|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методические приемы показа
Методика проведения экскурсии, основываясь на положениях, изложенных в предыдущей главе, конкретно решает задачу определения лучших способов показа объектов, рассказа о них и событиях, связанных с объектами. Методические приемы показа и рассказа взаимосвязаны и не существуют отдельно друг от друга. Методика показа большая и более сложная часть методики. Дело в том, что в отличие от рассказа, который применяется в других формах воспитательной и культурной работы, экскурсионный показ является оригинальным, несет большую смысловую нагрузку и определяет само существования экскурсии как явления. Чаще показ опережает рассказ (прием предварительного осмотра), но иногда экскурсовод начинает очередную подтему с указания на то, какой объект следует осмотреть. Содержание рассказа зависит от объекта, его сохранности, характера, но в любом случае он должен быть экскурсионным, т.е. связанным с главным элементом - показом. При несоблюдении этого принципа возникает недостаток, называемый лекционностью. Недостаточно назвать методический прием. Надо подсказать применение приема в конкретном случае, что и делается в графе «методические указания». Приемы показа позволяют упростить наблюдение, выявляют такие особенности, которые незаметны при самостоятельном осмотре, дают возможность мысленно расчленить памятник, домыслить недостающие части, представить давние события и прежний объект, окружающей местности. Термин «прием показа» не означает только зрительное восприятие объекта, его созерцание. Показ - это демонстрация объектов, при котором ведется их наблюдение с помощью и др. органов чувств. Например, при наблюдении птиц задействованы зрение и слух, при наблюдении растений - зрение и обоняние. Кроме того, показ подразумевает, во-первых, определенные жесты, способствующие управлению вниманием, направление взглядов слушателей, во-вторых, управление их мыслями, с помощью различных методов обучения рассмотренными выше. В учебном пособии 1981 года говорится, что ни один из методических приемов, будь то показ или рассказ, не может быть признан ни главным, ни универсальным. То есть, тогда еще не рассматривалось многообразие приемов. А в пособии 1985 года уже приводятся по 7 приемов показа и рассказа. Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа. В показе экскурсионных объектов используется более полутора десятков методических приемов, в том числе прием предварительного осмотра, панорамного показа, зрительной реконструкции, зрительного монтажа, прием абстрагирования, локализации событий, зрительного сравнения, зрительной аналогии, прием движения. Они дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник, здание, сооружение на части, домыслить утраченные детали, «видеть» объект в его первоначальном виде и представить исторические события, которые происходили много лет назад (например, картину Анракайской битвы, выступления студентов на площади Республики в Алматы). Рассмотрим в логической последовательности некоторые приемы показа, применимые на любой экскурсии. Прием предварительного осмотра используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. То есть прием невозможно использовать во время движения транспортного средства. Предварительный осмотр ставит своей задачей дать экскурсантам возможность: - составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; - определить в пространстве и представить себе место данного объекта на местности; - дать оценку объекту, особенно, если это архитектурный памятник или обелиск; - дать представление о его природном окружении. Действие этого методического приема практически начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть наиболее интересные детали. Экскурсанты самостоятельно, без помощи экскурсовода, наблюдают объект. Например, для тех, кто приехал из другого города и впервые попал в Туркестан, прием предварительного осмотра мавзолея Ахемета Яссави дает возможность совместить свое представление о нем, полученное на основе знакомства с его изображениями в книгах и на открытках, с тем, что человек в данный момент видит перед собой. Рассказ об объекте и событиях, связанных с ним, экскурсовод начинает после того, как экскурсанты осмотрели его. На предварительный осмотр отводится полторы-две минуты. Если в этом есть необходимость, приему предварительного осмотра предшествует краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу, что именно следовало бы им увидеть в ходе самостоятельного наблюдения объекта, какие его качества, конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения. Прием предварительного осмотра используется в двух вариантах — в сопровождении рассказа, комментария к увиденному и без сопровождения, при самостоятельном наблюдении объекта. После такого осмотра экскурсовод ведет показ того же объекта (объектов), используя другие методические приемы. Следует различать методический прием предварительного осмотра и прием предварительного обзора. Первый из них представляет собой прием показа экскурсионных объектов, второй является приемом рассказа экскурсовода и обычно предваряет показ объекта. Второй прием используется в экскурсиях значительно реже, чем первый. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать с высоты (например, с панорамной площадки Коктюбе в Алматы или башни Байтерек) вид какой-либо местности. Для панорамного показа может быть использована башня, колокольня, крепостная стена и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать только основные из них, делая это в определенной заранее избранной последовательности. Это особенно важно сделать при панорамном показе города или одного из жилых районов. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывшейся перед ними, необходимо в наблюдаемом пространстве выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Затем сориентировать аудиторию по сторонам света. Далее руководить их осмотром, отталкиваясь от композиционного центра на север, юг, запад и восток. Прием зрительной реконструкции. Термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам (достоверным описаниям). Сущность этого методического приема состоит в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный образ, например, исторического здания, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Делает это экскурсовод, проводя показ объектов. Этот методический прием также широко используется в большинстве проводимых экскурсий при показе тех памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, митинги, исторические встречи и другие знаменательные события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного методического приема дать экскурсантам представление об объекте, который в данный момент предстает перед ними в ином виде, или о событии, которое произошло на этом месте. Экскурсовод, используя прием зрительной реконструкции должен словами «нарисовать» такую картину, чтобы человек получил зрительное образное представление в зависимости от поставленной задачи: - о памятнике здании, сооружении, местности в том виде, какими они были в прежнее время, - об историческом событии, которое произошло на данном месте, в данном здании, - о быте, жизни, творчестве владельца этой усадьба жильцов этого дома (ученого, писателя, живописца, композитора). Этот методический прием эффективно используется при показе произведений архитектуры и построек далекого прошлого. Ведь нередко случается так, что здание, о котором идет речь, перестроено или вообще не сохранилось, что его окружение в значительной мере отлично от прошлого. Прием зрительной реконструкции или как его иногда называют, прием образного воссоздания, дает возможность восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде. Использование приема предполагает наличие у экскурсовода обширных знаний об объекте. И не только знаний — объект должен четко представляться экскурсоводу зрительно в своем первоначальном виде. Желательно чтобы экскурсовод до выхода на свою первую экскурсию в ходе подготовки к ней провел зрительную реконструкцию зданий, памятника, местности. Это позволит экскурсантам увидеть в нужном виде то, что ясно увидел сам экскурсовод. Это относится не только к восстановлению в первоначальном виде памятника, но и к зрительному воссозданию события, связанного с этим памятником. Для того чтобы дать своей группе представление о конкретном событии, экскурсовод опять-таки сам должен четко представить его зрительно. Большую роль в этом играют конкретные, хорошо запоминающиеся детали. Например, представления о времени и погоде, когда происходили события, дает возможность более полно восстановить картину события (раннее утро, солнечный день, морозная ночь). Желательно, чтобы у экскурсовода была под рукой карта-схема с обозначением наиболее важных деталей исторического события. В тех случаях, когда здание (сооружение) превратилось в руины (следы войны, землетрясения, просто времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают их уцелевшие части, детали, фрагменты. Когда же постройка вообще не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода». Здесь используются фотографии объекта, рисунки, чертежи, схемы. Например, снимки города или села, сделанные до землетрясения, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события. Успех использования приема зрительной реконструкции во многом зависит от подготовительной работы. В ходе подготовки к проведению экскурсии каждый экскурсовод должен хорошо изучить местность, где происходили события, которые раскрываются в экскурсии. Знание всех обстоятельств помогает экскурсоводу стать как бы очевидцем исторических событий, современником людей, живших в далеком прошлом. Компетентность экскурсовода позволяет ему не только убедительно рассказать участникам экскурсии о событии, но и дать зрительное представление о нем, словно он сам был участником этого события. Прием зрительной реконструкции используется в архитектурно-градостроительных экскурсиях, при раскрытии подтем, связанных с будущим города, его улиц и площадей. С помощью схемы, фотографии и макетов, пояснений экскурсовода воссоздается внешний облик будущего города. Этот методический прием используется, например, при освещении темы «Генеральная застройка города в действии». Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции (воссоздания). Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких зданий или нескольких памятников, а также их отдельных элементов, частей. Эти составные могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения для экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть также использованы фотографии, чертежи, рисунки из «портфеля экскурсовода». В отдельных случаях частью воссоздаваемого образа становятся здания, сооружения, хорошо известные большинству экскурсантов Прием локализации событий получил свое название от термина «локализация», который означает связь событий с конкретным местом, ограничение действия, явления сравнительно небольшим пространством. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды к данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие. При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. Перед экскурсоводом, использующим методический прием локализации, ставится задача: показать, что событие, о котором идет речь на экскурсии, произошло именно здесь. Эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на исторические и производственно-экономические темы: «В этом здании учился У. Жандосов», «В этом цехе был построен первый в стране трактор». Значительное место занимает прием локализации в экскурсиях на исторические темы: «На этом поле в 1954 г. провели первую борозду целинники». Прием локализации, дающий возможность относить какое-либо событие к определенному месту, помогает зрительно воссоздать конкретное сражение или отдельный боевой эпизод. Этот прием способствует рождению у экскурсантов чувства сопричастности к давним событиям, позволяет им стать как бы участниками исторического события. П ри ем абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо его частей с целью их отвлеченного наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки конкретного предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры, картины), которые служат основой для раскрытия подтемы. Прием абстрагирования построен на: - наблюдении одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; - наблюдении одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны для рассмотрения данной темы. Термин «абстрагирование», означает мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета и мысленное отвлечение их от других свойств, признаков, связей того же предмета. Использованию приема абстрагирования предшествует объяснение экскурсовода, о том какие части предмета, здания более существенны. Только после этого можно организовать наблюдение интересующих экскурсантов частей, абстрагируясь от остальных частей. Прием абстрагирования позволяет экскурсантам «не видеть» того, что для данной экскурсии является несущественным. Как используется прием абстрагирования при показе комплекса зданий, архитектурного ансамбля, городской улицы или целой площади? Делается это следующим образом: сначала показывается весь архитектурный ансамбль, вся площадь, жилой массив целиком. Только после того как экскурсанты получат представление о сущности целого, наблюдаемого ими, можно переходить к показу и экскурсионному анализу его частностей (отдельных зданий, сооружений, их характерных деталей, частей). Если же методический прием абстрагирования используется экскурсоводом при показе отдельного здания, то соблюдается тот же порядок: сначала производится показ всего здания в целом, затем следует показ одного этажа, окна, балкона, других частей здания, причем только тех, которые связаны с интересующим нас событием. При таком показе экскурсанты, наблюдая определенную часть здания, на какое-то время абстрагируются от облика здания в целом. В экскурсионной методике используются различные способы абстрагирования, в том числе абстракция отождествления, когда по общим чертам устанавливается тождество (равенство) объектов одного назначения, одного стиля, идеализация как мысленное конструирование несуществующих объектов, прообразы, для которых имеются в реальном мире, и абстракция аналитическая (изолирующая). На последнем способе абстракции построен методический прием абстрагирования, применяемый в экскурсионном показе. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта (наблюдаемого экскурсантами) с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный методический прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного предмета (объекта). В экскурсиях используется сравнение демонстрируемого объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравниваются как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты. Использование приема зрительного сравнения, независимо от его формы, дает возможность экскурсантам представить действительную величину объема, например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы. Это позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснения. Одна из задач данного методического приема — выявить характерные черты, особенности наблюдаемого экскурсантами объекта, показать его оригинальность, неповторимость. При сравнении объектов экскурсанты устанавливают их сходство или различие. Подводя итоги «наблюдению», экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличия друг от друга. Этот методический прием используется также при сравнении зрительно воспринимаемых частей одного объекта, например, здания — памятника архитектуры. Прием интеграции. Этот термин в дословном переводе означает «восстановление до целого». Этот методический прием показа построен на объединении отдельных частей (элементов) наблюдаемого объекта в единое целое. Использование приема интеграции не вызывает каких-либо трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего нас мира начинается с изучения единичных предметов и фактов. Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т. е. объединения различных сторон, деталей, свойств в единое целое. Практически действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза — соединения отдельных частей, деталей, обобщения разрозненных фактов в единое целое. Прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля. Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство зданий. Экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом. Прием интеграции используется при показе таких экскурсионных объектов, как улица, площадь. Прием интеграции может быть использован при панорамном показе промышленного предприятия. Прием зрительной аналогии (сходства) основан на действии одного из общих методов научного познания — метода аналогии и построен на сравнении: - данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; - данного объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее (до начала экскурсии). Механизм действия этого методического приема состоит, например, в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них фактически находится перед их глазами и их предлагает сравнить. Прием зрительной аналогии более сложен, чем методический прием зрительного сравнения, когда сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами. Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта,— зрительно привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти образ (представление) о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях или же в своем городе. При этом у каждого экскурсанта может быть своя конкретная аналогия. Особенно часто этот прием показа экскурсионных объектов строится на ассоциациях по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное—белое, холод—тепло, свет—темнота), по порядку времени, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |