АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВЫСШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Читайте также:
  1. В высшие учебные заведения Украины в 2013 году
  2. Глава III. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
  3. Гласность, нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика
  4. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
  5. Индивидуализм и коллективизм как нравственные принципы взаимодействия людей.
  6. Морально-нравственные ценности и их взаимосвязь.
  7. Научный прогресс и нравственные качества человека
  8. Нравственные нормы в процессуальном законодательстве.
  9. Нравственные основы административно-правовой и профилактической деятельности.
  10. Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.
  11. Нравственные основы социального взаимодействия. Мораль как регулятор человеческого поведения.

1. Справедливость

2. Нравственный долг

3. Стыд

4. Совесть

СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Справедливость – это понятие морального сознания, в котором отражается представление о должном соотношении прав и обязанностей, деяний и воздаяний за них, достоинств и вознаграждений.

Ключевое слово: должное соотношение – некая пропорция, соответствие между правами и обязанностями, между деяниями и воздаяниями.Пр.: если у личности много прав, то должно быть много обязанностей, если нет баланса, то это несправедливо. Достоинство – вклад в копилку общества: создание романов и детективов.

Для определения нужен критерий справедливости соотношение действий и реакции.

Справедливость историческая – правило Талеона «поступай по отношению к другим так, как поступают к тебе». Око за око, зуб за зуб. – это заповедь Ветхого завета. Золотое правило более человечно способствует облагораживанию.

Дискутируется тема жесткого насилия. Государство не имеет права подвергать человека насилию.

Справедливость одни связывают с равенством, другие со свободой.

С равенством – подразумевает, что в обществе не должно быть социальных различий. Социальное равенство гласит о том, что не должно быть притеснений по половому, расовому признакам. Богатство берется из неравномерного распределения благ, накоплений за счет других. К чему ведет богатство – к деградации личности, богатый человек становится алчным, озлобленным, подозрительным. Эрих Фром «Иметь или быть» - там где частная собственность, там и агрессия.

Со свободой - свобод как возможность самовыражение, отсутствие рабской зависимости. Люди говорят, что от рождения свободны, а в основе свободы лежит частная собственность. Как пожелание: если в основе лежит частная собственность, то ЧС должна принадлежать от рождения.

Свобода противоречит равенству в определенном моменте: воспользовался – требует больше – требует больше благ – неравенство. Свобода имеет свойство неодинаково распоряжаться.

Аристотель впервые разделил справедливость на два вида:

û свобода равенства (уравнительная справедливость) – равны перед законом, право пользоваться общей территории.

û распределительная свобода: по природе кто-то сильнее, кто-то слабее. Женщины более выносливее. Кто больше трудится, тот больше получает.

Джордж Ролз «Теория справедливости»: справедливость выступает мерой равенства и мерой неравенства между людьми.

Карл Маркс: существует справедливое неравенство.

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Алексий «Россия вышла из системы справедливого общества».

Медведев «Несправедливость в РФ – это серьезнейшая проблема».

Реагируют через нравственные чувства. Чувства проявляются в различных формах протеста (революции, бунты и др). Примитивные формы протеста – ропот. Такие чувства считаются опасными, т.к. борьба за общую справедливость подменяется борьбой для себя (преследование личного интереса). Юрий Поляков «Десидент э то человек с платным чувством справедливости».

Борьба за справедливость – это борьба за общее благо или за благо других людей. Во втором случает это борьба в условиях конфликта интересов.

Поэтому чувство справедливости по определению всегда альтруистично. Вот почему окружающие, когда узнают борца за справедливость, начинают относится к нему настороженно.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЛЯ ЮРИСТОВ.

Представлен как принцип профессиональный (справедливость тождественной законности), нравственный (честность).

Фемида: повязка – объективность; весы - справедливость; меч – неотвратимость.

Нравственный долг – это ценность морали, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к обществу в конкретных условиях.

Нравственный долг является общественной необходимостью, которая выражена в нравственных требованиях к личности, личность воспринимает это объективное требование как свою личную задачу, которую он сам себе формулирует, из своего представления о нравственном долге.

Долг в широком смысле как нравственная обязанность, в узком – обязанность личного характера.

Высший моральный долг – это содействие благу других людей, это самосовершенствование.

Два вида нравственного долга в зависимости от того к кому мы формулируем нравственную задачу: общественны долг и личный долг. Возможно противоречие общественного и личного долга.

5.10.2012

СТЫД И СОВЕСТЬ

Стыд – это одно из проявлений нравственного самосознания личности. Моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Изначально это чувство дискомфортное, т.к. человек испытывает какое-то неудобство, тк его будут осуждать. Чем значимее для человека эти люди, тем больше чувство стыда. Стыд ориентирован на других людей. Некторые исследователи сравнивают стыд с чувством страха.

Аристотель: стыд – это страх дурной славы.

В целом это чувство положительное. Чувство возвышает человека над животным инстинктом (Соловьев). В обществе существуют стандарты поведения, о которых человек знает, когда он осознает, что не соответствует общепринятым стандартам и испытывает чувство стыда.

Карл Маркс: стыд – это гнев, обращенный во внутрь. Гнев на самого себя. Чувство стыда – важное чувство, очищающее человека. Упасть в глазах других это значит скатиться на уровень недостойных.

Чувство стыда является золотой серединой между ложным стыдом и бесстыдство.

Ложный стыд - сложились искаженные представления. Влияют социальные факторы. Влияет социальное расслоение, деление на людей достойных и не достойных. (деление на своих и чужих). Достоинство человека – это ценность человека. Чужие никаким достоинством не обладали.

Затем делили по сословному признаку: достойные – знатные и богатые. Чернь – нет, они должны были стыдиться своего социального положения.

В настоящее время возрождаются сословные представления. Ценность человека определяется через размер кошелька. Закамуфлированные бедности – приобретение дорогих престижных вещей. Ложный стыд играет негативную роль для самой личности. Нужно менять систему приоритетов. Нужно быть лучше, а не хотеть быть лучше.

Бесстыдство - это люди, которые не ценят мнение других людей, которым безразлично мнение других людей.

Фрейд: запреты христианства приводят к неврозу.

Сейчас, когда запреты смыты размывается грань, людям непонятно, что недостойно, что достойно, поэтому мы встречаем такие факты, как известные люди с упоением рассказывают о своей личной жизни. Много используют ненормативную лексику.

СОВЕСТЬ – это способность личности осознавать и переживать свое несоответствие должному. Те осознавать переживать неисполненность долга. Здесь человек переживает свое несоответствие нравственному долгу.

В древности говорили, что чувство совести – это внутренний голос, который обвиняет и оправдывает поступки. Это голос другого я. Другой Я – тз: это голос Бога, тз: это обобщенный голос значимых других.

Американский психолог Шибутани: внутри человека существует некая аудитоия, которая регулирует на его импульсы.

Что за голос?? – это ближайшее окружение, родители, воспитатели для ребенка, для взрослого – значимыми людьми становится абстрактный человек, который становится авторитетным (некая всеобщность). Этот голос либо осуждает, либо приветствуется, который сформировался в результате воспитания.

Это самообличение, самоистязания. Совесть считается лучшим нравственным контролером, от которого никуда не убежать, даже если поступок никто не заметил, никто не узнал. Тк этот контролер самый надежный. «Совесть пассажира – лучший контролер». Тк совесть ориентирована на чувство долга. Она автономна, не зависит. Соизмеряет свои поступки с чувство долга. Совесть требует поступать в соответствии с нравственным долгом. Человек, у которого более развита совесть, не подведет.

Можно ли всегда полагаться на совесть – это не универсальный контролер. В каких – то условиях совесть затухает, тк оправдание и совесть молчит.

Эрих Фром есть одно состояние, когда ничто не поможет усыпить состояние. Это состояние сна. Поэтому во сне приходят все обиженные.

Функции своести:

§ Предупредительная: т.е. совесть блокирует негативные поступки человека, человек в нужный момент останавливается

§ Ретроспективная: человек, вспоминает поступки, совершенные в прошлом.

ТЕМА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА.

1. Понятия, виды, признаки профессиональной этики

2. Функции профессиональной морали

3. Основные принципы профессиональной морали

4. Профессионально – этический кодекс

Понятия, виды, признаки.

Профессиональная этика используется для обозначения отрасли этической науки.

Профессиональная этика – это отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.

Профессиональная этика используется для обозначения профессиональной морали. Т.е. – это профессиональная мораль.

Профессиональная этика (проф.мораль) – это совокупность правил поведения, определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью (главное определение).

Виды профессиональной морали (все имеющиеся профессии нужно разделить по предмету труда)

1 группа – профессия, где предметом труда выступает человек

2 группа – все остальные профессии, где предметы выступают элементы живой и неживой природы.

Неживая природа – строители, металлургии.

И там и там имеют место нравственные проблемы. Важные вопросы в первой группе.

Эти профессии имеют особые свойства:

§ Люди воздействуют на внутренний мир человека (воспитательная и идеологическая).

§ Представители этих профессий обладают правом распоряжаться правом или жизнью других людей. Поэтому общество предъявляет им более высокие нравственные требования. Нравственные профкачества говорят о профпригодности.

Таким образом, формируется профессиональная нравственность, которая возникла в древности.

Платон говорил о судьях: его душа правит над душами, поэтому она с молоду должна стать невинной и не причастной.

Больше требований предъявлялось к священнику. Он должен быть безупречно чист.

Соответственно выделяют врачебная мораль, педагогическая мораль, этика ученого, мораль судьи и др.

Признаки профессиональной морали (Дюргейм – фр.социолог к19 – н20). Его центральная проблема – это проблема групповой солидарности.

Ø Корпоративизм (профессиональная солидарность) – общие условия труда, похожий образ мысли – все это формирует единый дух (общую мораль и общие ценности). Эта солидарность защищает профессионалов от неблагоприятных внешних воздействий, но с другой стороны солидарность защищает недостойных представителей профессий.

Ø Институциональность – постепенно превращается в социальный институт, который трактуют неоднозначно – это совокупность норм и правил.Деятельность человека становится предсказуемой.

Признаки институциональности:

à Развивается самосознание (чувства профессионального долга, ответственности).

à Формируются профессиональные объединения, для координации деятельности усилий профессионалов (обсуждение на встречах нравственных проблем, создание организаций: профсоюзы + Интерпол)

à Нравственные требования закрепляются в кодексах.

à Обсуждается на страницах периодической печати (обсуждение проблем).

à Наличие учебной дисциплины профессиональной этики в учебных учреждениях.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ

Функций много, они все разные, нет полного перечня.

Функции тесно связаны с задачами, целями. Главная задача профессиональной морали – воздействие на сознание, а значит в какой-то степени и на поступки работников таким образом, чтобы они были ориентированы на благо общества, а не на использование служебного положения в личных эгоистических целях. Исходя из основной задачи, можно формулировать функции.

1. Главная функция – способствовать успешному решению задач профессии. Мораль не самоцель. Мораль должна выполнять эту функцию: наличие высокого профессионализма.

Профессионализм – это хорошее владение своей профессии и полное соответствие работника данному виду деятельности. Профессионализм держится на трех китах: знания, навыки, умения (ЗУН). Существует служебная инструкция.

Мораль вездесуща, она проникает во все сферы деятельности, она присутствует в каждом контакте человека с человеком.

Чтобы добиться высокого уровня профессионализма нужно трудолюбие, мотивированность, усидчивость, усердие, выдержка – нравственные качества. Постепенно формируется добросовестное отношение к своей профессии. Человек должен постоянно себя совершенствовать, иначе его профессионализм устареет.

Профессиональные качества без подкрепления забываются, тают.

Добросовестное отношение к труду, без него не будет тех результатов, которые требуются обществу.

Начало профессионализма закладываются в учебных заведениях. Опережающие знания – это знания, которые понадобится в перспективе, даются сложнее, но затем воспринимаются легче.

Чувство профессионального долга, ответственность и другое

2. Вторая функция – функция согласования интересов общества и профессиональных групп.

Адвокат – клиент, учитель – ученик и тд.

Профессиональная мораль должна помочь взаимодействию с людьми, не входящими в профессиональное сообщество. Профессионалы должны заботиться о двух сторонах своей деятельности: уважитедбно относиться к своим клиентам, беречь авторитет своей профессиональной группы. Поэтому как общество предъявляет некие требования к профессионалам, так и профессионалы требуют у общества.

ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА И КАЧЕСТВА, которыми должен обладать профессионал:

«Вежливость: противоречие между общей (предполагает дачу адекватного ответа) и профессиональной моралью (вести себя совершенно спокойно, вежливо и в рамках служебных обязанностей).

Что дает вежливость ДЛ – ограничить себя от провокационных убеждений. Чаще всего вежливость демонстрирует его воспитанность, тем самым повышается авторитет ка самого ДЛ, так и всего профессионального сообщества.

За вежливостью не должна скрываться апатия. Если не могут понять, то должен быть объяснен этот факт.

«Ответственность – верность данному слогу. Обещание должно выполняться, если не исполняется, то ДЛ находит клиента и переназначает встречу. Ответственность можно понимать как заботу о результатах своей деятельности, т.е. во благо ли будет ваша продукция. Верхом безответственности является врач – наркоман.

«Пунктуальность

12.10.2012

3. негативные качества: волокита (плохая организация на уровне всей организации, один прилежный чиновник не поможет) – недобросовестное отношение к делу, встречаются недобросовестные лица, которые через волокиту вымогают взятку, бюрократизм.

Высокомерие – это иллюзорное представление о собственном превосходстве, выражающееся в неуважительном, презрительном, надменном отношении к людям (никчемные, второстепенные людишки).

Чванство – гордость, важничанье.

Жеманство – театральность, манерность.

4. Функция согласования интересов.

Доброжелательность укрепляет отношения в коллективе. Хороший климат способствует идентификации.

Взаимопомощь, взаимоподдержка – не должны являться проявлениями группового эгоизма и круговой поруки.

Групповой эгоизм – такой вид нравственных отношений, при котором интересы группы противоречат интересам общества.

Круговая порука – ответственность всех за каждого и каждого за всех (в армии). Такое проявление группового эгоизма, при котором практикуется взаимное укрывательство.

Критерий отличия взаимопомощи и круговой поруки: противоречие интересов группы интересам общества. Данная помощь не афишируется, осуществляется негласно. Если помощь не противоречит интересам общества, то ее можно афишировать.

Подсиживание – это совокупность действий, создающих мелкие неприятности и вынуждающих коллегу уволиться или оставить должность.

Метод комариных укусов.

Использование во взаимодействии с людьми ненормативной лексики. Преобладает там, где присутствует тяжелый физический труд. Показатель душевной слабости и конформизма.

Перекладывание обязанностей на других членов коллектива – на тех, кто по должности ниже, по возрасту меньше. (производственная дедовщина). При анализе этой функции можно называть много других качеств.

5. Функция осуществление связи преемственности поколений профессионалов.

Создан институт наставничества. К опытному специалисту прикрепляется молодой специалист. Добровольное наставничество – без материальной компенсации. Преемственность сохраняется благодаря традициям. Для того, чтобы традиции не прерывались, принимаются меры: учреждаются профессиональные праздники. Это традиция началась в 60-е годы. Проводятся воспитательные мероприятия – встреча с ветеранами профессии, создание музеев, публикуются очерки о лучших профессионалах.

ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ.

Все принципы можно разделить на две группы:

v Общие принципы – встречаются во всех профессиях:

à Принцип гуманизма – признание ценности каждой человеческой личности (учитель, врач, судья).

à Принцип оптимизма – уверенность в лучших, желаемых результатах. Внушить надежду, что лечение не бесполезно. Учитель: вселить надежду и уверенность в себе.

Пессимизм разрушает духовный мир личности (профессионала). Они не будут совершенствовать свое мастерство.

à Принцип не навреди – важен в профессиях, от которых зависит судьба человека. Клиент должен знать, почему профессионал выбрал именно это решение.

Профессионал имеет право на ошибку, но она не должна быть следствием безразличия профессионала.

à Принцип информированного согласия – исходит из отношения клиента как к равному субъекту. Существует во всех профессиях и отражает требование принципа права на информацию.

Адвокат не должен гарантировать клиенты выигрыш.

à Принцип коллегиальности: уместен во всех профессиях – совместное принятие решений и их выполнение. Каждый участник несет свою долю ответственности. Не должно быть так, когда решение оказалось ошибочным и организация потерпело фиаско, то не должно быть профессионалов, которые остаются в стороне.

à Принцип бесконфликтности в работе коллектива: конфликт – как двигатель процесса. Бесконфликтность, однако, совершенно не означает, что исключается справедливой критики и абсолютного отсутствия конфликтов. Должна соблюдаться этика споров. Конфликты ведут к стрессам, увеличиваются риски ухудшения здоровья.

Бесконфликтность – это мудрость долгожителей.

v Специфические принципы:

Работники ПО – принцип защиты прав свобод гражданина, принцип законности, справедливости, принцип уважения чести и достоинства личности, принцип неприкосновенности личности, презумпция невиновности, принцип конфиденциальности, принцип объективности, беспристрастности.

Принцип уважения личности и достоинства личности:

Достоинство –ценность человека. Критерий ценности человека.

Кант: Достоинство человека возникает из его разумности, а значит, обладает свободой выбора своего поведения. Действия обусловлены инстинктами. Все достойны, тк относятся к роду человеческому.

Честь – это чувство своей особой общественной ценности в связи со статусом, мастерством, богатством. Честь дифференцирует людей. Формирует репутацию – сложившееся у окружающих мнение об определенном человеке. Личность достойна похвалы со стороны других людей. Репутация стремится к признанию (стремление к очередному знанию).

Чувство достоинства – это сознание, что ты не хуже других. Чувство чести – это осознание, что ты лучше других, ценнее в глазах окружающих, здесь уже необходимо стараться, выполнять свои обязанности. Честолюбивые люди стараются зарабатывать свою репутацию.

Два вида честолюбия:

a. Здоровое честолюбие: признание людей – благодаря свои усилиям. Заслужил свои трудом.

b. Нездоровое честолюбие – достижение высокого статуса безнравственными способами (подлог и тд).такое честолюбие называется карьеризмом.

Уважение достоинства – все одинаково достойны, у клиента не должно возникнуть подозрение, что его достоинство унижают.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС.

Все нормы, принципы утверждаются поколениями, проходят испытания времени. Наиболее ценные нормы остаются.

Кодекс – это упорядоченный и приведенный в систему сводов нравственных требований.

По степени универсальности: общеморальные, корпоративные, профессиональные.

Общеморальные кодексы – адресованы всем и каждому вне зависимости от социальной группы, содержатся нормы, принципы, идеалы. Это религиозные кодексы, светские (моральный кодекс строительного коммунизма –кто не работает, то не ест, гуманное отношение и взаимоотношение, честность и правдивость, простота и скромность – это умеренность в свих притязаний).

Корпоративные кодексы – то есть свод требований, который регулирует представителей некотрых профессий. Кодекс судейской этики, кодекс профессиональной этики адвоката, кодекс сотрудника ВД, прокурорского работника. Кодексы предлагают нравственный вариант поведения. Закладываются основополагающие требования.

1 часть – общие положения (преамбула)

2 часть – принципы профессионально деятельности

3 часть – правила поведения во внеслужебной деятельности

4 часть – ответственность за нарушение кодекса.

19.10.2012

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЬИ.

Судья опирается на законы и на житейский опыт. Судья не должен подпадать под какое-то влияние. Судья принимает решение самостоятельно.

Существуют определенные гарантии:

o объективные (конституция, законы, несменяемость судьи, высокая оплата труда, высокий авторитет судебной власти в обществе);

o субъективные (жизненный опят, внутренние убеждения, воля).

Так как есть гарантии, то существуют препятствия: субъективные – зависят от самого судьи.

Объективные препятствия: исполнительная власть преобладает над судебной, это связано с материальной силой, давление на судью председателем суда.

Субъективные препятствия: отсутствие силы воли, недостаточное развитие чувства профессионального долга.

Дискуссия по поводу давления председателя на судью.

Ведется подготовка новой редакции кодекса судебной этики: «судья обязан заявить отвод от участия в деле, если на него или на членов его семьи оказывается давления, для более верного и законного вынесения приговора».

10% процентов оправдательных приговоров.

СПРАВЕДЛИВСТЬ СУДЕЙ.

Юристы рассматривают справедливость как действие по закону. Суд присяжных показывает иное назначение суда в целом. Переоценка.

Каждое дело требует размышлений над справедливостью.

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ.

Беспристрастность – это равное отношение к разным людям в одинаковой ситуации, это оценка вне зависимости от личной симпатии и антипатии, оценка вне зависимости от статуса и влияния оцениваемой личности.

Если мотивом самоотвода явилось сложность дела, то судья морально незрел.

БЕСКОРЫСТИЕ.

Бескорыстие – отсутствие личной заинтересованности в результатах разбирательства. Если есть личная заинтересованность судья должен взять отвод. Отношение россиян к судебной власти

ГУМАНИЗМ.

Форма гуманизма это милосердие – это деятельное участие к судьбе человека, снисхождение.

Ст. 8 общие требования, предъявляемые к судье во внеслужебнойдеятелности.

Есть различия между судебной этикой и этикой судьи.

Судебная этика – это этика, адресованная ко всем участникам судопроизводства (судья, прокурор, адвокат, секретарь, судебные эксперты и др).

Этика судьи – это часть судебной этики, адресована только к судьям.

Вопрос из судебной этики: СУДЕБНЫЙ ЭТИКЕТ.

Судебный этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений. (обхождение с окружающими, формы приветствия).

Судебный этикет – это некие правила, которые распространяются на субъектов судебного процесса. Судебный этикет способствует созданию атмосферы, торжественности при отправлении правосудия, воспитывает уважение к судебной власти.

Бекарио: «формальность и торжественность необходимы для правосудия, суд творится на основании твердых правил».

Символы судебной власти.

Ст. 257 все присутствующие при входе судей, встают. Ст. 310 провозглашение приговора – все слушают стоя. Прописано обращение к суду, судье. К этикету относятся внешний вид: костюм (мантия), манеры. Тональность судьи.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.03 сек.)