|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сергий Радонежский. Се́ргий Ра́донежский[1] (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года (дата условная, см
Се́ргий Ра́донежский [1] (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года (дата условная, см. ниже) — 25 сентября 1392 года) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.[2] Сергий Радонежский (в миру Варфоломей Кириллович) (1322, с. Варницы? Ростовского княжества - 1392, Троице-Сергиев монастырь) - церковный и полит. деятель. Род. в семье ростовского боярина. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота и он с детства искал уединения. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Московского княжества. Решив стать монахом, Сергий передал свою долю наследства младшему брату и вместе со старшим не ранее 1342 основал Троице-Сергиев монастырь, где в 1353 стал игуменом. Сергий обладал редким сочетанием таких качеств, как знатность происхождения, нестяжательство, религиозность и трудолюбие. Историк Р.Г. Скрынников отметил: "Церкви никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами, если бы среди ее деятелей не появлялись подвижники, не щадя живота служившие идее. Одним из таких подвижников был Сергий". Основанный им монастырь со временем стал одним из главных центров рус. православия и средневековой рус. культуры. В 1374 Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей, поддержавшим вел. князя в борьбе против монголо-татарского ига; в 1380 помог в подготовке Куликовской битвы. В 1385 Сергий ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя рус. князей, Сергий способствовал объединению государства. Сергий сумел создать и развить новый для рус. земель XIV в. тип монастырей - общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хоз. деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Был похоронен в основанном им монастыре и канонизирован рус. церковью. В апр. 1919 во время широкой кампании по вскрытию мощей для борьбы с религиозным сознанием масс мощи Сергий были публично вскрыты и обнаруженные в раке древние кости, остатки волос и одежды были оставлены на старом месте. Антоний Печерский (в миру назывался Антипой) — основатель русского монашества, род. в 983 г. в м. Любиче, недалеко от Чернигова; преставился 7-го мая 1073 г. Воспитанный в набожно-благочестивой семье и ознакомившись по рассказам с подвигами иноков и пустынножителей Востока, впечатлительный юноша и сам стал стремиться к созерцательно-подвижнической жизни, для чего и вырыл себе пещеру, думая в ней отдаться подвигам аскетизма. Но скоро он убедился, что без опытного руководства ему не справиться с своею задачею и в нем созрело намерение проникнуть в далекие и славные обители Востока, чтобы видеть ее обитателей и подражанием им достигнуть предположенной высокой цели. Путешествуя по Греции, Антипа скоро достиг св. Афонской горы, ознакомившись с подвижниками которой, решился принять монашество и навсегда там поселиться. Ведя строго отшельнический образ жизни в пещере близ монастыря Есфигмена под руководством игумена Феоктиста, Антоний оказал такие быстрые успехи в духовной жизни, что возбудил удивление даже среди старых афонских монахов, и его руководитель сказал ему: "Господь укрепил тебя в святых подвигах; пора тебе и других руководить в святой жизни; возвратись же в свою русскую землю и да будет там благословение св. Афонской горы: от тебя произойдет множество черноризцев". Антоний повиновался и отправился в Киев, где уже были монастыри. Но, обойдя их, он нигде не нашел того строя жизни, к какому привык на Афоне, и потому решился жить одиноко. С этою целью он отыскал близ Киева на одном днепровском холме, покрытом дремучим лесом, пещеру, вырытую, по преданию, священником ближайшей к этому месту Берестовской церкви Иларионом, сделавшимся в 1051 году киевским митрополитом. Поселившись в этой пещере, Антоний проводил, по афонскому примеру, все время в молитве, посте, трудах и бдении. Скоро весть о небывалом подвижнике разнеслась по окрестностям и стала привлекать к нему сперва из ближайших, а потом и из дальних селений благочестивых людей. Кто приходил за благословением, кто за советом, кто приносил ему от своих избытков, а преподобный раздавал это неимущим. Некоторые из приходивших решались и совсем остаться со строгим подвижником. Первым поселился иеромонах Никон; в 1032 г. пришел Феодосий. Приходивших Никон постригал по поручению Антония в монашество. Иноки соединенными силами вывели под землею общий для всех длинный ход, а по сторонам его выкопали каждый для себя небольшую келью, в которой можно было только стать да сесть. Из пещеры же была устроена церковь и трапеза. Жизнь была здесь строгая. Питались отшельники одним хлебом и только в субботу и воскресенье, да по большим праздникам давался вареный горох. Каждый должен был заработать свой хлеб. В подземных пещерах, при скудном освещении возносилась к небесам неустанная молитва за полуязыческую тогда еще Русь, для христианского просвещения и возрождения которой требовались именно такие доблестные в духовно-нравственном отношении витязи. Многолюдство скоро сделалось тягостным для Антония и он, поставив игуменом для братии Варлаама, сам удалился в другую пещеру, на расстоянии 100 саженей от первой и известной ныне под названием ближней. Но вскоре и здесь стали селиться люди, стремившиеся за благословением и наставлением Антония. Когда число приходящих увеличилось настолько, что пещерная церковь не могла их вмещать, решено было выстроить на горе монастырь и деревянную церковь во имя Успения Богородицы. Князь Изяслав пожертвовал инокам поверхность горы, в пещерах которой они жили, и там возник Печерский монастырь. По его примеру, стали устраивать монастыри князья, бояре и богатые люди. "Много монастырей, — пишет преп. Нестор, — от князей, от бояр и от богатства, но не таковы они, каковы поставленные слезами, пощением и молитвою. Антоний не имел ни золота, ни серебра, а все стяжал слезами и постом". И действительно, беднейший тогда Печерский монастырь сияет теперь на всю Россию, а от многих тогдашних богатых монастырей не осталось и следа. Вследствие удельных княжеских междоусобиц преп. Антонию пришлось оставить Киев и поселиться около Чернигова, где тоже скоро возник монастырь. Но князь киевский Изяслав упросил преподобного переселиться в Печерский монастырь, где он и скончался на 90 году от рождения. Отцы Церкви Отцы Церкви (греч. Εκκλησιαστικοί Πατέρες; в Православии Святые Отцы) — почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии (отделению богодухновенных книг от апокрифических), иерархической организации, и богослужения Церкви. Считается, что Отцов Церкви отличает православие учения, святость жизни, признание Церкви и древность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |