АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие этикета, виды этикета

Читайте также:
  1. I. Договоры товарищества. Понятие, типы и виды
  2. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  3. I. Общее понятие о вещных правах на чужую вещь
  4. I. Общее понятие о залоговом праве
  5. I. Общее понятие о лице в праве
  6. I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  7. I. Общее понятие об опеке
  8. I. Понятие и анализ оборотного капитала
  9. I. Понятие о договоре
  10. I. Понятие о завещании и его составление (форма)
  11. I. Понятие о семейном праве
  12. I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении

 

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становле­ния взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических сис­тем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополне­ния, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

Ø придворный этикет -строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Ø дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при кон­тактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Ø воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужа­щих во всех сферах их деятельности;

Ø общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых граж­данами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере сов­падают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается боль­шее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Нотребования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоя­тельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчи­вые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжела­тельность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один - на людях, другой - дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выра­ботанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, быто­вой целесообразности - в области культуры материальной.

4. Хорошие манеры.

 

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, рез­костью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшли­вость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебреже­нии к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бес­тактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благо­желательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, пре­вращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

5. Манеры поведения.

 

Говорить о культуре поведения человека — зна­чит говорить и о его манерах. Это слово обозна­чает какие-то устойчивые признаки, ставшие привычными особенности отношения к окружающим и даже просто по­стоянно повторяющиеся движения, которые находят свое выражение в том, как са­диться, вставать, ходить, разговаривать и т. д.

История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные правила пове­дения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда Честерфилда, написанные в XVIII веке. Наряду с наив­ным и смешным в них есть и кое-что поучительное для людей, живущих в наше время. “Хоть... вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустя­ком, он имеет всегда важное значение, когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной жизни. А я знавал немало людей, которые неуклюжестью своей сразу же внушали людям такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними бессильны. Хо­рошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полю­бить тебя”.

Как часто в те времена во многих странах знание пра­вил этикета и умение практически их приме­нять иг­рали заметную роль в судьбе светского человека. Бывало, что перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому, что он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и не­умение обращаться со столовыми прибо­рами.

Говоря о манерах, не следует забывать и обих соци­альном и национальном характерах.

Живописные полотна и прикладное искусство, худо­жественная литература и кинофильмы — бо­гатейший ма­териал, который, отражая различные детали быта людей, показывает и различные ма­неры их как раз в этом плане, социальном и национальном.

Мы помним пушкинского Онегина, представителя дворянского класса, который имел “счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко мазурку танцевал и кланялся не­принужденно”. “И свет решил, что он умен и очень мил”.

Мы помним пышную кустодиевскую купчиху, которая пьет чай из блюдца...

Мы читаем про японцев и их манеру кланяться помногу раз в день знакомым и даже незнакомым людям, в зависимости от разных ситуаций.

Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства у англичан и выплескивать их наружу у итальян­цев.

И все же можно для людей всех наций говорить о манерах, которые могут быть хорошими или плохими.

Встречаются люди, выступающие чуть ли не про­тивниками правил хорошего тона, хороших ма­нер.Ониговорят: “Правила хорошего тона — это лишь форма, ни­чего не говорящая о содержании человека. Есть люди морально испорченные, пустые, маскирующие свое под­ленькое нутро меща­нина хорошими манерами. И поэтому, чтобы не ошибиться в человеке, чтобы не принять внеш­нее, напускное за его истинную сущность, лучше вообще отбросить все эти правила. Пусть каждый чело­век ведет себя так, как он хочет, тогда сразу будет видно, кто хоро­ший, а кто плохой”.

Конечно, главное — внутренняя суть человека, но не менее важными являются и его манеры по­ведения.

Когда человек грубо кричит на своих подчиненных, постоянно прерывает своего собеседника, то что это? Плохой человек, эгоист и себялюбец, который считается только с собственным мнением и собственными удобства­ми? Или это человек совсем не плохой, но не умеющий вести себя, человек невоспитанный? А если молодой парень курит прямо в лицо девушке, стоит перед ней развалясь, держа руки в карманах, обло­качи­вается на ее плечо, вместо вежливого приглашения к танцу бросает небрежно “пошли”,— то что это? Плохие манеры или всякое отсутствие уважения к женщине?

Думается, и то, и другое. А ведь многие правила хорошего тона не сочинялись искусственным пу­тем, не выдумывались. На протяжении всей истории человечества, они возникали как необходимые требования са­мой жизни. Их появление диктовалось разными соображениями доб­рожелательности, заботы об окружаю­щих, уважением к ним. И многие из хороших манер, бытующих сегодня, пришли к нам из глубины веков…

Некоторые из них основываются на санитарно-гигиенических требованиях. Например, обычай вытирать чисто ноги при входе в помещение или даже снимать обувь, как принято у японцев, при чихании и кашле закрывать рот плавком, не садиться за стол непричесанным, с грязными руками и т. д.

Есть манеры, которые диктуются соображениями удобства и целесообразности. Этим и объясня­ется пра­вило отом, как нужно подниматься и спускаться по лестнице. Так, поднимаясь по лестнице, мужчина идет обычно сзади женщины на одну-две ступеньки, чтобы в нужный момент, в случае, если она оступится, он мог бы поддержать ее.

Спускаясь по лестнице, по этой же причине мужчина идет на одну-две ступеньки впереди жен­щины.

В основе ряда других манер кроются эстетические соображения. Так, не рекомендуется громко разговари­вать и излишне жестикулировать при этом, появляться где бы то ни было в неопрятном виде. И даже по тому, как кто стоит, сидит, держит руки и ноги, можно даже судить об уважении или пренебрежении к окру­жающим.

И самое прекрасное лицо, самые безупречные пропор­ции тела или красивая одежда не оставят должного впе­чатления, если не будут соответствовать манере дер­жаться.

Воспитанный человек следит не только за своей внеш­ностью, но и вырабатывает у себя походку, осанку.

Один из самых серьезных и суровых критиков своего времени Белинский придавал большое зна­чение воспита­нию красивых манер и осуждал даже тех людей, кто “не умеет ни войти, ни стать, ни сесть в поря­дочном обществе”.

А великий педагог Макаренко прилагал немало усилий, чтобы воспитывать в своих коммунарах даже умение “ходить, стоять, говорить”. На первый взгляд, может показаться просто странным вы­ражение “уметь ходить, стоять, говорить” применительно к взрослому человеку. Но так ли уж смело каждый из нас решится пересечь зад посередине на глазах у других, и кстати, не только потому, что он излишне конфузлив и застен­чив, но и из-за отсутствия нужной культуры тела, Э которое не под­чиняется ему, он не умеет им управлять, не знает, куда при ходьбе деть руки, как держать голову, пе­реставлять ноги, чтобы чувствовать себя непри­нужден­но и свободно. И чтобы выработать у себя та­кую походку, надо помнить о некоторых советах. Прежде всего свой шаг следует соизмерять с ростом: Нелепо и смешно вы­глядит высокий человек, мужчина или женщина, семенящие ногами, точно так же, как и человек небольшого роста, делающий чрезмерно широкие шаги. Неприятное впечатление производит человек, раскачивающийся во время ходьбы или вихляющий бедрами. Не красиво ходить сутулясь, держа руки в карманах. И, наоборот, приятно смотреть на человека с пря­мой и свободной походкой, главным качеством которой была бы естественность. Но если мы гово­рим о прямой походке, то она, конечно, ничего общего не имеет с той, о которой говорят, что будто бы ее облада­тель “аршин проглотил”.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)