|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектурные экскурсии
Архитектурно-градостроительные экскурсии играют важную роль в воспитании экскурсантов, способствуют приобретению интереса к культурно-историческому наследию, гармоническому развитию личности. Эти экскурсии вносят вклад в выявление и охрану памятников архитектуры. Для достижения этих высоких целей нужны разнообразная тематика, способная освоить все стороны проблемы, высокий уровень подготовки тем и экскурсоводов. Юридической базой этой деятельности служат Законы РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия» от 27 апреля 1998 г., «Об архитектуре и градостроительстве» от 14 июля 2001 г. В первом из этих законов говорится, что государство защищает, возрождает, содержит памятники истории и культуры, а так же организует их использование в научно-воспитательных целях. Дается определение видам памятников и в их числе недвижимым единичным и комплексным произведениям архитектуры, зданиям, сооружениям, археологическим структурам, некрополям. Второй закон определяет, прежде всего, основные направления архитектурно-градостроительной деятельности: - пространственная организация расселения и размещения производительных сил; - планировка, застройка, реконструкция населенных пунктов; -сохранение и восстановление историко-культурного и ценного архитектурно-градостроительного наследия. Слово архитектура (с греч.- строитель) означает: -здания, сооружения или их комплексы, создающие материальную организованную среду для жизни и деятельности людей; -искусство проектировать и строить. Для проведения архитектурно-градостроительных экскурсий требуется знание экскурсоводом специальных терминов. Приводим некоторые из них: Ансамбль (фр.) – согласованное расположение зданий и сооружений, созданное на основе идейно-художественного замысла с учетом функциональных требований. Антаблемент (фр.) – балочное перекрытие, опирающееся на колонны, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Апсида (гр.) – полукруглая часть здания, обычно перекрытая куполом. Аркада (фр.) – ряд арок, опирающихся на колонны. Аркбутан (фр.) – подпирающая каменная наружная арка. Архитектоника (гр.) – художественное выражение закономерностей строения, обусловленное соотношением его главных и второстепенных частей. Балюстрада (фр.) – ограждение балконов, лестниц, состоящее из балясин, соединенных наверху перилами. Барабан - цилиндрическое основание купола. Барельеф (фр.) – скульптурное изображение на плоскости, выступающее над поверхностью не более чем на половину своей толщины. База (фр.) – основание, опорная плита колонны, пилястры. Волюта (ит.) – завиток с кружком по центру, характерная часть капители ионического ордера. Габбро (ит.) – изверженная черная кристаллическая порода. Глава – купол православного храма. Каркас – остов сооружения из скрепленных балок и колонн. Капитель – глава колонны. Изразцы – керамическая, часто рельефная, плитка для облицовки печей, стен; с обратной стороны имеет вид коробки. Мансарда (от имени архитектора) – утепленное жилое чердачное помещенье. Нервюра – скрещивающиеся криволинейные балки, образующие свод и опирающиеся на колонны. Ордер – система несущих и несомых частей сооружения. Виды сложились в Элладе и получили название по ее областям: дорический, ионический и коринфский. Зависит от формы и художественных средств, примененных для украшения колонны и антаблемента. Пандус (фр.) – наклонная плоскость, заменяющая лестницу. Пилоны (гр.) – массивные столбы, поддерживающие своды перекрытия, мосты, иногда декоративные, у входа в здание. Пилястры (ит.) – плоский прямоугольный в плане выступ стены, как утопленная в стене колонна. Портал – архитектурное оформление входа. Портик – навес у входа, поддерживаемый колоннами. Ригель – горизонтальная балка. Ритм – впечатление, создаваемое чередованием элементов сооружения. Роза – круглое окно с ажурным, часто каменным переплетом. Руст – обработка строительного камня по периметру. Стилобат (гр.)– подножие колонны или всего сооружения в виде платформы. Стилизация – имитация архитектурного стиля прошлого. Ферма (фр.) – стержневая несущая горизонтальная конструкция. Фреска (ит.) – роспись водяными красками по сырой штукатурке. Фонарь - остекленная конструкция на крыше для естественного освещения. Фронтон (фр.) – верхняя часть стены здания, обрамленная скатами кровли. Цоколь (ит.) – нижняя выделенная часть стены, лежащая на фундаменте. Архитектура составляет область материальной культуры, в то же время как сфера искусства, она эстетически формирует окружение человека, выражает идеи в художественных образах. Историческое развитие определяет функции и типы сооружений, технические решения и художественный строй. Создание населенных пунктов, регулирование систем расселения выделились в особую отрасль – градостроительство. Выразительные средства архитектуры: композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств. Существует архитектура и малых форм: небольшие сооружения, используемые для организации открытых пространств и дополняющие архитектурно-градостроительную или садово-парковую композицию. Она имеет функционально-декоративное (фонтаны, лестницы, ограды) или мемориальное значение, служат элементами городского благоустройства (фонари, киоски, скамьи) или носителями рекламы. Гигантское разнообразие архитектуры обусловлено, прежде всего, природными условиями, национальными традициями, эпохой создания. Достаточно мысленно сравнить хижину папуаса, русскую избу, эскимосскую иглу, китайскую пагоду, комплексы Манхеттен в США или Анкорват в Камбодже, чтобы согласиться с этим утверждением. Архитектурный стиль есть частный вид общности образной системы, творческой выразительности, обусловленной единством идейного содержания, сложившегося на основе природных и исторических условий развития какой-то части человеческого общества. Наибольшее влияние на мировую архитектуру оказала Европа, в том числе на казахстанскую, через Россию. Кроме того, Европа является главным мировым центром туризма, поэтому рассмотрим кратко некоторые европейские стили. . Древняя Греция - используя в строительстве общественных зданий в основном камень, выработала систему ордеров, т.е. определенное сочетание несущих (колонна) и несомых (антамблимент) частей. Колона состоит обычно, из трех частей: базы, ствола и капители (главы). Антаблемент (балка) опирается на капитель архитравом, затем следует фриз и выше карниз. В зависимости от пластического решения различаются три вида ордера. Например, в дорическом ордере отсутствует база, капитель имеет цилиндрическую форму, украшается только фриз. Древний Рим – был наследником культурных традиций Эллады. Римские храмы отличаются от греческих более высокими фундаментами и стройными колонами. Особое влияние на развитие христианской архитектуры оказали римские базилики (здания суда), имевшие вытянутую форму с высоким центральным нефом (зал) и более низкими боковыми нефами, отделенными рядами колон. Романский стиль сложился в XI-XII веках в странах юго-западной Европы, отразив суровый воинственный образ жизни средневековья, господство аскетической христианской морали. Основная функция зданий – оборонительная, поэтому так толсты стены и узки окна, высоки башни. В храмах отражены в условных формах пугающее могущество божества, с использованием римских традиций – грандиозных сводов и арок. Готика сменила в XIII веке романский стиль, ведущим типом которой стал собор. Уменьшились колонны, расширились окна, тесаный камень сменился резным. На смену коробовым (цилиндрическим) сводам пришли высокие стрельчатые своды, которые формируются нервюрами. Центральный зал или главный неф (корабль), заключен между боковыми нефами, образованными контрфорсами и аркбутанами. Вознесенные вверх башни и своды символизируют не только стремление душ верующих в небесные пределы, но и возрождение ремесел и искусства Возрождение – эпоха расцвета культуры связанная с возникновением буржуазных отношений в XV-XVI веках, проходившая под знаком гуманизма, возрождения идей античности. В архитектуре главными постройками становятся дворцы, частные дома и храмы. Используется ордерная система, арочные галереи, колоннады, своды и купола, поэтапные членения, разнообразные фасады. Яркий пример-Собор св. Петра в Риме. Барокко – (XVII-XVIII века) означает по-итальянски «странный, причудливый». Этот стиль-отражение идей зрелого абсолютизма. Характеризуется пышностью, декоративностью, использованием кривых линий, асимметрии фасадов и планов, применением живописи и скульптуры. Пример - Зимний дворец в Петербурге. Еще более пышен стиль Рококо (XVIII в), являющийся разновидностью барокко, особенно большое внимание уделявший интерьеру: орнамент, лепки, мелкий масштаб, применение зеркал, плавный переход стен в потолок. Классицизм - (XVIII-XIX века) использовал принципы античности: строгость симметричных композиций и форм, сдержанность убранства. Пример-Адмиралтейство в Петербурге, Дом правительства в Алматы Эклектизм ( выбирающий)– означает смешение стилей, отражает вкусы заказчиков, представителей класса предпринимателей. Архитекторы угождали вкусам клиентов, воспроизводили декор исторического стиля. Эклектика имеет много видов – неоготика, мавританский, помпейский, неоренесанс и т.д. Причем в одном здании одновременно используются разные стили в конструкции, фасаде, интерьере. Ропетовский стиль (XIX в) назван по псевдониму архитектора Петрова И. Он и его последователи широко использовали традиции русского деревянного зодчества. Пример-Вознесенский собор в Алматы. Модерн (современный) – (конец XIX века) возник как протест архитекторов против использования стилей ушедших эпох. Характеризуется прихотливыми, сложными линиями и формами. Капризные линии, по которым строятся очертания карнизов, а иногда и стен, асимметрия и орнамент - таковы основные черты модерна. Конструктивизм – возник после первой мировой войны. Для зданий в этом стиле характерны простые, геометрические формы, гладкие стены, плоские крыши, большие окна, отсутствие декоративности, стремление к четкой функциональности. Пример - здания Академии искусств им. Жургенева, Главпочтампта, корейского театра в Алматы. Архитектура советского периода. В 30-40 годы ХХ века официальная архитектура общественных зданий характеризовалась помпезностью, эклектическим заимствованием и повторением форм ордеров, деталей декора классического стиля. Здесь прослеживается историческая связь между имперской тоталитарной стороной государства и стилем архитектуры. Вспомним Римскую империю, Российскую империю XIX века (русский неоклассицизм), Третий рейх. Новые материалы, интересные решения, дух времени вступили в конфликт с архаизмом этого стиля, и в середине века, освобожденная от чужеродных идей и элементов, советская архитектура стала более четкой и логичной, эффективность строительства значительно возросла. Новые методы строительства – стальной каркас, скользящая опалубка, применение мембранных перекрытий, напряженного железобетона, переход на алюминиевые панели и профили вызвали и резкое изменение в архитектуре. Современная архитектура настолько разнообразна, что ее невозможно охарактеризовать одним названием, словом. В какой-то мере можно говорить о возрождении конструктивизма и распространенности принципа ансамблевой постройки. Для интерьеров применяется широкий набор естественных и искусственных материалов, произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства. Произведения архитектуры соч етают в себе как национальные, так и общечеловеческие черты, обращаются к опыту минувших веков и прорываются в будущее. Значительный интерес для экскурсантов представляет и архитектура Средней Азии и Казахстана, испытавшая влияние арабской и иранской культуры. Крепости, дворцы, мечети, мавзолеи и медресе имеют своеобразный облик. В основе культовых сооружений лежит прямоугольный двор, обрамленный галереями и арками. Направление на священную для мусульман Мекку отмечается алтарной нишей – михрабом. При входе во двор в его глубине показывается кубическое здание с куполом в центре алтарной части. Традиционно вход оформляется в виде торжественной арки-портала - айвана. Такой вход, как отдельное сооружение, строится и при входе во двор, называется он пештак. Важное место в азиатской архитектуре занимают медресе, главное отличие композиции которых от мечети заключается в замене обрамляющих галерей жилыми помещениями для учеников – худжрами. На территории Казахстана развился тип портально-купольного мавзолея, примерами которого служат усыпальницы Аяк-Хатыр, Джучи-хана, Ходжи Ахмеда. Наряду с сырцовым кирпичом использовался жженый, вяжущим средством был алебастр (ганч). Из него изготавливался и декор помещений в виде растительного и геометрического узора. Здания украшались терракотовыми и изразцовыми плитками, небесная синева которых не поблекла с веками. При проектировании мавзолея Ходжи Ахмеда пользовались стандартным отрезком – модулем и его частями – половиной, четвертью, что определило соразмерность частей здания, его проемов, пролетов, арок, ниш, сталактитов. Здание симметрично в крупных частях и асимметрично в деталях, перекрыто самым большим кирпичным куполом в Средней Азии диаметром 18,2 м. Под главным куполом находится центральный зал– казанлык, за ним усыпальница святого, толщина стен 3м. Создание ансамблей - является важным направлением архитектуры. Чтобы правильно показать ансамбль в экскурсии, следует ясно представить его сущность и закономерности. Ансамбль представляет гармоническое единство пространственной композиции зданий инженерных сооружений, монументальной живописи, скульптуры и зеленых насаждений. Для того чтобы участок постройки назывался ансамблем, надо, чтобы при его постройке была соблюдена целостность решения, единство масштаба его частей, единство ритма и пропорциональных членений. Важнейший метод достижений внутреннего решения – это применение принципа зеркальной или осевой симметрии, что характерно для площади Республики в Алматы. Часто ансамбль имеет ядро застройки, например здание акимата в центре площади Республики в Алматы является таковым для площади и окружающих построек. Ансамбль может иметь и смысловую доминанту; например, памятник Абаю в центре одноименной площади, или Обелиск Независимости в центре площади Республики в Алматы. При показе ансамбля экскурсовод анализирует соблюдение масштаба его частей. Примером нарушения масштаба может служить высотная гостиница «Казахстан», которая по соотношению собственной высоты и ширины и по абсолютной высоте выпадает из окружения, состоящего из зданий средней высоты, у которых горизонтальные размеры в 2-5 раз превышают их высоты. Другой признак, анализируемый экскурсоводом – ритмичность композиции, т.е. на равных ли интервалах расположены здания или другие элементы ансамбля. Возможно закономерное изменение этих интервалов – возрастание и убывание. Кроме интервалов ритм может задаваться также высотой или длиной зданий, например, разной этажности. Парки. Экскурсоводу полезно знать и исторически сложившиеся системы планировки парков. «Итальянский» парк, например, предусматривает размещение зеленых насаждений по склону горы и четкую выраженную ось с организацией на ней лестниц, террас и других сооружений. Элементы такой системы содержат парки в Архангельском (под Москвой) и Петродворце (под Петербургом). Регулярный или «французский» парк характеризуется строго симметричной планировкой и строится на ровном месте. Для такого парка типичны геометрическая сеть аллей, стрижка зелени в виде простых форм, прямоугольные или овальные водоемы, открытые пространства (парк в Кусково под Москвой). Пейзажный или «английский» парк асимметричен по планировке, подражающий естественным ландшафтам. Дорожки в нем извилисты, клумбы отсутствуют, пруды причудливой формы, устроены имитации развалин, пещер и т.п. Во многих парках сочетаются элементы всех трех видов. Примером может служить парк культуры в Алматы: район главного входа имеет регулярную планировку, а большая часть ближе к пейзажной системе. Архитектурно-градостроительные экскурсии (АГСЭ) посвящаются: -историко-культурным памятникам определенной эпохи; -лучшим образцам современной архитектуры; -градостроительной структуре населенных пунктов на основе генеральных планов застройки; -творчеству выдающегося архитектора; -знакомству со строительным процессом. Основным источником знаний на экскурсии является само произведение архитектуры, выступающее как экскурсионный объект. Им может быть любой вид строений: жилых, общественных, промышленных сооружений (мосты, укрепления, телебашни), градостроительные комплексы (дворцы, проспекты, села, города). Из литературных источников необходимо использовать энциклопедические издания: Большую и Малую Советские энциклопедии, Казахскую энциклопедии, 12-титомную Всеобщую историю архитектуры, 7-томную Всеобщую Историю искусств, энциклопедии, посвященные определенным городам (Алматы, Астана…), Своды памятников истории и культуры городов и регионов Казахстана, Памятники Мирового искусства. Много интересного можно найти в учебной литературе. Есть серии о знаменитых зодчих: Мастера русской архитектуры, Мастера советской архитектуры. Много книг написано об определенных шедеврах строительного искусства. Существует большая периодика по этой теме: журналы «Архитектура…», и «Строительство…» (жилищное, промышленности). В архивах, литературе, специализированных строительных учреждениях собираются изобразительные источники по теме: планы, чертежи, разрезы, рисунки и фотографии объектов экскурсии. Надо наладить связи с Союзом архитекторов и Обществом охраны памятников, отделами строительства при администрации. Методика показа и рассказа. Из наглядных пособий и вещественных источников мы назовем макеты сооружений и комплексов, находящиеся в музеях, и проектных организациях, образцы строительных материалов, инструментов и механизмов для строительства.На макете можно увидеть то, что невозможно увидеть на реальном объекте, т.к. макеты часто имеют разрезы, называющие особенности конструкции и интерьер. Пособия и реальные вещи помогают при проведении приемов сравнения и анализа во время проведения экскурсии. Можно, например, дать сравнить экскурсантам вес образцов пенобетона и тесаного камня одинакового размера. Иногда в музеях можно найти старинные картины изображающие «архитектурный фон» как сам объект интереса художники или как сцену, на которой разворачивается изображенное действие. Такая картина, переснятая на фотографию, позволяет применить прием реконструкции на АГСЭ. Также возможно использование документальных кино и видеоматериалов, особенно о строительстве объекта, или же демонстрацию отрывков из художественных фильмов, позволяющую воссоздать колорит ушедших времен. Особое эмоциональное воздействие на слушателей производит демонстрация портретов архитекторов, мастеров, а иной раз и заказчиков строительства. Следующим источником информации при создании АГСЭ является привлечение специалистов и ученых строителей. У них можно получить консультации по специальным вопросам, изложенным не совсем ясно в литературе, узнать о дискуссионных проблемах, новых исследованиях и открытиях, планах на будущее. Можно пригласить специалистов на занятия экскурсоводов и методистов на натуру, когда приглашенные наглядно раскрывают особенности, назначение, конструкцию и художественную идею произведения архитектуры. Он может дать свой отзыв на методические и организационные методы, намеченные творческой группой или прочитать лекции для работников экскурсионной организации, рецензировать готовые материалы экскурсии. Следует наладить связи с Союзом архитекторов и Обществом охраны памятников, отделами строительства акиматов различных уровней. Чтобы правильно применять методику показа и рассказа в АГСЭ надо учесть особенности восприятия архитектурных объектов. Психологи выяснили, что человеческое зрение обычно преуменьшает пространственные величины, особенно в горизонтальной плоскости, что приводит к искажению размеров и пропорций реальности в сознании экскурсанта. Люди незнакомые с архитектурой как видом искусства и науки, обычно ее воспринимают несвязно, фрагментарно. Особенно трудно им воспринять единство формы и художественного, идейного содержания. Восприятие архитектуры зависит от условий наблюдения: расстояния до объекта, высоты точки наблюдения, траектории и скорости на маршрутном осмотре. Особенно важны ближние и дальние планы, которые оказывают непосредственное влияние на восприятие. На дальнем расстоянии воспринимаются силуэты строений. По мере приближения к ним становится отчетливой пластика сооружений, их объемность и соотношение частей, а на малом расстоянии можно различить декор здания, детали, фактуру материала. Старинные сооружения с близкого расстояния обычно воспринимаются лучше, чем современные, благодаря мелкой деталировке фасадов, применению скульптуры, лепнины и других украшений. Поэтому обычно произведения зодчества показываются не с одной точки. Это дает возможность оценить замысел создателей по единству здания и окружающего его культурного и природного фона, насладиться его художественным обликом как целого, складывающегося из отдельных объектов и декоративных деталей. Существуют и особые точки, иногда специально отмеченные строителями, например, из центра площади перед Собором св. Павла в Риме четыре ряда его колонн сливаются в один, или при приближении к мавзолею Тадж-Махал в Агре, он предстает перед взором в обрамлении арки входного портала. По-разному воспринимаются с разных расстояний здания, имеющие выдающийся нижний ярус, особенно официальные помпезные здания. К примеру, специально оформленные портиками входы в Зимний Дворец в Петербурге или бывший Дом Правительства в Алматы. С ближних точек у таких зданий не видно основных их объемов, а возникает чувство необычности, торжественности и особых впечатлений, ждущих посетителя за грандиозным входом. Надо признать, что для восприятия подавляющего большинства архитектурных объектов требуется спокойное пешее движение с остановками. Исключение составляют, может разве такие огромные комплексы как панорама небоскребов Нью-Йорка или площадь Республики в Алматы, которые можно созерцать из окна транспортного средства: автобуса, катера или вертолета. Даже такой большой комплекс, как Невский проспект в Петербурге, создан, по выражению Н.В. Гоголя, «для одного гуляния» и рассчитан любование им, в крайнем случае, с конного экипажа вследствие разнообразия зданий, мелкой проработки их фасадов и обилию деталей. Обязательным методическим приемом показа в таких экскурсиях является предварительный осмотр. «С чувства должно начинаться восприятие произведения искусства; через него оно должно идти; без него оно не возможно» – писал известный психолог Б.М. Теплов. Этот прием дает возможность оценить произведение архитектуры, всмотреться в него. У экскурсанта удовлетворяется первоначальное любопытство и возникает желание узнать больше информации, чем дает простой просмотр. С предварительным осмотром хорошо сочетается прием цитирования. Приводятся слова писателей, деятелей искусства, передающие чувства, возникающие при знакомстве с данным памятником или зданием. По законам познания оно движется к анализу объекта или явления, т.е., в данном случае, выделению отдельных сторон замысла зодчего, изучению отдельных объемов и характеристик здания или сооружения. Содержание и направление анализа обусловлено, прежде всего, характером самого объекта, качеством работы творческой группы, а также эрудицией и мастерством экскурсовода. Так как архитектура есть вид человеческой деятельности с использованием технических, функциональных и художественных достижений общества на определенном историческом этапе, то анализируются три понятия: польза, прочность, красота. Обращается внимание экскурсантов на основные вопросы: - история сооружения (социальный заказ), исторические события, связанные с объектом; - природное и культурное окружение памятника архитектуры; - конструктивные особенности и использованные материалы; -стилевая направленность, объемно-пространственная композиция, размеры, убранство фасада и интерьера; -внешний вид сооружения. В зависимости от важности объекта, его художественной и исторической ценности возможны различные приемы рассказа от экскурсовода, справки до подробного объяснения. Чаще всего при демонстрации архитектуры применяется прием характеристики, который предваряется описанием объекта, при этом излагаются отличительные особенности свойственные данному зданию или комплексу, раскрывающие его сущность. Прием объяснения в таких экскурсиях используется во время анализа конструкции здания, замысла архитектора при создании сложных ансамблей исторических причин создания города. Прием репортажа не готовится заранее, а является экспромтом экскурсовода при показе строительных работ, происходящих на глазах группы, например, при возведении жилого дома или завода. При этом обращается внимание экскурсантов на действия рабочих, работу механизма, изменения в облике сооружения, цель действий коллектива. Возможно и применение других приемов. При работе с детьми используется прием вопросов-ответов (беседы): - как вы думаете, когда и зачем построен этот дом? какой он высоты? - что вам в нем нравится? При работе с взрослыми используется прием дискуссионной ситуации, когда выдвигаются спорные или проблемные положения, например, о путях развития родного города. При этом экскурсоводу надо знать нерешенные городские проблемы, варианты планов развития города. Два-три участника экскурсии излагают свое видение, после чего экскурсовод подводит итоги. Архитектурный анализ обычно завершается приемом индукции, когда от частных фактов рассмотрения частей здания ансамбля переходят к общей картине, формируют понятия, правила, или законы архитектуры. Делается, например, вывод о принадлежности данного объекта к определенному стилю, или вывод о выполнении или невыполнении генерального плана застройки. Очень часто применяется прием сравнения от простейшего – сравнение высоты наблюдаемого здания с высотой другого, широко известного, до сложного - сравнения различных конструктивных и художественных особенностей объектов. Этот прием часто сопрягается с приемом реконструкции, когда предлагается сравнить прежний облик здания, улицы с современным. В этом обязательна помощь наглядного материала – плана, фотографии или макета, изображающих объект в прошлом.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |