|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Показ наглядных пособий
Методы показа наглядных пособий. Каждая экскурсия строится на предметной наглядности и без экскурсионных объектов она не может существовать. Участников экскурсии окружает множество объектов одновременно, но экскурсовод своим рассказом с помощью специальных методов направляет их внимание на выделенные основные объекты, что является необходимым условием для целевого восприятия и, в конечном итоге, познания и воспитания. Но кроме этого первого ряда экскурсионной наглядности существует и второй – это наглядные пособия или, иначе говоря, портфель экскурсовода. Он используется в двух случаях: для создания наглядного впечатления об объектах, которые показать на экскурсии невозможно, и при рассказе о выдающихся людях. В настоящее время выделяется три приема показа наглядных пособий: - иллюстрирующий прием, когда показ рисунков, фотографий и т.п., следует после рассказа, например, о флоре и фауне данного района. В природоведческой экскурсии «Навстречу гордому Тянь-Шаню» демонстрируются фотографии архара, таутеке, снежного барса, эдельвейса, цветущих яблонь и другие. На производственной экскурсии рассказ сопровождают показом таблиц, диаграмм, образцов продукции, портретами лучших производственников; - комментирующий прием, когда показ наглядных пособий предшествует рассказу, который является пояснением показываемого экспоната. Это может быть комментарий к развитию боевых действий при показе карты или схемы боя, объяснения действия какого-нибудь устройства соответствующего чертежа. При показе здания без входа в него показывается фотография его интерьера с последующими комментариями; - прием контраста, когда пособие показывается для того, чтобы продемонстрировать, как изменилось здание, улица, которые они рассматривают в данный момент. Экскурсанты, сравнивая современный и давний виды объекта, делают выводы с помощью рассказа экскурсовода. Пользоваться приемом контраста можно и при рассказе о перспективах развития предприятия, города, о виде здания после идущей реконструкции. Экскурсовод сравнивает нынешний облик улицы, здания с будущим, изображенным на рисунке или чертеже, чем добивается раскрытия темы во временной динамике, в развитии. Для улучшения качества демонстрации, кроме наглядных пособий, используются различные технические средства: видео и аудиоплейеры. С их помощью публике раскрывается тема, усиливается зрительное впечатление, достигается большая убедительность, решаются задачи переключения внимания и активизации мышления экскурсантов. Особенно удобно использование технических средств в помещениях. Например, в начале экскурсии показывается небольшой видеосюжет, после чего группа переходит в автобус и следует по маршруту, или те же сюжеты показываются в музее в середине или в конце экскурсии. При некотором труде, вложенном в оборудование автобуса, другого транспортного средства., такая демонстрация возможна в ходе маршрута. Наглядные пособия сочетаются с другими методами показа и рассказа. Например, при использовании приема локализации, когда внимание группы привлекается к данной конкретной территории, где произошло какое-либо событие и экскурсовод добивается, чтобы экскурсанты почувствовали себя его соучастниками. При этом он показывает на сохранившиеся с тех времен объекты и при их недостаточности, плохой сохранности на помощь привлекаются наглядные пособия. Экскурсовод указывает на схеме или рисунке место, где находятся экскурсанты, уже увиденные сохранившиеся объекты, затем объекты уже исчезнувшие, после чего начинает рассказ о событии. В этом случае сливаются три методических приема-локализации, реконструкции и демонстрации наглядных пособий. Проводя прием анализа какого-либо объекта, и показав рисунок или схему детали объекта, экскурсовод начинает рассказ о нем. На природоведческой экскурсии это может быть крупное изображение цветка, на архитектурной - чертеж конструкции купола здания, и т.п., Наглядные пособия помогают и во время использования приема объяснения: рассказывая о строительстве зданий методом скользящей опалубки (например, при показе высотной гостиницы «Казахстан» в Алматы), экскурсовод, объясняя его сущность, подкрепляет рассказ показом фотографий строительства здания. Прием активизации внимания может включать в себя и демонстрацию наглядного пособия: показывая фотографию изображающую улицу, где находится в данный момент группа, в далеком прошлом, экскурсовод предлагает ей узнать и назвать улицу. Творческая группа, создающая новую экскурсию, не только отбирает наглядный материал для нее, но и продумывает методику показа, которая заносится в графу в «методические указания». Во время экскурсии надо следить, чтобы иллюстрационный материал был хорошо виден всем участникам мероприятия. Важно, чтобы группа была расположена полукругом, лицом к экскурсоводу, который поднимает пособие и несколько раз медленно (можно с остановками на несколько секунд) проводит им перед глазами экскурсантов, наблюдая за их реакцией и затем, чтобы все хорошо видели. Убедившись, что все разглядели материал, экскурсовод убирает его. Нельзя показывать демонстрационный материал на ходу во время пешеходного перехода между объектами; это надо делать на остановке, когда соберется вся группа. В автобусе можно медленно пройти в глубь его, держа в руках материал и медленно возвратиться, продолжая показ и рассказ. Так же в автобусе можно передать наглядные пособия для рассмотрения в руки экскурсантов во время длительного переезда между объектами, сделав при этом паузу в рассказе и попросив обращаться с ними осторожно. В остальных случаях экскурсовод весь материал показывает аудитории сам, давая необходимые объяснения. В течение четырехчасовой экскурсии рекомендуется использовать порядка 12-15 наглядных пособий, в двухчасовой - не более десяти. Обилие наглядных пособий вызовет утомление экскурсантов и рассеяние их внимания. Не надо забывать, что основа экскурсии – это объекты, расположенные на маршруте. Другие важные требования - соответствие теме экскурсии и дополнение основного зрительного ряда. Для облегчения использования наглядного пособия рекомендуется на его обратной стороне сделать краткую пояснительную запись. На обратной стороне портрета выдающейся личности можно привести его биографические данные или соответствующую цитату, на фотографии животного - данные о его образе жизни; на схеме здания - описание его внешнего вида и конструкции. К некоторым пособиям (образцы материалов, продукции) пишутся отдельные карточки. На видео и аудиокассетах пишется название экскурсии, какой материал и в какой последовательности на ней записан. Требуется постоянная работа по сбору, обновлению, улучшению и размножению наглядных пособий, которую проводит секция экскурсоводов или лицо, ответственное за состояние данной экскурсионной темы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |