АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек и вселенная

Читайте также:
  1. А. человеку надо поручить такое задание, которое требовало бы максимума усилий, но не вредило бы здоровью
  2. Актуальные этико-правовые проблемы взаимодействия человека и общества.
  3. АЛКОГОЛЬ – СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА
  4. АНТИГЕНЫ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
  5. Антропогенез. Споры о возрасте человека и его прародине.
  6. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
  7. Архаичный человек
  8. Безопасность личности и общества - коренная потребность человека
  9. Билет 2. Взаимодействие объектов хоз.деят-ти человека с ОС. Классификация загрязнений ОС.
  10. Биологическое и социальное в человеке
  11. Биосфера и человек
  12. Божественный человек

Фундаментальные законы вселенной. -- Закон

трех принципов, или трех сил. -- Необходимость трех сил для возникновения

явления. -- Третья сила. -- Почему мы не видим третью силу? -- Три силы в древних

учениях. -- Творение мира волей Абсолютного. -- Цепь миров, или Луч творения. --

Количество законов в каждом из миров.

Каждая философская система и каждый глубоко мыслящий исследователь на определенном

этапе работы или развития приходит к выводу, что невозможно изучать человека

без изучения вселенной, точно так же как невозможно изучать вселенную, не

изучая человека. Человек -- это подобие мира. Он был создан теми же законами,

которые создали мир в целом. Познавая и понимая себя, человек будет познавать и

понимать весь мир, все законы, которые творят мир и управляют им. В то же

время, изучая мир и законы, которые им управляют, он узнает и поймет законы,

которые руководят самим человеком. В связи с этим следует отметить, что

некоторые законы легче понять и усвоить, благодаря изучению объективного мира,

тогда как другие можно понять только, изучая себя. Следовательно, изучение мира

должно идти параллельно изучению человека, и одно будет помогать другому.

В отношении понятия "мир" необходимо с самого начала уяснить, что существуют

многие миры и мы живем не в одном мире, а в нескольких. Это нелегко принять,

так как в обычном языке слово мир употребляется в единственном числе. Форма

множественного числа -- "миры" -- употребляется только для того, чтобы

подчеркнуть ту же мысль или выразить представление о разных мирах, существующих

параллельно. В нашем языке нет идеи миров, которые содержатся один в другом. И

все же идея того, что мы живем в разных мирах, означает как раз миры,

содержащиеся один в другом, миры, с которыми мы состоим в различных отношениях.

Если мы хотим ответить на вопрос "что такое мир или миры, в которых мы

живем", мы должны сперва спросить себя, что мы называем ближайшим к нам миром,

миром для нас в самом непосредственном отношении.

Мы, определенно, должны ответить, что название "мир" мы даем миру людей,

человечеству, частью которого мы являемся. Но человечество в то же время -- это

неотделимая часть органической жизни на Земле, а значит, правильнее будет

сказать, что ближайший к нам мир -- органическая жизнь на Земле, мир

людей, животных и растений.

Но органическая жизнь также заключена в другой мир. Что же в таком случае

мир для органической жизни?

На это мы можем ответить, что для органической жизни на нашей планете миром

является сама планета Земля.

Однако и Земля находится в одном из миров. Что тогда будет этим миром для

Земли?

Мир для Земли -- это мир планет Солнечной системы, часть которого она

собой представляет.

А что будет миром для всех планет, взятых вместе? Разумеется, Солнце

или область его влияния. Солнечная система, часть которой -- сами планеты.

Для Солнца, в свою очередь, мир -- это наш мир звезд или Млечный Путь,

скопление огромного числа звездных систем.

Далее, с астрономической точки зрения, вполне возможно предположить

существование множества миров, расположенных на огромном расстоянии друг от

друга в пространстве " всех миров". Миры, взятые вместе, станут

миром для Млечного Пути.

Вслед за этим, переходя уже к философским заключениям, мы можем сказать, что

"все миры" должны составлять какое-то непостижимое для нас и неизвестное Целое,

или Единое (подобно тому, как едино яблоко). Это Целое, или Одно, или

Все, можно назвать Абсолютным или Независимым потому, что оно,

все в себя включая, само ни от чего не зависит. Это мир для "всех миров". С

точки зрения логики вполне возможно представить такое положение вещей, где Все

составляет единое Целое. Такое Целое будет, конечно, Абсолютным, а это значит

Независимым, потому что Все -- бесконечно и неделимо. Абсолютное -- есть такое

положение вещей, когда Все образует единое целое -- это как бы изначальное

состояние вещей, из которого путем деления и видоизменения возникают различия в

явлениях, которые мы наблюдаем.

Человек живет во всех этих мирах, но по-разному (см. рис. 1).

Рис.

1. Миры, в которых живет человек.

 

Это означает, что он находится под влиянием своего непосредственного и наиболее

близкого мира, часть которого он собой представляет. Но на человека влияют

и более далекие миры, как напрямую, так и через другие, промежуточные миры.

Однако их действие уменьшается пропорционально их удаленности или возрастанию

различий между ними и человеком. Как будет видно далее, до человека не доходит прямое

влияние Абсолютного. Но влияние следующего за Абсолютным мира и влияние звезд,

Солнца и планет вполне очевидны в жизни человека, хотя многие из них, конечно,

неизвестны науке.

Перед тем, как перейти к рассмотрению этих явлений, обратимся к фундаментальному

закону, который создает все явления во всем многообразии или единстве всех

миров.

Это закон трех принципов, или трех сил. Каждый феномен,

какого бы он ни был масштаба и в каком бы мире ни проявлялся, молекулярный или

космический, всегда есть результат сочетания или встречи трех различных и

противоположных сил. Современная мысль понимает необходимость двух сил для

возникновения феномена: сила и противодействие, положительный и отрицательный

магнетизм, положительное и отрицательное электричество, мужские и женские

клетки и так далее. Но даже две эти силы не всегда и не везде наблюдаются. О

третьей же силе вопрос никогда не ставился, а если и ставился, то едва ли был

услышан.

Согласно подлинному, точному или объективному знанию одна или две силы

никогда не произведут явления. Присутствие трех сил необходимо, так как только

с помощью третьей силы первые две будут в состоянии создать в той или иной

области то, что может быть названо явлением.

Учение о трех силах -- корень всех древних систем. Первая сила называется активной,

или положительной; вторая -- пассивной, или отрицательной;

третья -- нейтрализующей. Но это -- лишь названия, поскольку в

реальности все три силы равным образом активны, и только в точке своей встречи

проявляют себя как активная, пассивная и нейтрализующая, т. е. только в

отношении друг друга в известный момент. Две первые силы более или менее

понятны нам, третья же сила иногда может быть обнаружена как в точке приложения

сил, так и в посреднической функции или результате. Но, в общем и целом, третья

сила не легко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому нужно

искать в функциональных ограничениях обычной психической деятельности и в

основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т. е. в нашем

ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений.

Люди так же не способны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу, как не

способны замечать в пространстве четвертое измерение.

Однако, изучая себя, проявления мысли, сознание, свою деятельность,

привычки, желания и т. п., человек может научиться наблюдать и видеть в себе

действие этих трех сил. Давайте, например, представим, что человек хочет

работать над собой, чтобы изменить какие-то черты своего характера и добиться

более высокого уровня бытия. Его желание, инициатива будет активной силой. А

инертность его психической жизни с противоположными его побуждению стремлениями

будет пассивной, или отрицательной, силой. Эти две силы либо уравновесят друг

друга, либо одна из них победит другую, но в то же время будет слишком слабой

для какого-нибудь дальнейшего действия. В таком случае две силы будут, поглощая

друг друга, вращаться одна возле другой без всякого результата. Человек может

чувствовать желание и инициативу, но вся эта инициатива поглощается борьбой с

привычной вялостью и косностью жизни, и ничего не остается для цели, к которой

он испытывал побуждение. И так будет продолжаться до тех пор, пока не явится

третья сила, к примеру, в облике нового знания, моментально

демонстрирующего преимущества, возможные результаты или необходимость работы

над собой, поддерживая таким образом и усиливая первое побуждение. Опираясь на

помощь третьей силы, инициатива победит силу инерции, и у человека появится

энергия для продвижения в желаемом направлении.

Примеры работы трех сил и моменты появления третьей силы можно отыскать во

всех проявлениях психической жизни, во всех феноменах жизни человеческих

сообществ и человечества в целом, во всех явлениях окружающей нас природы.

Но в начале достаточно уяснить общий принцип: любой феномен, какие бы

размеры он ни принимал, неизбежно есть проявление трех сил; одна или две силы

не могут дать явления, и если мы Наблюдаем в чем-то остановку, бесконечное

колебание без единого шага с места, мы можем сказать, что в этом случае

недостает третьей силы. Пытаясь понять эту мысль, нельзя в то же время

забывать, что люди не в состоянии наблюдать явления как выражение трех сил,

потому что невозможно увидеть объективный мир в субъективном состоянии

сознания. В феноменальном мире, наблюдаемом субъективно, мы видим в явлениях

действие только одной или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три

силы, мы увидели бы мир таким, какой он есть, т. е. вещи в себе; только здесь

нужно помнить, что явление, которое представляется простым, может на деле быть

весьма сложным, т. е. быть результатом очень сложного сочетания триад. Но мы

знаем, что видеть мир таким, какой он есть, мы не можем. Это должно помочь нам

в понимании того, почему нам не удастся видеть третью силу. Третья сила

принадлежит подлинному миру. А наблюдаемый нами субъективный, или

феноменальный, мир обладает лишь относительной реальностью и в любом случае

предстает незавершенным, поскольку мы видим только его часть.

Но возвращаясь к миру, в котором мы живем, можно теперь сказать, что в

Абсолютном, как и повсюду, действуют три силы:

активная, пассивная и нейтрализующая. Но в силу самой природы Абсолютного

все представляет в нем одно целое, и три силы также составляют единое целое.

Более того, образуя одно независимое целое, три силы владеют полной и свободной

волей, полным сознанием, полным пониманием себя и всего того, что они

совершают.

Идея о единстве трех сил в Абсолютном -- основа многих древних учений: о

единосущной и неделимой Троице, о Тримурти -- Брахма, Вишну, Шива и т. д.

Древне-инд. trimurti -- "тройственный образ"

или "обладающий (-ая) тремя обликами" -- божественная триада в индуистской

мифологии (Здесь и Далее примеч. пер.)

Три силы Абсолютного, составляющие единое целое, разделяются и соединяются

по собственной воле и собственному решению; в точках соединения они производят

феномены, или "миры". Эти миры, созданные волей Абсолютного, полностью зависят

от его воли во всем, что касается их собственного существования. В каждом из

этих миров снова действуют три силы (см. рис. 2).

Рис.

2. Закон трех сил.

Мир

1.

Мир

первого порядка -- Абсолютное.

Единство

трех сил в одной Воле формирует независимое целое, обозначенное как мир I,

в соответствии с числом законов, которому оно подчиняется; в данном случае --

Воле Абсолютного.

 

Однако, так как каждый из этих миров уже не целое, а только часть, три силы

там уже не представляют единого целого. Теперь это три воли, три сознания, три

единства. Каждая из этих трех сил содержит в себе возможность всех трех сил, но

в точке встречи проявляет только один принцип -- активный, пассивный или

нейтрализующий. Все вместе эти три силы образуют триаду, которая производит

новые феномены. Но это уже другая триада, отличная от той, что была в

Абсолютном, где все три силы составляли неделимое целое и имели единую волю и

единое сознание. Теперь, в мирах второго порядка три силы разделены и точки

встречи имеют иную природу. В Абсолютном момент и точка встречи сил

определяется их единой волей. В мирах второго порядка, где ее больше нет, а

есть три воли, каждая исходная точка встречи определяется отдельной,

независимой от других, волей, и поэтому сама точка встречи оказывается случайной

или механической. Воля Абсолютного творит миры второго порядка и

руководит ими; но она не управляет их собственной работой по созиданию, в

которой появляется механический элемент.

Представим Абсолютное в виде круга, в котором множество других кругов, миров

второго порядка. Возьмем один из этих кругов. Абсолютное здесь обозначено

цифрой 1, потому что три силы составляют в нем одно целое, меньшие же круги

обозначим цифрой 3, потому что в мире второго порядка три силы уже разделены

(см. рис. 3).

Рис.

3. Закон трех сил.

Мир

3.

Миры

второго порядка -- все миры.

Рождение

законов Вселенной. В соответствии с количеством законов, которым подчиняется

мир, он обозначен как мир 3.

 

Три разделенные силы в мирах второго порядка, встречаясь в каждом их этих

миров, творят новые миры третьего порядка. возьмем один из таких миров. Миры

третьего порядка, созданные тремя силами, действующими наполовину механически,

больше не зависят от единой воли Абсолютного, но подчинены еще и трем

механическим законам. Эти миры произведены тремя силами и, будучи созданными,

проявляют свои собственные, новые три силы (см. рис. 4).

Рис.

4. Закон трех сил.

Мир

6.

Миры

третьего порядка -- все звезды.

В

соответствии с количеством законов, которым подчинятся мир, он обозначен как мир

6.

 

Итак, число сил, действующих в мирах третьего порядка, равно шести. На

диаграмме круг третьего порядка обозначен цифрой б (т. е. 3 + 3). В этих мирах

создаются миры нового, четвертого порядка. В мирах четвертого порядка действуют

три силы мира второго порядка, шесть сил мира третьего порядка и три силы

собственного порядка, всего двенадцать (см. рис. 5).

 

Рис.

5. Закон трех сил

Мир

12.

Мир

четвертого порядка -- Солнце (Солнечная система).

В

соответствии с количеством законов, которым подчиняется мир, он обозначен как мир

12.

 

Давайте возьмем один из этих миров и обозначим его цифрой 12 (3 + 6 + 3).

Так как эти миры повинуются большему числу законов, они еще больше отстоят от

единой воли Абсолютного и еще более механичны. Миры, творимые внутри этих

миров, будут управляться двадцатью четырьмя силами (3 + 6 + 12 + 3) (см. рис.

6).

 

Рис.

6. Закон трех сил.

Мир

24.

Мир

пятого порядка -- все планеты.

В

соответствии с количеством законов, которым подчиняется мир, он обозначен как мир

24.

 

Миры, созданные в этих мирах, будут управляться сорока восемью силами. Это

число выводится следующим образом: три силы мира, который следует сразу за

Абсолютным, шесть сил идущего затем мира, двенадцать следующего, двадцать

четыре следующего за ним и три собственные силы -- итого сорок восемь (см. рис.

7).

 

Рис.

7. Закон трех сил.

Мир

48.

Мир

шестого порядка -- Земля.

В

соответствии с количеством законов, которым подчиняется мир, он обозначен как мир

48.

 

Миры, которые будут построены внутри миров 48, получат девяносто шесть

руководящих сил (3 + 6 + 12 + 24 + 48 + 3). Миры следующего порядка, если такие

имеются, уже будут управляться сто девяносто двумя силами и т. д. (см. рис. 8).

 

Рис.

8. Закон трех сил.

Мир

96.

Мир

седьмого порядка -- Луна.

В

соответстии с количеством законов, которым подчиняется мир, он обозначен как мир

96.

 

Если мы возьмем один из многих созданных в Абсолютном миров, т. е. мир 3,

это будет мир, представляющий общее число звездных миров, подобных Млечному

Пути. Возьмем мир 6, это будет один из миров, созданных внутри мира 3, а именно

скопление звезд, которое мы зовем Млечным Путем. Мир 12 окажется одной из звезд

этого Млечного Пути, нашим Солнцем. Мир 24 станет миром планет, т. е. всеми планетами

Солнечной системы. Мир 48 будет Землей, мир 96 -- Луной. Если бы у Луны был

спутник, это был бы мир 192 и так далее (см. рис. 9).

 

Рис.

9. Луч творения согласно закону трех сил.

 

Цепь миров, звенья в которой -- Абсолютное, все миры, все звезды, Солнце,

планеты, Земля и Луна -- представляют собой Луч творения, в котором мы

обнаруживаем и себя. Луч творения -- мир в самом широком для нас смысле слова.

Разумеется, понятие "Луч творения" не содержит всего значения слова " мир ",

так как Абсолютное дает начало множеству и, возможно, бесконечному множеству

различных миров, каждый из которых начинает новый, отдельный Луч творения.

Более того, каждый из этих миров содержит в себе множество миров, представляющих

собой дальнейшее дробление луча; и вновь из этих миров мы выбираем только один

-- Млечный Путь. Млечный Путь состоит из множества звезд, но из этого множества

мы выбираем одно -- Солнце, самое близкое к нам, мир, от которого мы

непосредственно зависим, в котором мы живем, двигаемся и пребываем. Каждая из

других звезд означает новое деление луча, но мы не можем изучать все эти лучи

точно так же, как луч, в котором мы находимся. Далее, внутри Солнечном системы

мир планет является для нас наиболее близким; а в этом мире ближайшая к нам

планета -- Земля, на которой мы живем. Нет необходимости, да и возможности

изучать другие планеты так же, как мы изучаем Землю. Достаточно взять их

вместе, т. е. в значительно меньшем масштабе, чем мы берем Землю. Количество

сил в каждом мире -- 1, 3, 6, 12 и т. д. -- указывает на число законов, которым

подчиняется данный мир.

Чем меньше в данном мире законов, тем ближе он к воле Абсолютного; чем

больше в нем законов, тем больше механичность, тем сильнее он удален от воли

Абсолютного. Мы живем на Земле, в мире, подчиненном сорока восьми порядкам

законов, т. е. очень далеко от воли Абсолютного, в очень темном и далеком углу

вселенной.

Подобным образом Луч творения помогает нам определить и понять наше место в

мире. Однако мы пока не подошли к вопросу о влияниях. Чтобы уяснить различие

между влияниями разных миров, мы должны лучше усвоить Закон Трех, а позже -- еще

один фундаментальный закон -- Закон Октав, или Закон Семи.

Мы должны также понять, что органическая жизнь на Земле, являющаяся нашим

первым миром, не входит в цепь миров, составляющих Луч творения. Органическая

жизнь находится на Земле. Это своего рода оболочка, покрывающая Землю, и, как

мы увидим в дальнейшем, в Луче творения она имеет определенную цель.

 

 

 

ВТОРАЯ

ЛЕКЦИЯ

Луч творения

Луч творения и его рост из Абсолютного. --

Противоречивость научных взглядов. -- Луна -- конец Луча творения. -- Воля

Абсолютного. -- Идея чуда. -- Наше положение в мире. -- Луна питается органической

жизнью. -- Влияние Лунь и освобождение от нее. -- Разная "материальность"

различных миров. -- Мир как мир "вибраций". -- Вибрации замедляются

пропорционально расстоянию от Абсолютного. -- Семь видов материи. -- Фрагменты

древних учений. -- Изучение относительности. -- Где находится Земля? -- Три силы и

космические свойства материи. -- Атомы сложных веществ. -- Определение вещества в

соответствии с проявляющимися через него силами. -- "Углерод", "кислород",

"азот" и "водород". -- Три силы и четыре вещества.

Чтобы понять структуру вселенной, начнем с того, что возьмем вселенную как

трехмерный мир. Будем считать ее миром материи и силы в наиболее простом и

элементарном смысле этих слов. Вопрос о высших измерениях, новые научные теории

о материи и энергии, пространстве и времени, другие категории познания мира,

неизвестные современной науке, -- все это мы обсудим позднее.

Прежде всего мы должны представить мир, в котором мы живем, в виде диаграммы

Луча творения, от Абсолютного до Луны (см. рис. 10).

Рис.

10. Луч творения.

 

На первый взгляд Луч творения может показаться довольно элементарным планом

вселенной. Однако, по мере того, как человек продвигается в его изучении,

становится очевидно, что с помощью этого простого плана можно согласовать и

объединить большое число всевозможных конфликтующих взглядов на мир:

философских, научных и религиозных. Идея Луча творения принадлежит древнему

знанию, и многие известные нам наивные геоцентрические системы вселенной -- это

либо некомпетентное объяснение идеи Луча творения, или же искажение этой идеи

из-за буквального и неполного ее понимания. Достойно внимания то, что идея Луча

творения и его роста из Абсолютного противоречит некоторым современным

взглядам. Возьмем, к примеру, его часть: Солнце, Земля, Луна. Согласно расхожему

пониманию, Луна -- холодное, мертвое небесное тело, которое когда-то походило на

Землю, т. е. имело внутреннее тепло, а в более ранний период было расплавленной

массой, вроде Солнца. По этим взглядам, Земля была когда-то такой же, как

Солнце, она тоже постепенно остывает и рано или поздно превратится в замерзшую

массу, как Луна. Обычно предполагается, что и Солнце остывает и с течением

времени станет похожим на Землю и еще позже на Луну. Многие люди думают, что

это наука.

Прежде всего, разумеется, нужно понять, что этот взгляд нельзя назвать

научным, в строгом смысле этого слова, т. к. в науке, а именно в астрономии

или, вернее, в астрофизике, есть множество противоречивых гипотез и теорий,

причем ни одна из них не имеет под собой серьезного основания. Но этот взгляд

остается наиболее распространенным, он стал взглядом среднего современного

человека на мир, в котором мы живем.

Идея Луча творения и его роста из Абсолютного противоречит всеобщим взглядам

наших дней.

Согласно этой идее, Луна -- это только что рожденная планета, еще не

полностью развившаяся. Она постепенно становится теплее и со временем (если

развитие Луча творения будет благоприятным) станет подобной Земле и обретет

собственный спутник -- новую Луну. Новое звено добавится к Лучу творения. Земля

тоже не остывает. Она делается теплее и со временем будет напоминать Солнце. Мы

наблюдаем сходный процесс, к примеру, в системе Юпитера, который является

солнцем для своих спутников.

Подводя итог всему сказанному ранее о Луче творения, идущем от мира 1 до

мира 96, следует добавить, что цифры, которыми обозначаются миры, указывают на

число сил или порядков законов, управляющих мирами, о которых идет речь. В

Абсолютном три силы представляют собой целое и существует только один закон --

единая и независимая воля Абсолютного. В следующем мире, где силы разделены --

три силы, три порядка законов. В следующем за ним мире их шесть, затем

двенадцать и т. д. В нашем мире, т. е. на Земле, действуют сорок восемь

порядков законов, которым мы подчинены и которые управляют всей нашей жизнью.

Если бы мы жили на Луне, мы бы подчинялись девяносто шести порядкам законов, и,

таким образом, наша жизнь, наша деятельность были бы еще механичнее, и у нас не

было бы той возможности избежать механичности, которую мы имеем сейчас.

Как уже говорилось, воля Абсолютного проявляется только в мире, созданном им

непосредственно внутри себя, т. е. в мире 3; прямая воля Абсолютного уже не

достигает мира б и проявляется в нем только в форме механических законов. И

далее, в мирах 12, 24, 48 и 96 воля Абсолютного имеет все меньше и меньше

возможностей для выражения себя. Это означает, что в мире 3 Абсолютное создает

как бы общий план всей остальной вселенной, который дальше развивается

механически. Воля Абсолютного не может проявиться в следующих мирах вне этого

плана, и, проявляясь согласно плану, принимает форму механических законов. Это

значит, что если бы Абсолютное пожелало проявить свою волю, скажем, в нашем

мире, вопреки его механическим законам. Абсолютному пришлось бы разрушить все

промежуточные миры между собой и нашим миром.

Есть такой школьный анекдот. Один семинарист так и не может понять на

последних экзаменах идею всемогущества Божия.

-- Ну, приведи мне в пример что-нибудь, что не мог бы сделать Господь, --

говорит епископ-экзаменатор.

-- Нет ничего проще, ваше преосвященство. Даже сам Господь не может побить

двойкой козырного туза.

Что может быть яснее?

В этой глупой истории больше смысла, чем в тысяче богословских трактатов.

Правила -- суть игры. Нарушение правил повлекло бы за собой уничтожение игры.

Для Абсолютного также невозможно вмешиваться в нашу жизнь и вносить другие

результаты вместо естественных следствий этих причин, которые мы создали сами

или которые за нас создали случайности, как невозможно для него побить двойкой

козырного туза. Тургенев где-то писал, что все обычные молитвы могут быть

сведены к одной: "Боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре". Это то же,

что и козырной туз семинариста.

Идея чуда, понимаемая как нарушение законов той волей, которая создавала их,

противоречит не только здравому смыслу' но и самой идее этой воли. Чудом может

быть только проявление законов, которые либо неизвестны человеку, либо

встречаются крайне редко. Это означает, что чудо есть проявление в каком-либо

мире законов более высокого мира.

На Земле мы очень удалены от воли Абсолютного, нас отделяют от нее сорок

восемь порядков механических законов. Если бы мы освободились от половины из

них, мы бы нашли, что подчиняемся только двадцати четырем порядкам законов, т.

е. законам мира планет; и тогда мы приблизились бы на одну ступень к

Абсолютному и его воле. Если бы мы освободились от половины оставшихся законов,

то оказались бы под управлением законов Солнца (двенадцати) и, следовательно,

были бы ближе к Абсолютному еще на одну ступень. Если мы бы освободились от

половины оставшихся законов, то попали бы под власть законов мира Звезд (шести)

и лишь одна ступень отделяла бы нас от непосредственной воли Абсолютного.

Возможности человека, таким образом, в том, чтобы постепенно освободиться от

механических законов.

Можно ли определить эти сорок восемь законов, которым подчиняется человек?

И да, и нет. Исследование сорока восьми порядков законов, которые управляют

человеком, не может быть абстрактным, как изучение астрономии, их можно

изучать, только наблюдая в себе и освобождаясь от них. Вначале человек

должен попросту понять, что он без всякой нужды подчинен тысяче пустяковых, но

утомительных законов, созданных для него другими людьми и им самим. Попробовав

освободиться от них, он увидит, что не в силах этого сделать. Долгие попытки

получить свободу позволят человеку убедиться в своем положении раба. Законы,

которым подвластен человек, можно изучать только в борьбе с ними, в попытках от

них избавиться. Но необходимо знать очень много, чтобы стать свободным от

одного закона и не создать на его месте другого.

Порядки законов и их формы варьируются в зависимости от той позиции, которую

мы занимаем по отношению к Лучу творения.

В нашей системе конец Луча творения, можно сказать, растущий конец ветви -- Луна.

Энергия для роста, т. е. для развития Луны и образования новых побегов, идет на

Луну с Земли, где она создается общими действиями Солнца, всех других планет

Солнечной системы и самой Земли. Эта энергия накапливается и сохраняется в

огромном аккумуляторе, расположенном на земной поверхности. Аккумулятор -- это

органическая жизнь на Земле. Органическая жизнь на Земле питает Луну. Все живое

на Земле -- люди, животные, растения -- суть пища Луны. Луна -- гигантское живое

существо, которое питается всем, что живет и растет на Земле. Без органической

жизни на Земле Луна не могла бы существовать, как и органическая жизнь -- без

Луны. И более того, в отношении органической жизни на Земле Луна -- это

электромагнит громадных размеров. Если бы вдруг прекратилось действие этого

электромагнита, то органическая жизнь обратилась бы в ничто.

Есть другой хороший пример, показывающий нам отношение Луны к органической

жизни. Луна -- это гиря на часах. Органическая жизнь -- часовой механизм, который

приводится в движение этой гирей. Тяжесть гири, натяжение цепи на шестеренке

приводят в движение колеса и стрелки часов. Если гирю убрать, все движение в

часовом механизме сразу прекратится. Луна -- это колоссальный груз, который

висит на органической жизни, приводя ее таким образом в движение. Чем бы мы ни

занимались, хорошим или плохим, умным или глупым, все движения колес и стрелок

нашего организма зависят от этой гири, постоянно оказывающей давление на нас.

Процесс роста и потепления Луны имеет отношение к жизни и смерти на Земле. В

момент свой смерти все живое высвобождает некоторое количество энергии,

"одушевлявшей" его, эта энергия, или "души" всех живых существ -- растений,

животных и людей -- притягиваются к Луне как бы огромным электромагнитом и дают

ей тепло и жизнь, от которых зависит ее рост, а значит, и рост Луча творения.

Ничего не теряется в экономике вселенной, и любая энергия, закончив работу на

одном плане, идет на другой.

Души, которые уходят на Луну, вероятно, обладая некоторым количеством

сознания и памяти, попадают там под власть девяноста шести законов, в условия

жизни минералов, другими словами, в такие условия, откуда нет иного спасения,

кроме постепенной общей эволюции в течение неизмеримо долгих планетарных

циклов. Луна находится на самом краю вселенной; это "тьма внешняя"

христианского учения, где "будет плач и скрежет зубов". (Евангелие от Матфея,

8, 12)

Влияние Луны на все, что живет на нашей планете, проявляется повсеместно,

что бы здесь ни случалось. Луна -- главная, вернее сказать, ближайшая и

непосредственная движущая сила всего, что происходит в органической жизни на

Земле. Все движения, действия и проявления людей, животных и растений зависят

от Луны и управляются ею. Восприимчивая оболочка органической жизни,

покрывающая земной шар, находится в полной зависимости от влияния гигантского

электромагнита, который высасывает из нее жизненную силу. Человек, как и любое

живое существо, в обыкновенных условиях жизни не в состоянии вырваться из-под

власти Луны. Все его движения и, следовательно, его действия управляются Луной.

Если он убивает другого человека, это делает Луна; если ради других он убивает

себя, жертвуя своей жизнью, это тоже делает Луна. Все пагубные дела,

преступления, примеры самопожертвования и героические подвиги, да и поступки

повседневной жизни -- все они находятся под контролем Луны.

Освобождение, наступающее с ростом психических сил и способностей, -- это

освобождение от Луны. Механическая часть нашей жизни зависит от Луны и

подвержена ее влиянию. Если мы разовьем в себе сознание и волю и им подчиним

нашу механическую жизнь и все ее проявления, тогда мы избавимся от власти Луны.

Другая идея, которую необходимо понять, это материальность вселенной,

рассматриваемой в виде Луча творения. Все в этой вселенной можно взвесить и

измерить. Абсолютное так же материально, так же обладает весом и так же может

быть измерено, как Луна или человек. Если Абсолютное -- Бог, значит Бога можно

взвесить и измерить, разложить на составные части, "вычислить" и выразить в

виде некоторой формулы.

Но понятие материальности так же относительно, как и все остальное. Если мы

вспомним, как понятие "человек" и все, что относится к нему, т. е. добро, зло,

правда, ложь и тому подобное, подразделяются на различные категории, такие, как

"человек номер один", "человек номер два" к т. д., мы легко поймем, что понятие

"мир" и все, что к нему относится, также разбивается на различные категории.

Луч творения устанавливает в мире семь уровней, семь миров, которые содержатся

один в другом. Материальность Абсолютного -- иного порядка, если сравнивать с

материальностью всех миров; последняя -- также иного рода, чем материальность

всех звезд. Материальность всех звезд -- другого порядка, чем материальность

Солнца, а материальность Солнца -- иного порядка, чем материальность мира

планет. Материальность мира планет расходится с материальностью Земли, и

последняя также иного порядка в сравнении с материальностью Луны. Эту мысль

поначалу трудно усвоить. Люди привыкли думать, будто материя везде

одинакова. И вся физика, астрофизика, химия, такие методы, как спектральный

анализ, основаны на этом предположении. Да, верно, что материя повсюду одна и

та же, но ее материальность различна. Разные степени материальности напрямую

зависят от свойств и качества энергии, которая проявляется в данной точке.

Материя, или вещество, обязательно предполагает существование силы или

энергии. Это не означает, что дуалистическая концепция вселенной неизбежна.

Понятия материи и силы относительны, как и все прочее. В Абсолютном, где все в

единстве, материя и сила тоже едины. Однако в этом отношении материя и сила

берутся не как действительные законы самого мира, а как двойства или

характерные черты наблюдаемого нами мира явлений. чтобы приступить к

рассмотрению вселенной, достаточно иметь элементарную идею материи и энергии,

подобную той, которую Нам дает непосредственное наблюдение с помощью органов

чувств. Постоянное мы принимаем за материальное (или за материю), а изменения в

состоянии этого постоянного, или материи, называем проявлением силы (или

энергии). Все сходные изменения можно рассматривать как следствие вибраций или

волнообразных движений, которые берут свое начало в центре, т. е. в Абсолютном

и далее; расходятся во всех направлениях, пересекаясь друг с другом,

сталкиваясь и поглощаясь одно другим. Так продолжается до тех пор, пока

движения не прекращаются полностью в конце Луча творения.

С этой точки зрения мир состоит из вибраций и материи либо из материи в

состоянии вибрации или вибрирующей материи. Темп вибраций обратно

пропорционален плотности материи.

В Абсолютном вибрации наиболее быстры, а материя имеет наименьшую плотность.

В следующем мире вибрации медленнее, а материя плотнее; и далее материя

становится все более плотной, а вибрации соответствующим образом более

медленными.

Можно считать, что материя состоит из "атомов". Атом в этом отношении тоже

принимается за итог конечного деления материи;

в каждом порядке материи атомы представляют некоторые малые частицы этой

материи, неделимые лишь на данном уровне. В действительности, только атомы

Абсолютного неделимы; атомы следующего уровня, т. е. мира 3, складываются из

трех атомов Абсолютного; или, иначе говоря, они в три раза больше и в три раза

тяжелее, а их движения соответствующим образом более медленны. Атом мира 6

состоит из шести атомов Абсолютного, можно сказать, слитых в один атом. Его

движения в той же пропорции более медленны. Атом идущего следом мира состоит из

двенадцати изначальных частиц, а атомы других миров -- из двадцати четырех,

сорока восьми, девяносто шести частиц. Атом мира 96 огромен по сравнению с

атомом мира 1; движения его соответственно более медленны, а материя, состоящая

из подобных атомов, на столько же плотнее. Семь миров Луча творения

представляют собой семь порядков материальности. Материальность Луны разнится с

материальностью Земли; материальность Земли отличается от материальности мира

планет, а материальность мира планет -- от материальности Солнца и так далее

(см. рис. 11).

Рис.

11. Относительные плотноти.

 

Таким образом, вместо представления о единственной материи у нас имеется

семь ее родов, но обычное понятие материальности едва охватывает материальность

миров 48 и 96. Материя мира 24 весьма разрежена, чтобы она могла бы считаться

материей с точки зрения физики и химии; такая материя на практике является

гипотетической. Более тонкая материя мира 12 совсем не имеет признаков

материальности для обычных методов исследования. Все разряды материи,

принадлежащие к различным порядкам вселенной, не отделены друг от друга в виде

слоев, а перемешаны или, вернее, взаимно проникают друг в друга. Мы получим

представление о таком взаимопроникновении материи различной плотности, если

изучим известные нам примеры проникновения одного вида материи в материю

другого вида. Кусок дерева может пропитаться водой, а вода, в свою очередь,

может быть насыщена газом. Сходное соотношение между различными видами материи

наблюдается во всей вселенной: тонкие виды материи проникают в грубые. Материя,

которая обладает постижимыми для нас признаками материальности, имеет несколько

состоянии, которые соответствуют ее плотности, т. е. бывает твердой, жидкой или

газообразной. Дальнейшие градации материи -- это лучистая энергия, т. е.

электричество, свет и т. п., "психо-физические излучения", "животный магнетизм"

и так далее. На любом плане, т. е. на каждом уровне материальности, можно найти

сходные соотношения и подразделения разных состоянии данной материи; однако,

как уже было сказано, материя высшего плана для низших планов вообще не

является материальной. Вся материя мира. который окружает нас, пища, которую мы

употребляем, вода, которую пьем, воздух, которым дышим, камни, из которых

построены наши дома, наши собственные тела -- все это пронизано всеми

существующими во вселенной видами материи. Не обязательно изучать или

исследовать Солнце, чтобы обнаружить материю солнечного мира: эта материя

находится в нас самих как результат деления наших атомов.

Также мы имеем в себе материю всех других миров. Человек -- это миниатюрная

вселенная к полном смысле слова: в нем присутствуют все виды материи, из

которых состоит и вселенная; в нем работают те же законы и силы, что управляют

жизнью вселенной;

следовательно, изучая человека, мы можем изучать весь мир, а исследуя мир,

можем изучать человека.

И все же провести полную параллель между человеком и миром можно, только

взяв человека в полном смысле слова, т. е. человека, V которого развиты все

врожденные силы. Человека неразвитого. не завершившего своей эволюции, нельзя

рассматривать как картину или план вселенной: это -- образ незаконченного мира.

Из фрагментов древних учений собрано много теорий, которые в последнее время

распространены в массах. Некоторые такие теории довольно-таки широко описывают

всевозможные уровни и планы вселенной, а также разные тела человека, состоящие

из веществ высших планов. Многое в тех учениях и теориях, что относится к

тонким телам человека, стоит недалеко от истины; в то же время следует внести в

это существенные поправки. Необходимо ввести понятие относительности.

Уже отмечалось, что изучение себя должно идти совместно с изучением

основных законов вселенной. Эти законы одни и те же везде, на всех планах.

Но, проявляясь в разных мирах, т. е. в разных условиях, одни и те же законы

производят неодинаковые явления. Исследование отношения законов к планам, на

которых они проявляются, подводит нас к изучению относительности.

Понятие относительности занимает в этом учении крайне важное положение, и мы

еще будем возвращаться к нему впоследствии. Прежде всего нужно уразуметь

относительность каждой вещи и любого проявления в зависимости от мести,

которое они занимают в космическом порядке.

Мы живем на Земле и всецело зависим от тех законов, которые действуют на

Земле. В масштабах космоса Земля -- очень плохое место, наподобие отдаленных

мест на севере Сибири: она далека от чего бы то ни было, здесь -- холодно, жизнь

очень тяжела. Все. что приходит само собой или приобретается играючи в другом

месте, здесь достигается тяжелым трудом; за все приходится бороться.

Основной закон -- это Закон Трех. Следует научиться находить

проявления этого закона во всем. что мы делаем, и во всем, что изучаем.

Применение его в любой области сразу открывает много

нового, чего мы раньше не видели. Возьмите, к примеру, химию. Обычная наука

не знает Закона Трех и изучает материю, не принимая во внимание ее космических

свойств. Но помимо обычной химии существует иная, специальная химия, или, если

угодно, алхимия, которая также изучает материю, но уже принимая в расчет

ее космические свойства. Как говорилось ранее, космические свойства каждого

вещества определяются, во-первых, его положением, во-вторых, силой,

которая в данный момент действует через него. В одном и том же месте природа

вещества может подвергаться значительным изменениям в зависимости от силы,

которая проявляется через него. Каждое вещество может предстать проводником

любой из трех сил и в соответствии с этим быть активным, пассивным,

нейтрализующим. И оно может быть иным -- ни первым, ни вторым и ни третьим,

если через него в данный момент никакая сила не проявляется или если оно

берется безотносительно к проявлению сил.

Таким образом, каждое вещество предстает как бы в четырех различных

выражениях или состояниях. Здесь нужно отметить. что, говоря о материи, мы не

говорим о химических элементах. Специальная химия, о которой я говорю,

рассматривает как элемент каждое вещество, имеющее отдельную функцию, пусть

даже наиболее сложную. Только так можно изучать космические свойства материи,

поскольку все сложные соединения имеют свою космическую цель и смысл. С этой

точки зрения атом данного вещества есть мельчайшее количество последнего,

которое сохраняет все его химические, физические и космические свойства.

Следовательно, размеры "атомов" различных веществ не одинаковы; в некоторых

случаях атом может быть частицей, которую можно увидеть даже невооруженным

глазом.

Четыре выражения или состояния каждого вещества носят определенные названия.

Когда вещества выступает проводником первой, активной силы, оно называется

углеродом и, как углерод в химии, обозначается буквой С.

Если это проводник второй, пассивной силы, оно носит название кислород и,

подобно кислороду в химии, обозначается буквой О.

Если же вещество является проводником третьей, нейтрализующей силы, оно

называется азотом и так же, как азот в химии, обозначается буквой N.

Когда вещество берется безотносительно к проявляющейся через него силе, оно

называется водородом. Подобно водороду в химии, оно обозначается буквой Н.

Активная, пассивная и нейтрализующая силы обозначаются цифрами 1, 2 и 3. а

вещества -- буквами С, О, N и Н или иногда цифрами 1, 2, 3 и 4.

Но важно помнить и сознавать, что эти последние цифры не обязательно

совпадают с цифрами, обозначающими силы.

Как активная сила, так и вещество, через которое она работает. т. е.

углерод, обозначается цифрой I. Пассивная сила обозначается цифрой 2, но

вещество, через которое она работает, т. е. кислород, обозначается цифрой 3, т.

к. из трех веществ это -- наиболее плотное. Нейтрализующая сила обозначается

цифрой 3, но вещество, через которое эта сила работает, т. е. азот, обозначается

цифрой 2, потому что его плотность стоит между плотностью углерода (1) и

кислорода (3).

В древней алхимии вещества С, О, N и Н назывались соответственно "огонь",

"вода", "воздух" и "земля".

 

 

ТРЕТЬЯ

ЛЕКЦИЯ

Закон Семи

Изучение человека идет параллельно

изучению мира. -- За Законом Трех следует другой фундаментальный закон

вселенной. -- Закон Семи, или Закон Октав. -- Непостоянство вибраций. --

Необходимость дополнительных толчков. -- Что происходит при отсутствии

дополнительных толчков. -- Октавы. -- Гамма семи тонов. -- Закон интервалов. -- Для

того, чтобы делать, необходимо уметь контролировать добавочные толчки. --

Внутренние октавы. -- Органическая жизнь занимает место "интервала". -- Влияние

планет. -- Боковая октава соль -- до. -- Значение нот ля, соль, фа. -- Смысл нот до

и си. -- Значение нот ми и ре. -- Роль органической жизни в изменении земной

поверхности.

В истинном познании изучение человека идет параллельно изучению мира, а

изучение мира -- параллельно изучению человека. Законы повсюду одни и те же -- как

для мира, так и для человека. Овладев принципами какого-то одного закона,

следует искать его проявление в мире и, одновременно, в человеке. Кроме того,

какие-то законы легче наблюдать в мире, а какие-то в человеке. Поэтому в одном

случае лучше начать с мира, а затем уже перейти к человеку, в другом -- лучше

начинать с человека и потом перейти к миру.

Подобное параллельное изучение мира и человека дает изучающему представление

о всеобщем фундаментальном единстве, помогает увидеть аналогии в явлениях

разных порядков.

Количество фундаментальных законов, управляющих всеми процессами в мире и в

человеке, очень незначительно. Разные числовые сочетания нескольких

элементарных сил производят все видимое многообразие явлений.

Чтобы понять механику вселенной, следует разложить сложные явления на эти

элементарные силы.

Первый фундаментальный закон вселенной -- Закон трех сил, или трех принципов,

или, как его часто называют, Закон Трех. По этому закону каждое

действие, каждое явление во всех без исключения мирах является итогом

одновременной работы трех сил -- положительной, отрицательной и нейтрализующей.

Это уже обсуждалось; в будущем нам придется возвращаться к этому закону на

каждой новой линии изучения.

Следующий фундаментальный закон вселенной -- это Закон Семи, или Закон

Октав.

Чтобы разобраться в этом законе, необходимо рассматривать вселенную как

состоящую из вибраций. Эти вибрации идут во всех разрядах, видах и плотностях

материи, составляющей вселенную, от тонких видов до самых грубых; исходя из

различных источников, они развиваются в разных направлениях, пересекаясь друг с

другом, сталкиваясь, усиливаясь, ослабевая, задерживая друг друга и так далее.

В связи с этим отметим, что по принятым на Западе взглядам действие вибрации

идет без перерыва. Это означает, что вибрации считают обычно развивающимися

непрерывно по восходящей линии или нисходящей, пока работает сила

первоначального импульса, который вызвал вибрацию и который преодолевает

сопротивление среды, в которой и происходит эта вибрация. Когда же сила импульса

иссякает и противодействие среды берет верх, вибрации замирают естественным

образом и прекращаются. Но до этого момента, т. е. пока не началось

естественное замирание, вибрации идут однообразно и постепенно и могут длиться

бесконечно при отсутствии противодействия. Одно из основных положений

современной физики -- непрерывность вибраций, хотя данное положение не

было точно сформулировано, потому что никто его не оспаривал. В некоторых

новейших теориях это положение начинает колебаться. И все же физика еще предельно

далека от правильных взглядов на природу вибрации или того, что отвечает

концепции вибрации в реальном мире.

В этом вопросе подход древнего знания противоречит точке зрения современной

науки, потому что в основу понимания вибраций древнее знание полагает принцип

их непостоянства. Принцип непостоянства вибраций подразумевает

точный и обязательный признак всех вибраций в природе, восходящих или

нисходящих: они не развиваются монотонно, а напротив -- следуют с периодическими ускорениями и

замедлениями. Можно еще точнее сформулировать этот принцип, если сказать, что в

вибрациях сила первоначального импульса действует не однообразно, а становясь.

время от времени, сильнее или. наоборот, слабее. Сила импульса действует, не

изменяя своей природы, и вибрации развиваются нормально лишь какое-то время,

которое определяется природой самого импульса, средой, условиями и т. д. Но в

какой-то момент в этом процессе происходит некая перемена, можно сказать, что

вибрации отказываются повиноваться импульсу, на короткое время замедляются и до

определенной степени меняют свою природу или направление; например, восходящие

вибрации в какой-то момент начинают медленнее возрастать, а нисходящие --

медленнее замирать. После такого временного замедления как восходящие, так и нисходящие

вибрации возвращаются в прежнее русло и некоторое время однообразно возрастают

или замирают до определенного момента, когда в их развитии снова происходит

задержка. Здесь представляется важным, что периоды монотонного действия

импульса не равны, как и не симметричны периоды замедления вибраций: один

короче, другой длиннее.

Чтобы установить эти моменты замедления или, правильнее, задержки в

возрастании и замирании вибраций, линии их развития делят на периоды, которые

соответствуют удвоению или уменьшению вдвое числа вибраций в

данный отрезок времени.

Представим линию восходящих вибраций. Возьмем их в такой момент, когда они

вибрируют со скоростью тысячи колебаний в секунду. Через некоторое время их

число удваивается, т. е. доходит до двух тысяч:

Было обнаружено и установлено, что в этом промежутке между данным числом и

числом, вдвое большим, есть два места, где происходит замедление в

нарастании вибрации. Одно из них находится ближе к началу, но не в

самом начале; а второе расположено почти в самом конце.

Примерно это будет выглядеть так:

Законы, которые управляют замедлением или отклонением вибраций от их

исходного направления, были известны древнему знанию и заключались в особой

формуле, или диаграмме, сохранившейся до наших дней. В этой формуле период

удвоения вибраций был разделен на восемь неравных ступеней в

соответствии со скоростью нарастания вибраций. Восьмая точка повторяет первую,

но уже с удвоенным числом вибраций. Этот период удвоения вибраций, или линия

развития вибраций между данным числом и вдвое большим, называется октавой,

т. е., иначе, состоящим из восьми.

Принцип разделения периода, когда вибрации удваиваются на семь неравных

частей, основан на наблюдении, что в полной октаве вибрации нарастают

неравномерно; отдельные точки октавы демонстрируют ускорение или замедление в

разные моменты развития октавы.

Скрытые в этой формуле идеи октавы передавались от учителя к ученику, от

одной школы к другой. В далеком прошлом одна из подобных школ нашла возможным

применить эту формулу к музыке. Была получена музыкальная гамма семи тонов,

известная с глубокой древности, потом забытая, а затем вновь изобретенная или

найденная.

Гамма семи тонов -- это формула космического закона, выработанная древними

школами и примененная ими к музыке. В то же время, если мы будем изучать

проявление закона октав в вибрациях других видов, мы обнаружим, что этот закон

остается одним повсюду; что свет, тепло, химические, магнитные и другие

вибрации подчиняются тем же законам, что и звуковые. Например, в физике

известна цветовая шкала, в химии -- периодическая система элементов, несомненно

тесно связанная с законом октав, хотя эта связь не вполне понятна науке.

Рассмотрение музыкальной гаммы семи тонов дает хорошую основу для понимания

космического закона октав.

Давайте снова возьмем восходящую октаву, т. е. октаву, в которой частота

вибрации возрастает. Предположим, что октава начинается с тысячи колебаний в

секунду. Тысячу колебаний обозначим нотой до. Колебания растут, т. е.

увеличивается их частота. В той точке, где она достигнет двух тысяч колебаний в

секунду, будет второе до, т. е. до новой октавы.

Период между до, т. е. октава, делится на семь неравных

частей, потому что частота колебаний возрастает неравномерно.

Соотношение высоты нот, или частоты колебании, будет следующим:

Если принять до за единицу, тогда ре будет составлять 9/8,

ми -- 5/4, фа -- 4/3, соль -- 3/2, ля -- 5/3, си

-- 15/8, до -- 2.

Различие в ускорении, или повышении, в нотах, или разница в тонах, будет

выглядеть таким образом:

Между до и ре.............. 9/8:1 = 9/8

Между ре и ми.......... 5/4: 9/8 = 10/9

Между ми и фа......... 4/3: 5/4 = 16/15 (замедление)

Между фа и соль...... 3/2: 4/3 = 9/8

Между соль и ля....... 5/3: 3/2 = 10/9

Между ля и си........ 15/8: 5/3 = 9/8

Между си и до........... 2: 15/8 = 16/15 (замедление)

Различия между нотами, или различия в их высоте, имеют название интервалов.

Мы замечаем, что существует три вида интервалов в октаве: 9/8, 10/9, 16/15,

которым в целых числах соответствуют 405, 400, 384. Наименьший интервал 16/15

случается между ми и фа и между си и до.

Именно в этих местах происходит замедление октавы.

В отношении музыкальной гаммы семи тонов теоретически считается, что между

каждыми двумя нотами имеются два полутона, кроме интервалов ми -- фа и си

-- до, где есть только один полутон. Считается, что там один полутон

отсутствует:

ДО........... до диез ----......... ре бемоль

РЕ............ ре диез ----......... ми бемоль

МИ.. ------------------... фа бемоль

ФА........... фа диез ----........ соль бемоль

СОЛЬ.. соль диез ----.......... ля бемоль

ЛЯ........... ля диез ----.......... си бемоль

СИ... ------------------.... до бемоль

Итак, получается двадцать нот, из которых восемь--основных: до, ре,

ми, фа, соль, ля, си, до;

двенадцать -- промежуточных, т. е. по две между каждыми из следующих двух нот:

ДО -------- РЕ

РЕ -------- МИ

ФА -------- СОЛЬ

СОЛЬ ------ ЛЯ

ЛЯ -------- СИ

и по одной между каждыми из следующих двух нот:

МИ -------- ФА

СИ -------- ДО

Но на практике, т. е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных полутонов

берут только пять, т. е. по одному полутону между:

ДО -------- РЕ

РЕ -------- МИ

ФА -------- СОЛЬ

СОЛЬ ------ ЛЯ

ЛЯ -------- СИ

Между ми и фа, а также между си и до

полутон вообще не берется. Таким образом, строение музыкальной гаммы семи тонов

дает схему космического закона "интервалов", или отсутствующих полутонов.

Если об октавах говорится только в "космическом" или "механическом" смысле,

"интервалами" называются только те, которые находятся между ми и фа

и си и до.

Если мы достигнем полного понимания Закона Октав, он даст нам во всех

отношениях новое объяснение всей жизни в целом. прогресса и развития явлений на

всех планах вселенной, наблюдаемых нами. Этот закон поясняет, почему в природе

нет ровный линии, а также то, почему мы не можем ни думать, ни делать, почему у

нас все думается, почему у нас все случается -- и обычно случается

совсем не так, как мы хотим или ожидаем. Все это--отражение и прямое следствие

интервалов, или замедлении в развитии вибраций.

Что же в точности происходит в момент замедления вибрации? Происходит

отклонение от первоначального направления. Октава начинается в направлении,

указанном стрелкой:

Но между ми и фа происходит отклонение; линия, которая

началась от до, меняет направление:

и через фа, соль, ля и си уходит вниз


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.193 сек.)