АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

З.Управление в области культуры

Читайте также:
  1. PR - public relations (общественные связи): цели и задачи, области их использования, инструменты PR.
  2. SWOT анализ Липецкой области
  3. SWOT анализ Пермской области
  4. SWOT анализ Свердловской области
  5. SWOT анализ Тамбовской области
  6. А) Описание области профессиональной деятельности учителя литературы.
  7. Аваков назначил новым начальником ГУ МВД в Днепропетровской области Репешко
  8. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАП РФ).
  9. Административные правонарушения в области налогов и сборов
  10. Анализ действующего законодательства Иркутской области в сфере земельного законодательства
  11. Анализ и моделирование функциональной области внедрения ИС.
  12. Анализ резисторного каскада в области нижних частот.

Понятие культуры включает в себя многие стороны духовной сферы жизни людей. Важнейшие направления культурной деятельности определены в принятых 9 октября 1992 г. «основах законодательства Российской Федерации о культуре»'~. Это:

а выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

а художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство;

а архитектура и дизайн, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;


· самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование;

· книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

· эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области.

Первоочередной задачей государства в культурной сфере является разработка отвечающей новым реальностям правовой базы, которая включает: стимулирующие налоговые льготы инвесторам в сферу культуры; действие средств обеспечения сохранности и безопасности госу- дарственных культурных ценностей; возможность творческого труда и реализации права на «свободную профессию»; меры, усиливающие ответственность за преступления против культурного наследия страны.

К долгосрочным целям культурной политики государства относятся: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны.

Важное значение для управления в области культуры имеют Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»", Феде- ральные законы от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»~, от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», от 15 апреля 1998 г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и

находящихся на территории Российской Федерации», постановление Правительства от 25 марта 1999 г. «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации» ' и другие нормативные правовые акты.

Управленческая деятельность в области культуры осуществляется Правительством, системой федеральных и иных органов исполнительной власти.

Правительство обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранения как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Компетенцию на определенных участках культурного строительства реализуют такие федеральные органы исполнительной власти, как: Министерство культуры, Министерство по делам печати, телевидения и средств массовых коммуникаций, Государственный комитет по ки- нематографии, Федеральная архивная служба. Ряд управленческих вопросов решают союзы журналистов, кинематографистов, художников и другие творческие союзы, действующие в соответствии с их уставами.

Соответствующие органы исполнительной власти создаются в субь- ектах Федерации. В их непосредственном ведении находится большинство объектов культуры. В порядке реализации Указа Президента от 11 декабря 1997 г. «О мерах по оздоровлению государственных финансов»'~ в ведение субъектов Федерации переданы десятки объектов культуры федерального подчинения.

Объектами управления являются различные учреждения культуры: библиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цирки, музеи и т.д.

Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры Рос- сии), согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 6 июня 1997 г., является федеральным органом ис- 17 полнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства. Министерство является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры, а также специально уполномоченным органом государственного контроля за соблюдением установленного порядка вывоза из России и ввоза на ее территорию культурных ценностей, реализации предметов антиквариата, а также правил внешнеэкономической деятельности в отношении культурных ценностей.

Минкультуры России имеет территориальные органы по сохранению культурных ценностей.

Свою компетенцию оно реализует в основном в отношении объектов культуры федерального значения, организационно-правовой статус которых (например, Российской государственной библиотеки, Государственного историко-культурного Музея-заповедника «Московский Кремль») определяется, как правило, Правительством РФ 18

Основными задачами Министерства являются: а осуществление в сфере культуры государственной политики, обес- печивающей необходимые условия для реализации конституционных прав граждан РФ на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям и направленной на сохранение исторического и культурного наследия;

а содействие развитию национальных культур народов России;

· а определение целей и приоритетов в развитии отдельных видов культурной деятельности, профессионального искусства, музейного и библиотечного дела, народного творчества, образования и науки в сфере культуры;

· разработка и реализация в соответствии с международными обяза- тельствами РФ системы мер по предупреждению незаконных вывоза, ввоза культурных ценностей и передачи права собственности на куль- турные ценности;

· осуществление государственного контроля за вывозом из России культурных ценностей, соблюдением установленного порядка реализа- ции предметов антиквариата, а также соблюдением правил внешнеэко- номической деятельности в отношении культурных ценностей;

· управление деятельностью подведомственных организаций.

Рад важных задач выполняет Министерство в связи с принятием 15 апреля 1998 г. Федерального закона «О культурных ценностях, пере- мещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находя- щихся на территории Российской Федерации». Основными его целями являются защита указанных культурных ценностей от расхищения, предотвращение их незаконного вывоза за пределы страны, а также неправомерной передачи кому бы то ни было; создание необходимых условий для реального обращения этих ценностей на частичную компенсацию ущерба, причинённого культурному достоянию России в результате разграбления и уничтожения, ее культурных ценностей Германией и ее военными союзниками в период Второй мировой войны; обеспечение интересов России при регулировании с иностранными государствами спорных вопросов, касающихся указанных культурных ценностей, на основе последовательного соблюдения принципа взаимности; предоставление возможности для ознакомления с этими ценностями гражданам России иностранным гражданам, в том числе специалистам в сфере образования, науки; и культуры; создание благоприятных условий для дальнейшего развития международного сотрудничества в сфере образования, науки и культуры.

Правовой базой сохранения и развития библиотечного дела служит Федеральный закон от 29 декабря 1994 r. который устанавливает принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на сво- бодный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

Федеральный закон от 26 мая 1996 г~~ определяет особенности правового положения музеев, которых в стране более 2,5 тыс. Они создаются в форме учреждений, осуществляющих культурные, образовательные и научные функции некоммерческого характера. Постановлением Правительства от 12 февраля 1998 г. «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации» ' установлен порядок и механизм учета, сохранения богатств, сосредоточенных в музеях страны.

Федеральная архивная служба России (Росархив), согласно Положению о ней, утвержденному постановлением Правительства от 28 декабря 1998 г.", является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием Архивного, фонда Российской Федерации.

Политические и социально-экономические преобразования, происходившие в 1991 — 2000 гг. в России, обусловили необходимость реформирования архивного дела на федеральном и местном уровнях. Важным содержанием проведенных реформ явилось создание необходимой законодательной базы и выработка новых подходов в решении основных задач архивной отрасли — комплектования, обеспечения сохранности и использования документов Архивного фонда Российской Федерации

В настоящее время в России насчитывается всего 2 267 государственных архивов и центров документации, в т. ч. 16

федерального уровня, 32 — республиканских в составе Российской Федерации, 12 — краевых, 134 — областных 2 060 — городских и районных, а также 78 органов управления ими 24

В систему Росархива входят федеральные государственные архивы, научные и другие непосредственно подчиненные организации, а также органы управления архивным делом субъектов Федерации и подчиненные им учреждения.

Основными задачами Рос архива являются: организация и обеспечение формирования сохранности и использования Архивного фонда РФ; анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей; развитие и совершенствование совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации архивного дела и делопроизводства; координация деятельности подчиненных федеральных государственных архивов, научных и других организаций, обеспечение их функционирования; контроль за соблюдением законодательства в области архивного дела и другие задачи и функции, указанные в Положении.

11. Педагогическая система и педагогический процесс в социально-культурной деятельности. Сущность и структура.

Изучали: Киселева, Красильников

СКД – отрасль педагогической работы.

В СКД, как и в педагогике, объектом является человек.

Цель – воздействие на человека, приобщение человека к культурным ценностям.

Также, из педагогики заимствованы такие методы, как:

· Поощрение;

· Порицание;

· Пример;

· Упражнение.

Педагогические принципы в СКД:

Успешность специалиста СКС обусловлена не только соцетанием профессиональных умений и навыков, она определяется и тем, насколько психологически и педагогически грамотно выстраивается контекст профессионального поведения:

- общение с коллегами

- деловые взаимоотношения

- видение тенденций развития СКП, умение предвидеть ситуацию

СКД как педагогический процесс и педагогическая система (структура):

1. Постановка цели

2. Средства, методы, формы, инструменты

3. Целевая аудитория, объект

4. Ресурсы – материально-техническая база

5. Процесс воздействия

6. Результат

7. Анализ

8. Педагогический результат СКД зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев психологической цепочки

Наиболее часто повторяемые педагогические проблемы в СКД:

· Выбор наиболее эффективных средств и методов воздействия

· Выбор технологий

· Планирование результатов

· Контроль педагогического процесса

В зависимости от того, с какой группой населения производится работа, СКД опирается не только на общую педагогику, но и на целый ряд частных педагогических дисциплин:

· Социальную педагогику

· Военную педагогику

· Дефектологию и т.д.

 

Содержание деятельности учреждений культуры по сохранению, освоению и использованию историко-культурного наследия в регионе.

Деятельности УК по сохранению, освоению и использованию историко-культурного наследия в регионе можно считать приоритетной.

Историко-культурное наследие

Согласно «Основам законодательства РФ о культуре» (1992), культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Бесспорными носителями культурного потенциала региона являются учреждения культуры, а также люди, работающие в сфере культуры
и искусства. По состоянию на 1 января 2013 г. в Пермском крае насчитывается 1543 учреждения, в которых заняты 12355 сотрудников. Виды учреждений, их количество, а также численность сотрудников представлены в таблице

Тип учреждения Количество учреждений Количество работников
библиотеки    
культурно-досуговые учреждения    
музеи    
театры    
парки    
прочие (концертные организации, Пермкино, ЦРП, зоопарк, планетарий, КЦОП, ГЦОП, выставочный зал)    
Детские школы искусств    

 


 

22. Средства СКД и педагогические требования к их использованию

Жарков, Чижиков, Акимова

Средства – механизмы доведения содержания до посетителей. Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.Устные средства (живое слово, сценическая речь)Печатные средства СМИ Проф и непроф искусство Аудиовизуальные технические Спорт Худож самодеятельность все средства между собой тесно взаимосвязаны и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, т.е. дошкольники, подростки, молодежь, студенты, пенсионеры и т.д. К тому же, выбор средств зависит от тематической направленности мероприятия, проводимого организаторами досуга (вечер вопросов и ответов, «круглый стол», диспут, ток-шоу, конкурсы, аукционы, конференции, брифинги и т.д.).

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи со­ветуют соблюдать ряд требований и правил:• выбор средств всегда зависит от цели какого-либо меро­приятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;• количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным зада­чам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

• всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

• имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности»

Вывод: используются все средства, но выбирать следует в зависимости от содержания

19. Ресурсная база организаций СКС. Проблемы ее совершенствования

Якобсон, Галуцкий, Воронова, Дымникова, Иксанов, Дуликов, Игнатьева

Ресурсы – запасы, источники, средства, к которым обращаются в необходимом случае

Ресурсная база - совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг.

Ресурсы:

1)Матер-технические (оборудование, инвентарь,помещения, возможности их расширения) Матер: основные (здания, сооружения, аппаратура) и оборотные

2) Ресурсы системы управления (гибкость упр системы, готовность к ее реформ и преобраз)

3) Кадровые - состав работников, их квалификация

4)Информ ресурсы – электр фонды

5) Финансовые

6) Другие: творческие – произведения, наследие; временные; пространственный – возникает из-за разницы культ потенц, стиля жизни населения; природные – земельные, водные.

7) Нормативный ресурс

Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, законы РФ «Об образовании» (1991), «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (1995), «Об общественных объединениях» (1995), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О некоммерческих организациях» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996)и др. Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются Федеральные законы от 10.12.1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2.08.1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Федеральные законы «О медицинском страховании граждан», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О статусе военнослужащих».

Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании СКД приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения народов, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий - как профессионалов, так и любителей. В законодательном закреплении постоянно нуждаются многие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, коррупцию, криминал - барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

Вывод: Ресурсы влияют на эмоц восприятие а также качество и стоимость.

Пути совершенствования: принятие новых законодательных актов, отвечающих российской действительности(проблемы - устаревшее з-во); принятие новых целевых программ, направленных на решение острых проблем СКС- таких как в Перми программа Культура города Перми есть направление улучшение матер- технич базы, для кадровых ресурсов – повышение квалиф работников и тд.

8. Информационно-методический ресурс Методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций. Проблемы: 1) поисках назначения КДД в целом, 2) кризисных явлениях в соц.сфере, 3) отсутствии гос.фин-я областных научно-метод.центров и метод.цетров УК.

6. Морально-этический ресурс

Этот ресурс касается практически всех сторон профессиональной социально-культурной деятельности, поскольку нравственное начало органически входит в любое из её проявлений. Правовая культура личности, ИКЛ, Деловой этикет, профессиональные знания и умения, юридическая и нравственная ответственность и т.п.

 

22. Сеть и типы УК. Состояние в регионе.

Сеть- распределение учр. Культуры различного типа на определенные территории.

по различным признакам: а) территориальный признак; в) принадлежность:

 

Государственная сеть УК (90 процентов)

Частная сеть

Сеть профсоюзных УК

Сеть ведомственных УК

Сеть УК общественных организаций, обществ

Колхозно-корпоративные

 

Тип УК – общее понятие УК какого-либо направления деятельности. Обладают общими признаками.

Классификация Г.М. Кузицына:

Клубного типа: сельские дома, клубы; городские, краевые/ областные ДК; клубы заводов, фабрик

Библиотеки: Универсальные, научные, детские, искусства, вузов, районные, городские, краевые.

Музеи: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, отраслевые, искусствоведческие, народные (ремесел, быта, промыслов).

Для детей и подростков: Дворцы пионеров и школьников, детские парки, театры, станции юных натуралистов, центр творчества юных.

Физкультуры и спорта: дворцы спорта, бассейны, манежи.

Культурно-спортивные комплексы

Концертно-творческие: филармонии, концертные залы, оркестры.

Театрально-зрелищные: Театры: драматические, оперы и балета, ТЮЗ, кукол; эстрадные.

Парки культуры и отдыха.

Кинотеатры.

Классификация Ю. Стрельцова:

1) ведущие учреждения и организации отрасли; клубные и библиотечные учреждения социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

2) вспомогательные учреждения и организации отрасли;

3) учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания; сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание населения.

Учреждения, предприятия и организации, предоставляющие комплекс специализированных социально-культурных услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; туристские, экскурсионные и транспортные компании и агентства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-информационных, издательско-полиграфических услуг, аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; рестораны, кафе, столовые и другие предприятия общественного питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и видеотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компьютерные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи, кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и лодочные станции; игротеки и игорные учреждения- казино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

Предприятия, мастерские и магазины-салоны по производству и продаже изделий и оказанию услуг в различных видах профессионального и самодеятельного художественного, технического и прикладного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, любительской деятельности;

Предприятия и организации, занимающиеся материальным производством и ремонтом оборудования, средств и предметов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сервисного обслуживания.

Или клас-ция Мельниковой:

Инф-просвет (мкзеи, библиот, галереи, планетарии)

Клуб типа (дворцы, дома,клубы досуга, дома ремесел)

С детьми и подр

Парки

Концертно-зрел и театр –зрелищ

Физкульт-оздор

Санаторно-курортные

Турист-экскурс

Коммерческо-развлек типа конец 90 начавло 2000 –кафе, клубы, фитнес центры, казино

 

Пермский край в программе Культура города Перми:

В настоящее время на территории города Перми действует МБУК «Объединение муниципальных библиотек» (41 муниципальная библиотека), которое является важной составляющей частью информационного и культурного ресурса города. Разветвленная библиотечная структура города Перми обладает рядом преимуществ: бесплатный и свободный доступ к библиотечным фондам; разнообразный спектр услуг; высокий уровень проводимых культурно-досуговых мероприятий; высокий кадровый потенциал. Благодаря особым успехам в развитии библиотечного дела город Пермь получил в 2012 году статус «Библиотечной столицы России».

Муниципальные культурно-досуговые учреждения далее и просветительские учреждения города Перми представлены 17 учреждениями культуры: 12 дворцов, клубов и центров досуга, МАУК «Пермский зоопарк», МАУК «Пермский планетарий», МАУК «Центральный выставочный зал», МАУК «Парк культуры и отдыха», МАУ «Агентство социокультурных проектов». Что касается достижений данных учреждений, как пример можно привести тот факт, что в 2013 году Пермский парк культуры и отдыха им. Горького получил награду, как лучший центральный парк развлечений и вошел в десятку лучших организаций индустрии развлечений Европы в 2013 году по версии издательского дома Facto Edizioni (Италия), который выпускает всемирно известный журнал GAMES&PARKS INDUSTRY. Коллектив парка получил награду «За модернизацию и инновации парка за счет крупных инвестиций в тематизацию парка и оснащение аттракционами высокого уровня, а также эффективное управление».

На территории города Перми работают 6 театров свыше 1200

спектаклей которых ежегодно посещают около 300 тыс. зрителей. В 2012 году Пермский край стал одним из лидеров по количеству выдвинутых номинаций на главную театральную премию страны «Золотая маска». Пермский театр оперы и балета выдвинут на премию в 17 номинациях и Театр-Театр - в 4 номинациях. В итоге 6 «Золотых масок» удалось получить представителям пермского искусства. Также из трех премий Правительства Российской Федерации им. Ф. Волкова, присуждаемых ежегодно за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации, две премии получил Пермский край (Коми-Пермяцкий драматический театр и художественный руководитель театра «У Моста»).

Еще одна известная культурная институция города – Пермская государственная художественная галерея - один из крупнейших музеев на Урале, который насчитывает около 45 тысяч единиц хранения.

Пермская краевая филармония, которая на сегодняшний день обрела новый, «расширенный» формат: из мероприятий краевого масштаба все больше проектов системы фестивального движения превращаются в события российской и международной значимости.

В условиях новой экономической формации филармония как культурная институция активно ищет новые векторы развития и инновационные точки приложения усилий, обеспечивая привлекательность региона для туристов во многом за счет событийного ряда. Мировые премьеры современной музыки и работа по привлечению в Пермь с концертами лучших звёзд российского и международного исполнительского мастерства — это статусность и удовлетворение высоких художественных пристрастий публики.

На территории города Перми в различных формах собственности находятся 303 уникальных памятника истории и культуры федерального и регионального значения, из них 74 объекта культурного наследия находятся в собственности муниципального образования город Пермь. Для реализации мероприятий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия функционирует МАУК «Городской центр охраны памятников».

1) Сеть библиотек состоит из 858 учреждений, из них 4 государственные библиотеки, 853 – муниципальные, из них 78 – детских, 632 – сельских. За последние 3 года из сети выведено 150 малоэффективных библиотек, располагавшихся в малонаселенных пунктах с количеством жителей до 100 человек, Библиотечная услуга в данных населенных пунктах была заменена нестационарными формами обслуживания. Ежегодно сокращается сеть сельских биб-к, нередко закрытие их связано с разрушением помещения, экономией средств. Отсутствие ср-в отрицательно сказывается на научно – исслед-кой, метод направлениях деят-ти, с-ме повышения квалификации кадров. Решение проблем общедоступных биб-к необходимо не только для защиты гуманитарных прав граждан, но и для информ обеспечения общественного развития и невозможно без поддержки властей всех уровней.

2) На протяжении последних десяти лет наблюдается устойчивая тенденция роста сети учреждений музейного типа края. В ПК работает 55 учреждений музейного типа, среди них 37 музеев, имеющих юридическое лицо (плюс 20 филиалов), в том числе в области 33 (+20) и округе 4. Сегодня в крае функционирует 4 государственных музея, в т.ч.: в области – 3 с 9 филиалами (Пермская государственная художественная галерея, Пермский областной краеведческий музей, Литературный музей В.П.Астафьева), в округе – Коми-Пермяцкий государственный краеведческий музей имени П.И.Субботина-Пермяка). К сожалению, в наст время на территории города нет муниц музеев, (существующие музеи в основном краеведческой направленности, либо музеи истории предприятий). Хотя необходимость в этом есть, для создания профильных камерных музеев есть и объективные и субъективные предпосылки. В ПК действуют:

3) Государственные УК: Пермский академический Ордена Трудового Красного Знамени театр оперы и балета им. П.И.Чайковского, Пермский академический Ордена Трудового Красного Знамени драматический театр, Пермский областной театр юного зрителя, Пермский областной театр кукол. Пермский областной театр «Балет Евгения Панфилова», Коми-Пермяцкий окружной драматический театр. Пермская областная филармония, Государственный Уральский камерный хор, Пермский областной русский народный оркестр. Муниципальные учреждения: Пермский театр «У Моста», Березниковский драматический театр, Чайковский театр драмы и комедии, Лысьвенский театр драмы им. А. Савина, Пермский ансамбль народной музыки и танца «Ярмарка», Коми-Пермяцкий ансамбль «Шондiбан», Пермский академический хор «Млада». Все театры имеют собственные стационары с залами достаточной вместимости.

20. СКР с различными группами населения

Дуликов, Жарков, Ариарский, Каган, Якубовский, Азаров

 

 

СКР- практическая деятельность гос учр, соц институтов, общ организаций по формированию гуман. Ценностных ориентиров, идеалов и норм поведения индивида, соц. групп, общин этносов.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности на содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или социальной группе для поддержания достоинства и свободного развития личности, предусмотренного Декларацией прав человека, оптимизации механизмов социального функционирования индивидов или социальной группы.

Трудная жизненная ситуация-ситуация,обьективно затрудн.жизнедеятельность лица,кот.он не может преодолеть самостоят.Люди оказавшиеся в труд.жизнен.сиьтуации:инвалиды, пенсионеры,беженцы,дети с огранич.возможностями,лица отбывшие наказание в местах лишения свободы,дезадоптированные дети(вор,хулиган,бродяги) и подростки

Существует ряд технологий СКР: 1) Соц. диагностика - комплексный процесс науч. выведения и изучения многоплановых причин наследственных связей и отношений в общ-ве. Они характер-т его нравст-псих., сонитарно-экологич, медико-биолог. состояние. Соц..диаг. в скр утанавл. на уровне макросистем, микросистем и на уровне индивида. Методика:1.ознакомление с объектом 2.проведение общей диагностики 3. осн.проблемы 4.специфич. диагностику(психолога) 5.выроботка решения 6.внедрение решения 7.анализ полученных результатов, новая диагностика 2) Соц.терапия - Это система профессионального воздействия на состояние, поведение, психику лица (группы лиц) с целью их социального и психологического оздоровления, устранение устойчивых нарушений в социальном функ-ционировании. Этапы: 1. психотерапевтич. беседа -цель - представить себе самочувствие чел-ка, если контакт произошел выбираются средства либо медикотерап., либо психотерап. 2. оздоравливание чел-ка через скд, решение его соц проблем. 3. отстаивание интересов клиента Методы-индивидуальный(кто не может публично рассказывать) и групповая. Методы терапевтич. воздействия:трудовая, дискуссией, музыкотерапия, арт и т.д. Психотерапия:1.поощрение творческой д-ть, закл. В том., чтобы творец был всегда готов к творческой работе. 2. совместный анализ творч. Проблемы, поиски решения 3. материальная поддержка 4. методика совместной творч. Д-ти, важно понятие ансамбль, где каждый видит и слышит друг друга. 3) социальная реабилитация - комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.Принципы: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность наиболее нуждающимся.Виды: Основными видами реабилитации медико-социальная, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая, социально-ролевая, социально правовая.

СКР с отдельными группами населения:

1) СКР с трудными детьми и подростками включает: соц. Диагностика, адаптация и терапия. В технологии терапии обратить следующее внимание: прием равенства общения с ребенком создается один уровень беседы, чаще называть по имени, всех трудных детей следует воспринимать, как хороших, хвалить за то малое, что он сделал, право на физич. И духовн. Пространство. Эти приемы приносят +результат, только в следствии систематич. И продолжительной работы. Гос-во предлаг.для них ряд учреждений в зависимости от физич,пвихич. и интеллектуал.состояния. Специал-ые учрежден: образоват.,учреждения соц.обслуж.,здравоохран.(реабилит.центры,центры адаптации),патронатные семьи.

2) СКР с детьми инвалидами.С этими детьми раб.соц.педагог,если ребенок только физич.нездоров то только адаптация нужна, после этого с ними раб.как с обычными детьми. Глав.технология-технолог.соц.культурной реабилитации и терапии.(библиотерапия,арттерапия и т.д)Индивид.педагог.приемы;средства:беседы,психотерапевтич.сеансы,выборы худ.лит-ры и т.д.

3) СКР с одаренными детьми:поддерживаем,восптываем и развиваем на высоком уровне культуры.сразу включ.его в д-ть.Использовать самые новейшие инновационные технологии,кот.поддерживают интерес.комплексное развитие:речь,талант коммуникации,способность к психоанализу и т.д.

4) СКР с мигрантами. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев — это лица, пострадавшие от факторов социального риска; значительная их часть вполне трудоспособна, обладает соответствующим уровнем образования и имеет определенную трудовую квалификацию. В связи с этим помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости. Крайне острой является проблема материальной компенсации понесенного мигрантами ущерба. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам» (1992 г.) предусматривается ряд мер по оказанию им содействия: выплата пособия, помощь в трудоустройстве, решение жилищных проблем. Вынужденные мигранты получают определенную помощь от государства. Учреждения социального обслуживания населения содействуют им в получении всех видов пособий и льгот, предоставленных им действующим законодательством (это нелегкая работа, учитывая чрезвычайные обстоятельства, нередкую утрату Документов и т.д.). Кроме того, данные учреждения занимаются устройством детей беженцев и вынужденных переселенцев в учебные заведения по месту жительства (а при необходимости в реабилитационные учреждения) и психологической реабилитацией самих мигрантов. Улучшение положения мигрантов может наступить при активизации их собственного социального потенциала.

5) Работа с нац. меньшинствами проводится на 3х уровнях: государст(федерал. на основе Конституции РФ ст 19,пр.2.Законад.базой работы с нац. меньшинствами является закон о нац.-культурной автономии, защищает права нац. меньшинств. НКА-национал.кудьтурная автономия-обществен.обьединение с правом юрид.лица.Оно действует на принципах добровол.членства,сам-ти и самоуправления,уважительного отношения к языку,культуре религии и традициям других этнич.общностей,соблюдение законности.),регионал(на этом уровне важно изучить и формировать мнение о нац.меншинствах). и местном.(вопросы адаптации,трудоустройства более конкретно решаются на этом уровне,где происходит непосредст.взаимодействие этносов и полиэтнических культур.от отношения корен.населения к чужим зависит оч.многое.здесь огромную роль играет церковь:чувство сострадания,милосердия,и тд)

6) СКР с семьей.Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов. Из соц.культурных технологий используется терапия, кот. включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия — аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. диагностическая методика — популярный на Западе метод «скульптурной группы»: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других. Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение. Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств — осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи.

Одна из многосторонних методик — построение генограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен — составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

7) СКР с женщинами можно выделить три типа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реаби-литация, юридическое консультирование и правовая защита, содействие в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов). Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Оказание женщинам содействия в планировании семьи — это многосторонняя деятельность ряда учреждений, прежде всего медико-социальной реабилитации, которые оказывают консультативную и информационную помощь, рассказывая о существующих методах контрацепции и рекомендуя наиболее подходящие из них. Кроме того, пропагандируются идеология планирования семьи, ра-зумные подходы в этой области, преимущества свободы выбора стратегии и технологии контрацепции.

8) СКР с пожилыми людьми проблема старости возникла в науке и в общ-ве в 20 веке.осн. проблемы стариков: изменение показатель рождаемости, распределение материальных ресурсов, проблема развития мед. Обслуживания, проблема культ. Развития, распределение трудовых ресурсов, сферы соц. Услуг.. Законы: закон о соц. Обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов,закон об основах соц. Обслуживания в РФ, законад. База создана, но практика работает плохо. Клуб-метод помощи стареющим людям. Но не каждый хочет туда попасть. В этом случае осн. Задача соц. Работника: выявление граждан нуждающихся в надомном обслуживании, установление и поддержка связи с трудовым коллективом, где раньше работали, предоставление разнообразных услуг одиноким пенсионерам.

8) СКР с лицами с девиантным поведением Девиант поведен чье повед не соотв или вступает в прямое противореч с существ соц нормами. Осн виды ДП – преступность, кот может предшествовать пьянство, наркомания, распущенность в сфере секс отнош. Две группы ДП: 1. повед, отклон от норм психического здоровья (налич у чел явной или скрытой психопатологии), и лица с акцентуированными х-ми, кот страд психич отклон, но в пределах нормы. 2. повед, отклон от мор-нравств норм чел-го общежития – пьянство, наркомания, проституция…Причины ДП: 1. социальное неравенство, безработица, инфляционное давление, коррупция. 2. мор-этич х-р - низк мор-этич ур-нь общества, бездуховность, отчуждение личности 3. окр среда. Мол девианты – выходцы из неблагопол семей. Их авторитет –чел с зоны. Профилактика дев повед. Осн факторы соц контроля: 1. контроль – удовлетворен разл потребн и интересов лиц, склонных к ненормальному поведению. Научн, технич и др тв-ва – альтернатива противоправового повед. 2. сужение репрессивных мер воздействия, несвобода ведет к деградации, может исполь-ся лишь как крайняя мера вогздействия. 3. созд-е гибкой и развлетвленной системы соц пом (гр аноним алкогол, наркоманов,лиц, освобожд из мест лиш своб) 4. нравств возрожд и духовн развит гр-н на принципах общечел морали и дух ценн-й, свободы совести и слова, инд поиска смыс ж. 5. жесткий контроль за потоком видеозап, содерж сцены насилия, жестокости иоткровенного секса. 6.изменение менталитета росс-их гр-н, выросших в усл тотал., формир терпимости к инакомыслящ. 7. подгот и переподг кадров, кот способны работать с представит соц дна. Предупрежден: воздейств об-ва, ин-тов соц контроля, отд граждан на причины дев повед. Соц санкции – сист вознагражд за выполнен норм. Самок, осуществл поср-вом группового давления, принужд гос орг. Спец меры – меры инд воздейств – опир на мед и психол методы

9) СКР с молодежью Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);2. центр социальной помощи семье и детям;3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;4. социальная гостиница;5. социальный приют для детей и подростков.основные соц. Службы по делам молодежи: центр-соц.-псих. Помощи, центр информации для молодежи,консультационный центр, приют для подростков. Технологии: К общим технологиям социальной терапии можно отнести следующие технологии:Консультирование - установление контакта путем вербальной коммуникации, выявление проблем клиента, содействие и взаимодействие в поиске их решения;Арттерапия - «терапия искусством» через вовлечение молодого человека в культурно-досуговые мероприятия, посещение различных культурно-досуговых учреждений;Музыкотерапия - социализация индивида путем, обращения к какой - либо музыкальной культуре, субкультуре, посещение концертов, слетов, смотров-конкурсов, тематических дискотек регулярное прослушивание музыкальных композиий;Библиотерапия - воздействие на сознание индивида в процессе формирования смысло-жизненных ориентаций через подбор специальной литературы;Социально-педагогические технологии - активное участие социального работника (педагога) в воспитании клиента и формировании его смысло-жизненных ориентаций;Творческие технологии - вовлечение молодых людей коллективную творческую и созидательную деятельность, содействие развитию индивидуального творчества;Логотерапия - (от греч. logos - слово, therapeia - уход, лечение) лечение словом. Социальная логотерапия занимается изучением методов, средств, способов влияния (взаимовлиянии) на представления людей о социальных процессах, смысле жизни, социальных ценностях.

17. Основные и вспомогательные понятия и категории СКД

"Социально-культурная деятельность

данное понятие формируется на базе систем знаний - социальных: философия, социальная педагогика, социальная психология, социология; культурологического цикла дисциплин: культурология, эстетика, этика; прикладных (частных методик): основы коммуникативной культуры, общая технология социально-культурной деятельности, социально-культурное проектирование, методы информационно-просветительной деятельности, техника организации досуговых мероприятий и т.д.

Исходя из данного подхода, основные понятия социально-культурной деятельности можно условно классифицировать на:

- предметные, отражающие сущность предмета познания;

- прикладные, определяющие системные связи предмета познания с другими дисциплинами.

Понятие "социально-культурная деятельность имеет различные конфигурации трактовок, это зависит прежде всего от того, какое содержание вкладывает каждый исследователь в него. Так, например, А.П. Марков дает следующее определение: "Социально-культурная деятельность – деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения, развития традиций, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической, политической культуры.

А.Д. Жарков указывает на то, что "социально-культурная деятельность является более "узким понятием" по объему, поскольку должна быть направлена на "трудные" категории граждан (наркоманов, токсикоманов, алкоголиков, проституток, бомжей и т.д.), у которых нет потребности в культурной деятельности, нет досуга (как свободного времени-пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню).

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что" социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов.

АС. Ковальчук.

Предмет социально-культурной деятельности - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения друг с другом, осмысления бытия в прошлом, настоящем и будущем, которая базируется на активизации сознания.

"Теория социально-культурной деятельности" - это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на трактовку того или иного аспекта данного феномена. Теория социально-культурной деятельности - это определенный объем знаний, дающих целостное представление о закономерностях и сущностных связях технологий данной деятельности в условиях досуга.

Методика социально-культурной деятельности - совокупность средств, формы и методов социально-культурной деятельности, а также основных закономерностей, типичных условий и универсальных способов их использования в сфере свободного времени.

"Социально-культурная технология" - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социально-культурной деятельности, совокупность навыков, методов, способов, направленных на достижение, реализацию социального заказа.

"Социальная инфраструктура" - комплекс социальных организаций и институтов призванных обеспечивать социально-воспроизводственный процесс: производство, распределение и потребление ресурсов и жизненных благ (социально-экономическая составляющая инфраструктуры); выработка образцов и норм деятельности, поведения, общения и воздействия с природным, социальным и культурным окружением, а также приобщение к этим образцам и нормам каждого нового поколения людей

В заглавном ряду в понятийно-категориальном аппарате стоит такая дефиниция, как культурно-досуговое учреждение (клуб, народный дом, национально-культурный центр, Дом культуры, Центр досуга и т.д.), который определяется как самостоятельный, либо интегрирующий в комплексе общественно-государственный институт воспитания и самовоспитания духовного развития, творчества, рекреации, нерегламентированного общения на основе инициативы и самодеятельности личности в сфере досуга.

Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник - физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов - исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания).

Культурное наследие народов Российской Федерации - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Социально-культурная сфера – это система, которая состоит из следующих подсистем:

-виды СКД

- продукты или результаты СКД

- широкая сеть ск институтов

-Матер и духов запросы граждан

Культурные ценности – то, что создается, понимается и признается необходимым людьми в зависимости от их культурного уровня

Классификация по разным подходам:

- по происхождению (искусственные, естественные)

-по сущн. Характеристикам (матер, духовные)

- по создателям и пользователям (социальные и индивидуальные)

Культура – возделывание, воспитание, образование, развитие. Специфический видоргпанизации и развития человееской деятельности, представленный в процессе материального и духовного производства.

- это система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих тем или иным индивидам или сообществам.

Социальные функции СКД- категория, которая выражает или обозначает направленность СКД

Принципы СКД- с лат. Основа то есть фундамент

1) Общие методологические

2) Педагогические

3) Специфические

Форма СКД –способ организации, содержания.

Средства-то, с помощью чего, т.е. инструменты

Методы – как, каким образом. То есть путь

Содержание СКД- комплекс специально отработанных видов культурной дечятельности, в процессе которых 1) расширяются, углубляются и приводятся в системузнания о природе, обществе, мышлении и способах деятельности, способствующих утверждению научного мирровозрения 2)формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере соц и худ творчества 3) создаются, осваиваются и распрост ценности культуры

Свободное время – часть соц времени личности свободная от выполнения неприложных обязательств (гражданеских, семейных), которое личность использует в зависимости от своих интересов.

Отдых – с лат восстановление, психофизиологический процесс, снимающий утомление, восстанавливающий и развивающий псих. Физ. И интел. Силы.

Досуг – часть свободного времени личности, используемая для потребления культ. Ценностей, любит творчества, общения, развлечения и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.

15. Специфические особенности использования технологии СКД с детьми и подростками

16. Сущность и особенности сценарно-режиссерских технологий в СКД

Под сценарно-режиссерскими технологиями понимается совокупность знаний о методах, формах и приемах создания культурно-досуговых программ, отвечающих моральным и нравственно-этическим критериям, оказывающих на зрителя определенное влияние.

Понять механизм построения сценария культурно-досуговой про-граммы значит научиться программировать действие, режиссерски управ-лять им, сознательно его строить. Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) куль-турно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие созда-ется через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения про-граммы. Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала созда-ется идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в испол-нении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происхо-дит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, которыми является и аудитория. В учреждении культуры: творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально;

драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; мно-гогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ -документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария осуществляется по эпизодам; задача дра-матурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выра-зительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование докумен-тального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой - конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осу-ществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме. самые популярные формы культурно-досуговых программ проводились на основе хорошо драматургически разработанных сценариев. Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, ка-кие художественные произведения исполняются, в какой обстановке проис-ходит действие и т.д. Сценарий дополняется разнообразными источниками, жизненными фактами, документальными и художественными материалами. Однако даже самые интересные из них в первозданном виде "сыроваты". Каждый специалист должен практически овладеть основами драматургии культурно-досуговых программ. Основной формой драматургии культурно-досуговых программ является сценарий.

Основные методы работы над сценарием: компиляция, инсценировка, драматургический метод.

Построение сценария:

- экспозиция – создание определенной атмосферы, введение в тему;

- завязка – «исходное» событие начала драматургического конфликта;

- основное действие – драматургическое продвижение сюжета в событийном ряде и блоках программы;

- кульминация – вершина развития драматургического конфликта;

- развязка – завершение сюжетно-композиционной линии сценария.);

• режиссура (организация процесса и постановка культурно-досуговых форм).

Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в кото-ром в образной художественной форме находят отражение глубоко осмыс-ленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, кон-фликт, строгая логичность композиционного построения. Структура замысла: тема, идея, содержание, форма, художественный образ.

Монтаж материала:

Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчиненного идее, без которой не может быть программы.

Принципы:

1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.

2. Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зеленое поле и др.)

3. По контрасту. Монтаж номеров, развернутых до значимости эпизодов.

4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.

Сценарист - создает сценарий, режиссер - воплощает, существует режиссерский замысел, может отличаться от сценарного.

15. Традиции и инновации в СКС: взаимоотношение старого и нового

Малянов,Мешков,Анищик, Ярошенко, Хуторской

Социально-культурная инновация - нововведение, ориентированное на социальные функции культуры. Сущность социально-культурной инновации заключается в возникновении новых культурных и социальных феноменов, значимых в ходе кризисно-порогового изменения общества. Социально-культурные инновации ориентированы на совершенствование процессов воспитания, в результате чего целенаправленно и педагогически программируемо достигаются качественно новые изменения в системе ценностей, смыслов, моделей культурной самореализации людей.

Специфика социально-культурной инновации состоит в том, что она представляет собой процесс продуцирования нововведений в культуре, предполагающий, в первую очередь системные изменения в жизни общества в целом. Этот процесс охватывает изменения в технологической системе социально-культурной деятельности, прежде всего на уровне деятельности учреждений культуры и образования, создающих условия для повышения социальной консолидации, оптимизации процессов культурной жизни, формирования креативных личностей, способных в долговременной перспективе к разработке и осуществлению инноваций. Это дает возможность выявления инновационного потенциала педагогической системы социально-культурной деятельности, в которой конкретизируются действия по разработке и внедрению инноваций.

 

Социально-культурная инноватика - это область научного знания о закономерностях возникновения и развития инноваций субъектов социально-культурной деятельности в учреждениях культуры и образования при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового.

Объект социально-культурной инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в сфере культуры, обеспечивающий формирование качественно новых условий организации и повышения эффективности социально-культурной деятельности. Предмет социально-культурной инноватики - инновационное развитие социально-культурной сферы, т.е. совокупность педагогических условий, ресурсов, средств и закономерностей, связанных с разработкой, освоением и введением организационно-педагогических новшеств в социально-культурную деятельность учреждений культуры и образования.

5. Функции социально-культурной инноватики:

 

объяснительная - описание и объяснение природы изменений социокультурных фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания (результатом исследования являются закономерности инновационного процесса, его принципы, модели и т.д.);

прикладная (внедренческая) - внедрение новшеств в социально-культурную сферу на основе фундаментальной разработки технологий инновационной деятельности, т.е. описания процесса, рассчитанного на получение заданного результата социально-культурной деятельности;

прогностическая - обоснованное предвидение развития социально-культурной деятельности и рекомендации по дальнейшему ее совершенствованию;

поисково-творческая - обновление и открытие нового состояния исследуемого объекта, принципиального нового способа решения имеющихся проблем теории и практики.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.057 сек.)