|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Литературные экскурсии
Городские литературные экскурсии - особый вид экскурсий, в проведении которых есть свои сложности. Они проводятся в городе с его новостройками, шумом, магазинами, трамваями, троллейбусами со спешащими людьми. Городские литературные экскурсии ставят задачу познакомить экскурсантов с местами города, хранящими память о писателе и отраженными в его творчестве. Такие экскурсии могут быть и автобусными и пешеходными. Если в основу положен принцип ознакомления с памятными местами, связанными с жизнью и творчеством одного писателя, то, как правило, экскурсия строится по монографическому принципу. Например: «По Ауэзовским местам Алматы». Составляя маршрут, мы учитываем, то, чтобы он не был растянутым, переезды от объекта к объекту по возможности были не большими, а во время экскурсии не повторялись одни и те же улицы. Параллельно созданию продуманного, четкого маршрута собирается материал, относящийся к теме. После составления маршрута, сбора, а затем тщательного отбора материала проводится несколько объездов по созданному маршруту. Есть литературные экскурсии, которые знакомят с памятными местами, связанными с жизнью или творчеством нескольких писателей, это обзорные литературные экскурсии, например, «Литературный Алматы». И, наконец, существуют экскурсии, в которых знакомятся с памятными местами, не связанными непосредственно с событиями жизни писателя, а лишь с тем, как отразились эти памятные места в его творчестве. Эти экскурсии, созданные методическими приёмами литературного монтажа, почти всецело строятся на текстах художественных произведений. Их можно условно назвать поэтико-текстовыми экскурсиями. Таким образом, городские литературные экскурсии, бывают монографическими, обзорными и поэтико-текстовыми. Экскурсант идёт за экскурсоводом по городу, проходит возле литературного музея, уносится мыслью, слушая его рассказ, в давно минувшие времена вслед за литературными героями. Экскурсант судит о ценности экскурсии потому, насколько интересной или неинтересной она оказалась, насколько взволновала его. Вот почему важно для экскурсовода изучить приёмы и методы ведения экскурсии. В наши дни экскурсоводу, проводящему литературную экскурсию, уже мало только добросовестности, тщательности изучения фактов, когда он просто комбинирует, компилирует материал. Сейчас слушателя более удовлетворяет отшлифованная художественная форма, в которую экскурсовод облекает свой рассказ, а не вариант, когда он лишь ограничивается беглым показом памятного места. Овладение методикой проведения экскурсий помогает найти эту форму. Методика проведения литературных экскурсий - совокупность приемов, помогающих убедительно и целенаправленно, используя наглядность экскурсионного объекта, донести до сознания экскурсанта содержание рассказа о событиях, связанных с этим объектом. Но прежде чем подробно говорить о методике проведения, узнаем, как создается литературная экскурсия. Создание новой литературной экскурсии Чаще всего новая литературная экскурсия рождается так. Будущие её создатели собирают порой очень разрозненные сведения о том, что в каком-то городе есть памятные места, связанные с интересующим их именем. Очень редко случается в экскурсионной практике, когда сначала определяется тема, а потом к ней подыскиваются памятные места. Поиски объектов идут параллельно с подготовкой материала. Далеко не всегда бывает, что маршрут экскурсии складывается в начале работы. Случается, что составители меняют его 2-3 раза в поисках наиболее удобного, компактного, отвечающего всем требованием варианта. Работа над темами, как правило, осуществляется творческими группами, численностью 4-6 человек, а порой и больше. Каждый из членов творческой группы работает над какой-то частью маршрута. Составляя маршрут, они кладут в основу хронологический или тематический принцип, чаще всего хронологический. Он приемлем во всех монографических экскурсиях и во многих обзорных. Выявлять объекты не всегда просто. Прежде всего, конечно, экскурсоводы обращаются к справочникам. Это первый, наиболее простой этап. Но он не всегда результативен. Бывает, чтобы уточнить адрес, пополнить маршрут объектами, приходиться обращаться к родственникам, друзьям писателей, архивным материалам. Очень важным этапом в работе над составлением маршрута является отбор объектов. Случается, что из двух-трех равноценных объектов надо выбрать для экскурсии наиболее яркий и выразительный. Составляя маршрут экскурсий, желательно сделать так, чтобы памятное последнее место было внешне наиболее броским, эффективным, чтобы оно давало возможность подвести итог экскурсии. Вся сложная, долгая и кропотливая работа над созданием новой темы закрепляется в методической документации: методической разработке и тексте. Экскурсоводу необходима методическая разработка, в которой был бы суммирован весь материал по теме. Текст составляется с таким расчётом, что на каждой остановке материал излагается в течение 15, в крайнем случае, 20 минут. Желательно, чтобы размеры цитат не превышали 4-х строк стихотворного текста, а цитирование прозаического текста - не более 6-10 фраз. Практика показывает, что трудно воспринимать на слух цитаты большего размера. Естественно, что каждая экскурсия начинается со вступления. Когда уже отобран и продуман материал, продумываем вступление. В литературных экскурсиях часто и удачно используется приём, когда экскурсия начинается необычной, сразу заинтересовывающей, вводящей в нужное настроение стихотворной цитатой. Качество текста во многом определяет успех или неудачу новой экскурсии. Основные методические приёмы, которые экскурсоводы будут развивать в своей работе, уже заложены в тексте. Методические приемы. Показ памятного места. Один из основных принципов экскурсионного дела - сочетание показа с рассказом. Показ в литературной экскурсии не самоцель. Он служит для того, чтобы помочь экскурсанту обратить внимание на главное. Показ объекта и рассказ о нём определённым образом сочетается в экскурсии. Показ даёт возможность приступить к рассказу, и во время него мы в свою очередь вновь и вновь постоянно обращаемся к показу объекта. Но показ- это не просто механический процесс, в котором экскурсовод обращает внимание слушателей на облик здания. Показ - это метод, пользуясь которым, экскурсовод через выявление характерных черт здания, района, ландшафта знакомит слушателя с отдельными фактами биографии поэта. С поэтическими и прозаическими отрывками из его произведений, связанных с памятными местом. Если экскурсовод не пользуется методом показа, его экскурсия превращается в отвлеченный пересказ прочитанных им статей, совершенно оторванный от дома, района, улицы, ради знакомства с которым и приехали сюда экскурсанты. В процессе рассказа мы часто обращаемся к показу дома, экскурсанты держат его всё время в поле зрения, и, следовательно, целенаправленный рассказ экскурсовода в сознании слушателей становится неотделимым от здания, с которым связаны излагаемые нами события. Большую роль в показе здания играет метод- приём реконструкции, пользуясь которым экскурсовод может создавать в своём рассказе картины быта, жизни, некогда связанные с экскурсионным объектом. Особо следует сказать о показе в литературной экскурсии памятников писателям, литературным героям или общественным деятелям. Он совершенно не таков, как, например, в искусствоведческой или архитектурной экскурсии. В литературной экскурсии, как правило, показ памятника строят таким образом, чтобы через него приступить к раскрытию определённых сторон творчества писателя. Фотоиллюстрации играют огромную роль в накопление зрительных впечатлений. Они дополняют впечатления от рассказа экскурсовода и знакомства с памятными местами. Успех экскурсии во многом зависит от правильного показа иллюстраций. Удобен размер фотоиллюстрации 18*24. Лучше, когда они наклеены на картон. Помня о том, что фотоиллюстрации являются хорошим дополнением к рассказу, экскурсовод постоянно обращается к их демонстрации. Фотографии ни в коем случае не передаются во время рассказа. Когда рассказ на остановке окончен, фотографии передают в руки экскурсантам, и они рассматривают их во время переезда от одного объекта к другому, т. к. здесь у них есть свободное время. Фотоиллюстрации часто применяются в рассказе о здании, которое мы показываем экскурсантам. Но есть другой вариант, когда иллюстрацию используют для того, чтобы привлечь в экскурсию материал о пребывании поэта в другом городе, т. е. она непосредственно не относится к объекту, о котором идёт речь. В этом случае показывают фотографию, если она связана с какой то важной вехой в его жизни, и стараются не заслонить ею локальный материал, а наоборот, глубже его раскрыть. Мастерство рассказа. Рассказ в экскурсии строится на основе массы разрозненных фактов. Темы, которых мы касаемся на каждой остановке, порой очень далеки одна от другой. А цель - составить связный рассказ. И в этом помогают логические переходы, исполняющие роль связующих элементов. Логические переходы бывают разными: чисто формальными или обоснованными глубоким внутренним смыслом повествования. Под формальным переходом мы имеем в виду логический переход, который идет от внешних, несвязанных с основной идеей рассказа примет: от топографии района, от второстепенных деталей. Большую роль в деле построения связанного, четкого рассказа играет подбор справок, которые сообщаются на переездах. Это материал, который относится к какому- либо зданию и тематически связан с экскурсией, но настолько невелик по объему, что он не дает возможности построить самостоятельный рассказ. В этом случае не делаем его объектом экскурсии, не останавливаем около него машину, но походу экскурсии, если проезжаем линию этого здания, ведется в течение нескольких минут рассказ о событиях, связанных с ним. Отбираются такие справки, чтобы они были тесно связаны с темой экскурсии. Посещение музея во время литературной экскурсии. Особую роль играет посещение музея. Экскурсия в среднем рассчитана на 3 астрономических часа. В ней бывает 6-7 объектов, и желательно, чтобы среди них был музей. В городской экскурсии мы не можем показывать весь музей, так как мы располагаем лишь получасом дня знакомства с ним. Музей является одним из объектов нашей экскурсии, построенной в хронологическом порядке и, следовательно, в музее надо рассказать только об одном периоде жизни писателя. Показ экспозиции музея помогает раскрытию основной темы экскурсии, но ни в коем случае не заслоняет её. Мы помним, что экскурсия по городу - наша основная цель, а показ музея - только средство, помогающее лучше выполнить эту основную задачу. Посещение музея можно включить в любую часть монографической или обзорной экскурсии в зависимости от того, с каким периодом жизни писателя соотносится экспозиция. Контакт с аудиторией. Личность экскурсовода, это эрудиция, знание материала, умение образно и увлекательно его подать- залог успеха экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, трепетность чувства первооткрывателя – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. Сложность работы экскурсовода заключается в том, что обстоятельства заставляют его быть подготовленным к общению с разными группами, к тому, чтобы варьировать текст экскурсии. Экскурсовод для своих слушателей - это проводник по городу, биографии и творчеству писателя. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |