|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этнографические экскурсииАбсолютное большинство туристов стремится осмотреть во время путешествия исторические и культурные памятники других стран. В этом им помогают этнографические экскурсии. Этнография (от греческого ethnos – племя, народ, и grapho – пишу), этнология, народоведение - наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез) и культурно-исторические взаимоотношения народов. Несметное количество тяжких испытаний, выпавших на долю казахского народа, не смогли сломить его дух, разорвать невидимую нить, соединяющую прошлое с будущим. Поистине, казахи народ «тысячу раз умиравший и воскресавший вновь», как писал поэт Жубан Молдагалиев в поэме «Я казах». Вызывает восхищение не только то, что он каждый раз находил в себе силы вновь подняться из пепла и продолжал жить, а то, что, несмотря на любые перипетии судьбы, сумел сохранить и передать потомкам самое главное богатство - национальные традиции и обычаи. Каждое поколение казахов, вне зависимости от эпохи и условий, в которых оно жило, свято выполняло наказ далеких предков, выраженный в пословице "Алты жыл аш болсан да, атаннын салтын умытпа" (Хоть шесть лет голодай, но обычай отцов не забывай). Этот наказ помнят и чтят и нынешние казахи, вопреки утверждениям (явно преувеличенным!) о том, что почти половина из них не знает родного языка, не говоря уже о традициях. Трудно встретить казаха, который не знаком со смыслом таких понятий, как суй1нш1, ш1лдехана, сундет той, байгазы. Среди казахов бытовал культ почитания старших, нарушителей его наказывали штрафом. Традиционным было в степи гостеприимство. Путник имел право заночевать в юрте любого человека, даже ему незнакомого. Угощение, постель, различные услуги, оказываемые хозяином гостю, последнему обходились даром. Гость имел право потребовать лучшего обхождения с ним, ведь если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право вытребовать штраф (копя, бешмет, чапан) через бия — степного судью. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов. Широко была распространена взаимопомощь родичей. Такая помощь в зависимости от ее размеров называлась «жилу» и «уме». Наиболее древней формой взаимопомощи являлся «жилу». Обычай взаимопомощи родственников уходит своими корнями в период родового строя, когда обществ, положение людей было равным. Со временем в связи с появлением частной собственности и классов родственные отношения и взаимопомощь приобрели классовый характер. Основная цель этнографических экскурсий – воспитание уважения к народным традициям, воспитание интернационализма, патриотизма. Задачи таких экскурсий: на конкретных объектах познакомить с историей и этнографией казахского народа от древнейших времен до наших дней. Начинать экскурсию по этнографической теме рекомендуется с особенностей формирования казахского этноса, уклада жизни и объяснения понятия «казах». Этот материал может даваться в историческом музее или при движении к первому объекту экскурсии. Необходимо провести экскурсантов через все этапы жизни и деятельности народа, ведь за тысячелетия у которого, сложилась своя специфика в хозяйственном укладе и образе жизни. Люди торговали, мастерили, сопровождали караваны, занимались земледелием, но основой хозяйствования было скотоводство в условиях сезонных перекочевок. На стоянках собирали разборные жилища юрты. Расстояния между летними и зимними пастбищами составляло 200-500 км. Практически во всех местностях Казахстана имеются музеи с макетами или сооружения в виде традиционного казахского жилища. На этом экскурсионном объекте можно открыть подтему «Юрта и ее убранство». Одним из первых вопросов данной подтемы должен быть «конструкция жилища».В нем акцент делается на шанырак, затем уук, кереге и другие строительные части. Необходимо также обратить внимание на бакан (главный шест) и связанные с ним поверья. В планировке юрты показать мужскую, женскую части, тор и их назначение. Планировка юрты может быть вторым вопросом подтемы. а третий вопрос должен быть связан с убранством. В нем необходимо не только показать предметы быта, но и объяснить разницу изготовления темекета, сырмака, баскуры и тус кииза. Четвертым вопросом подтемы может быть значение поз людей в казахском жилище.. В указанном вопросе в первую очередь необходимо охарактеризовать запретные позы: сидеть прислонившись (больной человек), опираясь руками в землю (скорбь), о поясницу (уход силы), о щеку или лоб (забота, печаль), сплетать пальцы рук, поднимать руки над головой или за голову, обнимать колени, сидеть, вытянув ноги вперед, сидеть на корточках (человек торопится). По этикету мужчины должны сидеть, сложив ноги калачиком, женщины на подогнутой под себя правой ноге. Колено поднятой ноги должно быть обязательно обращено к двери. Иногда в такой позе сидели мужчины (наливали кумыс). Так описывает эти и другие особенности быта Н. Шаханова в книге «Мир традиционной культуры казахов». Не менее важной подтемой этнографической экскурсии должны быть свадебные обряды казахов. Эту подтему важно раскрывать последовательно: сначала возможности общения молодых, их одежда, затем обычаи сватовства, первой встречи жениха и невесты, традиционный вечер «кыз кашарр», возможности тесного общения молодых, свадьба с ее яркими обрядами, песнями «жар-жар», «бет-ашар» и другими, одеждой, украшениями и их значение. Жестоким обычаем у казахов в давние времена было амегерство, когда молодая женщина, ставшая собственностью рода после уплаты калыма, после смерти мужа отдавалась кому-то из родственников. Выдающийся просветитель XIX века И.Алтынсарин писал, что «10-тилетнему мальчику дается жена, уже имевшая детей, их которых старшему может быть 7-8 лет. А если у покойного не было братьев или других близких родственников, она отдавалась иногда 60-70-тилетним старикам». Полное равенство женщин и мужчин в семейно-брачных отношениях в молодом советском государстве было узаконено Декретом от 13 декабря 1917 года. Но традиции не умирают, поэтому в настоящее время они продолжаются на более современном уровне. Эта подтема может раскрываться у Дворца бракосочетания, ЗАГСа, мечети и др. аналогичных сооружениях – объектах экскурсии. Следующая подтема должна быть связана с деторождением и имя наречением. Объектом в данной подтеме может быть родильный дом или место регистрации детей. Интересные этапы жизни ребенка закрепляются своеобразными обычаями: 3 дня, 7 дней, шилде (сорокадневье), которые приурочиваются к укладыванию в колыбель, отпадению пуповины, смене ритуальной рубашки «ит койлек», подрезание ногтей, купание, обход «40 уй» – сорока домов с младенцем и получение подарков. Обрядовый комплекс «тусау кесу» включает: появление молочных зубов, первую улыбку, первые шаги ребенка.Как только ребенок начинает делать свои первые шаги, родители зовут гостей на той (праздник) тусаукесер. Человек, которому будет доверена столь почетная миссия "разрезание пут" назначается заранее. Тусау кесуш] (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях - основательным, мудрым, честным; таким, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Путы для обряда изготавливали из трех видов различных материалов. Одни использовали для плетения пут растения. Считалось, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желал, чтобы его ребенок вырос богатым, в качестве пут использовал кишку (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим свою нацию, свое отечество и радеющим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. Такой вид приготовления пут был наиболее распространенным, и в наше время в основном используется именно этот метод. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый, чтобы ребенок вырос благородным, зеленый, чтобы жил долго, красный, чтобы был богатым. Пестрота пут имеет еще одно значение. У казахов есть выражение "ала ж1птен аттау" (перешагивать через пестрые нити), смысловое значение которого обманывать людей, присваивать чужое. Принято считать, что ребенок, перешагнувший через настоящие пестрые нити во время обряда тусау кесер, в жизни не будет повторять его в другом смысле, то есть не будет делать дурных поступков, вырастет человеком порядочным и честным. После окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той. Суй1нш1! С этим радостным возгласом входит в дом человек, принесший его обитателям добрую, отрадную весть. А хозяин дома, в знак благодарности за хорошее известие, дарит глашатаю то, что тот сам захочет получить, или какой-нибудь другой достойный подарок по собственному усмотрению. В основном, поводом для требования суй1нш1 служит весть известие о рождении ребенка. В старину людей, известивших о свершении особо важных и радостных событий богачи одаривали весьма дорогими подарками, а люди со скромным достатком (бывали случаи!) за такую весть, не задумываясь, отдавали единственного коня. "Элди-элди ак бепем, ак бес1кке жат, бепем"(Баю-баю, мой малыш, в колыбельку ты ложись). Эти строки из "Бес1к жыры" (Колыбельной песенки) знакомы почти всем казахам. Бес1к (колыбель) - считается священной реликвией каждой семьи. Ее в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери "нагашы", бережно хранится в доме и передается из поколения в поколение.Когда ребенка впервые укладывают в колыбель, проводится обряд бес1кке салу (укладывания в колыбель). Право осуществить ответственную миссию поручается, как правило, специально приглашенной мудрой и уважаемой бабушке, имеющей многочисленное потомство. Прежде чем укладывать ребенка в колыбель, к его изголовью привязывают амулет, который, согласно поверью, будет защищать ребенка от злых духов. Затем в дырочку, расположенную в середине колыбели, где установлен специальный горшочек, обеспечивающий сухость и чистоту, кидают конфеты. Их тут же, подставив ладони, разбирают женщины, не имеющие детей. После того, как уложили ребенка, колыбельку накрывают семью вещами, каждая из которых, согласно поверью, имеете определенный смысл и окажет свое влияние на судьбу ребенка. Например, дорогой шапан является символом богатства и положения в обществе. Уздечка означает пожелание родителей видеть сына сильным, умеющим обуздать любого коня, а кебенек (походная одежда) символизирует героизм и храбрость, обеспечивает ребенку славу батыра, защитника Отечества. Девочке под подушку кладут зеркало и расческу, чтобы выросла красавицей. Затем в 1-й год обряд «Калын шаш», когда мальчику на темени оставляли прядь волос – «айдар», девочкам на висках - «тулым». Далее до семи лет мальчикам делали обрезание, состригали «айдар», проводили «ул тойы» – сажали мальчика на лошадь (обычно к взрослому наезднику). У девочек все проходит более буднично, без ярких тоев. В этой же подтеме интересным вопросом должен быть «имя наречение у казахов», так как имена отличаются оригинальностью и своеобразием. Имя в семье дается старшими членами, родными гостями и самими родителями или обращались к мулле. Многие имена давались случайно - Самарканд, Токсан. По возрасту отца: Елюбай, Алтпысбай. По желание долголетия: Мынбай, Жузжасар. Девочкам с пожеланием следующего сына: Улжайлас, Ултуган. Если прежние дети умирали рано, то с пожеланиями жить: Турар, Турсун. У казахов много арабских и татарских имен, встречаются и русские (в честь друга), но преобладают казахские: по названию городов и рек, в честь Луны и цветов - Айгуль. В этой подтеме можно использовать слова Гомера: «Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных. В первый же миг порождения каждый убогий и знатный имя как сладостный дар от родных своих получает». Важнейшую роль в жизни казахов отводилась лошадям, т.к. с коневодством связан хозяйственный уклад жизни, национальные праздники не обходились без нескольких видов скачек: байги, кыз куу, кокпара и других. Жамбыл с сожалением вспоминал о развлечениях богатых людей: «Когда ручейками сбегали снега, В зеленой степи начиналась байга - Весенний пробег вороных скакунов Из байских степных табунов. Что мне оставалось – поодаль стоять, От зависти горькие слезы глотать. Так юность прошла, и не ездил я вскачь - Была моя кляча костлявей всех кляч» В данном случае цитата не только обогащает и разнообразит содержание, но в стихотворной форме объясняет, что такое байга и кому раньше были доступны подобные развлечения. Эта подтема может быть раскрыта с дополнением о породах лошадей, которые популярны в данной местности, объектами могут быть живые лошади на ипподроме, ферме, домашнем хозяйстве или конные памятники. Во многих районах Казахстана имеются курганы, мазары и другие захоронения, которые могут стать экскурсионными объектами в подтеме «Последний путь». В эту подтему могут быть включены вопросы, связанные с обычаями захоронения в древности и средневековье, современные обряды. Народ придавал большое значение традиции «естирту» (сообщение родственникам вести о смерти близкогоим человека в форме песни-утешения). В народе бытовали многочисленные образцы «естирту», сложенные на основе ораторского искусства. Большой творческой изобретательности требовало сложение песен «кон1л айту» (утешения). В них воспевались душевные качества умершего, его место в жизни. Мужчины при приближении к юрте, где лежал покойник, пускали коней вскачь, раскачивались в седле из стороны в сторону, громко выкрикивали «ой баурым» (о, брат, мой), выражая глубочайшую скорбь. Поминки по умершему справляли на третий, седьмой, сороковой дни, год спустя (ас). Вдова соблюдала траур по умершему мужу - в течение года она ходила в черном головном уборе. Широко была распространена в народе традиция оказания помощи семье покойника его родичами. Этнографическую экскурсию рекомендуется заканчивать посещением пункта питания с дегустацией национальных блюд: баурсаки, чельпеки, жая, казы, чужук, бесшпармака, карта, и т.д., напитков: кумыса, шубата, коже, айрана и других. Особенностью освещения этой подтемы является то, что экскурсионные объекты - это блюда. Об особенностях приготовления национальных кушаний каждого блюда ведет рассказ экскурсовод. В заключение обеда экскурсантам предлагаются рецепты на память от фирмы или пунктов питания. Все это продумывается и подготавливается заранее. Исходя из объектов, основными методическими приемами показа являются: прием локализации, предварительного осмотра, панорамного показа, зрительного сравнения. Среди приемов рассказа наиболее значимыми должны быть объяснение. Характеристика, комментирование, экскурсионная справка, цитирование. Для убедительности и обогащения содержания в этнографической экскурсии используются фотографии и рисунки (золотого человека при рассказе о древних обычаях, одежды казахов - мужская и женская, обрядовая и повседневная), а также небольшие предметы, дополняющие зрительные впечатления (камча, пиала, амулет, украшения). В заключение экскурсии важно подчеркнуть, что народ переживший тяжелые испытания - нашествия Чингиз- хана, Тамерлана, джунгар, угнетение кокандских ханов и других, отбросивших на много веков назад развитие материальной культуры, не утратил своей самобытности и национальных традиций. Множество обычаев, обрядов, традиций было связало с. празднествами, верованиями, космогоническими представлениями и др. сторонами материальной и духовной жизни. Музыка, фольклор, ремесло, игры и многое другое может стать вопросами, раскрываемыми на этнографической экскурсии. Главное - наличие объектов показа. Такие экскурсии должны стоять в списки основных, предлагаемых туристам, и необходимых для пополнения знаний учащихся школ по традициям и культуре казахского народа, ПРИЛОЖЕНИЯ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |