|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Скульптура Готики Скульптура готических храмов1. это удивительное сочетание персонажей библии и странных чудовищ, рождённых народной фантазией. 2. служила не только украшением, но и рассказывала неграмотным об основных христианских подвигах святых. 3. она рассказывала о том, что ожидает людей после смерти. 4. почти в каждом соборе Франции (в каком бы то ни было) – более 2000 скульптур 5. скульптуры стоят по стенкам, в определённом порядке. Особенность готической скульптуры 1. она должна обязательно превозносить религиозные чувства 2. т.к. тело является вместилищем греха, то скульптура не может изображать тело полнокровным или обнажённым. Обычно – вытянутые фигуры, бесполые, всегда с одинаковым лицом, с дурацкой улыбкой на лице. И как правило все фигуры «вделаны» в столб. Но т.к. соборы строили 100-300 лет, то, конечно же, постепенно изменяется отношение к человеку и к миру, и постепенно человек начинает постигать радость бытия, а церковь – продолжает требовать соблюдения церковного канона в скульптуре, но тем не менее постепенно это уходит из скульптурных изображений. 3. к 14-15 веку в сложных композициях научились соблюдать пропорции 4. скульптура становится более эмоциональной 5. скульптура связана с опорой колонны, но уже немножко отделяется от стены 6. лепка становится объёмной, позы – свободные 7. добавляются изображения рыцарей 8. появляются складки на одеждах Донателло (ок. 1386-1466), итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения. Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416, «Давид», 1430, «Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе, 1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии, 1425-27).
Общая характеристика Барокко 17-18 вв. На смену ренессансной статичности и сдержанности периходит динамика, асимметрия и контраст барокко. Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти из пространства изображенного в пространство реальное. "Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, боскеты, городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышностиЧеловек стал сознавать себя чем-то средним между всем и ничем. Маньеризм Стилевые особенности. повышенный спиритуализм, взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Живопись К живописцам маньеризма относят Франческо Пармиджанино, Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Нальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино,Россо Фьорентино, Франческо Сальвиати, Доменико Беккафуми, Алессандро Аллори,Артемизию и Орацио Джентилески и т. д. Отчасти этот стиль прослеживается также у Рафаэля и Микеланджело, у художников венецианской школы — Тинторетто и Тициана. За пределами Италии маньеризм представленшколой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен и др.). Скульптура В ваянии представителями маньеризма были Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированнаяМикеланджело. В маньеристском духе выдержана фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи. Крупнейшие работы Эль Греко: образы для алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо (1577–1579, Толедо); Мученичество св. Маврикия (1580–1582, Эскориал); Похороны графа Оргаса (1586–1588, церковь Санто Томе, Толедо); образы для главного алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде (1596–1600); главный алтарь госпиталя Каридад в Ильескасе (1603–1604); Распятие (1596, Прадо); Воскресение (1608–1610, Прадо);Портрет инквизитора Ниньо де Гевара (ок. 1600, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Вид Толедо (ок. 1610, там же). Своеобразие Готического стиля. Архитектура Германии и Франции. Германия планы соборов простые.более поздняя чем франция. Во внешнем облике здания присущая готике устремлённость вверх получает предельное выражение. Часто встречается тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного или скульптурного декора. Наиболее известные -Кёльнский Собор, ульмский собор. Появляется кирпичная готика. Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане, Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке и Монастырь Ленин в Клостер-Ленине. Франция Готический стиль возник во Франции в середине XII века. Наиболее значительными произведениями готического стиля во Франции считаются соборы Шартра, Амьена и Реймса, но вообще во Франции осталось огромное количество памятников готического стиля, от часовен до огромных соборов. В XV веке наступил период так называемой “пламенеющей готики”, от которой до нас дошли лишь отдельные образцы, такие как один из порталов Руанского собора или башня Сен-Жак в Париже. Стремление к возвышению храма, и отделка до блеска. Внимание в строительстве на общее вид храма чем на отдельные его части.
Дж. Беллини - основоположник венецианской школы живописи. итальянский художник, основатель венецианской школы живописи.Родился в 1430 году в Венеции Джованни и его брат Джентиле Беллини, возможно, начали свою карьеру в мастерской отца.В раннем периоде творчества Джованни чувствуется сильное влияние падуанского художника Андреа Мантенья. Личный стиль Джованни выработался в 70-е годы XV столетия. «Мадонна под деревом» 1487, «Мадонна со святыми» 1488. Поздний период творчества начинается с «Мадонна со святыми» 1505. В конце своей жизни Беллини стал лучшим живописцем пейзажей. Беллини сделал венецианскую школу лучшей в период Ренессанса и одной из главных в западном искусстве. «Молодая женщина за туалетом» мы видим прекрасную обнаженную женщину. Образ выписан практически идеальным, лишенным каких бы то ни было недостатков, что в сочетании с великолепным умиротворяющим пейзажем, составляющим фон композиции, напоминает полотна самого же Беллини, изображавшие Божью Матерь. Однако во время создания этой картины живописец отошел от религиозности, запечатлев некий эталон женской красоты, признаваемый в высшем обществе. Художественное переосмысления христианской истории в искусстве Возрождения Во-первых, т.к. в Италии веками складывалась византийская система, в основе которой лежало воплощение сверх-неестественного понимания бога, то полностью изменить ориентацию живописи на человека в это время не удаётся. Живопись очень медленно обращается к человеку (папы следили за тем, что рисовалось). Художники этого времени ещё очень далеки от изучения анатомии и от какой-либо конкретности в рисунке. Во-первых, они всё так же пишут по сухой штукатурке (техника al seco). Только в 13 веке эта техника постепенно начинает меняться и уступать место технике al fresco (по сырой штукатурке). Излюбленным в это время становится мотив интерьера. Художники в это время в первый раз пытаются прописать перспективу. Первым, кто этим занялся, был Чимабуэ (Чинно ди Пэпо, ~1272-1302). Его живопись также связана с Византией. Герои Чимабуэ сохраняют всё ещё византийский облик: вытянутые лица, большие глаза. Свои фигуры в картинах он пытался выделить большим количеством света и тени. Одна из его работ – Мадонна на троне в Ангелами (1280). С Чимабуэ начинается исходный период эпохи возрождения в живописи. Джотто ди Бондоне (1266/76-1337), работал только во Флоренции. Он так же был всё ещё верен византийской манере письма, но при этом он был первым, кто сформулировал реалистическую школу живописи. Он же первый утвердил новый образ мира (величавого, нравственного, значительного). Это человек, опередивший время на 50 лет. Только спустя это время после него в живописи вообще начало что-то происходить. Его самая главная работа в жизни – это росписи в Капелле дель Арена в Падуе. Главное в этих росписях, что мир принадлежит человеку. Все герои Джотто лишены пафоса, это очень простые люди, нравственно величавые, и цельные натуры. Другая работа – Поцелуй Иуды (сцена предательства Христа), выполнена она в плоскости, почти без перспективы, центром её являются Христос и иуда. Эти два лица обращены друг к другу. Черты Христа – духовные, строгие, безупречные, а черты Иуды – даже немного дегенеративные: выступающий лов с большими надбровными дугами, которыми Джотто показывает, что это человек – предатель. Работа написана в белых и золотых тонах. Витраж - произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождениявитраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу. Роза — большое круглое окно, расчлененное фигурным переплетом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками. Является в церквах романского и готического стилей, обыкновенно на фасаде главного, продольного нефа, а иногда и на обоих фасадах трансепта, помещаясь довольно высоко над входными дверьми и доставляя внутренности храма обильное освещение. В начале романской эпохи разделка Р. была довольно простая: она состояла преимущественно из тонких колонок, опирающихся своими базами в кружок, занимающий середину окна, и поддерживающих своими вершинами полосу арочек, идущую по его окружности. Впоследствии, с развитием романского стиля и перехода его в готический, рисунок этой разделки все более и более усложнялся и в последнюю пору готики сделался чрезвычайно затейливым.
Своеобразие готического стиля в архитектурных сооружениях Германии,Англии. Собор воздвигался не в центре города, а за городом, где помещался монастырь. Он гармонично вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а вширь, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. Вмместительными были романские постройки, которые не требовали коренной перестройки. Усилия английских зодчих сосредоточивались чаще на декоративной, а не на конструктивной стороне нового искусства, нередко они как бы надевали на романское ядро готические одежды.Даже главное требование готики - устремлённость к небу - английские зодчие постарались выявить по-своему. Воздвигая соборы всё более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплётов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием.Главным средоточием соборного строительства в Англии сделались крупные аббатства, как например Вестминстерское, в городах и сельской местности были распространены приходские церкви. Характерные черты английской готики обозначились достаточно рано. Уже Кентерберийский собор имел ряд существенных отличий от французских построек: у него было два трансепта, один короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов Линкольна, Уэльса, Солсбери, в которых самобытность готической архитектуры Англии выступила наиболее отчётливо. Периодизация эпохи Возрождения. Умбрийская школа живописи XV в.Раннее Возрождение XV В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.Брунелески, Ломбардо Высокое Возрождение, первая четверть XVI века. Основные памятники итальянской архитектуры этого времени — светские здания, которые отличаются гармоничностью и величием своих пропорций, изяществом деталей, отделкой и орнаментацией карнизов, окон, дверей; дворцы с лёгкими, в основном двухъярусными галереями на колоннах и столбах. В храмовом строительстве наблюдается стремление к колоссальности и величественности; осуществился переход от средневекового крестового свода к римскому коробовому своду, купола опираются на четыре массивных столба. Рафаель Санти, Палладио, Алесси, Делорм. Маньеризм или Позднее Возрождение (ок. 1520—1600). эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Микеланджело Умбрийская школа живописи XV- живописная школа в итальянском искусстве 13 – начала 16 вв. с центром в Перудже. В 13 в. славились умбрийские миниатюристы. К концу 14 – началу 15 вв. Умбрия стала одним из главных центров позднеготического искусства в Италии (Джентиле да Фабриано, О. Нелли Фиоренцо ди Лоренцо, Перуджино, Л. Синьорелли, Пинтурнккьо). Для произведений умбрийских мастеров характерны мягкий лиризм образов, поэтическое чувство природы, нежность колористических решений. Северное Возрождение. Братья Ван Эйки Как таковое, Северное Возрождение не являлось однородным: в каждой стране оно имело определённые специфические черты. Так,культурология разделяет немецкое, нидерландское, французское, испанское, английское, польское Возрождение и др. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация. Братья Ван Эйки – Хуберт и Ян. Они являются основоположниками новой реалистической традиции фламандской живописи 15 в. Гентский алтарь- Самая знаменитая работа братьев Ван Эйк. состоит из 20-ти картин Когда алтарь закрыт, на его лицевой стороне в нижней части расположены изображения Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, выполненные в технике гризайль и имитирующие статуи, а по сторонам от них – фигуры коленопреклоненных заказчиков, Йоса Вейда и его жены. Над ними в центре – сцена Благовещения. На меньших досках фигурного завершения алтаря изображены пророки и сивиллы со свитками, возвещающие о грядущем спасении. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. Работы: Поклонение Агнцу, Портрет четы Арнольфини, Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами
Ватикан пл. Святого Петра: Собор св. Петра – католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана архитекторы Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.Сикстинская капелла – бывшая церковь, построенная 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV --выдающийся памятник Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями стен, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками, по заказу папы Юлия II. А в1536—1541 годах Микеланджело расписывал алтарную стену — фреска «Страшный суд», по заказу папы Павла III. С конца XV века, в Капелле проходят Конклавы. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI.Так же Ватиканская библиотека и музеи Эскориал – испанский монастырь, построен в честь победы испанских войск над францией в день св. лаврентияпо приказу филиппа 2 - Суровый на вид дворец хранит великолепные сокровища.Комнаты дворца богато украшены шпалерами, среди которых есть и шпалеры, выполненные по картонам Гойи. Великолепен зал, украшенный фресками с изображением батальных сцен.На втором этаже размещен музей, где можно увидеть картины нидерландских, итальянских и испанских художников, в том числе и великолепное полотно "Голгофа" голландского художника Рогира ван дер Вейдена.Личные покои Филиппа II, убранные с подчеркнутой скромностью, находятся на третьем этаже дворца. В спальне короля есть окошечко, выходящее прямо в помещение церкви: страдающий подагрой Филипп II мог присутствовать на службе, не покидая постели.В Усыпальнице находятся гробницы всех королей и королев Испании. В Библиотеке хранится более 40 тысяч книг, созданных на протяжении нескольких столетий. Здесь можно увидеть редчайшие драгоценные рукописи. Потолок библиотеки расписан Тибальди в XVI веке. Архитекторы - Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, и Хуан де Эррере. Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко,Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо. Эскориал представляет собой прямоугольник 208? 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым
Северное Возрождение. И. Босх, А. Дюрер. Нидерландск. сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.Картины: Искушение святого Антония, Восхождение в эмпирей, Сад земных наслаждений, Страшный суд. А. Дюрер- немецкийживописец, график,гравер. Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, в предпочтении острохарактерного, во внимании к индивидуальным деталям. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.Картиныи работы: Магический квадрат, автопортреты, Рождество, праздник четок, Адам и Ева, Поклонение св.Троице, гравюры – Немезида, Жизнь Марии. Арка Максимилиана 1 Северное Возрождение. П. Брейгель и Г.Гольбейн Брейгель – нидерландский живописец и график. Мастер пейзажа и жанровых сцен, не писал портреты и обнаженных фигур создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Поста и Масленицы», 1559; «Безумная Грета», 1562; «Крестьянский танец», серия «Времена года», 1565; «Слепые», 1568).Падение Икара, Путь на Голгофу, Вавилонская Башня. Гольбейн – немецк. Живописец Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера. Для портретов делал тщательные наброски(лицо). Работы: Мертвый христос в гробу, Портрет Эразма Роттердамского, Портрет Генриха 7 Северное Возрождение. Лукас Кранах немецкий живописец и график. Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-03; «Отдых на пути в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Источник молодости», 1546). Ранние произведения художника поражают новаторством замысла, с помощью которых он выражает противоречивость своей эпохи. Став придворным художником, достиг большого мастерства в жанре портрета, запечатлев немалое число своих известных современников. Работая над портретами, Кранах относился к моделям с симпатией, но без восхищения; он не идеализировал своих заказчиков, хотя и не особенно стремился проникнуть в их внутренний мир.Работы: Портрет М.Лютера, Венера и Амур, Мадонна, Нимфа Источника Северное Возрождение – эпоха Возрождения в северной европе. Основные отличия: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. характерны большая стойкость средневековых традиций,интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (в т. ч. к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Реформация. Представители: в Нидерландах это, прежде всего, братья ван Эйк, Робер Кампен, Образцы более позднего периода — творчество Босха и Брейгеля,В Германии — Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, В Швейцарии - Ганс Гольбейн (Базельского периода, 1515-1532), Франции — Ж.Фуке, Ж.Гужон.В Великобритании - Шекспир, Уильям
Творчество Леонардро да Винчи – великий итал. Художник(живописец, скульптор,архитектор), ученый, изобретатель, писатель, (высок. Возрождение), якрий пример «универсальн. Человека». Работы: картины.«Мона Лиза», «Тайная Вечеря», «Дама с горностаем»,»Иоанн Креститель» рисунок витрувианский человек. Победил учителя Вероккьо когда рисовал часть картины «Крещение Христа» Творчество С. Боттичелли. - флорентийский художник, привел кватроченто на порог Выыс. Возрождения. Глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью, — «Весна» и «Рождение Венеры». Работы: «Венера и Марс», «Рождение Венеры», «Клевета», «Мистическое Рождество» Готический стиль. Периодизация и основные конструктивные элементы Периодизация: ранняя готика (12 - 1четв13 века), зрелая (высокая) готика (13 в), поздняя готика (14-15 вв). Множество вертик. Элементов, грани выполняют роль каркаса, использование стрельчатых арок для меньше нагрузки на стены. Система Контрфорсов и Аркбутанов – контрфорс- подпорный уступчтый столб,стенка;аркбутан- боковой распор перебрасывается от столба главного нефа к контрфорсу. На башнях контрфорса был шар в виде фиал, а на шаре крестоцвет(элемент бионики). Храмы строились столетиями, с особенной программой богословской. Все искусства повиновались архитектуре, т.к. средневековый человек – безграмотен, то архитектура была преобладающей. Художественные принципы Возрождения - переосмысление средних веков. Перевороты. В центре мира стоит не бог, а человек, с его пороками,добродетелями, и именно этот человек должен вершить судьбу людей. Гуманизм. Итальянцы избрали образцом для подражания Античность. Но тогда они ещё не понимали, что вовсе не подражали, а построили нечто новое, совершенное. Если интересы культуры средних веков были вертикальными (всё поднималось ввысь, к небу), то интересы Возрождения можно назвать горизонтальными, потому что они стремятся именно к земному миру, тайнам человеческой мысли и разума. Появляется интерес к медицине, магии, астрономии… В Италии складывается архитектура, которая связана с античностью. И больше всего просматривается интерес к ранне-христианским сооружениям (базилики). Фактически в 13м веке в Риме отстраивается бОльшая часть базилик (заново), но Портики входные сооружаются как античные. Очень много разнообразных сочетаний базилик с античными обликами. Например: белые мраморные облицовки, инкрустации. Принципы:подражание природе (чувствовать природу), сис-ма изображения, основанная на передаче живого многообразия реального мира, стараются передать некие фундаментальные свойства живописи, т.е. стараются простроить структуру, понять пространственность, форму, объем. Все это было связанно с такими науками, как анатомия, физика. В это время разрабатываются теории о линейной перспективе, и конечно же стараются работать над композицией. Композиция этого времени становится основой мироздания (в буквальном смысле слова). Именно отсюда пойдет работа «от первого наброска до картины». И в это время стараются найти новые виды техники. Появляется техника многохромной росписи. Появляется интерес к новым сюжетам, к мифологии. К к. 15 века формируется понятие станковой живописи.
Переворот в живописи. Мазаччо и Джотто - живопись очень восприимчива к соц. и политической жизни Италии- именно в живописи были разработаны ренессансные принципы. Мазаччо, итальянский живописец. реформатор живописи эпохи кватроченто, сумел довершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто.Мир образов Мазаччо – это мир героических образов, где каждое событие приобретает нравственное значение. Очень яркое и резкое виденье фигур. Наиболее полно он раскрылся в области монументальной живописи. Он знаменит росписью фресок капеллы Бранкаччи. С 1425-27гг (возможно 27-28) он расписывал эти фрески. В эти росписи входит «Изгнание из рая», «Воскрешение сына Теофила» - все это из истории святого Петра. Еще одна известная его работа - фреска, кот. называется «Троица». Впервые дается понимание правильности построения перспективы с центральной точкой схода. Джотто- Колокольня Джотто. Достраивал Пизано по рисункам Джотто. Находится в ансамбле вместе с собором Санта Мария дель Фьоре (Его еще называют собором во имя Девы Марии или Домовым). Её внешний облик – росписи.Джотто ди Бондоне (1266/76-1337), работал только во Флоренции. Он так же был всё ещё верен византийской манере письма, но при этом он был первым, кто сформулировал реалистическую школу живописи. Он же первый утвердил новый образ мира (величавого, нравственного, значительного). Это человек, опередивший время на 50 лет. Только спустя это время после него в живописи вообще начало что-то происходить. Его самая главная работа в жизни – это росписи в Капелле дель Арена в Падуе. Главное в этих росписях, что мир принадлежит человеку. Все герои Джотто лишены пафоса, это очень простые люди, нравственно величавые, и цельные натуры. Другая работа – Поцелуй Иуды (сцена предательства Христа), выполнена она в плоскости, почти без перспективы, центром её являются Христос и иуда. Эти два лица обращены друг к другу. Черты Христа – духовные, строгие, безупречные, а черты Иуды – даже немного дегенеративные: выступающий лов с большими надбровными дугами, которыми Джотто показывает, что это человек – предатель. Работа написана в белых и золотых тонах.Брак в Канне Галилейской – 6*9 метров, изображает библейский сюжет: брак Христа с Марией Магдаленой. Также изображена многочисленная толпа (138 человек) самого разного соц статуса: от крепостных до императоров. Всех их объединяет радость: свадьба же! При этом, каждый их них занят своим делом. Шикарная колор гамма, грамотно построенная композиция. Архитектура эпохи Возрождения. Собор Санта – Мария дель Фьоре Брунеллески. Эпоха Возрождения в архитектуре начинается с творчества Филиппе Брунеллески. В средние века господа феодалы предпочитали селиться вдали от городов в фортификационных сооружениях - замках, а в связи с оживлением жизни в городах они стали строить себе городские "резиденции" - палаццо. Это, по сути, те же замки (прямоугольник с внутренним двором), но т.к. нравы смягчились, стало возможным отказаться от башен, где в случае осады отсиживались хозяева и заняться декорированием фасадов. Палаццо бывают рустиковые и ордерные. На них можно отметить отличительные ренессансные черты. Прежде всего, горизонтальные членения фасада на этажи. Ослабевание руста по направлению снизу вверх. Ордер (пилястры, полуколонны, сандрики над окнами) применяется не в масштабе всего здания, а в масштабе этажа, а вот карниз - наоборот, чрезвычайно массивен и соотносится со всем зданием. Палаццо (дворцы) становятся идейной основой города, и конечно же они провозглашают идею величия города.Собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция) Строительство растянулось на шесть (!) веков. Начато Арнольфо ди Камбио. 1296г,В 1302 году — Джотто, Андреа Пизано; в 1420-м — Брунеллески, который спроектировал главный купол собора (1420—1434 гг.). (Так же его работы: церковь Санта Кроче, и собор Санта Репарата. К его гражданским сооружениям относятся Палаццо Веккио, и Палаццо СиньорИи) Фасад, который мы видим сегодня, разительно отличается от всех предыдущих вариантов. Он выполнен с применением одного и того же типа мрамора, но разных цветов: белого - из карьеров Каррары, зеленого - из Прато и розового - из Мареммы. Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из Жизни Св. Марии, а в люнетах слева направо - Милосердие, Мадонна с покровителями города и Вера. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами-розетками является фриз со статуями Апостолов и Св. Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного. Интерьер собора, выполненный в соответствии с архитектурными канонами итальянской готики, поражает протяженностью вертикального и горизонтального пространства
Мир средневекового человека. рыцарство. Сознанием людей управляет католическая церковь. Человек когда-то был изгнан из рая – за это он должен трудиться за грехи. С 12-13в труд – не наказание, а элемент искупления.. В этике рыцарства отсутствует понимание чистоплотности тела (не мылись). Артисты (поэт, трубадур) ведут праздный образ жизни и поэтому не нравятся простому люду. Человек – путник. Отсюда появляется образ путника-монаха, путника-пилигрима (путешествует в святую землю), и рыцаря. 6 периодов жизни человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Связаны с библией: от сотворения мира до потопа, от потопа до Адама, от Адама до Давида, т.е. проходя по всем ступеням ветхого завета. Верования и страхи средневекового человека 1. сознание своей греховности. Это самый страшный страх перед миром. 2. страх смерти и суда. 3. церковью в 12 веке разраб. система: ад, чистилище и рай. 4. тотальная неграмотность. Читать можно священникам только библию Иерархия населения средних веков 1. молящиеся и духовенство (во главе с папой римским). Иерархия: епископы, священники, дьяконы, различные клирики, и монахи - организаторы всей общ. жизни (крестили, давали советы, сжигали на костре). С 9в появл. монашество. Уходят от мирской жизни, блюдут себя, собл. целибат. 2. рыцарство. С 12в. армия ст. регулярной, набир. проф. рыцари, тяж. вооруж. (кольчуга, латы, забрало), сраж. верхом. Турниры – осн. времяпрепров. д/рыцаря. Церковь осуждала, считая турниры развлечением. Война – это профессия рыцаря, источник доходов. Презрение к чужой жизни и к св. смерти счит. для рыцаря основополаг. Церковь навяз. св. т.з.: борьба за Гроб Господний. Так же церковью преследовалась цель расширить территории и насадить там христианскую веру. 3. трудящиеся (крестьяне): интеллектуалы, артисты и крестьяне.Горожанин – вольник, свободный человек. Город – хаос, там жили все слои населения. Интеллектуалы (доктор, магистр, мастер) - работали в основном словом, знали латынь (кто не знал латынь - идиоты). Просвещали людей на улицах города.. Артисты (художники). Имели оч. низкую общественную оценку, т.к. «живопись - замена чтения для неграмотных». Но при этом статус архитектора был выше, чем статус простого художника. Ещё > статусом обладали ювелиры и мастера витражей (витражи для церквей, соотв. – они как бы работали на Бога и => облад. более выс. статусом). До 14 века всех художников называли просто мастерами. Только в Италии в 13 веке художники тайком начинают подписывать свои работы. 4. женщины. Ценность брака становится священной (ж. может родить Святого).(она начинает больше рожать), отношение к детям лучше. Появляются кроватки, раньше можно было убивать.
Рафаэль Санти ((1483-1520 гг.), итальянский живописец и архитектор. В творчестве Рафаэля с наибольшей полнотой отразились идеалы Высокого Возрождения (Ренессанс).работал во флоренции где становлось зрелым его искусство("Мадонна Грандука"). Потом по приглашению папы приезжает в рим где и буде жить до конц жизни. Римский период творчества Рафаэля отличен высокими достижениями и в области портрета. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи "Мессы в Больсене''.К портретному жанру Рафаэль обращался и к станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. Им созданы портреты папы Юлия II, папы Льва Х с кардиналами и другие. Безусловной вершиной творчества Рафаэля является знаменитая "Сикстинская мадонна'' предназначена церкви святого Сикста в Пьяченце. Она была закончена Рафаэлем за год до смерти.Желая представить явление Богоматери как зримое чудо, Рафаэль смело вводит натуралистический мотив раздвинутого занавеса. Обычно подобную завесу открывают ангелы. В картине Рафаэля занавес раскрылся сам по себе, влекомый неведомой силой. Оттенок сверхъестественности есть и в той легкости, с какой Мария, прижимая к себе тяжелого сына, шествует, едва касаясь босыми ногами поверхности облака. До конца жизни у Рафаэля было много заказов, и ему приходилось прибегать к услугам помощников, преимущественно для декоративных работ. Уровень его мастерства последних лет лучше виден в портретах, которые ставят его в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа человека. Рафаэль получил также всеобщее признание как архитектор, заняв в 1514 г. после смерти Браманте пост архитектора собора Св.Петра. Жизнь Средневекового города. Сознанием людей управляет католическая церковь. Человек когда-то был изгнан из рая – за это он должен трудиться за грехи. С 12-13в труд – не наказание, а элемент искупления.. В этике рыцарства отсутствует понимание чистоплотности тела (не мылись). Артисты (поэт, трубадур) ведут праздный образ жизни и поэтому не нравятся простому люду. Человек – путник. Отсюда появляется образ путника-монаха, путника-пилигрима (путешествует в святую землю), и рыцаря. 6 периодов жизни человека: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Связаны с библией: от сотворения мира до потопа, от потопа до Адама, от Адама до Давида, т.е. проходя по всем ступеням ветхого завета. Верования и страхи средневекового человека 1. сознание своей греховности. Это самый страшный страх перед миром. 2. страх смерти и суда. 3. церковью в 12 веке разраб. система: ад, чистилище и рай. 4. тотальная неграмотность. Читать можно священникам только библию Иерархия населения средних веков 5. молящиеся и духовенство (во главе с папой римским). Иерархия: епископы, священники, дьяконы, различные клирики, и монахи - организаторы всей общ. жизни (крестили, давали советы, сжигали на костре). С 9в появл. монашество. Уходят от мирской жизни, блюдут себя, собл. целибат. 6. рыцарство. С 12в. армия ст. регулярной, набир. проф. рыцари, тяж. вооруж. (кольчуга, латы, забрало), сраж. верхом. Турниры – осн. времяпрепров. д/рыцаря. Церковь осуждала, считая турниры развлечением. Война – это профессия рыцаря, источник доходов. Презрение к чужой жизни и к св. смерти счит. для рыцаря основополаг. Церковь навяз. св. т.з.: борьба за Гроб Господний. Так же церковью преследовалась цель расширить территории и насадить там христианскую веру. 7. трудящиеся (крестьяне): интеллектуалы, артисты и крестьяне.Горожанин – вольник, свободный человек. Город – хаос, там жили все слои населения. Интеллектуалы (доктор, магистр, мастер) - работали в основном словом, знали латынь (кто не знал латынь - идиоты). Просвещали людей на улицах города.. Артисты (художники). Имели оч. низкую общественную оценку, т.к. «живопись - замена чтения для неграмотных». Но при этом статус архитектора был выше, чем статус простого художника. Ещё > статусом обладали ювелиры и мастера витражей (витражи для церквей, соотв. – они как бы работали на Бога и => облад. более выс. статусом). До 14 века всех художников называли просто мастерами. Только в Италии в 13 веке художники тайком начинают подписывать свои работы. 8. женщины. Ценность брака становится священной (ж. может родить Святого).(она начинает больше рожать), отношение к детям лучше. Появляются кроватки, раньше можно было убивать. Общая характеристика архитектуры позднего Возрождения. Архитектура: - отход от спокойной гармонии высокого возрождения. Оживают готические мотивы, которые усиливают выразительность форм. - новое развитие получает культовое строительство (собор святого Петра и множество церквей) - облик церквей меняется - отказ от центрического плана, возвращение к базиликальному - появляется стремление к вертикальным плоскостям - происходит разочарование людей в своих способностях (смертен), начинается поиск повышенной выразительности, стараются вернуться к скульптурности (Микилеанжело). - борьба двух направлений: 1) закладываются основы барокко 2) закладываются основы классицизма характерные черты позднего возрождения: 1. продолжают строиться виллы и палаццо 2. возводятся сооружения неизвестные в античности 3. в культовом строительстве наблюдается возврат к базиликальным формам 4. изменяются дворцы – от замка – дома крепости к комфортабельному жилью 5. архитекторы приспосабливают ордерные формы к архитектуре жилого дома 6. происходит целенаправленное формирование генпланов и развитие садово-паркового строительства 7. создаются теоретические труды по архитектуре 8. возрождение подготовило переход к барокко и классицизму. Андреа Палладио. Вилла «Ротонда». (1508-1580)– успешно занимался практическим проектированием, развивал архитектуру позднего возрождения и довел её до традиций близких к классицизму. Создал новые формы зданий, которых не было в античности. Его труды отличаются парадностью и нарядностью, но в меру. К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560–1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551–1567). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565–1580) и Иль Реденторе (1577–1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580. Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. «палаццо Вендрамино» в Виченце – здесь впервые применены аттик - неполный этаж с балюстрадой. На фасадах в этом здание применены полуколонны коринфского ордера.«вилла Ротонда» - построена в 1567 – 1591, расположена на холме, со всех сторон присутствуют портики, за которыми находятся лоджии. В середине здания большой зал, покрытый небольшим куполом и освещенный верхним светом. А под лоджиями и портиками находятся хозяйственные помещения. Здание не для постоянного житья, а для небольшого промежутка времени.Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей Романский стиль в архитектуре. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства.Увеличение хора или восточной алтарной части храма.Увеличение высоты храма.Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны.Основной мотив интерьера — полуциркульные арки.Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.Постройки: Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии.Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии.Аббатство Мария Лаах в Германии.Приорат Серрабоны во Франции.Церковь Богородицы в Калуннборге (Дания).Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция Джорджоне. Венецианская школа живописи.1477-1510 По словам Вазари – он «Музыкант и поэт». «Нет более музыкальных и поэтичных работ, чем картины Джорджоне». О нём мало известно. Юношей приехал в Венецию, был учеником Джованни Беллини. Прозвище «Большой Джорджо». Основной период творческой деятельности Джорджоне приходится на первое десятилетие XVI века. Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. «Юдифь» - она на картине, как Мадонна: лицо обрамлено волосами, в руках меч, одной ногой она стоит на отрубленной голове Алаферна. Никаких угрызений совести, глаза опущены вниз. «Юдифь» - это картина, которая утверждает новый идеал девушки эпохи Высокого Возрождения. «Спящая Венера» - тема созвучия человека с природой. Очертания фигуры Венеры сливаются с очертаниями природы на заднем плане. Это некая «цветочная симфония» - вроде как все части по отдельности, а в то же время они составляют единое целое друг с другом. Цвет картины меняется в зависимости от освещения/света.Еще работы: Гроза, Мадонна Кастельфранко. Характеристика живописи позднего Возрождения Основа – флорентийская школ. К 17му веку пришл в упадок.К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.). особая одухотворенность и интимно-лирическая созерцательность (живопись Беноццо Гоццоли, Сандро Боттичелли, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Пьеро ди Козимо. Эль Греко. Маньеризм(манера) Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Творчество Микеланджело. 1475 – 1564 Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета?» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541гг в той же Сикстинской капелле для папы Павла III исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело — ансамбль площади Капитолия и купол Ватиканского собора в Риме. Маньеризм в живописи. Понтормо и Россо. Маньеризм-отражает кризис Возрождения. Понтормо(итал. Живописец) – один из основоположников маньеризма. Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525,Уффици, Флоренция; «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528—1530. Одной из лучших считается «Снятие с креста» (1528, Флоренция, церковь Санта-Феличита). В картине отсутствует ясность пространственных отношений, фигуры приближены к переднему плану. Отсутствие твёрдой опоры композиции создает впечатление неустойчивости, подчёркивает драматизм и напряжённость одного из первых произведений зарождающегося маньеризма. Россо Фьорентино – итал. Живописец. Лучшей работой считается «Снятие с креста» (1521). Его трактовка традиционной темы поражает своей необычностью — это тонкое, напоминающее паутину, сплетение хрупких форм на фоне темного неба производит неожиданное, жутковатое впечатление. Во всех фигурах чувствуется предельная эмоциональная напряженность и в то же время они странно неподвижны, будто подморожены внезапно сковавшим их ледяным дыханием. Даже складки драпировок кажутся, как на морозе, застывшими и жесткими. Резкие краски и яркое, но ирреальное освещение усиливают зловещее фантасмагорическое впечатление от этой сцены. «святое семейство» Маньеризм в живописи. Арчимбольдо и Бронзино. Д. Арчимбольдо -(итал. Живописец. Конец 16в). «Вертумн»-был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом 2-м. Это — поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо.Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и т. д. Лица стилизованы; эффект формы и светотени в пространстве создаётся весьма искусной компоновкой элементов. Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид); стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов.Бронзино – (итал. Живописец) - Бронзино писал фрески, алтарные картины, религиозные, аллегорические картины и картины на мифологические темы. Однако настояющую славу художнику принесли в первую очередь портреты. Он писал стихи и был членом флорентийской академии Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Картины Бронзино на религиозные и мифологические темы отличаются сложностью композиции, надуманностью поз и жестов и эротизмом образов. Флорентийская школа живописи. А. Вероккьо. –итальянский живописец,скульптор. Учитель Лео да Винчи.Учился у ювелира Верроккьо. Падение спроса на ювелирные изделия побудило его обратиться к декоративной резьбе (одна из первых работ художника в этой области - украшение капеллы собора в Орвьето в 1461) и темперной живописи.Известные работы: «Мадонна с младенцем» 1470, «Крещение Христа»1470-1478(вместе с да винчи), скульптура – конная статуя Коллеоне в Венеции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры.Родоначальник Флорентийской школы – Джотто. В 15 веке. Архитектор Брунелески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо. Завершили Лео да винчи, Микеланджело а далее начинается упадок. В 17 веке окончательно распалась школа.
Собор Парижской Богоматери. Собор Парижской Богоматери (строительство: 1163-14 век, в 1345 г был разрушен)Его построили на месте христианской базилики, на месте которой раньше стоял древне римский храм. Строительство храма было предпринято епископом Морисом де Сюлли. Именно ОН предложил саму идею храма. Строительство начинается с хоров (восточной части церкви). Потребовалось огромное количество лет, чтобы были возведены нефы. При следующем епископе Эдде де Сюлли (1245) были закончены башни и фасад. Башни в длину составляли 69 метров. Следующий архитектор, занимавшийся строительством НД – Жан де Шелль, он достроил капеллы в боковых нефах. В 1250 закончен северный фасад. А вот строительство южного фасада будет длиться ещё 8 лет, и будет завершено только к 1345 (как и почти весь храм). Но, к сожалению, ни что не вечно – храм постепенно разрушался под воздействием войн, людей, в 1793 во времена французской революции он был фактически под угрозой сноса, единственное, что его спасло – это посвящение богине Разума, так называемый культ, который ввёл Робеспьер. В 1802 храм немного отреставрирован и освящён Папой Пием VII (то есть становится действующей церковью). В 1804 он становится основным храмом Франции, т.к. там торжественно проходит коронация Наполеона I Бонапарта. Окончательная реставрация храма была осуществлена с 1844-1864 архитектором Виоле де Дюком – он его практически достроил, придал вид, который он и имеет сейчас, ну и отреставрировал. А в 1871 он снова чуть не сгорел. Характерные черты всего собора: a. увеличивающий пространство хор b. простой переплёт розы c. максимальное использование возможностей конструкций системы храма, при которой несущие и весомые элементы плавно переходят друг в друга. d. Широкое использование барельефа и скульптурной каменной резьбы Французская Готика Шартский собор. это самый большой собор во Франции. Расположен Шартрский собор на холме над рекой Эр. Строительство 1194 – 1260. Интересной особенностью его архитектуры является сочетание двух стилей – романского в сохранившейся части здания и готического, торжествовавшего во время строительства. Две огромные башни это с легкостью продемонстрируют: северная (114 метров) имеет шпиль выполненный в виде «пламенеющей готики», а у южной (106 метров) – в форме несложной романской пирамиды. Три из девяти порталов Шартрского собора остались от старого романского собора. В Южном портале (1224-1250 гг) содержатся сюжеты Нового Завета с композицией о Страшном Суде в центре. При создании Северного портала в 1230 году используются ветхозаветные персонажи. Западный портал (1150 год), называемый Королевским или порталом Христа и Девы Марии известен изображением Христа во Славе. Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Синие витражи (шатртсая синь). В центре Шартрского собора из разноцветных камней выложен символичный лабиринт, вписанный в круг. Лабиринт означает крестный путь Христа и жизненный путь каждого человека. Лабиринт души, в котором борется добро и зло, а также символизировал путеводную роль церкви. В нем отсутствуют тупики и развилки, только извилистый путь, который похож на неизбежный путь человека к смерти, как началу новой вечной жизни в христианском учении.
Английская Готика. Вестминстерское аббатство и собор в Уэльсе. Англии - Здесь готика продерж. до 15 века. При этом здесь существует даже некая периодиз. готики. 1) ранне-английский стиль (12в - 1270 г.) 2) украшенный стиль (1270 – 1370) 3) перпендикулярный стиль (15 – 16 вв) Своеобразная планировка - Нет полукруглой восточной апсиды, вместо неё – прямоугольная стена. Поперечных нефов было два. Средокрестия не было. Вместо купола – башня. Башни западного фасада так же отсутствовали. Что касается окна-розы: розетка заменяется проёмами с вертикальными окнами, или иногда – стрельчатым окном со сплошным витражом. К 14 веку интерьеры соборов становятся более пышными (украшенный стиль) – появляются веерные своды, которые имеют звёздный орнамент. Фасадам присущи мелкие скульптурные изображения. Пример ранне-английского стиля – Собор в Уэльсе(посвящен св. давиду) (1180-1239). Вестминстерское аббатство – комплекс культовых сооружений, здание самого собора 156*22 метра, архитектор Джон из Глостера, 13 век (его хоры были построены в 1245 году). Со своими одинаковыми квадратными башнями и ажурными арками это древнее английское аббатство в готическом стиле является одним из ярких примеров средневековой церковной архитектуры. Но для англичан оно является гораздо большим: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится то место, где была коронована большая часть правителей страны, многие из которых похоронены здесь же. Итальянская Романика.Пизанская площадь. В Италии элементы романского стиля раньше всего зародились в ломбардской школе, где уже в IX-X вв. сложился так называемый первый романский стиль (церковь Сант-Амброджо в Милане; соборы в Модене, Кремоне, Пьяченце, Парме и др.). Для итальянского романского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, устойчивые античные и арабские (Южная Италия, Сицилия) влияния, богатство декоративного убранства. В зодчестве Тосканы (соборный комплекс в Пизе) сложился инкрустационный стиль. Наиболее воздействие византийской строительной культуры ощущается в романской архитектуре Сицилии (собор в Монреале), Апулии и Венеции. Пизанский собор- 1063-конец13 в. Здание изначально было построено в виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в пересечении перекладин которого сооружён купол. В настоящее время пятинефный собор с трёхнефным трансептом в плане имеет вид латинского креста. Внутри возникает эффект огромного пространства, аналогичный большим мечетям, благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. Две колоннады из чёрного гранита в нефах — явный признак византийского влияния. Сами колонны происходят из мечетиПалермо, завоёванной пизанцами в 1063 году. Пизанская башня – автор неизвестен (1173-1360) («падающая башня» Первый этаж построен из белого кексика, его окружают столбы склассическими капителями, опираясь на закрытые арки. Раньше считали, что наклон башни являлся частью проекта, но сейчас эта версия представляется маловероятной. Проект башни был ошибочен с самого начала — сочетание маленького, трехметрового, фундамента и мягкой почвы привело к тому, что после строительства третьего этажа (1178) башня наклонилась. Почву укрепили и в 1198 году незаконченное здание временно открыли.Башня проектировалась вертикальной, но наклон начал чувствоваться уже в процессе строительства и может быть связан с действием таких факторов, как мягкость почвы, ненадежность или несоразмерность фундамента, размытие грунта под башней в процессе строительства.Хотя сама башня наклонена, колокольня, построенная во второй половине XIV века наверху башни, стоит ровнее. Художники эпохи Возрождения П. Уччелло, П. деле Франческа, А. Мантенья.Учелло - итал. Живописец(1397 -1475).выполнял мозаики для собора Сан Марко в Венеции.фреска с изображением английского кондотьера Джона Хоквуда во флорентийском соборе (1436). Приблизительно с середины 30-х до середины 40-х гг. XV в. работал над циклом фресок в церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из Ветхого Завета. В 1456 г. по приглашению Козимо Медичиприступил к украшению дворца, построенного Микелоццо, — сделал три картины «Битва при Сан Романо», в которых изобразил эпизоды битвы при Сан Романо (1432), где флорентийцы одержали победу над войсками Сиены. характерна сказочность, изысканная декоративность, красочность и фантастичность; ряд работ овеяны духом куртуазности (например, картина «Св. Георгий»). Пьеро делле Франческа –(1420-1492) - Произведения отличают величественная торжественность, благородство и гармония образов, обобщённость форм, композиционная уравновешенность, пропорциональность, точность перспективных построений, исполненная света мягкая нарядная красочная гамма.Работы: Воскресение Христа, История царисы Саской. Бичевание..Мантенья- (1431-1506).ценитель античности, писал в жёсткой и рез Венецианская школа живописи. Веронезе и Тинторетте. Веронезе-(1528- 1588)- Работы:Брак в Кане Галилейской, Отдохновение на пути в Египет, Похищение Европы, Битва при Лепанто(образец гигантского, переполненного фигурами полотна Веронезе). В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея; Христос у Симона; Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. В этих произведениях оживает перед нашими глазами все великолепие пиров тогдашнего времени; мы видим ту жажду удовольствий и ту любовь к роскоши и нарядам, которыми отличались старинные венецианцы.Тинторетто (1518-1594)-живописец возднего ренессанса. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие, или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др.) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников, или Рай», «Венеция — богиня морей», «Завоевание Цары». Тайная Вечеря, Происхождение Млечного пути, Похищение Елены. Средневековье. Замки и монастыри. Замки появились в средние века и были жилищями дворян-феодалов. В связи с междоусобицами здание феодала должн овыполнять оборонительную задачу. Замки строились на возвышенностях островах, труднодоступных местах, Расцвет в Англии 12 век. Замки в долинах рек Рейна и Луары, в Палести не и Испании. После окончания эпохи средневековья замки стали утрачиват ьоборонительную функцию- теперь они как жильё. Составные элементы: Холм, Внутренний двор, Донжон(главная башня), Крепостная стена, Ров, Ворота. Известные: Нойшвайнштайн, Химэдзи, Гогенцоллерн. Монастыри появились вследствие того что люди(отшельники) хотели духовной жизни вне общества но в сообществе. Т.Е. Монастырь - религиозная община (см. также монашество) монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. Типы: Аббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе. Киновия — монастырь общежитского устава. Лавра — название некоторых крупнейших мужских православных монастырей. Подворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём. Пустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединённое жилище. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.027 сек.) |