АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мораль и нравственность. Жизненный выбор человека

Читайте также:
  1. IX. МОРАЛЬ И ПРАВО. ВЕЧНЫЕ ИСТИНЫ
  2. X. МОРАЛЬ И ПРАВО. РАВЕНСТВО
  3. А. Порядок работы при выборке по НКРЯ
  4. Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора. Кривая производственных возможностей
  5. Августин, Аквинский, евангельская мораль, средневековье
  6. Автономно гуманістичне обґрунтування моральності в епоху Відродження та Новий час
  7. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 1 страница
  8. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 10 страница
  9. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 2 страница
  10. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 3 страница
  11. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 4 страница
  12. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность. 5 страница

 

Неосуществление человеческих желаний.

 

Ярким примером раскрытия данной проблемы является поэма М.Лермонтова «Мцыри». Герой поэмы, юный послушник монастыря, мечтал о свободе, о родине. Чтобы обрести желанную волю, найти землю предков, он бежал. Но всё оказалось напрасным. Судьба посмеялась над ним, Мцыри заблудился и после трёх дней скитаний он очутился на том же месте, откуда бежал. Его мечтам не суждено сбыться. Юноша обвиняет себя в слабости, в неумении найти дорогу к родному дому. Тяжело переживая неудачу, он умирает.

 

В пьесе М Горького «На дне» странник Лука сумел внушить обитателям ночлежки, что у каждого из них есть возможность вырваться из той жизни, той ситуации, в которую они попали. Но с уходом Луки надежды постепенно угасали, люди переставали верить в своё лучшее будущее. Так автор касается проблемы неосуществления человеческих желаний.

 

 

Столкновение идеала и суровой действительности

В пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных» есть сцена в Александровской гимназии, где Алексей Турбин отказывается посылать людей на смерть. Даже под угрозой гибели он заявляет: «… я на свою совесть и ответственность принимаю все, все принимаю и, любя все, посылаю домой». Он приходит к признанию самоценности человеческой жизни перед лицом любой идеи, какой бы значительной она ни была.

 

Очень часто слишком сильная вера в идеальное может стать причиной душевных разочарований и потрясений. Избежать этого можно, если человек воспитывается не только на идеалах, но и на реальной действительности. Сущность этого утверждения можно изложить словами главного героя повести А.М. Горького «Мои университеты»: «Чем труднее слагались условия жизни – тем крепче и даже умнее я чувствовал себя. Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

 

Разлад между желаемым и возможным

Пьесы А. П. Чехова, построенные в основном на конкретном бытовом материале, обладают некоторым обобщающим, символическим смыслом. Например, «Вишнёвый сад».

Герои пьесы как будто стремятся сберечь вишнёвый сад — мечту о прекрасном. Сохранить для того, чтобы передать будущему — тому самому, о котором так хлопочет Петя, тем внукам и правнукам, о которых мечтает Лопахин. На самом же деле они лишь губят его. Они потеряли вишневый сад, а вместе с ним надежду на счастье и гармонию. Именно в этом разладе между желаниями героев и их действиями заключен главный конфликт произведения. Положение героев неустойчиво. Жизнь подвергает их своеобразному испытанию, которое они, в силу своей человеческой слабости, не могут выдержать. Автор постоянно подчеркивает нечто, мешающее героям услышать и понять друг друга — это чувство противоречия внутри каждого из них, постоянное ощущение внутренней драмы. В это состояние погружены все герои, с грустью оглядывающиеся назад или с тревогой и надеждой всматривающиеся вперед.

 

 

В произведении М.А Булгакова «Собачье сердце» профессор Филипп Филиппович Преображенский, выдающийся хирург, достигнув отличных результатов в практическом омоложении, решается на небывалый эксперимент: он пересаживает бездомному псу Шарику гипофиз погибшего в драке вора, алкоголика и дебошира Клима Чугункина. В процессе физического и психологического очеловечивания появился на свет Полиграф Полиграфович Шариков. Однако Преображенскому очень скоро пришлось пожалеть о содеянном.. Шариков унаследовал от Чугункина все пагубные привычки. В конечном итоге Преображенский понимает, что на практике результат его эксперимента оказался слишком далёк от желаемого.

 

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников желает выйти из крайней бедности, убивает старуху-процентщицу, но переступить через «кровь по совести» он не может. Совершив преступление, Раскольников обрекает себя на бесконечные мучения, вызванные угрызением совести. Его теория о «людях необыкновенных» на практике оказалась слишком противоречивой: следуя ей, вместо неограниченной свободы «он получил восемь лет каторжных работ». Разлад между желаемым и возможным непреодолим.

Нравственная деградация человека

Чехов поднимает вопросы о ценности человеческой жизни, о нравственной обязанности человека перед народом, о смысле человеческой жизни. Антон Павлович Чехов писал: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Это желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными объясняет непримиримость Чехова к пошлости, к нравственной и душевной ограниченности.

Герой рассказа “Ионыч” - молодой человек, полный неясных, но светлых надежд, с идеалами и желаниями чего-то высокого. Но любовная неудача отвратила его от стремлений к чистой, разумной жизни. Он утратил все духовные интересы и стремления. Из его сознания исчезло то время, когда ему были свойственны простые человеческие чувства: радость, страдание, любовь. Мы видим, как человек, умный, прогрессивно мыслящий, трудолюбивый, превращается в обывателя, в “живого мертвяка”. Такие герои Чехова, как Ионыч, утрачивают то человеческое, чем наделила их природа.

 

Замечателен рассказ А.П. Чехова “Крыжовник”. Герой рассказа — чиновник, добрый, кроткий человек. Мечтой всей его жизни было желание иметь “усадебку” с крыжовником. Ему казалось, что этого достаточно для полного счастья. Но представление Чехова о настоящем человеческом счастье другое. “Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”, — писал Чехов. И вот мечта героя сбылась, он приобрел усадьбу, в его саду растет крыжовник. И мы видим, что перед нами уже не прежний робкий чиновник, а “настоящий помещик, барин”. Он наслаждается тем, что достиг своей цели. Чем более герой доволен своей судьбой, тем страшнее он в своем падении. И брат героя не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы избавиться от гнусного собственнического счастья.

 

Проблема нравственной деградации человека поднимается и в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Это роман, в котором рассказана история молодого человека Дориана Грея. Презирающий мораль «эстет» и циник лорд Генри, в уста которого автор вложит собственные суждения об искусстве и жизни, становится духовным «учителем» Дориана. Под влиянием лорда Генри Дориан превращается в безнравственного прожигателя жизни и совершает убийство. Несмотря на все это, лицо его остается молодым и прекрасным. Но на обладающем особым свойством портрете Дориана, когда-то написанном его другом художником Холуордом, отразились и жестокость, и безнравственность оригинала. Желая уничтожить портрет, Дориан вонзает в него нож — и убивает самого себя. Портрет начинает сиять прежней красотой, лицо же мертвого Дориана отражает его духовную деградацию. Трагическая развязка романа опровергает парадоксы лорда Генри: аморальность и бездушное эстетство оказываются качествами, уродующими человека и доводящими его до гибели.

Истинный и ложный гуманизм.

 

Известный русский писатель А.М.Горький в пьесе "На дне", изображая среду обитателей ночлежки Костылёва, опустившихся на самое "дно" жизни, отвечает на вопрос:"Что лучше, истина или сострадание?" Горький решает его с позиции активного гуманизма, отвергает "утешительную ложь", примиряющую человека со злом. Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает Лука. Он идёт к "униженным и оскорблённым", чтобы помочь им. Умирающей Анне старик советует не бояться смерти: она ведь несет покой, которого вечно голодная Анна никогда не знала. Спившемуся Актёру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Сюжет драмы строится на том, как жизнь разбивает те иллюзии, которые сеет Лука в сердцах ночлежников, ценность его сострадательного гуманизма оборачивается трагически для некоторых из них (Актера, Анны, Пепла, Наташи).

Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для писателя. Сама жизнь все настойчивее требовала появления подлинных гуманистов. В пьесе нет положительного героя, но идейным противником Луки является Сатин. В знаменитом монологе 4 акта он провозглашает новое отношение к человеку:"Человек - вот правда!.. Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно!.. Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!" Выступление Сатина является протестом не только против строя, унижающего человека, но и против ложного гуманизма, утешительной лжи, притупляющей ощущение этого гнева.

 

В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстой, создавая образ народа-мстителя, показывает не только его ненависть к врагу, решимость, энергию, смелость, но и великий гуманизм. Суровая зима. Ночь в лесу. У костра расположились солдаты. Звучат оживленные беседы, кое-кто дремлет, завернувшись в шинель. Солдат говорит о Наполеоне:"А кабы мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил." Та же ненависть звучит и в реплике старого солдата:"Все одно конец сделаем, не будет ходить". Но когда солдаты видят умирающих от голода и стужи Рамбаля и Мореля, естественное чувство жалости пробуждается в них. Резко обрывают они неуместное замечание шутника, угощают врагов кашей, сажают поближе к костру. "Вот люди!"- с восторгом говорит о русских Рамбаль. Эта оценка перекликается со словами одного из солдат-ветеранов:"Тоже люди..."- говорит он о французах.

 

В романе-эпопее "Война и мир" Л.Н.Толстого поиски правды и смысла жизни приводят главного героя Пьера Безухова в масонскую ложу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Безухов проникается страстным желанием "переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства". Идеи "равенства, братства и любви", мысль о том, что надо "всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире",- вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов. Пьер Безухов хочет действовать и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему это удалось, Пьер чувствует себя счастливым:"И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, только теперь я понял все счастье жизни". Но попытки Безухова привлечь "братьев" к бескорыстной помощи страдающему человечеству приводят его к разрыву с масонами.

 

В рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" человеческая судьба как бы вставлена в рамку событий Великой Отечественной войны и проверяется ею на прочность, стойкость, на способность возрождаться в доброте и гуманности.. Андрей бежит из плена, но испытание войною продолжается. Бомбой разрушен его дом, погибла семья, в последний день войны убит в Берлине сын. Но человеческий гуманизм, жизнелюбие живут несмотря ни на что. Соколов встречает сироту Ванюшку - и жизнь его обретает цель и смысл. В нем пробуждается потребность любить и отдавать себя людям, доброта, сердечная щедрость. Вот пример истинного гуманизма! И мы верим, что рядом с таким отцом Ванюшка вырастет настоящим человеком.

 

Проблема времени и его быстротечности.

Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев.

И.С.Тургенев.

Теряет человек в своей жизни немало, и потери бывают разные: естественные и искусственные. Но есть нечто, что мы теряем безвозвратно: время…

Об этой проблеме писали многие, среди них и Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей». Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников. Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…»

Проблема времени неразрывно связана с жизнью и смертью, молодостью и старостью. Эти мотивы объединяют «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева. Вечные темы стоят перед людьми разных времён. «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно?» Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетического наслаждения, мудрости, понимания». В стихотворении «Лазурное царство» Иван Сергеевич создаёт образ ликующей молодости- «царства лазури, света, молодости и счастья!» Противостоит это светлое царство «тёмным, тяжёлым дням, холоду и мраку старости». Нередко, чтобы показать всю мимолётность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь. А значит, и Время.

Человек не вечен. Возможно, это его счастье, потому что надо прожить отпущенный ему срок достойно, наполнить его смыслом. Человек ищет смысл своего пребывания на Земле. Кто-то его так и не находит и прожигает жизнь, а кто-то ищет, мечется…Вспомним А.Болконского из романа- эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». Князь Андрей - незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости, самоотвержения, но, всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу.

Жизненные искания приводят нас к постижению смысла жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».

Что есть истина? Что есть ложь?

Главный герой трагедии И.В. Гете «Фауст» - искатель истины, который готов во имя ее на серьезные жертвы. Важную роль в исканиях и судьбе Фауста играет Мефистофель.

С самого начала драмы ведется спор о человеке, о смысле его жизни, о его роли в этом бесконечном мире. Человек представляется Мефистофелю нелепым кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель с издевкой говорит о разуме и чувствах человека: «чтобы … из скотов скотиной быть!» Этому мнению противостоит вера Господа в человека, в то, что «чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна!»

 

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский показывает, как в голову Родиону Раскольникову приходит жуткая идея. Студент мучается вопросом: почему одни люди вынуждены влачить жалкое существование, а другие живут в довольстве. И Раскольников решает встать над окружающими, покарать виновных и помочь нуждающимся. Ему кажется, что он пришел к гуманистической теории. Чтобы ее проверить, он убивает злую старуху – процентщицу.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри - через страдания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступления нельзя изменить жизнь.

 

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой ставит целый ряд проблем. Каждый из героев романа по-своему решает вопрос о смысле собственного существования.

Князь Андрей в начале своего жизненного пути мечтает о славе, о своем Тулоне. Он верит в свое высокое назначение и тем самым решает для себя вопрос о смысле человеческой жизни. Но решительный переворот во взглядах героя происходит, когда после ранения на Аустерлицком поле Болконский смотрит в «высокое небо» с плывущими по нему облаками. Он понимает мелочность своих честолюбивых планов и стремления к славе.

 

Проблема верности своему долгу, слову, чести.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме верности своему долгу, слову, чести. Мне кажется, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

1) Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруше не сбиться с правильного пути.

2) Верны своему долгу, слову, чести также герои романа–эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Андрей Болконский и Пьер Безухов. По– разному идут они к осмыслению жизненного пути, но оба приходят к выводу, что смысл жизни в служении отчизне и людям.

3) Как был поражен Наполеон, столкнувшись с «загадочным русским характером», когда притесняемые помещиками крестьяне, которым предлагались деньги за сено, отказывались от вознаграждения. А ведь они, как мы знаем, были далеки от таких понятий, как «верность», «честь», «присяга» - мужики знали об одном: у них есть Родина, которую надо отстоять. Именно поэтому Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» живописует портреты Тихона Щербатова и старостихи Василисы. Они, по Толстому, включаются в рой людей, делающих историю.

4) Вспоминается также «милый идеал» Пушкина Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин». Хрупкая и нежная девушка, любя Онегина, однако остаётся преданной женой, сохраняя верность данному слову и честь.

Я думаю, что такие понятия, как честь, верность своему долгу, слову занимают первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверное, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности.

Проблема самопожертвования

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский видит «величайшее счастье» в уничтожении своего «я», в безраздельном служении людям, в самопожертвовании. Противопоставляя Раскольникова и Соню Мармеладову в романе «Преступление и наказание», писатель сталкивает революционное бунтарство Родиона с христианским смирением, любовью к людям Сонечки. Вера Сони, её самопожертвование убеждают Раскольникова «страдание принять». Он признаётся в преступлении и на каторге приходит к раскаянию.

 

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь Маргариты спасает Мастера. Она заключает сделку с самим Воландом, принимая его приглашение стать королевой ежегодного бала Сатаны, лишь бы вновь обрести своего любимого. Маргарита жертвует всем: своим благополучием, самой своей жизнью – ради своей любви.

 

Героиня романа Ф.М. Достоевского Соня Мармеладова привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от неё зависят жизни её братьев и сестёр, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, В ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому.

 

Самопожертвование присуще многим героям произведений русской литературы. В поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасов воспевает женщин дворянского круга, которые жертвуют всем ради тех, кого они любят. Княгиня Трубецкая едет на каторгу за своим мужем-декабристом и е разделяет с ним все тяготы жизни.

 

 

Характер человека

 

Нужно ли учиться радоваться жизни в период испытаний?

Даниель Дефо известен миру своим романом о Робинзоне Крузо. Автор подвергает своего героя своеобразному испытанию: моряк вынужден жить на необитаемом острове двадцать восемь лет. Робинзон Крузо не впал в отчаянье, не стал паниковать. Он вел дневник, в котором все события записывал в две колонки: «хорошо» и «плохо». Такие записи помогали ему оставаться человеком. Писатель показывает, как может выжить человек, оставшись вдали от общества и цивилизации, и какие качества характера здесь будут решающими.

Есть немало героев, у которых стоит поучиться мужеству и терпению. Трудности и лишения тяжелого послевоенного времени научили героя рассказа В.Распутина «Уроки французского» самостоятельности, целеустремленности. В те годы, голодные и неустроенные, людям приходилось рано взрослеть и принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, невзирая на бесконечное одиночество, тоску по дому и ужасный голод, сохранил в душе доброту.

 

В рассказе И.С. Тургенева «Муму» мы знакомимся с глухонемым дворником Герасимом. Несмотря на свой недуг и тяжелую жизнь, этот могучий человек сумел сохранить доброе сердце и гордость.

После расставания с Татьяной Герасим случайно нашел маленького щенка. Забота о нем стала огромной радостью одинокого челоевка. Ни одна мать не ухаживает за своим ребенком так, как ухаживал Герасим за своим питомцем.

 

 

Свобода как нравственная категория.

Нравственная свобода – это самообладание, способность личности осуществлять господство над чувствами и желаниями. Это умение человека при любых обстоятельствах оставаться самим собой, не терять чувства своего достоинства, не «прогибаться под изменчивый мир», как поётся в одной из песен А. Макаревича. Человек должен быть свободен в выборе жизненной позиции. Но он обязан и отвечать за последствия своего выбора. Что актуально именно теперь, потому что безответственность приводит к вседозволенности.

Самообладание человека, воля к жизни.

В рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни» описан тяжёлый путь измождённых от голода людей. Главный герой произведения чудом выжил в страшной ледяной пустыне. Он сумел сохранить в себе человека, в отличие от своего товарища, сумел собрать волю в кулак и победил.

 

Главный герой рассказа Д.Олдриджа «Отец и сын»-профессиональный летчик Бен - отправляется на стареньком самолете в Акулью бухту для съемок документального фильма. Однако в результате неосторожности случается несчастье: на Бена нападает акула, и он получает страшные увечья. Лишенный возможности шевелить руками и ногами, летчик внезапно понимает, какая смертельная опасность угрожает ему и его десятилетнему сыну Дэви, который сопровождал отца в этом путешествии. Качества профессионального летчика не позволили Бену раскиснуть, упасть духом. Он понял, что от его силы воли, от его советов и указаний зависит жизнь его сына и его. Он сумел убедить и заставить Дэви слушаться его, и они были спасены.

 

Воля способна изменить даже линии наших ладоней. (Ж. Когто)

Н. Долинина пишет: «... больница - хирургическое отделение. Люди молодые и старые, одинокие и семейные, образованные и не очень. Общее одно: всем больно. Но как по-разному переносят они свою боль! Один лежит, погружённый в страдания, ничего вокруг не видя и не слыша. Ему хуже всех: он стонет, охает, наводит тоску на окружающих и на самого себя. Ему самом деле хуже всех, потому что отвлечься от боли, занять свою душу ничем другим он не умеет. Другой, стиснув зубы, решает задачи, играет в шахматы, спорит с соседом — ему легче.

Третий, едва поднявшись после операции, с трудом передвигаясь по стенке, уже помогает лежачим, уже помнит, к кому, когда подойти, чем помочь, уже озабочен другими людьми. Почему-то этот третий раньше других выписывается из больницы!

Оставшиеся удивляются: как же так? - ведь совсем себя не берёг. А бережёт его как раз умение отвлечься от своей боли, своих страданий, страха за свою жизнь, умение занять свою душу не собой»

Этот эпизод, один из рядовых и часто встречающихся в обыденный жизни, подтверждает наблюдения Эразма Роттердамского, который считал, что «ничего нет трудного для человека, имеющего волю»

 

С детских лет Саня Григорьев, герой романа В. Каверина «Два капитана» умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать экспедицию капитана Татаринова привела его в ряды лётчиков-полярников.. Его жизнь была полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремлённых характер помогает ему сдержать клятву, данную себе ещё в детстве: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

 

Повесть В. Титова «Всем смертям назло», написанная в шестидесятых годах оказала неоценимую поддержку многим людям. В ней повествуется о парне-шахтёре Сергее. В результате аварии в шахте он лишился обеих рук. Приходили мысли о самоубийстве, о собственной ничтожности и ненужности. Но Сергей сумел победить слабость, отчаяние. Он нашёл себя в журналистике, в семье.

 

 

В чём сила и слабость человека?

В рассказе «Студент» А.П.Чехов повествует о случайной встрече главного героя с двумя женщинами, работающими на огороде. Простое желание согреться от общения заставляет Ивана Великопольского заговорить и начать рассказывать вдовам пришедшую ему на память историю из Евангелия. Историю о том, как апостол Петр проявил слабость, отрекся от Иисуса, своего учителя. «И исшед вон, плакася горько», - повествует церковнославянский текст, а студент находит свои слова: «И в тишине сада едва слышатся глухие рыдания»… Петр в рассказе Ивана предстает обыкновенным человеком, которому свойственны и слабость, и способность к раскаянию.

 

В конце рассказа «Гранатовый браслет» А.И.Куприн идет по самому краю мелодрамы. Чутьё художника подсказало ему верное решение: сосредоточить драматизм финала не на самоубийстве, а на предсмертном письме Желткова. В каждой строчке – чувство неподдельной, жгучей до беспамятства любви. Ни одного слова, бьющего на жалость, на то, чтобы вызвать у княгини Веры чувство раскаяния. Перед смертным своим часом Желтков находит совсем иные, неожиданные слова, слова благодарности. Любовь, казавшаяся жалким, смешным чудачеством, любовь, отброшенная презрительно и высокомерно, победила.

 

Весной 1912 года весь мир облетело сообщение о столкновении с айсбергом крупнейшего пассажирского судна «Титаник», о страшной гибели более чем полутора тысяч человек. Это событие явилось предостережением человечеству, упоённому научными успехами, убежденному в своих безграничных возможностях. Огромный «Титаник» на какое-то время стал символом этой мощи. Но неспособность противостоять стихии, беспомощность команды подтвердили хрупкость и незащищенность человека перед лицом космических сил. Наиболее остро воспринял эту катастрофу И.А.Бунин, о чем и написал в своём рассказе «Господин из Сан-Франциско» три года спустя.

 

Проблема поведения человека в экстремальной ситуации

Экстремизм с латинского - крайность. В. Шаламов экстремальной ситуацией считал пребывание в сталинском лагере, на Колыме. В лагере всё было направлено на уничтожение человека, его живой души, чтобы подчинить его определённому порядку. «Колымские рассказы» В. Шаламова - попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьбы человека с государственной машиной, борьбы за себя, внутри себя - и вне себя. В 1968 году он пишет: " Мои рассказы - это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе ". В. Шаламов изобразил не только "за-человечность», но и "сохранение человеческого". Шаламова привлекали люди, совершившие духовный или нравственный подвиг.

 

Характерной особенностью военных повестей В. Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. В этом отношении не составляет исключения и повесть "Сотников". Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание - добыть овцу для пропитания отряда. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь "ухитрялся найти какой-нибудь выход", внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: "Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу".

 

В русской прозе 1970-90-х годов значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Эта тема нашла отражение в прозе Солженицына, испытавшего на себе ад ГУЛАГа. «Архипелаг ГУЛАГ» - книга о людях, их трагедии, искалеченных, но живых душах. Главными ценностями являются в лагере еда, покой, сон, а выражением наивысшей мудрости афоризм: «не верь, не бойся, не проси». Однако, продуманный и налаженный механизм насилия иногда давал сбои, которые не предусматривались инструкциями. Во-первых, сами исполнители в какие-то мгновения оказывались «порочными»: проявляли жалость и сострадание к заключенным. Во-вторых, немало было безалаберности и лени среди лагерного начальства. В-третьих, действовал фактор, названный Солженицыным «сердечностью». «Сердечность» побуждала лагерников во время войны проситься в штрафные батальоны: «Вот это и был русский характер: лучше умереть в чистом поле, чем в гнилом закутке». Конечно, подчеркивает писатель, в лагере важно выжить «любой ценой», но все же не ценой утраты души или духовного омертвления. Поэтому многим осужденным и прежде всего самому автору удалось сохранить свою живую душу, не осквернить ее подлостью, ложью, доносительством и прочими «свинцовыми мерзостями» лагерного бытия. Этим произведением автор показывает, с одной стороны, поведение человека в экстремальных ситуациях на грани между жизнью и смертью, с другой стороны, показываются такие качества русского человека, как долготерпение, твердость духа, умение выживать.

 

Яркими примерами сильной личности являются наши современники: писатель А.Солженицын, Виктор Шаламов, поэт песенник Михаил Танич, в недавнем прошлом руководитель группы "Лесоповал". Через какие только трудности и унижения не прошёл герой романа Чингиза Айтматова "Плаха" Авдий. Сколько нечеловеческих страданий пришлось ему пережить! Но ничто его не сломило. Почему? Да потому что у него есть тот самый нравственный стержень, та вера в себя, любовь к людям и жизни, которые держат его на плаву и которые никто у человека не может отнять. Он умеет сам делать выбор, нести за него ответственность и твердо сказать "нет" тому, что является безнравственным и ниже человеческого достоинства. Так вот и задача любого достойного человека -научиться противостоять тому духовному, психологическому и физическому самоуничтожению, которому так усиленно способствуют те, кому выгодно уничтожить Россию и русский народ.

 

 

Виды вступлений

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)