обнаружить не удалось. Гёрс не сказал на суде кто познакомил его с Ольгой. «Один товарищ, кто — не помню», — заявил он. Беен и Гёрс встречалась с Семеновой, обсуждали обстановку на фронтах, особенно под Сталинградом, где как раз в то время разверулось грандиозное сражение. Беен сообщил Семеновой, где строятся боевые объекты, нацелен­ные на Ленинград.

Немало внимания уделяется в «Деле» взаимоотношениям Фрица Беена с «советстким агентом Титовым Василием». В частности, указыватся, что «когда Семенова получила от Титова задание идти к Советам со шпионскими материалами, получить там указания и рацию, подсудимый Бее'н предложил провести Семенову через ледяное поле. Титов дал Фрицу сопроводительную записку, в которой написал, что нужно хорошо обращаться с Бееном, если тот • попадет в советский плен».

Советский руководитель подпольной группы передал Семеновой два оттиска печати местной комендатуры в Усть-Луге, чтобы советские органы разведки могли изготовить фальшивые удостоверения личности. Подпольщики не имели радиосвязи, и Василий Григорьевич просил сбросить радиопередатчик с самолета или доставить его по льду с островов, где находились базы балтийцев. Все было подготовлено к переходу Семеновой. Однако Беен не сумел пойти с ней: неожиданно обер-ефрейтора откомандировали в другое место. Титов попросил своего отца сопроводить советскую разведчицу при переходе по льду, который оказался не сплошным. Обойти разводья Ольга не смогла и повернула назад. В обвинительном заключении подчеркивается, что «Беен делал общее дело с русским агентом Титовым».

Как стало известно из воспоминаний соратников Беена, ныне проживающих в Германии, в частности, Рихарда Дёринга, группа Титова-Беена готовила диверсию на мосту через Нарову, которая могла надолго прервать движение на этой важной магистрали, соединявшей Эстонию с фронтом. Беен передал Титову схемы немецких укреплений на всем побережье.

Другой член группы Беена — Эмиль Шифельбейн рассказывает: «Мы; передали советским товарищам сведения о немецких орудийных установках, складах боеприпасов и расположении гарнизонов. Товарищ Фриц Беен составил план гарнизонов от Латвии до Ленинграда. Наши встречи происходи­ли в маленьком деревянном доме в Усть-Луге, неподалеку от школы, если *■ перейти железнодорожный путь. В домике было три комнаты и совсем немного мебели. Из советских товарищей только женщина-врач говорила по-немецки. 1 Мне известно, что она дважды переходила линию фронта, чтобы передать полученные от нас сведения». В этом домике, как удалось установить, '; проживала тогда врач Матильда (по паспорту Матрена) Дедикова, тоже член группы Титова.

В приговоре фашистского суда утверждается, что Беен, Гере и Ваммахер, «как немцы за границей помогали во время войны врагу и вредили вермахту, изменили национал-социалистической родине». Беен, Гере, Ваммахер были приговорены к расстрелу.

Аресты членов группы Беена-Титова начались осенью 1943 года. Более 40 советских патриотов казнили без суда и следствия в Нарве. До этого их подвергли страшным пыткам. Лишь отдельные члены группы Титова дожили до Победы, Среди них и ближайшая помощница Титова — врач М. Дедикова, Она погибла в автокатастрофе уже после войны.

Беен, Гере, Ваммахер три месяца ждали утверждения приговора в тюрьме казармы в пригороде Таллинна — Тонди. Фриц Беен отказался просить помилования. Известный военный преступник гроссадмирал Дениц утвердил приговор и написал на нем, что о суде и его решении надо сообщить всем матросам.

Исполнение приговора поручили сводному взводу 321 -го саперного баталь­она вермахта под командованием майора Петерсена. Три группы по 10 человек стали в пяти шагах от каждого подсудимого. Подсудимые успели крикнуть: «Да здравствует Германия, да здравствует коммунизм!» В 8 часов 05 минут, как педантично отмечается в акте расстрела, раздалась команда «огонь!». Через минуту все было закончено.

Без малого сорок лет прожил Фриц Беен. И вот уже 50 лет продолжается его бессмертие. На родине Беена воздвигнут величественый памятник.

Мы никогда не забудем немецких и советских патриотов — Фрица Беена, Карла Гёрса, Франца Ваммахера, Василия Титова, Ольгу Семенову и многих других, погибших в борьбе с фашизмом.

Это рассказ полковника-инженера в отставке М.Корсунского.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)