АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ ВЕЛИКИЙ или СВЯТОЙ
Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. В "языческий период" его правления летописи пишут о Владимире, как о человеке жестоком и безнравственном. По его приказу убили наследника престола Ярополка, его беременную вдову Владимир взял себе наложницы. У Владимира было пять законных жен и множество наложниц: в Вышгороде – около 300 наложниц, в Белгороде – 300, в селе Берестове – около 200. Первой его супругой была княжна Полоцкая Рогнеда, которую он взял в жены насильно. Чтобы добиться Рогнеды, Владимир захватил ее родной город Полоцк и убил всю ее родню: отца и братьев. Свою политическую деятельность Владимир начал с попытки свести верования различных племен в одно. Он поставил на своем дворе идолы наиболее почитаемых богов: Перуна, Дажбога, Стрибога и других. Перед этими идолами совершали языческие обряды, жертвоприношения. Но вскоре, разочаровавшись в язычестве, Владимир начал искать другую веру. В летописи описана легенда о выборе веры. Владимир направил десять "благоразумных мужей" в разные страны. Послы видели магометанские храмы "с унылыми молениями и печальными лицами" верующих, богослужения католические "с обрядами без всякого величия и красоты". В константинопольском храме священная торжественность и таинство обрядов, красота икон, благоухание фимиама покорили российских посланников. Они так и сообщили своему князю: "Когда бы закон греческий не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая из всех людей, не вздумала принять его". Послушав советников, Владимир решил остановиться на православии. К принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идет войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летописи рассказывают, что "болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел". После крещения состоялся брак Владимира с царевной Анной. По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь народ. Предполагаемая дата принятия христианства на Руси 1 августа 988 года. С этого момента, летописцы говорят о Владимире, как о человеке святом и благочестивом. На месте языческих капищ строили храмы. Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве была построена церковь Святого Василия и церковь Богородицы ("Десятинная"). Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого языка на славянский. Владимир укреплял границы государства. Он предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Во время княжения Владимира на берегу реки Трубеж состоялась битва с печенегами. Княжение Владимира считается периодом подъема Руси. К началу XI века в состав государства вошли почти все крупные союзы восточных славян. Народная память сохранила образ Великого князя в былинах и легендах. Именно в это время появился ряд былин, героем которых, наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Путятой, был и князь Владимир Красное Солнышко. Владимир Святой умер 15 июля 1015 года во время подготовки к походу против своего сына Ярослава, который княжил в Новгороде. Князя Владимира любили в народе. Узнав о его смерти, "сошлись люди без числа и плакали по нем: бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе". Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику святых.
СВЯТОПОЛК "ОКАЯННЫЙ"
Святополк – приемный сын Владимира Святого, родился от брака Ярополка Святославича и Юлии. Еще при жизни отчима он попытался организовать заговор, вдохновителем которого стал прибывший в Киев вместе с невестой для Святополка епископ Рейнберн. Заговор был раскрыт, заговорщики посажены в темницу. Через некоторое время Святополк был освобожден и отправлен в небольшой городок Туров, недалеко от Киева, под присмотр Владимира. После смерти Владимира Великого Святополк самовольно захватил власть в Киеве. Стремясь остаться Великим князем Киевским, он приказал убить своих сводных братьев Бориса, Глеба и Святослава. Лишь князь Новгородский Ярослав смог оказать сопротивление Святополку. В 1016 году под Любечем произошло сражение между войском Святополка, который призвал на помощь печенегов, с войском Ярослава. В результате объединенное киево-печенежское войско было разбито, Святополк бежал в Польшу, к своему тестю Болеславу. Король польский Болеслав помог ему вернуть киевский престол: в 1017 году состоялась битва на Буге, в которой Ярослав потерпел поражение, бежал в Новгород и стал собирать новое войско. Поляки, пришедшие в Киев вместе со Святополком, стали творить беспорядки в городе. Тогда, с молчаливого согласия князя Киевского, киевляне уничтожили польский гарнизон. Оскорбленный Болеслав увел свое войско в Польшу. После этой ссоры Святополку уже нельзя было рассчитывать на помощь бывшего союзника. Воспользовавшись моментом, Ярослав вновь напал на Святополка. В 1018 году на реке Альте, на том месте, где был убит князь Борис, произошло сражение. Святополк был разбит и бежал. По свидетельству летописца, "когда бежал он, напал на него бес, и расслабли все члены его, и не мог он сидеть на коне, и несли его на носилках. И бежавшие с ним принесли его к Берестью. Он же говорил: "Бегите со мной, гонятся за нами…и не было никого, кто бы гнался за ними, и дальше бежали с ним. Он же лежал немощен и, привставая, говорил: "Вот уже гонятся, ой, гонятся, бегите". Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою". ("Повесть временных лет") За свои злодеяния Святополк получил прозвище "Окаянный". Умер он на чужбине, в Богемских пустынях.
1 | 2 | 3 | Поиск по сайту:
|