АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

АВТОРЫ: Киселева, Красильников, РЯБКОВ Владимир Михайлович, В.М.Чижиков и А.Д.Жарков, Ариарский М.А.,

Читайте также:
  1. Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» (выдержки)
  2. АВТОРЫ: Л. Николова, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган.
  3. Авторы: Урлахер М.В. Дмитриева О.А.
  4. АВТОРЫ: Чижиков В. М., Чижиков В. В.
  5. Василий Михайлович, его дед, отец и сыновья
  6. Владимир Владимирович Путин.
  7. Владимир Иванович Буртовой Щит земли русской
  8. Владимир Истархов
  9. Владимир Майков
  10. Владимир Набоков. Ада, или Радости страсти (пер. с англ. Сергея Ильина)
  11. Владимир Набоков. Ада, или Радости страсти (пер. с англ. Сергея Ильина)

Социально-культурная деятельность берет свое начало из глубокой древности и делится на несколько периодов.

В соответствии с делением российской цивилизации Н. А. Бердяев: «Языческая Русь (дохристианская), Киевская Русь IX – XIII вв., монголо-татарский период XIII – XV вв., Московское государство XV – XVII вв., Петербургская имперская Русь XVIII – XIX вв., Россия Советов».

Языческая и Киевская Русь:

- культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, Святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли свое отражение в земледельческих, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, поговорках, байках.

- Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Приоритеты в воспитании: подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков.

- просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутствовавших повседневной жизни людей.

- В X-XIV веках происходит образование экономически самостоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным отношениям; обогащаются и средства воспитания.

- С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества.

- С появлением азбуки, принятием христианства, укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания. Развивается письменность, потребность в чтении.

- Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, скоморохи выступали как посредники в распространении социокультурных ценностей. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха»

- В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица.

- Влияние Церкви на все сферы жизни человека, укрепление связей с Визнатией;

- Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси. В середине XIV века после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада и возрождения искусств и ремесел.

Московское государство:

- Период XIV – XVI вв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям.

- Возникают художественные школы в Москве, Новгороде, Пскове, Владимире.

- Общественные увеселения этого периода – игрища, скоморошьи ватаги, карусели, ледяные горки.

- Неграмотность была присуща большей части населения, распространялись темные суеверия, происходило «огрубление» семейных нравов.

- разделение мужского и женского досуга

- Развивается материальная база просвещения - книгопечатание

- двоякое отношение к досугу со стороны властей и церкви: активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг, с другой стороны, устанав­ ливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех

- "Домострой" типичный образец свода жи­ тейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни

- Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного». Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ, устройства бездомных детей

- В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко- латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.

Петербургская имперская Русь:

- Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность.

- Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве.

- Петр I провел ряд преобразований, в числе которых была создана система государственных учреждений: школы, училища, гимназии, Академия наук – 1725 г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, буквари, календари.

- Традиции маскарада и праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах. Массовое гуляние становится социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых занятий и интересов. Происшедший в XVII веке раскол русской православной церкви имел необратимые последствия. Прежде всего он повлиял на процесс «обмирщения» культуры. Особенно это ярко проявилось в развитии форм досуга русских людей в XVIII веке. В этот период еще более закрепляются традиционные досуговые формы общения среди крестьянства. Развиваются досуговые формы общения и организации клубного типа и в среде русского дворянства; проявляется специфика досуга городского «работного люда», общественных досуговых форм у детей, подростков, семей. В то же время широко культивируются европейские формы досуга. По инициативе Петра I практикуется проведение ассамблей, балов, маскарадов; открывается Московское благородное дворянское собрание. Велика была роль царя в появлении новых досуговых занятий: возникновении дворянских клубов, салонов и т.д. Сословная принадлежность накладывала свой отпечаток на проведение свободного времени купечеством: с одной стороны, прослеживается ориентация на досуговые формы развлечений дворянства, а с другой - по-прежнему велико влияние патриархальных крестьянских традиций. Возникают первые купеческие клубы. Широка панорама досуговых развлечений мещан: рождаются любительские театры, организуются общественные библиотеки, музеи. Реформы

- Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональное нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропию и социальное призрение; создал новые административно- государственные органы для государственного регулирования социальных процессов.

4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

- положено начало женскому образованию

-культурно-просветительная деятельность через освободительные движения: декабристы, возрастает роль литературы в воспитательной, культурно-просветительской работе: литераторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в своих произведениях.

- Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые фор­мы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; учреждаются первые благотворительные общества. Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частно­го призрения в России. Одной из объективных причин этого явления стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огром­ной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

- В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изученной была заслуга земства. Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характеризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специальные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства, казна, частные лица. Основные принципы их деятельности состоя­ ли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах существовали общедоступные библиотеки. Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстетических качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания. Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах, профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры.

- Представители разночинной интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художественной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли. Культурно-просветительную деятельность вели многие выдающиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарищества передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» - объединения русских композиторов.

- Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи.

- Появляются радио и кинематограф.

- Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные виды досуговой деятельности.

-Растет число детских и женских клубов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно- просветительное воспитание родителей; возникают общества врачей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

- бурное развитие клубных учреждений

- Традиционное воздействие церкви на содержание и формы досуга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нравственное влияние церкви постепенно слабеет.

-Множество источников указывает на расширение рекреативной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сложившихся форм и размывание сословных границ социально- культурной деятельности наций и народностей России.

В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1919 г.) -политико-просветительская работа (с 1919 по 1953 г.) – 8 съезд партии, создано Министерство образования -культурно-просветительская работа (с 1953 по 1990 г.) -культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов) -социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)  

 

4. СКД в РФ: проблемы и тенденции

АВТОРЫ: РЯБКОВ Владимир Михайлович, Ариарский М.А., КИСЕЛЕВА, КРАСИЛЬНИКОВ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)