|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВАПрофессиональная этика юриста. 2 + 2 + 2 Коновкин Евгений Сергеевич Курс – 16 часов (8 лекций), каждую лекцию в конце будут контрольные работы. Контрольная работа – реферат: из УМК (специалитет) по кафедре философии и социологии, стр. 16 раздел рефераты (70 тем) + методические указания (соблюдать), 2 – 3 главы, 2 интервал, 15 страниц не более, темы в группе не должны повторятся, реферат сдать до 5 октября!! (ориентироваться на 1 октября – понедельник). Зачет: 95% по прочитанным лекциям, остальные 5 % прочитать работу Кони «Нравственные начала в уголовном процессе. Общие черты судебной этики». Есть в пособии в приложении или том 4 собраний Кони. + кодекс этики юриста: кодекс судейской этики, кодекс профессиональной этики адвоката (раздел 1), + сборник задач по профессиональной этики юриста. 7.09.2012. ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ. 1. Соотношение понятий этика, мораль, нравственность. 2. Предмет и специфика этики. 3. Структура этической науки. 4. Отражение современных проблем Российского общества. 1) Этика происходит от греческого «этос» - человеческое жилище». Аристотель изучал специфические качества человека. Мораль – (мос/морос с латинского, последователь Цицерона - морплес). Нравственность (рус.) – душевный, слово появилось в конце 18 века. В живом русском языке смысл этих слов мы отождествляем, в науке частенько тоже, однако при четкости понятия расходятся. Этика – это наука о морали и нравственности. Предмет науки – мораль и нравственность (рассматривать на занятиях будем тождественно). Гегель развел содержание этих понятий, мораль характеризует сферу частных личных отношений, нравственность означает проявление более высоких чувств (в деловых, корпоративных). Исследователи относят мораль к форме сознания, а нравственность – это область практических поступков (морально мы мыслим, нравственно поступаем). 2) Предмет и специфика этики. Предмет – это нравственная жизнь общества и обоснование такого поведения. Специфика: · этика – это философская наука, так как этика по происхождению связана с философией (из философии произошло все). Отрасль философии стала большой и отделилась. · Этика изучает человека: его поведение, его отношение к человеку, к обществу. · Этика – гуманитарная наука. Этика изучает поведение человека, но наука не поведенческая, изучает поведение в одном аспекте – правильность/неправильность. (нравственное/безнравственное). Критерием является представление о добре и зле. Проблема добра и зла является центральной проблемой науки этики. Добро – это все, что соответствует идее нравственности (нравственность – это все, что соответствует идее добра). Нужно отделять утилитарное добро и моральное. Утилитарное (нажитое добро) – квартира, дача. Моральное добро - это все то, что направлено на созидание, сохранение, укрепление как человеческих отношений, так и человеческой личности. Этика оперирует такими понятиями, которые носят оценочный характер (добро, достоинство, справедливость и тд). В физике можно определить все до точности. Понятия этики – это продукт человеческого сознания, которые отражают наше отношение к себе, к человеку, к обществу, к миру. А отношение не может быть без оценки. Оценка – это определение степени важности с позиции оценивающего субъекта. Следовательно, этика – это наука о ценностях. Аксиология – это тоже наука о ценностях. 3) Структура этики. Этика изучает нормы морали и принципы. Их действие распространяется на всех людей, другие охватывают какую-то сферу. · По охвату сфер: o Общая мораль: изучается центральная проблема, изучаются нравственные ценности, изучаются нравственные принципы, нормы и идеалы, принципы. Ученые только изучают нормы и принципы, но не создают. Также изучаются реальные нравы - o Институционная. 14.09.12. 4) Современные проблемы российского общества в этике. 1. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: нравственное начало более значимо, чем интеллектуальное (Эйнштейн). Ядром проблемы нравственного воспитания является вопрос от стратегии воспитания (т.е. какую личность желает сформировать общество: коллективисткую или индивидуалистическую). Тактика воспитания: · Авторитарный · Либеральный. Способы: убеждение и пример (для того, чтобы личность добровольно выбирало нравственное поведение) 2. ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА (человеколюбие, забота о человеке). 3. ПРОБЛЕМА УПАДКА ОБЩЕСТВА (снижение нравственного потенциала): подобное было в Римской империи, когда она распадалась. (пр.: если вам наступили на любимую мозоль в трамвае…))). За 40 лет снизилось посещение театров в 2 раза. Динамика преступлений: нарушение ПДД – снизилось; хищение, взяточничество – возросло. Первое место в мире по убийствам. Формируется общество потребление – главная забота приобретение благ, ценность личности человека только как покупателя, чтобы покупать, нужны денежные средства. Человек начинает уподобляться белке в колесе. Нравственные ценности как сочувствие, сопереживание и т.д. уходит на второй план. Юрий Бондарев в романе бермудский треугольник «раньше у человека были идеалы, теперь остался один желудок». Приоритетной ценностью объявляется успех – она не является принципиально нравственной установкой (т.к. мораль не нацелена на результат, только на пути достижения). Сергей Кара-Мурза «Происходит целенаправленное разрушение ядра нравственной культуры». В ядро входят традиционные ценности, накопленные многими поколениями. Есть люди, которые не разделяют эти ценности: патриотизм, нестяжание и др.Испарение морали.
Путь восстановление – общество должно осознать и признать, что 20 лет реформ было направлено на интересы меньшинства. ТЕМА 2. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. 1. Основные характеристики морали как общественного явления. 2. Нравственные качества личности. 3. Нравственные предписания общества. 4. Моральное сознание. 5. Нравственные отношения. 6. Нравственная деятельность. 7. Функции морали. 8. Мораль и право. 1) ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРАЛИ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ. Мораль – это сложное общественное явление. Философы – марксисты рассматривают мораль как форму общественного сознания. Мораль отражает общественно – необходимый тип поведения людей и служит общесоциальной основой его регулирования. Социологи: мораль – это нормативно-ценностная система (нормативность), один из регулятивных механизмов общества. У этого механизма есть элементы регуляции, этими элементами являются предписания, требования, которые необходимо выполнять. (нормы принципы ценности идеалы). В ходе воспитания каждая личность приобретает нравственные качества, совокупность этих качеств дает нам нравственный облик. Общество заинтересовано, чтобы облик был положительным, если этого нет, то отсутствует гармония. Общество только предписывает и рекомендует тип поведения, но не навязывает. В этой связи личность всегда имеет свободу выбора вариантов поведения. Если не было бы выбора, то не было бы морали. Мораль носит императивный характер. 21.09.12 Мораль в двух формах: нравственные качества, нравственные требования к личности. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. Нравственные качества: добродетели (честность) и пороки (бесчестие, подлость). Исследователи говорят, что нравственные качества это приобретённые качества, а не врожденные. Немецкий социолог В. Зомберт «Нравственные качества выражают тип ментальности». Ментальность – это склад ума. Существует два типа ментальности: торгашеский и героический. (книгаЗомберта «Торгаши и герои»). Торгашескому типу: умеренность, терпение, сдержанность, смирение – это те добродетели, которые гарантируют людям мирное существование. Это преимущественно берущие ценности. Героический тип: самоотреченность, верность, честность, смелость, уважение, подчинение, доброта – это дающие ценности. Жизнь воспринимается как служение. Торгаш и герой – два полиса великого противостояния. Типы являются полярными. НРАВСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ИНДИВИДУУМУ. Нравственные нормы, принципы, ценности и идеалы. Норма – это правила поведения (будь вежлив, не кради). Это определенный стандарт поведения. Нормы выражаются в различных формах: наставления, запрет, поучение, заповедь, пожелание. Моральная норма (в полной форме) состоит из двух элементов: · Поучение, · Обоснование: - Рациональное обоснование: обоснование логически, факты. - Авторитарное обоснование: авторитет. Терпи (наставление, заповедь), Бог терпел и нам велел (авторитарное обоснование). Не рой яму другому, сам в нее попадешь. Золотое правило нравственности, выработано столетиями – поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Это правило развивает способность ставить себя на место другого. Закон человеческой совести. Нормы вырабатываются столетиями, считается, что нормы выступают общественно значимым знаменателем многообразия индивидуальным действиям. Параллелограмм равнодействия. Нравственные принципы – это наиболее общее требование морали, выражающее стратегию в поведении; наиболее общее требование, задающее направление. - Коллективизм (индивидуализм) - Альтруизм (эгоизм) - Патриотизм (космополитизм) Принципы выступают обоснованием норм. Помогать другу – коллективизм. Люби родину – патриотизм. Принципы всегда четко осознаны, это результат рационального. Принципы тесно связаны с идеологией. Интересы групп часто противоречат, вот почему в обществе ведутся споры. Нравственные ценности – это свойство предмета, значимое для человека или общества. Ценность имеет смысл только в конкретном отношении, абстрактных ценностей не бывает. Ценность – это общественное отношение. Ценность – это то содержание, которое утверждается в нормах и принципах. Иерархия ценностей обязательна, так как одни ценности более или менее приоритетны. Если у человека есть одна приоритетная ценность, то он фанатик – может пожертвовать всем. Прикладные ценности (внимательность), высшие ценности (долг). Те высшие ценности, которые выступают как высшие цели личностного развития называются идеалами. Нравственный идеал – это образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивый. В идеале заключается образ нравственно совершенной личности, т.е. в качестве идеала не природный облик, а человек (идеальная личность). Идеал заключает в себе все лучшие нравственные качества, которые накопила мораль. Идеал носит исторический характер. В истории были попытки изменить ценности. Функции идеала личности: · Оценочная: оцениваем поведение, насколько далеки от идеала или близки. · Ориентировочная: задает направления личностного развития. Современный человек жить без идеала не может. Он не свободен в этом выборе. МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ. Формы сознания: общественное и моральное (нравственное). Индивидуальное моральное сознание. Структура морали: 1. Эмоциональный 2. Рациональный 3. Волевой Эмоциональный элемент (чувственная мораль): стыд, смущение (дискомфортные чувства), гордость (комфортные чувства). Рациональный элемент: наши знания об обществе. Волевой компонент: воля, которая позволяет нравственно совершенствоваться, воля приводит к тому, что у человека формируются нравственные убеждения – уверенность в правильности своего выбора. Обязательно формируется нравственная оценка как собственного поведения, так поведения и всего общества и другого. Моральное сознание у каждого, но уровень морального сознания неодинаковый. Американский психолог Кольберг анализировал уровни морального сознания. Выделил 6 уровней (от зачаточного до высокого). Зачаточный уровень: не выработана воля. Какова мотивация использования норм морали – боязнь наказания (дети). Высокий уровень: человек нравственны, имеет богатый жизненный опыт, знания о нравственности глубокие и обширные, присутствует воля, мотив – свободная воля, добровольное использование норм. Соблюдать нормы для него легко, так как это выработалось в привычку, для него это внутренняя потребность человека. Индивидуальное моральное сознание связано с процессом жизни, с воспитанием. Мораль – общественное социальное явление. НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Нравственные отношения – это особый вид социальных отношений совокупность зависимости и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности. Масштаб отношений: o Межличностные, o Отношения с группой и обществом. По характеру (кем выступают для нас люди): o Средство, o Цель. Межличностные отношения: Кант «К другому человеку необходимо относится как к цели, а не только как к средству». Отношение к человеку как к средству оправдано тогда, когда другого человека мы не нагружаем своими проблемами (когда это входит в его обязанности). Вещный синдром – боязнь, что к тебе будут относиться как к вещи (люди дистанцируются, ограничиваются служебными отношениями). В условиях рыночной экономики проявляется тенденция отношения к людям как к средству, наличие своекорыстных людей. Однако граница между целью и средства подвижна. Критерий: для нас важны личностные качества – в качестве цели, если нам важен статус, то это отношение как к средству. Отношение человека и общества: как к средству – не интересуется жизнью общества, но ждет от него чего – то (индивидуализм, компополитизм); как к цели – коллективизм, альтруизм. 28.09.12 НРАВСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Нравственная деятельность является одним из структурных элементов морали. Действия бывают разного порядка: операционные действия: невозможно оценить с тз морали (неосознаныные и необходимые действия); поступки (нравственные и безнравственные). Нравственный облик складывается из нескольких поступков. Человек – это ряд его поступков. Структура поступка: § Мотив – это внутреннее побуждение к действию, § Само действие – усилие, затрата психической, физической энергии на достижение какой-то цели, § Результат (но не цель) – это материальные или духовные последствия действий. Важное значение имеет мотив. (пр.: человек выносит из горящего дома вещи). Мотив находится внутри сознания. Мотивы бывают различных видов (учебник этика Априкян и Моисеев) пять видов мотивов: - Биологический мотив, - Утилитарный мотив (руководство выгодой, пользой) - Гедонистические мотивы (в удовольствие, т.е. ожидание эмоционального удовлетворения) - Статусные мотивы (получение оценки общества, престиж, высокая оценка) - Нравственный (моральный мотив): чувство долго, забота о собственном достоинстве, ответственность, честность. Первые четыре мотива являются нейтральными (могут быть как нравственными, так и безнравственными – когда в ущерб морали). В чистом виде мотивы встречаются редко. Моральный мотив (стыдно прийти на экзамен, на зная вопросов). Те поступки, которые становятся стандартами поведения, называются нравами. У каждого народа свои нравы. Он состоит как из положительных, так и отрицательные. Функции: Ø Регулятивная - регулирование отношений между людьми. Индивидуальной морали нет и быть не может, она создана стихийно для регулирования отношений. Ø Познавательная -личность узнает и вырабатывает модель собственного поведения. Знания у всех разные. Ø Воспитательная – мораль воспитывает человека. Осуществляется нравственное воспитание. Прививаются чувства стыда, совести и в целом вырабатывается человечность. Приемы: осуждение, похвала. Ольберт тестирование. Ø Мировоззренческая: система взглядов на окружающий мир. Представления о добре и зле. Нравственное мировоззрение ведает проблемой смысла жизни. К чему он стремится? Зачем стремится? Ø Идеологическая: это система взглядов на окружающий мир, отражающая интересы какой-то социальной группы, какого-то социального класса. Идеология – это мировоззрение какой-то группы (крестьяне, бедные, богатые). Функция связана с интересами социальных групп. Каждая социальная группа пытается найти моральное оправдание собственных интересов. Правящим классам легче оправдать собственные интересы. Пр.: Н. Шмелев «Все что экономически эффективно – морально, все, что экономически неэффективно – безнравственно». Экономическая эффективность – это выгода, прибыль, максимальная прибыль без издержек (наркобизнес и др.).поддерживал предпринимателей. Попов (первый мер Москвы) – «Взятку надо морально реабилитировать, это взятка за дополнительные услуги». Отстаивал интересы чиновников. Ленин «Нравственность – избавление от эксплуатации». Помимо обще морали, есть мораль социальных групп. Мораль социальна – она одна, но различна. Вот почему ведутся споры о добре и зле. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |