|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Признаки экскурсии
Рисунок 3 - Признаки экскурсии
Рассмотрим упомянутые нами признаки подробнее. 1. Показ экскурсионных объектов в естественной обстановке. Экскурсионный метод построен на примате показа. Методистами подчеркивается коренная необходимость на экскурсии чисто зрительного восприятия прямого наблюдения объекта. Действительно, специфика экскурсионной работы состоит в том, что она строится на предметной основе подлинных памятников. Ян Амос Коменский более трех столетий назад выдвинул и обосновал принцип: все видимое представлять зрению, все слышимое – слуху. В наглядности обучения великий русский педагог К.Д. Ушинский видел могучее педагогическое средство. Он писал: «Кто не замечал над собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания, и что к такой, врезавшейся в нас, картине мы легко и прочно призываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро?». Наглядность – важная ступень чувственного познания, построенная на живом созерцании, является основой создаваемых представлений и понятий. Признак наглядности имеет первостепенное значение. Только при его правильном применении на экскурсии, у ее участников могут быть созданы ясные представления о каких-нибудь явлениях в природе, экономике республики, края, города, исторических событиях, происходивших в этих местах. Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания – предметы внешнего мира – архитектурные объекты, памятники истории, культуры, природы, места, где происходили значимые события. Процесс познания начинается с возникновения контакта органов чувств человека с объектом. Как указывалось выше, восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств человека. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Усвоение знаний – сложный процесс, включающий в себя непосредственные ощущения и восприятия, осмысливание путем активного мышления, запоминание на основе памяти. Ощущение состоит в отражении отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно тесно связано с восприятием. Восприятие – более сложный процесс познания предметов и явлений окружающего мира, дающий человеку значительно больше в чувственном познании окружающей действительности. Чувственное восприятие – это деятельность первой сигнальной системы человека, получающего сигналы от окружающей среды. Но одновременно происходит и осмысливание. Отсюда можно сделать вывод, как важно в экскурсии использовать все виды наглядности. Участников экскурсии окружает одновременно целый ряд объектов. Задача экскурсовода – выделить из этого ряда нужный объект, который становится объектом восприятия экскурсантов. Это необходимое условие отчетливого восприятия. Остальные объекты представляют собой фон. Следующий этап познания – осмысливание, в результате чего экскурсанты познают сущность предметов и явлений реального мира. Этот процесс происходит под руководством экскурсовода путем взаимодействия наглядности и слова. Сочетание того и другого обеспечивает создание правильных представлений. Значит, именно наглядность дает конкретный материал для восприятия и вызывает более активное мышление участников экскурсии. Отсюда вытекает главное правило экскурсионной методики: от показа – к рассказу. Рассмотрим это на примере. Экскурсионная группа подошла к памятнику. Экскурсовод, применив особый прием – паузу, - дает возможность экскурсантам осмотреться, сориентироваться на местности. Затем, используя прием предварительного осмотра, он выделяет нужный объект, называет его, обращая внимание группы на этот объект. Этим самым он дает возможность экскурсантам познакомиться с внешним видом объекта, выделить в нем интересные детали, получить первые зрительные впечатления от объекта. Затем начинается следующий этап – осмысливание на основе мышления, когда происходит взаимопроникновение чувственного образа, слова и мысли, - рассказ экскурсовода об объекте и событиях, связанных с ним. Используя экскурсионный анализ, экскурсовод ведет рассказ, направленный на формирование понятия об окружающей человека действительности, вскрывая сущность данного объекта, явления. Подчеркнем также, что экскурсия предоставляет ее участнику предмет изучения в его естественной обстановке, а не в положении изолированности от окружающего, и тем более не в искусственном воспроизведении. Поэтому важный признак экскурсии заключается в том, что она предоставляет экскурсанту предмет изучения в его естественной обстановке. Прямое общение с новыми фактами бытия обогащает сознание. Например, природоведческая экскурсия проводится в естественной природной среде, её экскурсионными объектами являются предметы и явления природы. Подлинно экскурсионным является только тот объект природоведческой экскурсии, который может быть понят и изучен на месте его нахождения, в естественной природной среде и не является обычным наглядным пособием, принесённым на лекцию или урок. Природоведческий экскурсионный объект неотделим от природного комплекса, от природного, локального окружения. Каждый предмет природы, находящийся в доступном для экскурсионного показа месте, каждое явление природы может быть экскурсионным объектом, т.е. отвечать целям экскурсионного показа. Этим следует руководствоваться при создании экскурсии, в частности, в природу. 2. Наличие определенного маршрута. Маршрут составляется при разработке экскурсии. Он имеет свои варианты построения, для удобства работы экскурсовода и водителя (на транспортных экскурсиях) изображается в виде схемы с определёнными условными обозначениями. Протяженность маршрута от нескольких десятков метров (выставка, музей), до нескольких сот километров, в большинстве случаев несколько км. Исключение составляют авиационные средства передвижения (тысячи км) и космические (транспорт экскурсий будущего). К маршруту предъявляется определенные требования по построению, протяженности, виду, но главные - глубокое раскрытие содержания экскурсии и обеспечение безопасности людей. В соответствии с требованиями ГОСТа 28681.1.- 95 РК «Туристско-экскурсионное обслуживание», в обязательную документацию экскурсии входит схема маршрута транспортной или пешеходной экскурсии. 3. Учитывая то, что маршрут представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, добавим, что без путешествия, передвижения в новое место нет экскурсии, из чего вытекает важнейший признак экскурсии – путешественность. Можно утверждать, что экскурсионность прибывает и развертывается по мере расширения путешествий в различные регионы. Экскурсии сродни путешествиям по своей природе, хотя многие исследователи, рассматривая путешествие как вид туристской деятельности, считают экскурсию соподчинительной путешествию. Нам же представляется, что даже самые ближние экскурсии уже заключают в себе элемент путешествия, являясь выходами из обыденной обстановки, вводя в новую среду. Под понятием - «путешественность» - кроется богатое психологическое содержание; в нем ярко сочетаются представления о множестве сильных, душевных свойств и влиятельных явлений из области различных познавательных процессов и из среды эмоций и волевой инициативы, напряжения активности, деятельного воплощения всей личности. Экскурсия осуществляется движением человека к миру в сложной динамике исследовательского воодушевления, пробуждающегося от расширения индивидуального бытия и творческого порыва в многообразном переплетении и высоком подъеме психологических сил. Свобода от повседневности и влияние новизны воспринимаемых впечатлений существенно повышают ритм и темп переживаний. Пробуждающаяся энергия экскурсанта раскрывает органы чувств, обостряет мысль, внимание, воображение, активизирует его восприятие экскурсионного материала. 4. Активность экскурсантов и экскурсовода Активность показа в экскурсионном деле, по мнению Б.В. Емельянова «не пассивное любование памятниками природы или произведениями, созданными руками человека, а целенаправленное наблюдение (изучение, исследование) объектов. Это анализ чувственно воспринимаемых объектов с помощью экскурсионной методики, процесс, требующий активных действий экскурсовода и экскурсантов». Поскольку, как указывалось выше, имеется в виду процесс взаимодействия двух сторон (экскурсовода и экскурсанта), то и рассматривать его следует как двусторонний процесс, где обе стороны активны. Всякая же попытка рассматривать экскурсию как односторонний процесс, когда активен только экскурсовод, а экскурсанты пассивно принимают от него информацию, приводит к неправильному истолкованию и ошибкам, как в организации экскурсионной работы, так и в определение роли и места экскурсовода. Экскурсовод активен как внешне, так и внутренне. Его внешняя активность проявляется в громкой речи, жестах, мимике. Внутренняя - в мыслительной деятельности. В построении плана рассказа, в обдумывании того, что и как сказать. В анализе поведения экскурсантов, заключающемся в их отношении к услышанному и увиденному. Что же касается активности экскурсантов, то она в большей степени внутренняя. Экскурсант, слушая рассказ экскурсовода, обдумывает, анализирует, сопоставляет новые знания с теми, которыми имеются у него самого. Он не всегда задаст вопрос, подаст реплику. Естественно, что такую активность наблюдать и стимулировать значительно сложнее. Это своеобразная трудность экскурсионной работы, которая решается каждым экскурсоводом индивидуально, исходя из его подготовки и опыта. Тем не менее, надо сказать, если экскурсия построена в соответствии с рекомендациями педагогической науки, то она протекает так, что экскурсант не перестает быть активным. Эта активность появляется в его умственной деятельности, в его отношении к экскурсии. 5. Наличие квалифицированного руководителя - профессионала. Из вышеизложенного понятно, что руководить процессом познания предметов и явлений окружающего мира на экскурсии, должен квалифицированный специалист, владеющий экскурсоводческим мастерством. В экскурсии, которая, по сути, представляет собой творческий акт публичного общения, одинаково важно не только то, что произносит экскурсовод, но и как он преподносит материал. Б.В. Емельянов дает следующее определение экскурсоводческому мастерству: «Это вид мастерства, который, помимо своей специфической, профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства (педагогического, лекторского и др.). Это мастерство находит выражение в уровне исполнения тех методических рекомендаций, которые обеспечивают высокое качество преподнесения экскурсионного материала». Экскурсанты хотят видеть в экскурсоводе-собеседнике компетентную личность, специалиста, знатока. Любые ошибки и неточности сразу подрывают доверие группы, которое очень трудно затем восстановить. Но мастерство экскурсовода оценивается не только по содержательным параметрам. Ведь экскурсия представляет собой тип ролевого общения, так как каждый участник диалога действует в пределах регламента: определенный стиль поведения задан и ролью экскурсовода и ролью экскурсанта. Как правило, эти роли охотно «играются». Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определенному сценарию, она представляет собой тип прямого общения. «Трибуна» экскурсовода уникальна по своей природе – близостью к аудитории, общением без техники, связи, без рампы – глаза в глаза. Возникает относительно камерная атмосфера неформального контакта, где любой человек может задать любой вопрос, высказать суждение, вступить в спор. Опыт показывает и доказывает: информация доступна слушателю и в других источниках. Экскурсия же дает единственную в своем роде возможность личного наблюдения и личностной оценки идеи, смысла объекта и «сквозь» отношение к нему ведущего – подсознательной перепроверки собственных жизненных представлений и позиций. Экскурсовод общается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая ее реакцию. Это умение – чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода. В процессе экскурсии ее руководитель, обладая профессиональными знаниями, навыками, умениями решает целый ряд задач, связанных с методикой показа и рассказа и техникой проведения мероприятия. Каждый человек без посторонней помощи может осмотреть какое-либо архитектурное сооружение, музейную экспозицию, природный комплекс, воспринимая при этом, только их внешний вид. С помощью же экскурсовода он видит не только сам экскурсионный объект, но и различает его разные части, стороны, внешние особенности, принимает участие в их анализе. Например, центральный горельеф Мемориала славы в г. Алматы «Подвиг» имеет двойной фон: фрагмент Кремлевской стены и контур карты КазССР. По нашим наблюдениям, 99% экскурсантов без помощи руководителя не видят этот контур, который является совершенно необходимым объектом показа. Опираясь на него, и, используя в рассказе прием индукции, грамотный специалист подчеркивает значение подвига героев-панфиловцев в масштабах всей страны и многонациональный состав воинов дивизии. Таким специалистом является экскурсовод. От его знаний и умения зависит качество проводимых экскурсий и, в конечном итоге, имидж предприятия, чьим представителем он является. Это главное лицо в экскурсионном бизнесе, которое имеет свои обязанности и права, определенные на государственном или местном уровне. Экскурсовод проводит ограниченное число тем экскурсий (на производстве и природе, в городе, музее, выставке), которые периодически обновляются. При обслуживании туристов организация приглашает экскурсоводов по темам, которые необходимо произвести. Опытные экскурсоводы способны освоить до 20 экскурсий по разной тематике, начинающие работают по 1 - 2 темам. Обязанности экскурсовода обширны: проведение экскурсий, разработка и совершенствование экскурсий, обеспечение безопасности людей и многое другое. 6. Целенаправленность осмотра. Этот признак определяет обязательное наличие темы проводимой экскурсии, последовательность показа объектов раскрывающих содержание, систематизирует не только показ, но и рассказ экскурсовода. Главным критерием мастерства экскурсовода является владение темой. Тема в экскурсии – это предмет показа и рассказа, она определяет отбор экскурсионных объектов, содержание рассказа экскурсовода и «Портфеля экскурсовода». Тема объединяет разрозненные части экскурсии, и, что очень важно, жестко регламентирует рассказ в определенной канве, не давая экскурсоводу изложить об объекте, всю известную ему информацию. Дело в том, что многоплановые объекты могут включаться в несколько различных экскурсий. Например, Свято – Кафедральный собор Вознесения в г. Алматы является объектом тематических экскурсий на историческую, архитектурно – градостроительную, религиозную темы. Целенаправленность придаёт смысл экскурсии, способствует выполнению поставленных задач. При отсутствии целенаправленности экскурсия превращается в бессистемный показ, не выполняющий воспитательные, пропагандистские, рекламные, познавательные и другие функции. Поэтому в главном документе экскурсии (технологической карте) самым первым пунктом после титульного листа указывается цель экскурсии. В зависимости от темы, названия и контингента людей, для которых разработана экскурсия, цели, особенно воспитательные, могут меняться. 7. Продолжительность по времени проведения экскурсии. Как правило, продолжительность городских обзорных и тематических экскурсий варьируется от 1 до 4 академических часов, загородных – до 24 астрономических часов, что регламентировано верхним временным пределом, определенным Всемирной туристской организацией. Самыми короткими экскурсиями являются производственные, музейные и выставочные, их продолжительность может быть до 1 академического часа (45 мин). До 24 часов проводятся, в основном, загородные экскурсии. Естественно, это не означает, что экскурсовод работает без отдыха. В таких экскурсиях много времени уделяется организационным вопросам (питание, дополнительные экскурсии в другом населенном пункте, заповеднике, развлечения, отдых, обед и другие мероприятия). Это время, в отличие от непосредственного ведения экскурсии, считается сопровождением, оплачивается по меньшим расценкам, но предполагает нахождение экскурсовода с группой. Например, во время проведения экскурсии на ГЭС, экскурсию в здании проводит экскурсовод-производственник, т.е. специалист, имеющий фундаментальные знание по данной теме или экскурсия «Дорогой дружбы» в Бишкек из Алматы предполагает проведение экскурсии по столице Кыргызстана местным экскурсоводом. 8. Наличие определенной аудитории. Качество экскурсии напрямую зависит от правильного дифференцированного подхода к ее организации, содержанию и методике подготовки и проведения. В педагогике под дифференцированным подходом понимают «целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся». Экскурсовод в своей практической деятельности постоянно имеет дело с группами туристов разительно отличающихся между собой. Понимание потребностей аудитории при дифференцированном подходе дает возможность адресного обращения к ней (подробнее о дифференцированном подходе см. в разделе «Экскурсионный менеджмент»). Количественный состав экскурсантов может быть от 1 до 70 человек. В советский период все экскурсии проводились для коллективов людей. Но время внесло свои коррективы. В настоящее время происходит разделение общества, много туристов, путешествующих по индивидуальным маршрутам, в крупных городах появились представительства зарубежных организаций, к которым прибывают гости, в местные организации приезжают партнёры по бизнесу и т.д. Поэтому часто экскурсии проводятся для 1-3 человек. В группах местного населения количество экскурсантов чаще всего 50 – 55 человек. Бывают исключения при обслуживании местного населения, особенно школьников, когда группа достигает 70 человек, так как количественный состав экскурсантов часто определяется наличием посадочных мест в транспорте. Максимальный состав людей в группе зависит также от условий проведения экскурсии в определённых местах - музеях цехах, природных объектах, сопряжённых с опасностью или величиной помещения. Поэтому, а во многих музеях и выставочных залах разработаны свои стандарты, определяющие максимальное число экскурсантов на единовременное посещение. 9. Обязательная документация по теме. Подготовка новой экскурсионной темы представляет собой сложный и продолжительный процесс. Разработку новой темы лучше поручить творческой группе. Иногда сложность темы может потребовать большого времени на подготовку. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы: экскурсионный пакет, который включает утвержденную технологическую карту, контрольный текст экскурсии, схему маршрута, паспорта экскурсионных объектов, «Портфель экскурсовода», приказ руководителя предприятия, допускающий экскурсовода к проведению защищенной им темы экскурсии. Наличие экскурсионной документации создаёт предпосылки для качественного проведения экскурсии Обобщив важнейшие с нашей точки зрения признаки экскурсии, мы считаем, что: Экскурсия – это путешествие определенной аудитории в пределах 24 астрономических часов к учтенным маршрутом объектам, располагающимся в естественной обстановке, с целью приобретения новых знаний и впечатлений с помощью комплексного (визуального, вербального эмоционального) восприятия, которое формирует квалифицированный руководитель (экскурсовод).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |