АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По Ариарскому статья «Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России»

Читайте также:
  1. For successful living/Для успешной жизни
  2. I. Любовь как сила жизни, что творит
  3. I. Торможение процесса модернизации в Японии
  4. II. Экономия на условиях труда за счет рабочего. Пренебрежение самыми необходимыми затратами
  5. VI: Организация и управление торгово-посреднической деятельностью на рынке товаров
  6. А) Процесс, деятельность как основной способ существования психического
  7. Авторская статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» (выдержки)
  8. Анализ себестоимости изделия по изменяющимся статьям калькуляции
  9. Анализ стиля жизни
  10. Анамнез жизни (anamnesis vitae)
  11. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (ANAMNESIS VITAE).
  12. Астральная деятельность

Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурной ситуации в России. Реформирование экономики не сгладило, а наоборот, существенно обострило экономические, национальные, социально-культурные проблемы. Государственная (федеральные и местные органы), церковная, общественная и частная социальная помощь обретают конкретные организационные формы. Значительно возрастает удельный вес международных, федеральных, местных фондов, программ социально-культурной поддержки, развития.

Принятие Закона РФ о культуре (ноябрь 1992 года) явилось первой за многие годы попыткой придать сфере культуры нормативно-правовое обеспечение и повлиять на социально-культурную жизнь общества.

Экономическая ситуация в стране 90-х годов имела негативные последствия для деятельности учреждений культуры, досуга: закрытие клубов, сокращение бесплатных услуг, резкое сокращение бюджетных ассигнований, падение уровня жизни населения. В то же время происходят структурные и функциональные изменения в системе управления организациями, учреждениями социокультурной сферы на федеральном, региональном, местном уровнях. В социально-культурной, досуговой сферах интенсивно развивается коммерческий сектор.

Многие факты и явления рубежа XX-XXI веков свидетельствуют о возрастании роли и значения религии в социально-культурной жизни общества. В этот период существенно обостряются и частично решаются проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга в 90-е годы потребовало расширения классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусств. Введение Государственных образовательных стандартов стимулировало обновление содержания многих учебных курсов, введение новых образовательных технологий.

Многоуровневость образования стала требованием дня. Возникла необходимость в дополнительном профессиональном образовании. Многие проблемы высшего образования в сфере культуры решаются путем введения платного обучения, сосуществования государственных и негосударственных учебных заведений, создания сети филиалов вузов в различных регионах страны.

Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации.

Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно.

- устарели прежние методы работы = > необходимы поиски новых: 1) обращение к Западным образцам: появление казино, игорных клубов и т.п. 2) развитие системы подготовки кадров для сферы культуры, искусства, социальной помощи, досуга: расширение классификатора специальностей, специализаций, квалификаций в вузах, колледжах, училищах культуры и искусства, педагогических и др. Новое содержание и новые образовательные технологии. Государственные образовательные стандарты. Многоуровневость образования. Дополнительное профессиональное образование. Введение платного обучения. Государственные и негосударственные учебные заведения. Развитие филиалов.

- Приватизация государственных организаций культуры и искусства регулировалась первоначально «Основами законодательства Российской Федерации о культуре».

Для современной СКД хар-но:

· недоразвитость в сфере досуга обществен. структур;

· кризис соц-нравств. идеалов, культуры;

· отставание СКС из-за многолетней изоляции страны.

Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ в настоящее время организуется на основе документа – «Основы законодательства РФ о культуре» (1992 г). В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

 

Культура современного общества в значительной мере отражает психологический надлом, вызванный последствиями распада СССР, экономическими потрясениями 1990-х годов и, в первую очередь, ущербными ценностями, пропагандируемыми СМИ. В Великобритании и Франции специальные органы контролируют соблюдение СМИ этических норм, и это воспринимается как естественная забота о нравственной атмосфере и имидже государства. Вероятно, и в России должен быть социальный институт, который, реализуя принципы национальной культурной политики во всех сферах духовной жизни, будет способствовать приведению содержания телевидения в соответствие с интересами государства и общества. И таковым, несомненно, должно быть Министерство культуры РФ.

Развитие культуры, разумеется, не ограничено рамками электронных носителей. Нельзя не признать, что негативные явления социальной жизни – от алкоголизма и наркомании до общественной пассивности и необузданной агрессивности – результат того, что десятки миллионов жителей страны не постигли основы культуры, не читают, не испытывают потребности общения с искусством, не усвоили такие национально-культурные традиции как коллективное пение, музицирование, декоративно-прикладное и техническое творчество. А это свидетельствует, что Министерство культуры призвано не ограничиваться административнымуправлением подведомственными учреждениями, а принять на себя широкие функции разносторонней и активной пропаганды духовных ценностей народов России, сбережения и передачи национально-культурного достояния Отечества.

 

В годы советской власти была достигнута ситуация полного охвата территории страны культурно-просветительными учреждениями. Даже в отдаленные хутора ради нескольких семей постоянно приезжали передвижные клубы и библиотеки. В 1990-е годы эта система была разрушена, десятки тысяч сельских учреждений культуры были закрыты. В 2000-е годы муниципальные учреждения культуры перешли под управление местных органов власти, но, не имея соответствующего финансирования, они не смогли предотвратить новый обвал. В результате ряд районов полностью лишились элементарных баз общественного просвещения и досуга. Свыше 80% населения сел и малых городов потеряли возможность приобщения к искусству.

В России остро стоит вопрос сбережения своего культурного наследия. К сожалению, многие видят в этом лишь необходимость охраны природной среды и шедевров архитектуры. Между тем, национально-культурное достояние Отечества – это в еще большей мере высокая духовность и нравственность, гражданская ответственность за культуру производства, за судьбы страны, за достойное образование и воспитание детей и молодежи, за подлинную гуманность человеческих отношений.

Первостепенной задачей культуры в современных условиях - быть фундаментом развития общества и государства на этапе коренной модернизации страны. Именно культура может и должна принять на себя функции создания благоприятного нравственно-психологического климата, стимулирующего развитие креативности людей и их гражданской ответственности за судьбы Отечества; именно она призвана обеспечить формирование духовных ценностей, которые порождали бы атмосферу общественного подъема, способствовали единению народов России в решении вставших перед ними исторических задач.

 

В современной России немало ярких ученых и деятелей культуры, но эпоха «фабрики звезд», когда любая смазливая посредственность после нескольких выступлений по центральному телевидению может считать себя звездой, существенно девальвировало это понятие. К сожалению, ныне практически нет бесспорно признанных лидеров, которые олицетворяют общество, на которых оно может равняться и за которым может следовать. Хочется верить, что история движется вперед, и она породит и успешных менеджеров, и первопроходцев в сфере культуры. однако сегодня их дефицит очевиден, и это, несомненно, затрудняет покорение новых рубежей социально-экономического, научно-технического и духовного прогресса.

С болью приходится констатировать, что в России ныне сложилось глубокое противоречие между огромным созидающим потенциалом культуры и недопустимо низким уровнем ее реализации. И это, в первую очередь, представляется последствием ее недооценки со стороны государства.

5. Формы СКД. Общая характеристика

АВТОРЫ: Жарков А.Д.,. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Новаторов В.Е., Триодин В.Е.

Эффективность воспитательного воздействия СКД во многом зависит от выбора организатором форм как важных приемов выражения содержания деятельности УК. Попытки исследовать формы социально-культурной деятель­ности были предприняты разными авторами.

Так, например, академик А.Д, Жарков рассматривает формы как:

1) выражение содержания кулътурно-досуговой деятельности;

2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.);

3) способ организации культурно-досуговой деятельности.

Вместе с тем, В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе».

Форма социально-культурной деятельности - это запланированная информационно-просветительная, социально-педаго­гическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

В основе классификации - признак доминирующего влияния на рациональную или эмоциональную сторону сознания личности, на активное или пассивное участие в этой деятельности: информационные, художественные, просветительные, социально-практические.

Информ. формы используют для распространения сообщений об актуальных фактах и событиях, которые анализируются и излагаются в определенной последовательности. Им соответствует вербальные формы: информация, обзор событий, литература, консультации, беседа. Обзор событий помогает соцкультурному работнику информировать аудиторию о новых явлениях и фактах, появившихся в жизни села, города, комментировать их как события.С учетом психологических факторов и соц. педагогических целей дифференцируется и формы визуальной деятельности, построенные на позитивной аппеляции: транспорант, плакат, реклама.

Худ. Формы: Включает сообщение о наиболее актуальных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных форм воздействия. Они создаются в таких художественных, документальных, публицистических, вербальных формах, как выступление культбригад, многообразные клубные семейные вечера отдыха, массовые представления, зрелища, шоу программа, литературные вечера, творческие встречи с учеными, писателями, художниками. Специфика форм в том, что они обязательно имеют художественную иллюстрация, позволяющую раскрыть основную идею более ярко. На массовом представлении устанавливается прямой контакт со зрителями, создается атмосфера непринужденного общения.

Просветительные. Имеют в своей основе научные знания и отражающие проблемы соц.экономических, политических, естественных и технических наук. Эти формы ориентированы на более высокий уровень деятельности УК: лекции, диспуты, дискуссии, конференции. Чтение, экскурсии в музее, ассоциации, занятия воскресных школ, школы культуры, менеджеров и др. Визуальное просвещение: уч. методический плакат, выставка, фотомонтаж и рекламный буклет.

Социально-практические: Приобретение соц.опыта, упражнения, выполнения поручений, поездка в научные экспедиции за сбором материала. В развитии духовных начал личности играют роль стационарные соц.практические формы, действующие в УК: специальные уголки или комнаты и общественные музеи. В уголках и комнатах устраиваются выставки произведений прикладного творчества, обучают рукоделию, иностранным языкам и т.д.

В настоящее время в некоторых регионах России накоплен значительный опыт инновационных методик, которые можно успешно применять в любом другом регионе, но для его внедре­ния необходима оптимизация культурной жизни региона, кото­рая должна базироваться на преемственности, сохранении и соз­дании опыта предшествующих поколений.

Анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы Центрально-Черноземного региона показал, что в последнее время совершен­ствуются методики по организации художественно-эстети­ческого воспитания и образования. В школах происходит освое­ние культурного наследия прошлого, исследуются социально-демографические проблемы бытования художественных тради­ций в современной городской и сельской среде, а также создаются региональные программы по профилактике вредных привычек в подростково-молодежной среде, методики экологического и семейного воспитания.

В городах Тамбове, Липецке, Воронеже, Рязани успешно реализуются многие социально-культурные программы и проекты. Среди них наиболее значимыми являются психолого-педаго­гические, экономические, правовые и досуговые программы. Так, например, в рамках реализации федеральной программы «Молодежь России» на базе городского Центра по работе с детьми и молодежью Комитета по делам детей и молодежи мэрии г. Тамбова разработаны программы: «Возрождение», «Я для России», «Экология и дети», «Взрослые и дети», которые включают множество других познавательных и образовательных проектов и программ. Достаточно назвать программы «Рост», «Познай себя и узнаешь мир людей», «Мир красотой спасется», «Милосердие и забота», которые вызвали интерес и нашли по­следователей в других регионах России.

Таким образом, учитывая реальные и потенциальные воз­можности региональных учреждений социально-культурной сферы, необходимо содействовать развитию и распростране­нию новых технологий в сфере досуга и создавать условия для их успешной реализации.

6. Анализ культурно-исторического опыта организации культурно-просветительной работы в СССР.

 

АВТОРЫ: Киселева, Красильников, РЯБКОВ Владимир Михайлович, В.М.Чижиков и А.Д.Жарков, Ариарский М.А.

СССР образовалось 29 декабря 1922 года.

Революционные события России начала 20 века изменили социальную направленность культурно-просветительской деятельности и досуговой деятельности.

Февральская революция 1917 г. Потребовала от новой власти выработки социокультурной политики, основанной на демократических началах. Временное правительство приняло ряд нововведений: 1) женщинам предоставились политические права; 2) Демократическое начало получили отражение во всех сферах жизни населения России. 3) Поддерживались народные инициативы в сфере социокультурной жизни. Таким образом, увеличилось число массовых клубов и библиотек, учреждений социальной помощи.

Были предприняты попытки реорганизации управления социальной сферы, внешкольного образования. С Октябрьской революции в стране создается система политико-просветительной работы. Идеология новой власти реализуется в области просвещения, внешкольного образования, в СКД. Декреты государства и документы партийных съездов, совещаний, содержали массу указаний и директив: 1) по внешкольному образованию; 2) ликбезу;3) организации деятельности политпросветов и их реализации на местах.

Деятельность наркомпросса, профсоюзов, пролеткульта и др. общественных организаций, соответствовала идеологическим установкам в области просвещения, культуры, досуга. Рассмотрению идеологических запретов способствовала и гражданская война. Централизованное управление охватила весь процесс идеологической работы.

По всей стране культивируются массовые формы воспитания и перевоспитания: 1) митинги,2)Политико-агитационные программы, 3) массовые гуляния, 4) социальные соревнования, 5) субботники, воскресники.

В связи с осложнением экономических систем в культуре сокращается финансирование образования и культуры, заметно уменьшается количество школ, клубов и др.культпросвет заведений. В областях культуры и образования не хватает специалистов.

Для внешкольной работы: сотрудники подбирались по принципу партийности и классовой принадлежности. Тяжелым было материальное положение учителей. В сентябре 1922г.была выслана из России в Германию большая группа известных русских ученых, писателей. Культура, наука, досуг, вся Социокультурная жизнь общества находилась под жестким партийным контролем. Много всего закрывают. Новая власть рационализирует культурные ценности под школы и избы-читальни передаются церковно-приходские школы и барские поместья.

Появляются адекватные термины: «культурно-массовая работа» и «культурно-воспитательная работа». Ведутся исследования в области внешкольной работы. Исследования Блондского, Богданова, и т.д. Культпросвет работа рассматривается как разновидность педагогического труда. Большинство исследователе того времени считали, что культпросвет деятельность – это педагогическая деятельность организованная, свободная деятельность наседелния с целью воспитания всесторонне развитой личности. Коммунистическое восприятие провозглашалось главной функцией. Это положительно сказалось на клубной работа. Появились кружки: общественные, производственные, военные, рабкоровские.

Большой популярностью пользовались выступления синеблузников, инсценированные суды и т.д.

В 1922г. начинается деятельность пионерской организации, начинается создание домой и дворов пионеров..

В конце 20-30х гг активизировалась борьба с пьянством, за ликвидацию безграмотности, хулиганством, беспризорностью, пропаганда ЗОЖ и т.п. Было положено начало реорганизации изб-читален в сельские клубы. Распространены олимпиады, смотры художественной деятельности. В это же время активизхируется борьба с религией, разрушаются церкви, памятники, идет борьба с революционными вредителями.

В 1923г. создается первая центральная детская экскурсионная туристическая станция.

16.06.1926г. – создается лагерь «Артек».

1928 – первый ПКиО им Ленина в Москве.

30-е годы:

-главполитпросвет организует комитеты по политико-просвет работе по разным учреждениям.

СЕТИ И ТИПЫ ПОЛИ-ПРОСВЕТ УЧРЕЖДЕНИЙ – избы-читальни, библиотеки, клубы, музей, театры.

- Москвоский и Харьковский библиотечные институты.

- первые профсоюзные дома культуры

- методические кабинеты

-- СТОЯТСЯ СОПРТИВНЫЕ СТАДИОНЫ

Предвоенные годы характеризуются творческим оживлением: возрастает роль печати, радио, кино, литературы и искусства. Появляются творческие союзы, зарождается государственное телевидение, появляются новые научные исследования.

В годы ВОВ культпросвет учреждения проводили свою работу в соответствии с требованиям военного времени (1941 Г. УКАЗ «О Перестройке работы кульпросвет учреждений в военный период»). Часть учрежд была отдана под госпитали.

В период войны в тылу работа с молодежью исходила из задач военного времени. Основные направления: 1)агитационно-пропагандистская, оборонно-массовая работа. 2) Проведение широкой справочной работы. 3) Учение культпросвет учреждений в подготовке рабочих массовых профессий. 4) помощь в развитии социальных соревнований. 5) организация отдыха си досуга. 6) Организация художественной самодеятельности как средство духовной поддержки.7) сохранение культурных ценностей (Эрмитаж,третьяковка).8) сельскохоз. Пропаганда.

1945-1953 гг.

Восстанавливают разрешенное войной народное хозяйство. Возобновляются пятилетки, Стахановское движение.

До 1953 года ситема управления сохраняется, а после 1953 года была начата деятельность Министерства культуры СССР. Понятие ПП работа сменяется на культпросвет деятельность.

Возобновляет свою работу Ленинградский библиотечный институт, Московский, Харьковский и открываются новые. Также в 50-е годы переименовываются библиотечные институты в инст культуры и открываются факультеты культпросвет.

50-е годы открываются планетарии.

. В 70-80гг многие учреждения культуры оказываются оторванными от запросов интересов в сфере досуга. В областях создаются научно-методические центры творчества культпросвет работы, ориентация ее на социально-досуговую деятельность. Встал вопрос о кадрах в социокультурной сфере. Обусловленность перехода от культпросвет работы к социально-досуговой деятельности определили решением таких проблем как демократизация системы управления и деятельности, ориентация на создания досуговой деятельности, переосмысление принципов и функций культпросвет работы, внедрение нового хозяйственного механизма, ориентация на социализацию детей и подростков, досуговые формы работы с семьей, расширение диапазона изученных запросов и потребностей, различных групп населения в сфере свободного времени.

В течение 70-80-х гг. государство принимало меры по развитию высшего и среднего специального образования для подготовки организаторов культуры. К концу 80 гг. в России функционировало 16 вузов культуры и их филиалов. Возросло количество культурно-просветительных училищ, библиотечных техникумов. Продолжала осуществляться подготовка специалистов для культурно-досуговой сферы и по линии факультетов общественных профессий (ФОПов), образованных в высших учебных заведениях страны.

Остро стояла проблема закрепляемости кадров. Текучесть кадров отличала клубные, библиотечные, музейные учреждения. Особенно плохо закреплялись специалисты на селе

Распад СССР существенно повлиял на изменение социокультурну ситуацию России.

Социальную помощь приобретают конкретные организационные формы, возрастает вес международных, федеральных и местных фондов, программ.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)