АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гражданственность и патриотизм

Читайте также:
  1. ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris - родина) - любовь, эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов.
  2. Патриотизм в лирике Пушкина.
  3. Патриотизм в романе-эпопее «Война и мир».
  4. Патриотизм в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого.
  5. Советский патриотизм»

Проблема героизма

В повести Быкова «Сотников» поднимается проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Герои повести—Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом, уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие становится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.

 

Проблему героизма поднимает на страницах своего романа «Война и мир» Л.Н. Толстой. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то, что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких, как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель - русский народ. Подлинные герои - простые русские люди, которые совершили великое дело - победили “непобедимого Наполеона”.

 

Проблема героизма в мирное время.

Вспомним слова горьковской героини: «В жизни всегда есть место подвигам». Их подтверждением стала повесть Ю. Щербака «Чернобыль», повествующая о героизме пожарных при ликвидации аварии на атомной станции. Эти люди, не жалея жизни, спасали не только близлежащие города: Чернобыль, Припять, Киев – они спасали будущее всех нас.

 

В наши дни героями можно считать сотрудников МЧС, которые спасают людей от наводнений, вытаскивают из-под обломков подорванных домов, выводят из обесточенных туннелей метро, своими телами закрывают детей в захваченной террористами школе. К сожалению, сегодня героизм нужно проявлять слишком часто, чтобы выжить. Но героем может стать лишь смелый, честный, порядочный человек, любящий не только себя, умеющий сострадать другим людям.

Именно таким человеком был герой книги В. Астафьева «Печальный детектив». За долгие годы службы в милиции капитан Сошнин не скопил денег, не приобрел элитного жилья, престижной машины. Жена и та бросила его, не выдержав такого ритма жизни. В любую минуту милиционер готов был помочь обиженному, защитить ребенка, спасти старика. Вот на таких настоящих героях, готовых, как Данко, отдать свое сердце во имя спасения других, и держится наша Россия.

Проблема предательства как духовного поражения человека.

М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» поднимает проблему предательства как духовного поражения человека. Его герой, прокуратор Иудеи Понтий Пилат, отдает приказ о казни бродячего философа Га-Ноцри Иешуа, хотя и не находит в его действиях состава преступления. Философ лишь критиковал великого кесаря. В душе Пилата борются два начала – доброе и злое. Побеждает палач, предавая Иешуа страшной казни и погибая при этом как личность. Содеянное мучит Пилата, заставляя признаться: «Предательство – самый страшный грех человека». А предал Пилат свои убеждения и человека, ставшего ему близким.

 

Предательство существует столько, сколько живет человек с его слабостями и недостатками. На путь предательства вступает герой повести В. Быкова «Сотников». Партизан Рыбак, попав в плен к немцам и стремясь спасти жизнь, предает отряд, а также людей, которые ему помогали выжить. А главное – он предает друга Сотникова, согласившись участвовать в его казни. Преступив истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Человек и война

Моральные и материальные последствия чеченской войны

Рассказ В.Маканина «Кавказский пленный» - это история солдата Рубахина, участника бессмысленной войны на Кавказе. Солдат берет в плен юношу, которого должен обменять у боевиков на безопасный проезд русских через горы. В пути Рубахин начинает почти боготворить юношу. Но обстоятельства складываются так, что русских солдат окружают боевики, и Рубахин убивает юношу.

Странно и страшно то, что война стала естественным, обыденным делом. И люди, впитавшие в себя эту войну, ужасны в своих поступках

 

Главный герой рассказа Г.Бакланова «Нездешний» - преуспевающий тележурналист. Поездка в «горячие точки» коренным образом изменила человека. Возвращение домой дало трещину в прежних его убеждениях, мировоззрении, стало переломным моментом, с которого началось его новое осмысление жизни. Паша оказывается «чужим среди своих», он словно пришелец с чужой планеты. Так его и воспринимают окружающие.

Пашу вернулся из Чечни физически здоровым, но раненым морально. Сытая московская жизнь теперь не может принести ему спокойствия, не находит он места и на службе. Павел возвращается в Чечню.

 

 

Проблема памяти о пережитых трагических испытаниях

А. Твардовский знал о войне не понаслышке, но всю жизнь чувствовал свою вину перед теми, кто не вернулся.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они –

Кто старше, кто моложе –

Остались там,

И не о том же речь,

Что я их мог,

Но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же …

Это стихотворение о погибших на фронтах Великой Отечественной. Но разве это имеет значение? Главное, что на войне, на финской ли, германской, чеченской или какой другой, гибнут люди, ни в чем не повинные наши ребята, а если и остаются живы, то получают психологические травмы. И это никогда и никого не может оставить равнодушным.

 

Любая война вызывает отклик в литературе, афганская не стала исключением. О событиях этой страшной войны повествует в «Последнем рассказе о войне» О.Ермаков. Побывав на войне, герой рассказа Мещеряков не научился убивать, но война все же отравила его жизнь. Она прочно заняла место в его памяти, воспоминания о ней не покидали ни на минуту. Страшные события пробудили в нем непреодолимое желание написать «последний рассказ», «книгу, насыщающую сердце», после которой стала бы понятна вся бессмысленность этой войны.

 

 

Человек и история

 

Нестабильность современной жизни

 

Как бы не было велико наше желание прожить жизнь в справедливом обществе, без социальных и природных катаклизмов, мы понимаем, что современной жизни свойственна нестабильность. Отчего она появляется в обществе? Мне кажется, от нездоровья наших душ, от «кризиса сердец».

Все чаще и чаще общественные деятели, деятели искусства раскрывают в прессе причины нестабильности современного общества и предлагают пути выхода из сложившейся ситуации.

Совсем недавно появилась книга поэта-современника Андрея Дементьева «В своих воспоминаниях я пытаюсь проанализировать наше время». В ней он пишет: «Страну можно назвать великой тогда, когда каждый человек скажет, что он уверен в завтрашнем дне, он счастлив!» А это осуществимо в условиях стабильности общества. А статистические данные подтверждают, что 3-5 миллионов россиян живут сегодня чудовищно, сомневаясь в завтрашнем дне: молодому дипломированному специалисту сложно устроиться на работу, растут цены на лекарства и товары первой необходимости, а заработная плата остается прежней, матери стали бояться провожать сыновей в армию, работники образования, культуры, медицины находятся в унизительном положении… А разве так должно быть в цивилизованном обществе?

Певец и композитор Александр Градский в одной из статей пишет, что «причина нестабильности кроется в отсутствии диалога власти и общества. Если Андрей Дементьев пишет о национальной черте – терпеливости, то Градский говорит, что «нам надо научиться в культурной форме предъявлять претензии к власти». Отсутствие диалога невыгодно никому. Поэтому и руководство страны тоже должно всячески стремиться этот диалог наладить. У всех народов есть исторические предания о том, как их наиболее выдающиеся государи, переодевшись, инкогнито ходили в народ, чтобы узнать, чем его подданные дышат, чем озабочены. Сегодня такие выходы в какой-то степени может заменить Интернет. Мне кажется очень правильным и своевременным то, что президент завел личный блог. Благодаря ему он при желании всегда может услышать голос народа, обеспокоенного нестабильностью жизни.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)