|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛАССИЧЕСКОМ АРХИТЕКТУРНОМ ОРДЕРЕМинистерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Полоцкий государственный университет» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ По дисциплине «Введение в архитектурное проектирование» Для выполнения курсового проекта N 1 «Классические архитектурные формы» Для студентов специальности Архитектура»
Новополоцк, 2013 УДК 624.07
Одобрено и рекомендовано к изданию Методической комиссией инженерно-строительного факультета
Кафедра «Архитектура»
Составили: Н.А.Железова, старший преподаватель М.А.Платонова, ассистент Ю.В.Белоус, ассистент
Рецензенты: Г.И.Захаркина, канд.арх., доцент И.В.Карпова, старший преподаватель
Полоцкий государственный университет, 2013 СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения о классическом архитектурном ордере. 4 2. Содержание задания по дисциплине «Введение в архитектурное проектирование» для выполнения курсового проекта N 1 «Классические архитектурные формы». 9 3. Закономерности построения ордера. 9 3.1 Построение ордеров в массах. 6 3.2 Детали ордеров. 17 3.3 Построение ордеров. 42 4. Примеры выполнения курсового проекта. 46 Приложение А. Образец выполнения рамки-штампа. 51 Приложение Б. Образец выполнения архитектурного узкого шрифта. 52 Приложение В. Образец выполнения титульного листа реферата. 53 Литература. 54
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КЛАССИЧЕСКОМ АРХИТЕКТУРНОМ ОРДЕРЕ Одним из величайших достижений античного зодчества явилась классическая ордерная система. Архитектурные ордера в широком смысле известны с древнейших времен в Египте. Ассирии, странах Передней Азии. Однако ордера с определенными правилами сложились в классическую систему к VII-Vвв. до н.э. в Древней Греции. Название “ордер” произошло от латинского “ordo”, что значит строй, порядок. Архитектурный ордер – особый тип композиции, сложившийся из стоечно-балочной конструкции, как своеобразная художественная ее переработка. Составные части ордера первоначально отвечали лишь требованиям строительного дела. В результате длительного развития и усовершенствования элементы конструкций приобрели законченную художественную форму. Все части ордера связаны между собой не только конструктивно. Между ними существует и иная взаимосвязь - художественная. Поэтому ордер раскрывает конструктивную схему здания и в то же время трактует эту схему как художественное единство, создавая яркий архитектурный образ. В этом и состоит тектоническая сущность ордера (тектоника в архитектуре - художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе, т.е. художественное выражение «поведения» строительных конструкций и материалов под действием нагрузки) В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский. Зародившись в разных областях Эллады, они получили затем повсеместное распространение. Эти ордера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и более общими стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетание в каждом из ордеров, придавали им индивидуальность. Композиция ордера построена на четырех основных и общих для всех ордеров правилах: 1) трехчастное деление; 2) четкое деление на несомые и несущие элементы; 3) нарастание композиции снизу вверх; 4) положение самой ответственной части в среднем звене композиции. Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном построении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиция и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей. Однако не только к этому сводится содержание ордера. Ордерная система позволяла греческому зодчему выразить самые различные идеи и художественные образы средствами архитекторы. Наибольшее распространение в Греции получили дорический и ионический ордера. Характерные примеры этих ордеров мы встречаем в храмах Афинского Акрополя: дорический - Парфенон и Пропилеи; ионический - храм Ники Аптерос, Эрехтейон, Пропилеи (V в. до н. э,) Коринфский ордер в Греции не нашел широкого применения. Впервые он встречается в интерьере храма Аполлона в Бассах (V в. до н. э.); более характерный пример коринфского ордера - памятник Лизикрата в Афинах (IV в. до н. э.). Прямыми наследниками греческого искусства явились римляне. Архитектура Рима была порождена специфическими социальными условиями. Она отличалась утилитарностью, преобладанием гражданских построек над культовыми, с одной стороны, а с другой стороны,- носила более пышный помпезный характер. В архитектуре ДревнегоРима широко применялась сводчато-купольная конструктивная система, что оказалось возможным вследствие изобретения римлянами бетона. Римляне переняли греческую ордерную систему. Но в отличие от греческой архитектуры, ордер у римлян часто терял свою конструктивную сущность, которую он имел в стоечно-балочной системе. Римляне облекали свои великолепные конструкции в греческую ордерную систему, придавая ей чаще декоративное значение. Кроме дорического, ионического и коринфского ордеров, в римской архитектуре встречаются новые типы ордеров: тосканский, как упрощенный вариант дорического, и композитный (или сложный). Излюбленным ордером в римской архитектуре являлся коринфский ордер, самый изящный и пышно декорированный. Римляне усовершенствовали пропорции этого ордера, не нашедшего у греков широкого развития, усилили в нем роль декоративных элементов, Сложный или композитный ордер соединяет в себе элементы ионического и коринфского ордеров и является кульминацией декоративного искусства римлян. Этот ордер широко применялся в монументальных сооружениях, прославляющих могущество Рима и его императоров (триумфальная арка Тита -1 в. н.э.). Классическим образцом римского коринфского ордера является портик Пантеона (II в. н.э.). В эпоху Возрождения (ХIV–XVbb.) зодчие обратились к античному наследию. Светлая античная культура, проникнутая идеалами человеческой красоты, отвечала мировоззрению нового времени. Зодчество со времен Др. Греции и Др. Рима прошло большой путь развития и научилось решать сложные технические задачи. Копирование античных образцов в иных социально-экономических условиях было невозможным. Поэтому освоение античной ордерной системы шло по линии творческой переработки архитектурного убранства зданий. Элементы ордера уже не имели непосредственного отношения к конструктивной схеме здания, а являлись лишь внешней декоративной его оболочкой. В архитектуре Возрождения явно преобладали декоративные начала, которые проявились в выдающихся художественно-композиционных и пластических решениях сооружений. В эпоху Возрождения, кроме практического применения ордеров, развивались и теоретические основы ордерной системы. Плеяда теоретиков архитектуры Возрождения разработала теорию ордерной системы. Это - Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоцци в Италии; Фильбер де Лорм во Франции; Ганс Блюм в Германии и др. Наиболее последовательное и законченное развитие теория ордеров получила в трактате Виньола «Правила пяти ордеров архитектуры» (1562-1570гг.) и Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1570г.). Виньола и Палладио на основании изучения памятников греческой и римской архитектуры и детального исследования античной ордерной системы разработали основные правила построения пяти ордеров (рис.1). Они канонизировали ордер, составили определенные числовые пропорции всех частей ордера на основе модульного масштаба. Эти канонические ордера Виньола и Палладио нашли широкое применение не только в эпоху Возрождения, но и в последующие этапы развития архитектуры барокко и классицизма. Книги Виньола и Палладио, переведенные на многие языки мира, обычно используются, как пособие при изучении архитектурных ордеров.
Рис.1 Сравнение архитектурных ордеров
Едва ли некаждая эпоха возвращалась к античному наследию, черпая в нем то, что оказывалось полезным для разрешения новых задач в архитектуре. В последующем, ордерная система широко применялась в западной и в русской архитектуре (памятники Москвы, Владимира, Суздаля и др.). Использованы архитектурные ордера в произведениях русских зодчих В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, А.Д.Захарова и др. Ордерная система получила развитие и в советской архитектуре. Примером удачного применения архитектурных ордеров в строительстве довоенного времени можно назвать станции метрополитена в Москве «Площадь Свердлова», «Красные ворота» (арх. И.А. Фомин); театр Советской Армии (арх. К.С. Алабян, и В.И.Симбирцев); Дом правительства Армянской ССР в Ереване (арх. А. И.Таманян) и др. В Минске в послевоенные годы был построен ряд сооружений, в которых также использована ордерная система - здание Комитета государственной безопасности Беларуси по пр. Независимости (арх. М. П. Парусников и Г. П. Баданов, 1945-1948); здание Суворовского училища по ул. Коммунистической (арх. Г. Заборский, 1953), здание штаба Белорусского военного округа в прошлом, а теперь — здание Министерства обороны по ул. Коммунистической (арх. В.И. Гусев, 1947) и др. К сожалению, в некоторых сооружениях советского периода проявились тенденции, когда в ущерб конструктивным требованиям усилилось художественное начало, что привело к излишествам и формализму в архитектуре. Соблюдение трех необходимых условий в архитектуре – функциональности, конструктивности и художественного образа - является самым важным законом архитектурного творчества. Постичь и добиться этого не просто. Нужны большие знания, эрудиция, глубокое понимание предмета. И здесь нам на помощь приходит история архитектуры. Изучение, анализ и критическое переосмысление классических архитектурных форм, т.е. ценного исторического наследия, которое выработало человечество, есть критерий профессионального мастерства современного архитектора, без которого невозможно архитектурное творчество.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА N 1 «КЛАССИЧЕСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ» Цель: изучить особенности ордера, его тектоническую сущность; проследить изменение пропорций и форм ордера, на основе сравнения канонических ордеров; освоить технику вычерчивания сложных архитектурных форм в карандашной графике. Состав работы: 1) чертежи схем ордеров в массах; 2) чертеж детали канонического ордера; 3) чертеж полного ордера; 5) надпись. Работа выполняется на I планшете размером 55x75см.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |