|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предварительная работа
Эта работа состоит не только в подготовке новой темы, т.е. ее материала и методики, но и в подготовке экскурсоводов к ее высококачественному проведению. Вся подготовка состоит из трех этапов – работ: предварительной, непосредственной, заключительной. Руководитель учреждения издает приказ, в котором указывает тему, сроки, ответственного работника и состав творческой группы. Можно также детализировать работу по этапам, например, установить даты подготовки маршрута, контрольного текста и т.п. Не обязательно работу по созданию новой экскурсии поручать только работникам фирмы, можно на основе трудовых соглашений привлечь специалистов по отраслям знания, работников музеев, преподавателей школ и вузов. Имея оформленную в виде плана и приказа конкретную задачу, группа собирается для распределения обязанностей и получения конкретных заданий, после чего начинается сбор информации, накопление знаний по теме, подбор объектов показа, на которых будет построена экскурсия. Специалисты рекомендуют распределять время между предварительной работой - накоплением информации и непосредственной работой - составлением маршрута, методической разработкой и написанием текстов приблизительно поровну. Кроме того, можно выделить заключительную работу - внесение улучшений в новую экскурсию на основе рецензий, полученных после ознакомления специалистов с материалом экскурсии и приема ее непосредственно на маршруте. Рассмотрим подробно отдельные этапы. Определение цели и задачи помогает авторам правильно организовать свою работу. Из психологии известно, что поведением людей управляют цели, которые представляют собой идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Ее содержание зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств, в нашем случае, творческой группы, собранной ею информации и примененной методики. Основная цель этого вида творчества носит гуманистический характер - это воспитание эрудированного человека, патриота и интернационалиста. Необходимо помнить об экономической цели деятельности любого предприятия - получении прибыли. Поэтому новая экскурсия должна быть интересной, востребованной достаточным кругом потребителей, чтобы оправдать большие усилия, вложенные в ее создание. Для достижения этих целей решаются более конкретные задачи, такие как расширение познаний экскурсантов о природе родного края, ознакомление их с историей, архитектурой города, воспитание бережного и любовного отношения к природе. Задачи экскурсии меняются в зависимости от состава группы. Например, при проведении экскурсии с иностранцами ставится задача удовлетворить их интерес к незнакомой стране, традициям ее народа. Выбор темы и названия экскурсии полностью определяет дальнейшую работу и оказывает решающее влияние на ее содержание. После ясного и четкого определения темы, происходит разбивка ее на подтемы, которые определяют подбор информации в различных источниках, отбор объектов показа и построение маршрута в определенной последовательности. Тема регулирует рассказ, обязывает экскурсовода рассказывать об объекте только то, что относится к данной теме, поскольку экскурсионный объект может использоваться в нескольких экскурсиях - обзорной, исторической, архитектурной или литературной. Поэтому и акцент в рассказе надо делать на соответствующей стороне этого объекта, хотя это не означает, что, например, на архитектурной экскурсии надо говорить лишь о создателях сооружения, его композиции и использованных материалах, реконструкции и т.д., не упоминая совсем об исторических событиях и известных личностях, связанных с ним. Название экскурсии тесно связано с ее темой, но это не синонимы. Задача названия - привлечь внимание экскурсантов, заинтересовать потенциальных клиентов, подготовить группу к восприятию материала. Одна тема может иметь несколько названий в зависимости от состава участников. Названия должны быть точными, однозначными. Например, неудачны названия «По местам боев Отечественной войны», т.к. не ясно, идет ли речь о войне 1812 г. или 1941 г., или «Жизнь и творчество великого поэта», т.к. не ясно, о ком говорится в этой экскурсии. При выборе названия следует избегать стандартных и блеклых названий: «Город в прошлом, настоящем и будущем», - куда поэтичнее звучит название «Алматы - солнечный город в ладонях гор», или иногда для названий экскурсий выбирают строки популярных стихов или песен: «Город мой родной Алма-Ата», «На диком бреге Иртыша». Отбор источников информации и работа с ними требует много времени и весьма важен. Обычно главный объем сведений берется из различной литературы - книг, журналов и газет. Для систематизации этой работы составляется список, в котором указываются авторы, название, год издания, а также разделы или страницы, содержащие нужный материал. Если список большой, его можно разделить на основную и дополнительную литературу. При работе по составлению списка используются каталоги библиотек, помощь библиотекарей, различные издания, систематизирующие печатную продукцию, к примеру, многие журналы в конце года печатают свое содержание, разбитое по темам. В большинстве библиотек существуют специальные отделы по краеведению. Большую помощь в работе авторам окажут и энциклопедии: «Большая Советская Энциклопедия», «Казахская Советская Энциклопедия», «Всемирная история», «Алматы», «Жизнь замечательных людей», Своды памятников истории и культуры различных регионов Казахстана и т.д. Много полезного материала содержится в научных трудах, диссертациях. При подборе материала важно иметь точное ограничение по временным рамкам, которые могут быть от многих миллионов лет в природоведческой экскурсии, например, история возникновения гор и морей, до нескольких часов, например, экскурсия, посвященная истории битвы или восстания. Кроме литературных источников используются и сведения, полученные от участников и очевидцев событий, специалистов и научных работников различных НИИ и вузов, в интернете. Много материалов можно почерпнуть в архивных документах, фильмофондах, музеях, комитетах по статистике. Для этого составляют перечень адресов, телефонов, и графиков работы учреждений, краткие сведения о сотрудниках. Изучение источников сопровождается конспектированием, снятием копий, записью бесед и т.д., при этом необходимо стремиться соблюдать точность и привести ссылки на источник. Записи делаются в нескольких видах: Выписки - цитаты по подтеме из нескольких источников. Их рекомендуют делать на карточках, из которых затем составляется картотека. Их можно делать на плотной бумаге, размером с почтовую открытку; Тезисы - краткая запись документа или мыслей автора, сделанная своими словами. Иногда их составляют в виде ответов на вопросы; - Конспекты - последовательное изложение содержания произведения по плану в виде тезисов. Существует несколько видов конспектов: свободный (изложение ведется словами конспектирующего), тематический (излагаются лишь нужные сведения), хронологический и комбинированный, сочетающий свободное изложение с пространными цитатами. Большую роль в подготовке материалов играют музеи. Музей (от греч. - храм муз) - научно-исследовательское и просветительское учреждение, осуществляющее комплектацию, хранение, изучение и популяризацию памятников природы и культуры. Он дает огромные возможности для использования в экскурсионной деятельности. В музеях СНГ имеется порядка 50 млн. единиц хранения. Изучение материалов начинается со знакомства с тематико-экскурсионным планом. Затем изучаются экспонаты, раскрывающие тему, и единицы хранения в запасниках музея. Работники музея составляют описание экспонатов, производят их систематизацию, эта работа отражается не только на стендах экспозиции, но и в печатных трудах сотрудников и экспонатах, с которыми члены творческой группы также должны ознакомиться. Простейшей формой использования музеев является обычная экскурсия в них, рассчитанная на один-два часа. Другая форма - это использование части экспонатов для раскрытия определенной подтемы обзорной или тематической экскурсии. Если музей небольшой, то можно провести группу по всей экспозиции. Например, в литературной экскурсии можно посетить музей М.Ауэзова, а в городской обзорной - Музей казахских музыкальных инструментов. При этом желательно, чтобы всю экскурсию проводил один экскурсовод, что обеспечивает последовательность и четкую организацию мероприятия. Например, не придется ждать, когда освободится работник музея, не будет повторов и некоторых расхождений в изложении темы. Показ музея может быть началом или концом экскурсии, а может быть и в ее середине, это зависит от многих факторов: расположения музея, времени года, методологического подхода создателей новой темы. Музей может и не посещаться группой, но сведения, полученные в нем - копии документов, фотографии включаются в текст экскурсии и «портфель экскурсовода». При работе с музеями желательно заключить договор с его руководством, что облегчит сбор материалов, даст возможность на внеочередное или льготное обслуживание.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |