направление
| отличительная черта направления
| ФИО писателя или поэта
| особенности стиля поэта или писателя, творчество которого относится
к данному направлению
|
1. Классицизм
| Изображение человека главным образом со стороны его обязанностей перед государством
| М.В.Ломоносов
| 1. Идея «просвещенного абсолютизма», под которым понимается такой тип государственного правления, при котором развитие государства зависит только от воли и разума самого монарха. На него не влияют ни Церковь, ни дворянство.
2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры.
|
2.
Сентиментализм
| Изображение личной жизни человека, его задушевных чувств
| Г.Р.Державин
| 1. В центре изображения – повседневная жизнь простого человека, его личные душевные переживания, его чувства и настроения.
2. Творчество Державина является предвестником реализма в русской литературе
|
Н.М.Карамзин
| Повесть «Бедная Лиза» - образец русского сентиментализма.
ü Раскрытие особенностей личной интимной жизни человека;
ü Культ чувств, сердечности, трогательной чувствительности;
ü Ориентация на изображение «обычной» личности, имеющей своё достоинство и стремление к её раскрепощению;
ü Противопоставление природы и ее чистоты порокам общества
|
3. Связь классицизма и реализма
|
| Д.И.Фонвизин
| ü Творчество Фонвизина несёт в себе черты, противоположные русскому сентиментализму в литературе XVIII века.
ü Его творчество проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе.
ü Основные идеи творчества Фонвизина:
ü критика дворянского общества и его бездеятельности невежества;
ü требование от дворянства подъёма политической сознательности и активности;
ü указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства;
ü пропагандирование борьбы с крепостничеством;
ü включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплелись во всём творчестве Фонвизина
|
4. Зарождение черт реализма
|
| А.Н.Радищев
| ü гипертрофированность переживания, что отражает черты сентиментализма;
ü хаотичность, постоянное изменение переживаний, впечатлений и настроений героя, что давало возможность без внешних средств сюжетности обеспечить движение в произведении, и эта особенность ярко проявилась в литературе критического реализма
|
5. Романтизм
| Романтики интере-
совались душеной жизнью человека, миром его чувств и страстей, наделяли своих героев чувствами и страстями исключительной силы, ставили их в необычные условия
| В.А.Жуковский
| ü романтическое двоемирие, то есть противопоставление печальной действительности идеального мира, созданного в стихах, и этот мир – либо мир прошлого, либо неведомые миры других стран;
ü использование сюжетов народного творчества, сказок, преданий и легенд, которые также противопоставляются миру реальности;
ü использование в лирике фантастики, таинственности, волшебства, которое противопоставлено всему обыденному;
ü создание идеального мира с целью возможности мечтать и надеяться на счастье и любовь, блаженство и покой;
ü достижение сильного, ярко выраженного психологизма в творчестве через раскрытие не только внутреннего мира другого человека, но и своего собственного;
ü философичность, личные переживания автора о вопросах мира, счастья и т.п.
|
А.С.Пушкин («южный» период творчества»
| ü Пушкина- романтика возмущало не только отсутствие свободы в самодержавном государстве, его отталкивала душевная мелкость общественных верхов;
ü на первый план у Пушкина-романтика выдвигалась тема любви с её принципиальным психологизмом (философия страстей. С представлением о страсти у Пушкина связаны образы пламени);
ü "Песнь о вещем Олеге": не только использовано летописное предание и блестяще нарисована эпоха древнегреческого язычества, но и взят явно романтический сюжет чудесного таинственного предсказания. Здесь у Пушкина появляется тема поэта-пророка, не подчиняющегося никакой земной власти, наделённого силой безошибочного предвидения, которое выделяет его из среды обыкновенных людей;
ü Прекрасны морские пейзажи Пушкина-романтика «К морю»). Пушкин видел в море воплощение непокорности и бунтарства. Недаром в его стихотворении "Узник" орёл, стремящийся на волю, звал поэта улететь "туда, где синеют морские края";
ü Южные поэмы: "Кавказский пленник", «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Герои поэмы отмечены романтической исключительностью, а их предыстория отличается намеренно созданной поэтом неясностью.
|
М.Ю.Лермонтов (раннее творчество)
| ü Романтические поэмы «Мцыри» и «Демон.
ü В романтическом творчестве Лермонтова ярко выделяются две основные тенденции: это романтическое отрицание действительности, наиболее сильно отражённое в «Демоне» и стремление к идеалу, и вера в лучшую жизнь, отражённая в поэме «Мцыри».
|
К.Рылеев
| идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского и др.), в ранних поэмах Пушкина и у Лермонтова.
|
Н.В.Гоголь
| «Вечера на хуторе близ Диканьки»:
ü реальная жизнь народа имеет черты поэзии, устремления к прекрасному и возвышенному;
ü прозе и неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир;
ü используются сказочные сюжеты;
ü реальность переплетается с вымыслом, а эпическое с лирическим
|
М.Горький (раннее творчество)
| В рассказах “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Буревестнике” песни и легенды о смелости, силе духа, свободе представлены повествованиями умудренного жизненным опытом старого цыгана Макара Чудры, молдаванки Изергиль, крымского чабана Надыр-Рагим-оглы.
|
6. Реализм
| Изображение человека разносторонне. Писатели рисуют типичные характеры и показывают при этом, в каких общественных условиях формировался тот или иной герой произведение. Это умение дать типические характеры в типических обстоятельствах и является главной чертой реализма
| А.С.Грибоедов
| ü Комедия «Горе от ума» включает в себя черты классицизма (единство места и времени,
ü пятиактное строение пьесы, деление героев на положительных и отрицательных, «говорящие» фамилии персонажей),
ü черты романтизма (противопоставление героя всему окружающему обществу, приподнятость над бытом, вера в силу убеждения, возвышенность и мечтательность натуры, ощущение одиночества в конце комедии, использование дорожной темы в комедии) и
ü черты реализма: отсутствие единства действия (одновременное развитие двух драм героя и двух параллельных сюжетных линий), вставные элементы, не имеющие прямого отношения к действию пьесы (рассказ Фамусова о Максиме Петровиче), отсутствие дидактизма, свойственного классицизму, так как порок и невежество не наказаны, а добродетель не восторжествовала в конце пьесы, большое количество действующих лиц (25), при этом 15 из них являются несценическими (то есть не появляются на сцене), в то время как в классической пьесе присутствуют не больше 7-8 сценических персонажа.
|
А.С.Пушкин
| Утверждение в литературе критического реализма. Широта охвата действительности и глубина проникновения в неё, раскрытие противоречий общественной жизни, всестороннее раскрытие человеческого характера, критика современности в согласии со взглядами народа и указание перспектив развития общества – всё это характерные черты пушкинского реализма
|
М.Ю.Лермонтов
| Роман «Герой нашего времени» - это синтез романтизма и реализма:
ü Романтическая необычность героя, доминирование повышенного интереса к психологии личности, истории её становления и развития, романтические происшествия с героем, лирическая окраска пейзажа, общий романтический колорит – признаки романтизма.
ü Протест против реалий действительности русской жизни выражается не через символ демона, присущий личности, а через саму личность, её характер, психологию, историю развития – это признаки реализма.
|
Н.В.Гоголь
| «Петербургские повести»: разрабатывается метод реализма
«Мёртвые души»: широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.
|
И.А.Гончаров
| ü Широкая эпичность, так как события, описываемые в романе, развиваются в течение 37 лет;
ü Неторопливость, постепенность развития действия, что позволяет с большей полнотой проникнуть в суть характера главного героя и выведенного на основе его образа понятия «обломовщина»;
ü Внутренний драматизм и др.
|
А.Н.Островский
| ü Через раскрытие семейных отношений автор раскрывает общие человеческие пороки;
ü Развитие конфликта двух «партий»: старших и молодых, богатых и бедных, своевольных и покорных и т.п.
ü Этот конфликт является одним из центральных в драматургии Островского
|
И.С.Тургенев
| ü Анализ психологии и характера главного героя;
ü Раскрытие сути конфликта;
ü Отражение многих черт и примет современной автору эпохи
|
Н.А.Некрасов
| «Кому на Руси жить хорошо»
Раскрываются все грани и стороны русской действительности пореформенного времени
|
М.Е.Салтыков-Щедрин
| Роман «Господа Головлёвы» - вершина русского реализма, так как отражает русскую действительность второй половины XIX века через описание семьи, которая переживает кризис семейных отношений.
|
Н.С.Лесков
| ü Освещение злободневных тем:
ü угнетение крестьянства,
ü быт простого народа и невозможно тяжелые условия жизни крестьян;
ü ликвидация привилегий дворянства и др.
|
|
| Ф.М.Достоевский
| ü особое место монолога, который призван помочь самораскрытию героев, обнажая их объективную натуру;
ü использование приемов реализма (реалистичность страданий и картин жизни),
ü глубокий психологизм, психологический анализ личности, характеров и поступков героев.
|
Л.Н.Толстой
| ü текучесть человека», динамика характера, «диалектика души»1-вот то, что стоит в центре внимания Толстого-психолога;
ü Горький говорил о Толстом, что произведения его «написаны со страшной, почти чудесной силой». Эта сила изображения жизни определяется непревзойдённым реализмом творчества Толстого;
ü стремлением Толстого к реализму объясняется и то, что Толстой беспристрастно указывает недостатки в характере даже любимых героев. Он не скрывает, например, что Пьер Безухов с головой бросался в безудержный разгул, что Наташа изменила князю Андрею и т. п.
ü стремление к глубочайшей жизненной правде вплоть до «срывания всех и всяческих масок» - основная черта художественного реализма Толстого.
|
|
| А.П.Чехов
| ü Это художник иной эпохи и иного реализма, сказавший важные слова: «Мы все народ». Потому и «типы», характеры у него другие – емкие, построенные на неожиданных контрастах, смелом смешении разных красок, положительных и отрицательных черт, из которых и состоит обычно реальный человеческий характер с его «текучестью».
ü Его художественное мастерство прозаика бесспорно, однако о нем с полным основанием говорили: «У Чехова за жизнью, как он ее рисует, вы не видите искусства».
ü Для Чехова это не только собственный творческий принцип, но и свойство всякой подлинной, чуждой претензий литературы Чеховские «художественные воспроизведения» иногда были беспощадны («Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата № 6»), иногда доброжелательны («Душечка», «Невеста», «Дама с собачкой»), но они всегда художественны и поэтому всегда правдивы; в них тогдашняя Россия вошла во всей ее многоликости и неизменно узнавала себя.
ü «В рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли», — говорил Толстой.
ü Чехов – признанный мастер «малых» прозаических форм – рассказа и повести, его достижения и открытия в этой сфере позволили ему создать новаторские пьесы, где зрячая критика общественных и людских недостатков сочетается с поэтичностью, лирической смелостью и глубиной.
|
Символизм:
«Старшие символисты»
«Младо-
символисты»
| течение, при котором символ (см. Символ) является основным приемом художественной изобразительности для художника...
| Д. Мережковский
З. Гиппиус
Ф. Сологуб
И. Анненский
В. Брюсов
К. Бальмонт
| Основные принципы символизма:
ü символ – главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов;
ü ориентация на идеалистическую философию и мистицизм;
ü предпочтение лирических стихотворных жанров;
ü собственное мифотворчество;
ü ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества;
ü искусство как интуитивное постижение мира.
|
А. Блок
А. Белый
В.Иванов
Эллис
|
Акмеизм
| одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.
| Н.С.Гумилев
А. А.Ахматова (раннее творчество)
О.Э.Мандельштам
| Основные принципы акмеизма:
ü освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
ü Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;
ü отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
ü стремление придать слову определенное, точное значение;
ü предметность и четкость образов, отточенность деталей;
ü обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
ü перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
|
Футуризм:
Кубофутуризм
Эгофутуризм
«Мезонин поэзии
«Центрифуга»
| общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.
| Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский
| Основные признаки футуризма:
ü бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
ü отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
ü бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
ü поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
ü культ техники, индустриальных городов;
ü пафос эпатажа.
|
Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев
|
Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин
|
Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов
|
Имажинизм
| литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.
| В. Шершеневич, А. Мариенгоф, Р. Ивнев,
С. Есенин, художник
Б. Эрдман
| Основные признаки имажинизма:
ü главенство «образа как такового»; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
ü поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
ü эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
ü поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
ü текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца.
|