|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Обзорная и тематическая городские экскурсии
«Труднее всего, рассказать о каком – либо городе, даже о своем родном. Всегда чувствуешь, что не в состоянии поведать и сотой доли того, что хотел бы. Города – это миры нашей планеты, города – это далекое прошлое и сегодняшний день, и наше будущее». (Ч. Айтматов). Города, как исторически сложившиеся центры промышленности, культуры, науки представляют необычайно широкие возможности для экскурсионной работы. Н.П. Анциферов - лучший теоретик и практик особого типа экскурсий, основанных на приложении литературного материала к изучению городской среды. Являясь по существу создателем нового жанра на стыке литературоведения и культурологии, он подчеркивал неразрывность предметной исторической среды и творчества людей, проявляющуюся в их окружении и быте. Ключевым для концепции ученого является образ города. Н.П. Анциферов отрицает экскурсию как показ достопримечательностей, независимо от того, проводится ли она невежественным гидом или подготовленным специалистом, и так формулирует ее цель: «Экскурсия должна быть постепенным покорением города познанию экскурсантов. Она должна раскрыть душу, меняющуюся в историческом процессе, освободить ее из материальной оболочки города, в недрах которой она сокрыта, провести, таким образом, процесс спиритуализации города и, быть может, почувствовать некоторое подобие дружбы с ним, войти с ним в любовное общение…» Тематику городских экскурсий определяют характерные черты развития города, его прошлое и настоящее. В городах, имеющих давнюю историю, богатые научные и культурные традиции, выдающиеся архитектурные сооружения, развитую индустрию, тематика экскурсий шире и разнообразнее, чем в небольших городах или городах-новостройках. Таким образом, никакого стандарта в тематике экскурсий, одинаково годных для всех городов, не существует. То есть никогда экскурсии, проводимые в разных городах, не будут однообразными и схожими. В каждом городе экскурсии имеют свои названия, а содержание подтем раскрывается на особом, местном, неповторимом материале. Более того, каждый город имеет свои особые аспекты развития, которые находят свое отражение в экскурсии. Но круг рассматриваемых вопросов, основные принципы построения, единообразие методики в подготовке экскурсий, ее унификации, методика проведения городской экскурсии всюду идентичны. Еще один важный критерий, который их объединяет – эти экскурсии в своей совокупности должны отражать наиболее существенные стороны жизни города, его истории и современного состояния. В каждой экскурсии экскурсовод должен добиваться того, чтобы связь между историей и сегодняшним днем жизни города была естественной и органичной. Эта связь призвана служить более глубокому осмыслению теоретических положений и наиболее правильному подходу к решению современных практических задач. Экскурсоводу необходимо знать и хорошо уметь доводить до слушателей наиболее современную интерпретацию всех проблем и вопросов, поднимаемых в экскурсии, иметь свою определенную позицию. Городские экскурсии можно разделить на два типа: - обзорные многоплановые (многотемные) экскурсии; - тематические экскурсии. Уже название каждого типа определяет содержание экскурсий и характер отбора и использования в них экскурсионных объектов. Обзорная городская экскурсия является наиболее востребованной, она обычно включается во все программы обслуживания туристов. Часто, при кратковременном визите, это единственная экскурсия, заказанная для них. Она пользуется популярностью среди школьников города, а также у жителей пригородов и сел данного региона. Для экскурсантов она обычно представляет наибольший интерес, так как позволяет за короткий срок ознакомиться с основными страницами истории города, своеобразием его современного облика. Эта экскурсия дает общее представление о городе, знакомит экскурсантов с его архитектурным обликом, историей, природой, экономикой, наукой, образованием, достопримечательностями. Озорная экскурсия – это стройный последовательный рассказ о городе, основанный на показе наиболее значительных памятников. Впечатления от обзорной экскурсии должны адекватно отражать характер города, его исторически сложившуюся индивидуальность и своеобразие. Обзорные экскурсии, раскрывающие целый ряд тем о городе, районе, крае, по своей сути многоплановы и достаточно сложны. Они насыщены обилием фактического материала с его широкими хронологическими рамками, многообразием показываемых объектов. Причем обзорная экскурсия всегда ограничена определенным временным пределом, это обстоятельство влияет на то, что освещаемые в ней события излагаются крупным планом. В этом отношении показательна обзорная городская экскурсия «Алматы – южная столица Казахстана», имеющая продолжительность 4 академических часа. Как правило, ее заказчики не располагают достаточным временем для детального ознакомления с городом. (Например, участники конгрессных мероприятий, транзитные туристы, гости городских властей). В полноте представлений о городе, воспитании эрудированного человека, патриота и интернационалиста заключается основная целевая установка городской обзорной экскурсии. Задача такой экскурсии - представить экскурсантам город как исторически сложившийся комплекс, ознакомить экскурсантов с особенностями его облика и современного состояния. Впечатления от обзорной экскурсии должны адекватно отражать характер города, его исторически сложившуюся индивидуальность и своеобразие. Задачи экскурсии меняются в зависимости от состава группы. Например, если проводится экскурсия с иностранцами, то задачей становится удовлетворение их интереса к незнакомой стране, традициям и культуре ее народа и т.д. Разработка и организация городской обзорной многоплановой экскурсии достаточно сложна. Вследствие изобилия информации, у авторов, естественно, возникают вопросы: Как вместить огромный материал, который связан с городом, в одну экскурсию? С чем ознакомить экскурсантов в обязательном порядке? Что необходимо показать в течение 2-3 часов, а что можно опустить без ущерба? Как выбрать оптимальный маршрут, связывающий прошлое и настоящее города? Решение этих непростых вопросов усложняется еще и тем обстоятельством, что для большинства туристов, путешествующих специальными поездами, пароходами и самолетами, обзорная экскурсия может оказаться единственной встречей с городом, и излишне лаконичный, неполный показ и рассказ могут дать искаженное представление о нем. Учитывая огромное познавательное значение экскурсии, таких просчетов допускать нельзя Основное требование к такой экскурсии – это создание композиционной стройности, логической связанности, единой системы. При этом нельзя потерять и содержание единых подтем и основных вопросов. При создании такой экскурсии надо найти одну-три доминирующих особенности, которые выделяют этот город среди других. Первой доминантой является историческая особенность возникновения и развития этого города. Был ли он городом-крепостью или торговым центром, возник ли он как центр образования или религии, а может, он развился как промышленный центр. Вторая доминанта – ход исторический событий: например, народные восстания против угнетателей и иноземных захватчиков, становление города от первого поселения (караван – сарая, укрепления) до областного центра или мегаполиса. Архитектурные памятники – обязательная подтема обзорной экскурсии. Они позволяют почувствовать живую связь времен, достоверность событий, которые происходили в городе. Кроме того, следует отметить, что градостроительные решения и архитектурные памятники обладают большой силой художественного воздействия. Они надолго остаются в памяти, и турист, припоминая впоследствии общее впечатление от города, прежде всего, мысленно воссоздает его архитектурные особенности. Каменная летопись, как иногда называют архитектуру, позволяет почувствовать живую нить времени, приобщиться к событиям, происходившим в городе. Необходимо отметить, что национальное своеобразие архитектуры, культуры и быта горожан, их традиции и обычаи, ремесла всегда вызывают особый интерес туристов, да и жителей самого города, особенно, молодежи и детей. Это своеобразие надо бережно донести до них, т.к. это является одной из основ стабильности общества. Так в некоторых городах, например, России представлены прекрасные образцы древнерусской архитектуры. Этому ознакомлению экскурсантов с шедеврами русского зодчества должно быть уделено особое внимание. С восточной архитектурой, своеобразием быта казахского народа, традиционными самобытными промыслами и ремеслами всесторонне ознакомиться дают возможность Туркестан и Тараз. Многие города подарили миру знаменитых писателей и поэтов, другие вошли в историю, как колыбель великих научных открытий или место деятельности известных артистов, художников и других деятелей искусства. Чувство гордости, которое испытывают горожане за великих людей – своих земляков, должно быть передано и туристам. В обзорной экскурсии нельзя также обойтись без рассказа о промышленности города, об особенностях его культурного развития, без характеристики его научных и культурных учреждений. Одно только включение в городскую обзорную экскурсию перечисленных обязательных тем позволяет создать структурный костяк экскурсии. При разработке тематической структуры экскурсии, помимо названых подтем, необходимо учитывать и черты национального своеобразия, и особый вклад каждого города в развитие экономики и культуры страны, и примечательные события в его истории. Городская обзорная экскурсия – экскурсия высокой категории сложности. Здесь требуются знания из самых разных областей истории, экономики, науки и культуры. Такая экскурсия сложна обилием приемов и способов показа разнообразного круга памятников – исторических, военно-исторических, архитектурных, литературных, промышленных, художественных и других. Она отличается широтой охвата вопросов, имеет по сравнению с тематическими экскурсиями более массовый круг слушателей. Наконец, городская обзорная экскурсия имеет более актуальный характер, в большей степени способна отразить узловые проблемы современности. Не вызывает сомнения, что обзорные экскурсии во всех городах должны быть построены на основе единых требований и методических принципов, которые бы соответствовали современному уровню развития экскурсионного дела. Только в этом случае они получат четкую конструктивность, информационную емкость, логическую завершенность и будут соответствовать своему назначению. Важно умело распределить время в городской обзорной экскурсии между историческим и современным материалом. Для древних городов, обладающих большим количеством исторических памятников, порядка половины времени отводится на раскрытие тем, связанных с прошлым. К сожалению, в Казахстане с его традиционной кочевой культурой и разрушительными войнами, когда завоеватели считали своим долгом уничтожение материальных и духовных ценностей побежденных, мало осталось архитектурных свидетельств минувшего в городах. Даже в молодом городе Алматы нет памятников первых десятилетий его существования. Они разрушены неразумными обитателями во имя принципов построения нового социалистического города будущего, а также селями, землетрясениями и пожарами. Поэтому в Казахстане в городских обзорных экскурсиях превалируют современные и связанные с относительно недавним прошлым (ХХ век) темы. Кроме требований правильного соотношения исторического и современного материала, надо соблюдать также и соотношение между локальным, городским бытом, с одной стороны, и общенациональными и даже общемировыми событиями с другой стороны. Для Алматы – это вопросы функционирования Великого шелкового пути, возникновение Казахского ханства, вхождение в состав российской империи, мировые войны, обретение суверенитета и т.д. Эти вопросы раскрываются с точки зрения их влияния на город и участия горожан в этих событиях. Например, касаясь подтемы «Годы суровых испытаний» в обзорной экскурсии по Алматы, экскурсовод рассказывает о формировании дивизий в городе, в том числе и под командованием генерала Панфилова И.В., о героях войны, об учреждениях научных, промышленных, культурных, эвакуированных в город и давших огромный импульс его развитию. Он показывает здания того периода и памятники героям: С.Д.Луганскому, М.Маметовой, А.Молдагуловой, И.В.Панфилову, Мемориал Славы. При отборе объектов необходимо руководствоваться определенными принципами: - следует выбирать только те объекты, которые имеют отношение к темам экскурсии; - включать в обзорную экскурсию объекты наиболее типичные, наиболее полно раскрывающие основные вопросы. Например, говоря об образовании в Алматы, достаточно выбрать основным объектом КазНУ им. Аль-Фараби или КазНПУ им. Абая, как самые крупные и старые университеты страны, причем лучше остановить внимание на КазНПУ, т.к. он удобнее расположен и его легче включить в маршрут; -показывать подлинные памятники, т.к. перестроенный до неузнаваемости объект мало расскажет о своей эпохе; -жертвовать интересными объектами, расположенными вдалеке от большинства памятников. Для написания текстов, методических указаний, других материалов городской обзорной экскурсии надо знать, что такое город и какие типы городов существуют. Город – это исторически сложившийся в процессе общественного развития труда населенное место, функции и облик которого изменялись со сменой общественно-экономических формаций. По величине города разделяются на крупные и крупнейшие с населением более 200 000 человек, средние – от 50 до 200 тыс., малые с населением до 50 тыс. Это разделение не является общепризнанным, например, в США городом называют и пункты с населением порядка 1тыс. человек. По социальным функциям города – это столицы, промышленные, культурные центры, курорты, крепости, порты. По времени возникновения – древние, старые и новые. Статус города (городские права) – это место данного города в структуре и иерархии городов по различным основаниям: степени развития, роли в экономической, политической, культурной жизни страны. Статус города определяется потенциалом и ресурсами города (информационными, финансовыми, кадровыми и т.д.), в том числе и внешними связями с другими городами и странами. Под обликом города понимается его внешний вид (архитектура, достопримечательности, природные особенности, местоположение, чистота улиц, освещенность дорог и т.п.) Душа города – исторически проявляющееся целостное единство всех сторон жизни города, не зависимое от представлений о нем, неизменное в своей сути и не сводимое к сумме составных частей, выражающееся в уникальном стиле культуры города, являющемся частью национальной культуры. Душа города – широкое понятие, также как и образ города. Образ города не является частью его души, ведь в образе важна как целостность, так и отдельные составляющие вне связи друг с другом, тогда как душа города включает исключительно связи между различными составляющими городской культуры. Образ города – это, прежде всего, репрезентация городского пространства (физического, социального, культурного, языкового, информационного и др.) в сознании субъекта (индивида или социальной группы); сложная конструкция, состоящая из элементов двух типов: образов и понятий. Образ города можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных и рациональных представлений о городе, складывающуюся на основе всей информации, полученной о нем из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений. Стереотипом о городе можно назвать совокупность упрощенных обобщений, стандартизированное, устойчивое, эмоционально насыщенное и, как правило, предубежденное, представление о городе и его жителях, полярное по знаку оценки, не допускающее сомнений в его истинности и позволяющее воспринимать социальные объекты шаблонно, согласно ожиданиям. Итак, для городских экскурсий характерен показ памятников выдающимся людям. Надо уметь показать памятник, дать его описание, рассказать о человеке, которому он посвящен. Важно выбрать верное место расположения группы, чтобы она воспринимала скульптуру объемно. Для осмотра крупных памятников надо располагаться на расстоянии порядка 20 метров, желательно не на линии симметрии, а в стороне от нее, так, чтобы видеть игру теней и чтобы солнце не ослепляло зрителей. Для осмотра бюстов расстояние выбирается порядка 7-10 метров при соблюдении остальных вышеперечисленных условий. При показе обратить внимание людей не только на сам объект, но и на его взаимодействие с окружающей средой: улицей, площадью, деревьями и т.д. Приведем пример показа и рассказа памятника первому Казахстанскому ученому в современном понимании - Ш.Валиханову. Памятник Валиханову установлен в 1969 году. Скульптор Х.Наурызбаев, архитектор Ш.Валиханов. Является центром симметричной композиции площади Науки перед зданием Академии Наук РК. По замыслу архитектора памятник близок к торжественному стилю восточной архитектуры. Симметрично относительно монумента расположены черные полированные габбровые тумбы, которые ритмично делят пространство при приближении к памятнику. Завершает композицию водная гладь фонтана и два ряда елей, уходящих вдаль. Постамент выполнен из полированного габбро, на котором высечены рисунки Шокана и казахские национальные орнаменты. В бронзовой фигуре передано глубокое раздумье великого ученого-демократа. Одетый в военную форму, он стоит в простой и естественной позе: одна рука с книгой опущена, другая - коснулась подбородка. Вдохновенный образ ученого, мыслителя глубоко современен. Общее, тонко найденное соотношение фигуры и постамента, всего окружающего памятника подчеркивают цельность формы и структуры монумента, четкость и выразительность силуэта; деталей объема. Показ памятника завершается краткой биографией Ш.Валиханова и справкой о его научной работе, подчеркивается, что до сих пор его работы, изданные в 60-е годы ХХ века, пользуются большим интересом в научной среде. В заключение рассмотрим построение варианта обзорной экскурсии по городу Алматы. В такой сложной теме невозможно сохранить хронологическую и тематическую последовательность показа, т.к. он связан с объектами по маршруту, который должен пролегать по главным улицам без повторного проезда его участков и слишком длинными переездами между объектами. Поэтому раскрытие каждой темы происходит в несколько этапов, которые рассмотрим более подробно. Первый этап. Наиболее логично начать маршрут с площади Республики, где сложная композиция Монумента Независимости прекрасно иллюстрирует рассказ экскурсовода об истории нашей земли от древних скифов до современности. Повышенный эмоциональный настрой туристов вызывает великолепная панорама горных вершин и красота архитектурного ансамбля площади, утопающей в зелени своих парков и скверов. Второй этап посвящен раскрытию темы "Алматы - культурный центр". Его маршрут пролегает по улице Сатпаева, проспектам Абая и Абылай хана, где при показе зданий музея искусств, цирка, дворца бракосочетаний, спортивного центра, театров ведется рассказ об образовании, искусстве и спорте, о выдающихся деятелях, внесших особый вклад в их развитие. Третий этап раскрывает тему "Алматы - политико-административный центр''. Маршрут проходит по Старой площади и проспекту Абылай хана, где при показе зданий бывшего Дома правительства, акиматов и министерств рассказывается о той роли, которую играл наш город в течение 2/3 века, будучи столицей Казахстана, а также многогранной работе администрации Алматы. / Четвертый этап снова возвращает туристов к исторической теме. Показ памятников летчику С.Д.Луганскому и батыру Амангельды, здания железнодорожного вокзала сопровождается рассказом о событиях первой половины XX века: мировых войнах, национально-освободительном движении, годах первых пятилеток. От железных путей Турксиба экскурсовод плавно переводит рассказ к караванным путям ВШП, к старому Ташкентскому тракту, часть которого теперь называетеся пр. Райимбека. На территории бывшей Большой Казачьей станицы (на улице Пушкина) туристы узнают о возникновении города Верного, о его жителях, о базарах, мечетях и церквах. Туристы совершают прогулку по парку им. 28 героев-панфиловцев, знакомясь с памятниками архитектуры и Мемориалом Славы. Пятый этап в основном касается архитектурной темы, хотя она присутствует во всех предыдущих четырех этапах. Маршрут проходит по проспекту Достык. Показывая различные объекты, прежде всего здания, а также малые архитектурные формы - пандусы, лестницы, ограды, памятники, зеленый наряд проспекта, экскурсовод говорит об истории создания проспекта, антисейсмическом строительстве, усилиях зодчих и строителей, направленных на то, чтобы наш город хорошел с каждым годом. Эта же тема звучит совместно с темой науки на пл. Академии наук. Конечным этапом экскурсии является выход на пл. Абая, красивейшем уголке Алматы, созданном в 60-70-е годы и представляющем собой единый градостроительный комплекс в ожерелье жемчужных фонтанов и зеленых елей. Здесь сосредоточены уникальные объекты - памятник Абаю, дворец Республики, высотная гостиница "Казахстан", стереокинотеатр "Арман", станция подвесной канатной дороги, что дает возможность ярко провести заключительную часть экскурсии. Вторым типом городской экскурсии является тематическая экскурсия. Значение слова «тема» в переводе с латинского языка означает то, что положено в основу. Тематическая экскурсия посвящается одной определенной теме и предлагает углубленное знакомство с ней путем показа максимального количества объектов, относящихся к теме, и привлечения необходимого дополнительного материала. В ней раскрывается одна из сторон истории или современной жизни города на наиболее типичных примерах выявляется содержание экскурсии. Поэтому большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на основную тему. На пути следования группы могут «вторгаться» объекты, расположенные на маршруте, но не относящиеся к теме. Сведения об объекте могут быть интересными, но не по теме, поэтому экскурсовод может рассказать о нем только в качестве ответа. Тема экскурсии раскрывается в процессе освящения ряда подтем, которые обуславливают ее структуру. Структура экскурсии может считаться совершенной только в том случае, если из нее нельзя изъять ни одного необходимого звена, не нарушив целого. В тоже время в ней не должно быть ничего лишнего, случайного, малозначащего. Для того, чтобы при разработке городской экскурсии выбрать из множества подтем, которые предоставляет город, основные, необходимо условно выделить те стороны, которые оказались решающими в его исторической судьбе. При подготовке и проведении городской экскурсии большую роль играют последовательность подтем, порядок чередования памятников и других архитектурных объектов, характер их взаимосвязи. Правильно разработанная тематическая структура экскурсии предопределяет глубину ее содержания, идеологическую направленность, воспитательное и научно-познавательное значение. Однако, чаще всего при подготовке городской экскурсии бывает трудно найти одну доминирующую особенность, характеризирующую город. В этом случае следует выделить ряд преобладающих черт, в своей совокупности раскрывающих индивидуальность города, его непохожесть на другие населенные пункты. Определение тематики, таким образом, является одним из важнейших в методологическом смысле этапом в разработке городской экскурсии. При отсутствии в экскурсии твердого тематического «каркаса» нельзя говорить об экскурсии в полном смысле этого слова. Она превращается в элементарный показ достопримечательностей, ничем не связанных между собой, а рассказ экскурсовода становится эпизодическим комментарием к каждому из них в отдельности. Здесь уместно еще раз подчеркнуть, что смысл экскурсионной работы вообще заключается не в показе памятников истории и культуры самих по себе, а в освещении экономических и социально – политических вопросов, закономерностей развития общественной жизни, изучаемых на основании памятников материальной и духовной культуры. По продуманности, композиционной стройности, логической завершенности городская экскурсия должна стоять на грани искусства. Мастерство ее построения как раз в том и состоит, чтобы придать ей вид законченного произведения, определенной системы, единого целого, в котором отдельные проблемы, не теряя своей относительной самостоятельности, были бы органически связаны друг с другом и взаимообусловлены. Поэтому специалисту, подготавливающему городскую экскурсию, необходимо: - верно определить объекты показа; - выбрать оптимальный маршрут экскурсии; -связать в единое целое внешне очень разнородный материал, относящийся к далекому прошлому, к сегодняшнему дню, и к будущему; - логически совместить в рассказе экскурсовода разновременные и разносмысловые памятники, соседствующие друг с другом. Нельзя забывать, что существуют и экономические цели в любой сфере деятельности, такие как получение прибыли. Поэтому городская экскурсия должна стать интересной, востребованной достаточным кругом потребителей, чтобы оправдать большие усилия, вложенные в ее создание. Музеи и экскурсия. Музеи (с греч. - храм муз) является учреждением, имеющим научные и просветительские функции, что позволяет легко использовать их в экскурсионной деятельности. Посещение музеев давно стало составной частью работы экскурсионно-туристских организаций. Умелое, методически правильное сочетание объектов городской экскурсии с экспозициями музеев повышает научную, образно-эмоциональную стороны познавательного процесса и воспитательное значение. Естественность такого подхода базируется на огромном наглядном материале, всесторонне раскрывающем пути развития природы и общества, и, кроме того, на единстве задач по научной пропаганде и воспитанию туристов и населения. Работникам туризма надо знать, что в зависимости от характера и функций, которые выдвигаются на первый план, музеи подразделяются на научно-просветительские (они составляют абсолютное большинство, их еще называют массовыми), исследовательские и учебные. Профиль музеев определяет его связь с определенной сферой человеческой культуры. Существуют следующие профили: - естественнонаучные (геологические, ботанические, зоологические, медицинские); -исторические (общеисторические, военно-исторические, археологические, -этнографические, боевой славы); -искусствоведческие (художественные, картинные галереи, декоративно-прикладного искусства, театральные, музыкальные); -технические (политехнические и отраслевые – связи, автомобильные, авиации, космические); -мемориальные, посвященные выдающимся историческим событиям или личностям, деятелям науки, литературы, искусства…); -различные выставки, экспозиции. Музеи в городской обзорной экскурсии играют двойную роль: как достопримечательность города и как средство раскрытия определенного вопроса по теме. При этом надо суметь внести материал музейной экспозиции в сложную зрительно-словесную ткань многоплановой городской экскурсии. Поэтому правильно построенная экскурсия предполагает согласование музейной и городской частей и их проведение одним экскурсоводом. Передача группы музейному работнику может и должно допускаться в тех случаях, когда это предусмотрено замыслом экскурсии и методической разработки, следовательно, следует добиться взаимопонимания по этому вопросы и разработать систему подготовки экскурсоводов с обеих сторон. Хранение музейных предметов осуществляется как в экспозиционных залах в доступном для всех желающих виде, именно их осматривают экскурсанты, а также в фондохранилищах или запасниках. При обновлении постоянных экспозиций происходит обмен между экспозиционными залами и запасными хранилищами. Группа экспонатов, связанных по существенным признакам, размещаются на ограниченном пространстве в определенном порядке, что и составляет экспозиционный пояс, который раскрывает какую-то идею. Каждый экскурсовод, чтобы грамотно провести музейную часть маршрута, должен знать некоторые специальные термины: -подиум – невысокая подставка вдоль стен, иногда в центре зала для показа крупных экспонатов, например, мебели, станков, транспорта; -экспозиционный пояс – вертикальная полоса стен и стендов, где располагаются наиболее важные материалы, обычно крупные изобразительные экспонаты (картины, панно, схемы); -витраж – специально выполненное изображение из прозрачных материалов, воспринимаемое на просвет, рассчитанное на естественный (окна) или искусственный свет; -муляж – слепок гипса, воска, папье-маше, точно воспроизводящий размер и окраску подлинника; -модель – воспроизведение объемного подлинника, обычно в уменьшенном виде (здание, корабль) -макет – более условное в сравнении с моделью изображение объекта; -панорама – художественное изображение какого-либо события, города или природного участка с широким обзором; -диорама – вид панорамы, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом; -биогруппа – вид панорамы или диорамы, где представляется часть ландшафта с чучелами животных. Так как в обзорной экскурсии посещению музея уделяется 30-40 минут, то в нем раскрывается одна, редко две темы. Часть индивидуального текста по музею должен быть правильно оформлена, – разделена на основные подтемы и вопросы, указаны экспонаты, порядок их обхода, имеются небольшие логические переходы, изложены описание экспонатов и событий. В музеях задача экскурсовода облегчается тем, что в нем экспонаты расположены упорядочено, соединены в смысловые комплексы и подготовлены к показу. Логика экспозиции упрощает методику показа и сокращает число методических приемов. Одной из особенностей музея является большая насыщенность экскурсии объектами показа. Это определяет кратность и емкость характеристик. Важно помнить и об особенностях показа документов, фотографий, картин и т.д. К примеру, пакет документов требует длительного времени для прочтения, поэтому экскурсовод должен пересказать основную идею документа или привести выдержку из него. Разберем рекомендуемую методику показа экспозиции на примере краеведческого музея г. Алматы. В вестибюле, рассказывая о самом музее, дают краткую справку о его возникновении в 1830-е годы в Оренбурге, об истории развития, о самом здании, построенном в 1982г., обращается внимание на карту республики. В цокольном этаже кратко демонстрируют образцы минералов, фауны, различных природных зон страны, делая смысловой упор на виды флоры и фауны, обитающие в Семиречье (8 мин). Зал древней жизни не должен задерживать экскурсантов более 2 минут. Можно дать краткое научное объяснение комплексу окаменевших останков флоры и диорамам развития жизни на Земле. В зале археологии основное внимание уделяется древним сакским племенам и Иссыкскому кургану (5 мин). В зале средневековья экскурсовод демонстрирует объекты, касающиеся заселения Казахстана тюркскими народами и их борьбы с монгольскими нашествиями (5 мин). В историческом отделе на втором этаже затрагиваются вопросы возникновения Казахского ханства, традиционная экономика и культура казахского народа, история присоединения Казахстана к России и многонациональный характер населения республики. Особый интерес вызывает композиция “казахский аул” с юртой, чучелами домашних животных, образцами одежды, где можно коснуться некоторых обычаев народа (15-20 мин). Другие залы не демонстрируются, т.к. по советскому и современному периоду истории города имеется достаточное количество объектов вне музея. Иногда заказчики просят продлить экскурсию по музею, и в наше время договорных отношений, необходимо идти навстречу желаниям клиентов. При этом надо сократить время рассказа у некоторых городских объектов, чтобы не дублировать содержание двух частей экскурсии. Бывает, что приходится сокращать маршруты с целью соблюдения отпущенного времени. При этом, конечно, трудно полностью избежать дублирования, о чем надо предупредить заказчиков. Но с другой стороны, можно вспомнить пословицу “повторенье - мать учения”.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.) |