АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕЛИГИОЗНАЯ ПЕЧАТЬ

Читайте также:
  1. Вопрос № 27 Особенности развития периодической печати во второй половине 19-начале 20 века. Направления журналистики. Отраслевая печать.
  2. Подозрительная печать царя Таркумувуса
  3. Примечание 2: Предлагается печать на обоях. Авторские, индивидуальные обои. Макет заказчика. От 15 долл./кв. м. Цена материала – в зависимости от выбранного материала.
  4. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕЧАТЬ
  5. Русская религиозная философия XIX — XX веков.
  6. Универсальность и религиозная этика. Теория божественного повеления.
  7. Универсальность и религиозная этика. Теория естественного закона.
  8. Чи правомірна позиція райдержадміністрації в цій справі? Які дії засновників товариства забезпечать захист їх права на реєстрацію товариства?
  9. Чи правомірна позиція райдержадміністрації в цій справі? Які дії засновників товариства забезпечать захист їх права на реєстрацію товариства?

 

Новейшая история религиозной печати России ведет свой отсчет с 1990 г., когда был принят Закон «О свободе совести и религиозных организациях». Тогда впервые после 1917 г. религиозные организации получили права юридических лиц, возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью, а также вести не зависимую от государства информационную политику. С тех пор сформировалась достаточно широкая система религиозной периодики, которая включает в себя издания разных уровней, типов и направлений.

Религиозную печать трудно назвать массовой. Она издается небольшими тиражами, распространяется в основном среди верующих. Большинство религиозных изданий уже имеет устойчивый круг читателей, постепенно расширяющийся.

Специфика современной религиозной печати состоит в том, что она в полной мере отражает существующий в обществе духовный плюрализм. Кроме христианской периодики, которая представляет различные церкви и существующие вокруг каждой из них религиозные течения, выходят издания других традиционных для России конфессий – ислама, буддизма, иудаизма, а также нетрадиционных религиозных организаций, таких, как Свидетели Иеговы, общество Сознания Кришны, объединение тантристов «Тантра-Сангха», мормоны и многие другие.

По данным на 1996 г., в России зарегистрировано 13078 религиозных объединений: 226 религиозных центров и управлений, 12001 религиозных общин, принадлежащих к 58 различным религиям и конфессиям, 309 миссий, 148 духовных образовательных учреждений. Если учесть, что большинство из них издает свою печатную продукцию, в том числе газеты и журналы, то можно представить, какой создается разнообразный информационный поток.

Самую многочисленную группу изданий имеет христианская периодика. Она выделяется и по количеству изданий, и по разнообразию газет и журналов: значительное место в ней занимает православная печать, выходят издания католиков восточного и западного обрядов, евангельских христиан-баптистов, адвентистов Седьмого дня и др.

Помимо церковных периодических изданий, учредителями и издателями которых является та или иная церковная организация (епархии, отдельные храмы, общины, братства), газеты и журналы религиозного содержания издают различные общественные организации, политические партии и движения, частные лица. Большинство этих изданий развивает православные идеи, но есть издания общехристианского, экуменического характера.

Особое место занимает печать Русской Православной Церкви. В ее становлении и развитии используется богатый опыт издательской деятельности РПЦ XIX в. Конечно, речь не идет и не может идти о полном возрождении церковной периодической печати тех лет. Изменились условия жизни, выросли поколения людей, воспитанных в иных традициях, да и положение Русской Православной Церкви коренным образом отличается от того, какое она занимала до революции, имея статус государственной.

Изменились и цели церковной периодики. Если в дореволюционной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного миропонимания, наставления уже воцерквленных людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую печать приходится решать другие задачи. Главными среди них являются миссионерская, катехизаторская и духовно-просветительская деятельность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно церкви.

Однако богатый опыт церковной журналистики прошлого не остается неиспользованным. Это касается прежде всего формирования структуры периодической печати Русской Православной Церкви.

Следует отметить, что развитие периодической печати тех или иных конфессий во многом определяется положением и официальным статусом соответствующей церкви в государстве и обществе. В этом отношении Русская Православная Церковь, хотя и не является государственной, все-таки обладает несомненным преимуществом перед другими российскими церковными организациями.

Россия является признанным во всем мире центром православия, где год от года укрепляются позиции Русской Православной Церкви во главе с Патриархом и управляющей структурой в лице Московского Патриархата. Четко структурирована и вся система РПЦ, которую составляют епархии, приходы, монастыри, духовные образовательные учреждения. В докладе предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Алексия II на епархиальном собрании, посвященном итогам деятельности РПЦ в 1998 г., указывается, что в настоящее время в состав РПЦ входят 127 епархий, более 19 тыс. приходов, 478 монастырей, 87 монастырских подворий. Большая часть из них находится в России, другие – на территории СНГ и дальнего зарубежья. В эту систему входят и подчиняются установленным правилам многочисленные православные братства, общины, другие объединения верующих.

В соответствии с такой организационной структурой в основном происходит развитие и церковной печати. Она в какой-то степени сохраняет иерархический принцип. Но общие тенденции развития современной журналистики не миновали и церковную печать. Некоторые епархиальные и даже приходские издания расширяют свою тематику, обращаясь к общецерковным проблемам, информируют о жизни других епархий и приходов, заявляя о себе как о всероссийских изданиях. Примером издания такого типа может служить газета «Православная Москва», которая выходит, как и многие другие православные издания, «по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II». В начале 90-х гг. эта газета представляла собой двух – четырехполосное издание прихода Никольской церкви в Зеленограде (Московская обл.). В настоящее время газета вышла на всероссийский уровень, распространяется по подписке и в розницу и по охвату аудитории, а также по географии распространения является одним из самых массовых церковных изданий. Достаточно сказать, что «Православная Москва» имеет свои корреспондентские пункты во всех епархиях на территории России и за ее пределами.

Массовым церковным изданием можно назвать и другую газету – «Радонеж», учредителем которой является православное общество «Радонеж». Не являясь официальным изданием РПЦ, эта газета публикует официальные документы церкви, ведет полемику с другими изданиями и общественными структурами, отстаивая позиции Московского Патриархата, занимается проблемами общецерковной жизни, заменив в этом качестве газету «Московский церковный вестник», которая, претендуя на роль массовой всероссийской газеты, этого уровня пока не достигла.

Вместе с тем Московский Патриархат имеет собственные официальные издания: издательский отдел издает официальный орган Русской Православной Церкви –ежемесячный «Журнал Московской Патриархии», а также информационный ежемесячник «Официальная хроника. Журнал Московской Патриархии», возобновился выпуск газеты Московской Патриархии «Московский церковный вестник». Они адресуются прежде всего священнослужителям, но стараются привлечь внимание и более широкой аудитории. Еще одно ежемесячное издание Московской Патриархии – цветной иллюстрированный журнал «Православное чтение» – ставит перед собой задачи духовного воспитания. В нем публикуются материалы духовно-назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Этот журнал рассчитан в основном на читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному размышлению о смысле бытия и поисках путей спасения, которые они находят в православии.

Занимаются издательской деятельностью, в том числе и выпуском периодических изданий, различные отделы Московского Патриархата. Отдел внешних церковных сношений выпускает «Информационный бюллетень ОВЦС» и ежеквартальный журнал «Церковь и время», в котором публикуются материалы по богословским, философским и общественным проблемам. Под духовным попечительством отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата издается ежемесячный иллюстрированный журнал для семейного чтения «Православная беседа».

Среди православной периодики немало теоретических изданий, призванных повышать уровень богословской культуры и образования самих священнослужителей, помочь им в работе. Этими проблемами занимается ежегодник «Богословские труды», где печатаются материалы по вопросам догматического и нравственного богословия, церковной истории, литургии, церковного искусства и т.д. К группе теоретических церковных изданий относится старейший ежемесячный богословский журнал «Христианское чтение» Санкт-Петербургской Духовной академии. Он начал выходить еще в первой четверти XIX в. и был возобновлен в 1991 г.

Выпуском теоретических православных изданий занимаются не только церковные организации. Православный богословский журнал «Альфа и Омега» издается Обществом для распространения Священного Писания в России; Северо-Западная Библейская комиссия с 1990 г. выпускает «Известия Библейских комиссий», которые выходят под грифом «Духовное просвещение», а Независимое историко-богословское общество выпускает «Журнал историко-богословского общества», цель которого –«предоставить людям, занимающимся изучением Священного Писания и святоотеческих творений, церковной истории и других направлений богословской мысли, возможность творческого обмена информацией, проведения совместных обсуждений и сотрудничества по взаимоинтересующим проблемам».

Группу церковных изданий теоретического характера дополняют журналы, тематически приближенные к реальным нуждам священнослужителей, работающих в приходах, а также учащихся Духовных академий и семинарий. К ним относится ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной академии и семинарии «Встреча», журнал воспитанников Сергиево-Троицкой семинарии «Русский пастырь» с подзаголовком «Журнал для пастырей, диаконов и псаломщиков» и др.

В начале 90-х гг. возобновила свою деятельность епархиальная печать. Во многих епархиях выходит по нескольку изданий, учредителями которых выступают епархиальные управления. Одно из них, как правило, является официальным органом управления и соответственно публикует центральный и местный официоз, материалы из истории церкви, проповеди, святоотеческие и богословские произведения, материалы, посвященные истории и традициям православия.

Среди епархиальной периодики доминируют газетные издания. Однако в митрополиях и крупных епархиальных управлениях издаются журналы, что дает возможность более эффективно вести широкую информационную, просветительскую и катехизаторскую работу. Такое сочетание целевых задач характерно практически для всех епархиальных журналов и определяет их типологическую группу официальных многопрофильных изданий. Этой модели придерживаются «Воронежский епархиальный вестник», «Тверские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» и другие журналы. Ориентируясь в основном на священнослужителей и воцерквленных читателей, постоянных прихожан храмов, эти издания адресуются и широкой аудитории, публикуя материалы из истории религии и церкви, рассуждая по общечеловеческим проблемам, связывая их с возрождением религиозного самосознания современного общества.

Принцип многофункциональности в какой-то степени характерен для всех епархиальных изданий, в том числе и для газет; хотя они ограничены объемом, все-таки большинство из них, помимо информационных, выполняют задачи духовного просвещения и воспитания. По этой схеме работают костромская епархиальная газета «Благовест», «Курские епархиальные ведомости», «Благодатные лучи» – вестник Псковской епархии, «Астраханский православный собеседник» и многие другие. Они развивают общие для всех газет подобного типа проблемно-тематические направления: публикуют официальную хронику из жизни Московского Патриархата и местной епархии, отрывки из святоотеческих трудов, материалы о чудотворных иконах и святынях края, духовные поучения, проповеди, молитвы и т.п.

Таким образом, официальные епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу, которую можно обозначить как информационные, духовно-просветительские издания. При этом каждое из них разрабатывает свои рубрики, ищет новые подходы к традиционным темам и проблемам, выбирает собственные приоритетные направления. «Ярославские епархиальные ведомости», например, основное внимание уделяют духовному просвещению через святоотеческое наследие; катехизация, проповеди, молитвы, проблемы внутрицерковной жизни – приоритетные темы псковских «Благодатных лучей».

Церковная периодика не ограничивается официальными изданиями Московского Патриархата и епархиальных управлений. Активно развивается приходская и обительская печать, издают свои газеты и журналы различные православные братства и общины; некоторые епархии наряду с официальными выпускают издания, которые они учреждают совместно с различными общественными организациями и частными лицами. Их информационно-тематическая модель во многом отличается от официальных церковных изданий. Здесь нет обязательного официоза, поэтому приоритетными становятся вопросы духовного просвещения и религиозного воспитания. Среди них есть и красочные иллюстрированные журналы, как «Даниловский благовестник» – издание Московского Свято-Данилова монастыря или «Троицкий благовестник» – журнал Троице-Сергиевой Лавры, но большинство представляет собой малоформатные издания, выход которых, хотя они тоже придерживаются определенной периодичности, приурочен к знаменательным датам церковной жизни. Среди них можно выделить религиозно-нравственный журнал «Кормчий» – издание Храма Спаса Преображения (Москва-Тушино), «Свет Православия» – издание Макариев-Решемской обители (Ивановская обл.), газету «Православное слово», издаваемую Нижегородским братством во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, «Обитель» – Православный Собеседник Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни и многие другие.

Часть духовно-просветительских изданий предназначена для семейного чтения. Это прежде всего журнал «Православная беседа». Он имеет постоянные рубрики, которые помогают читателям разных поколений определить свой круг чтения: «Верую», «Домашняя церковь», «Светильники Вселенной», «Воскресная школа», «Государство и церковь» и др. Для детей «Православная беседа» дает специальный «журнал в журнале» – «Зернышко». Под грифом «Для семейного чтения» выходят некоторые епархиальные и обительские газеты.

Отличительной особенностью «семейных» изданий является то, что их тематика разрабатывается с учетом интересов всех членов семьи. В материалах, как правило, нет прямой назидательности, прямых поучений, они рассчитаны именно на неспешное семейное чтение, на то, чтобы читатели постепенно приобщались к православной вере и учились воспринимать ее как естественную потребность своей духовной жизни.

Другой разновидностью духовно-просветительских изданий являются газеты и журналы, предназначенные для воскресного чтения. Эти издания занимали большое место в дореволюционной духовной периодике и относились к категории народных журналов, ориентированных на все социальные группы читателей. Сейчас такой тип изданий с душеполезным воскресным чтением развивается менее активно и очень близок изданиям «Для семейного чтения». Одно из них – цветной иллюстрированный журнал «Воскресный день» – на русском и английском языках издает в Мурманске православное братство св. Кирилла и Мефодия. В нем есть постоянные рубрики: «Евангелие», «Инославие», «Сокровищница» (святоотеческие тексты), «Созерцание» (духовные наставления), рассчитанные на взрослую аудиторию; другие –«Воспитание», «Воскресная школа», «Детям» – посвящены подрастающему поколению; есть и общие разделы, как, например, «Встречи и знакомства», где православные священники рассказывают о своем жизненном пути и высказывают мнения по самым разным общественным и общечеловеческим проблемам.

Систему православной печати представляют не только церковные газеты и журналы различного уровня и типа. Множество православных изданий выпускаются совместными усилиями церковных, общественных, иногда государственных организаций и частных лиц. Среди этих изданий есть и такие, которые много внимания уделяют не только духовным, но и общественным, политическим проблемам. Это дает основание классифицировать их как религиозно-общественные и религиозно-политические издания.

Религиозно-общественный тип издания представляет информационно-аналитический вестник «Церковь и общество», который выпускает Общественный Совет по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата при содействии ИТАР-ТАСС. Его рубрики «Государство и церковь», «Многоконфессиональная Россия», «Возрождение», «Мученики и исповедники Святой Руси» и др. полностью отвечают назначению журнала – соединению православия и общественной жизни.

К этому же типу религиозно-общественных изданий можно отнести газеты «Радонеж» и «Православная Москва», «Николо-Угрешский вестник», который выпускает Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь и Общественный Комитет возрождения Николо-Угрешского монастыря, газету «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино, «Мирянин» – издание православного братства ев. Иоанна Богослова, «Православный Санкт-Петербург» и др.

В настоящее время такой тип религиозно-общественных изданий развивается активно и наряду с газетами и журналами духовно-просветительского направления играет все более значительную роль в православной периодической печати. Это свидетельствует о возрастающей роли Русской Православной Церкви в обществе, о том, что она готова обсуждать все самые острые проблемы общественной жизни.

Общероссийское общественное движение «Россия Православная» с 1997 г. издает еще одну религиозно-общественную газету «Десятина» с подзаголовком «Газета православных мирян». Как сообщает в рубрике «Колонка редактора» ее основатель и главный редактор А. И. Буркин, известный предприниматель и церковный деятель, «газета видит свою задачу в том, чтобы одолеть нравственную и духовную смуту на основе религиозного возрождения». Для этого, по мысли редактора, необходимо информационное пространство, выстроенное «по принципам церковного симфонического единства, соборного собрания». Газета «Десятина» претендует в дальнейшем на роль общенациональной православной общественно-политической газеты.

Другие религиозно-общественные издания ставят перед собой более скромные цели и, как правило, адресуются определенной аудитории, как это делает православная газета для военных «Благовест», которую издает Союз «За духовность армии и флота», или студенческая православная газета МГУ «Татьянин день» (хотя она тоже старается расширить круг читателей и уже наладила выпуск молодежного приложения в Санкт-Петербурге «Петр и Павел»).

Сложность современной политической жизни и неразрешенность многих общественных проблем вызвали появление еще одного, достаточно распространенного типа– религиозно-политических изданий, имеющих конкретную политическую направленность, как правило, монархическую. К такому типу изданий относится газета Тверской епархии «Православная Тверь». В редакционной статье ее главный редактор о. Александр (Шабашов) пишет: «...церковная печать может стать началом объединяющим, не только просветительским. Она должна нести своему народу братство, слабому – защиту, злому – грозу!...Церковная печать – это место, где должна выступать русская национальная интеллигенция или то, что от нее осталось... церковная печать должна стать печатью, где будет звучать голос архипастыря, священника, иконописца, учителя, профессора, офицера, судьи и литератора».

Наряду с традиционными для церковного издания рубриками «Церковный календарь», «Проповедь», «Святоотеческое наследие», «Основы веры» в газете регулярно появляются и такие, как «Эсхатология» (освещение пророческой и апокалиптической литературы), «Православная мысль», под которой публикуются материалы с резкой критикой экуменический идеи, «Монархическая государственность» и т.п. «Православная Тверь» целенаправленно проводит мысль о монархии как единственном пути спасения российской государственности.

Стремление ряда церковных изданий стать объединяющим началом вокруг той или иной политической идеи в целом для церковной периодики – явление достаточно редкое. Она все-таки больше сосредоточена на проблемах духовного просвещения, веропроповедничества, нравственного воспитания и на внутрицерковных делах. Политическими проблемами больше занимаются издания различных религиозно-патриотических объединений, общественных движений, фондов, национально-патриотических союзов. Так, Общественный комитет в защиту Сербии и Черногории выпускает в Санкт-Петербурге религиозно-политическую газету «Сербия», общественно-патриотическое объединение «Русский национальный собор» – газету «Русский Собор» под девизом «Мы русские! С нами Бог!», Попечительский фонд иконы Казанской Божьей Матери — религиозно-политическую газету «Положение дел».

Патриотические идеи, связанные с национальным возрождением на основе православия, развивает и одна из самых крупных религиозно-политических газет «Русь державная», которая выходит под грифом «Православная народная газета» и издается при участии Русского национального банка. Все религиозно-политические издания адресуются широкому кругу не только верующих, но и всех политически активных читателей.

Религиозные организации не оставляют без внимания и детскую аудиторию. Московский Патриархат выпускает ежемесячный журнал «Пчелка». Уфимское епархиальное управление уже несколько лет издает красочный литературно-художественный журнал для детей «Купель», православная община Храма свв. бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине – цветной иллюстрированный журнал для дошкольников «С нами Бог». Занимаются изданием религиозных журналов для детей и общественные организации. Так, Российский детский фонд выпускает детский православный журнал «Божий мир».

Значительное место в системе православной периодики занимают литературно-художественные и философские журналы, которые издаются различными общественными организациями. По своей сути и содержанию это скорее религиозные, а не светские издания, так как здесь преобладают материалы религиозной направленности.

Идеи христианства развивает литературно-художественный, историко-краеведческий «Московский журнал». Это же направление является приоритетным в ежемесячном журнале художественной литературы и общественной мысли «Слово», который имеет специальную рубрику «Благовест», где публикуются материалы по церковной жизни. Больше половины объема занимают публикации на церковные и религиозные темы в литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Радонеж». Христианско-просветительское издательство «Аслан» совместно с христианским молодежным клубом «Осанна» выпускает литературный альманах «Свеча».

Целый ряд изданий занимается вопросами церковного искусства. Наиболее известные среди них – теоретический журнал «Хоругвь», выпускаемый Спасо-Андрониковым монастырем, и красочный иллюстрированный журнал «Храм», учрежденный Независимым фондом возрождения церковного искусства.

Религиозная печать постепенно формирует и расширяет свою аудиторию, предлагая читателям разнообразные издания в зависимости от возраста и интересов. С этой же целью создаются новые по видам и формам издания, в частности различные приложения (тематические вкладыши – «газета в газете», дайджесты, отдельные приложения.) Газета «Православный Санкт-Петербург» выпускает сразу две «газеты в газете». Одна из них – «Co-Весть» с подзаголовком «Сборник православных изданий»– является своего рода дайджестом, где публикуются наиболее интересные материалы других православных изданий – епархиальных, монастырских и т.п., которые не имеют выхода на широкую аудиторию. Другая «газета в газете» под названием «Горница» представляет собой «Собрание православных писателей» и публикует художественные произведения современных православных авторов и архивные материалы. С 1997 г. «Горница» стала выходить как самостоятельное издание. По мысли издателей, «Горница» в будущем станет аналогом «Литературной газеты» для тех авторов и читателей, которые видят в православии основу и суть русской культуры.

Несколько тематических вкладышей имеет и газета «Православная Москва»: «Миссионерское обозрение» с подзаголовком «Противосектантское издание», молодежное приложение «Лествица» и «Радуга» – «газета для детей и про детей».

Религиозная печать расширяет свою аудиторию и с помощью светской прессы. Некоторые светские издания выпускают специальные тематические приложения, посвященные вопросам религии. Например, газета «Первое сентября» имеет еженедельное приложение «Воскресная школа», которое адресуется «учащимся православных и светских школ, учителям, родителям и всем добрым людям». Как приложение к газете «Советская Россия» выходила «Русь православная», которая с 1998 г. стала самостоятельным изданием. Этот опыт развивает не только московская, но и региональная печать. В частности, «Амурская правда» с мая 1998 г. выпускает еженедельный религиозный вкладыш «Золотые купола» под грифом «Семейная православная газета». В «Слове к читателям» редакция сообщает, что свое издание адресует прежде всего людям неверующим, тем, «кто хотел бы узнать побольше о православии, о его истории, обычаях, обрядах и праздниках, о людях, посвятивших себя служению церкви».

Такого типа приложения, как правило, готовятся совместно с церковными организациями, представители которых входят в состав редакций, а нередко и возглавляют их. В издании газеты-приложения «Воскресная школа», например, деятельное участие принимает Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.

Газета-вкладыш «Золотые купола» выходит под духовным попечительством преосвященного Гавриила, епископа Благовещенского и Тындинского, а «Русь православная» издается с благословения ныне усопшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна.

Православную периодику представляют не только издания Русской Православной Церкви и разделяющих ее позиции общественных организаций. Со своим словом к читателям обращается старейшая в России Русская Православная старообрядческая церковь. В 1991 г. она возобновила свое официальное теоретическое и духовно-просветительское издание – журнал «Церковь», другое же ее издание «Старообрядческий вестник» заявляет свой статус как всероссийской газеты, хотя имеет небольшой круг читателей-единоверцев.

Одно за другим появляются издания Русской Православной Церкви за рубежом, которые тоже привлекают значительную часть аудитории. В России выходят церковно-общественная газета «Православная Русь», информационный вестник «Церковная жизнь», духовно-просветительские журналы «Русское возрождение» и «Благовестник», журнал «Русский пастырь» в помощь священнослужителям и «Трезвон» – красочный журнал для детей.

Очень активно развивается экуменическая миссионерская печать, которая в основном занимается духовно-просветительской деятельностью. Представитель этого направления христианской печати – иллюстрированный журнал «Русский паломник», учрежденный Валаамским обществом Америки. Этот старейший миссионерский журнал издавался еще в прошлом веке и возобновил свою деятельность в 1991 г. Он тоже ориентирован на православных христиан, но ставит перед собой более широкие цели – «сохранение и распространение древнехристианской монашеской мудрости вне всяких церковных разделений для всех 50 юрисдикции, исповедующих православную веру во всех странах мира».

Большую издательскую деятельность ведут и другие церкви, зарегистрированные на территории России. Их периодическая печать по количеству и видам изданий уступает православной, хотя их типологические группы практически одинаковы.

Федерация Союзов евангельских христиан-баптистов издает свой официальный орган – иллюстрированный журнал «Христианское слово», в котором освещается повседневная жизнь братства и отдельных поместных церквей. Церковь издает также научный, богословский журнал «Братский вестник», а ее Московская богословская семинария выпускает богословско-публицистический журнал «Путь богопознания».

Если эти издания в силу своей специфики имеют ограниченный круг читателей, то другой орган Союза евангельских христиан-баптистов – молодежная религиозно-общественная газета «Христианин и время» – рассчитан на широкую аудиторию не только своих единоверцев, но всех читателей, кого интересуют духовные вопросы. Кроме того, церковь евангельских христиан-баптистов издает первый и пока единственный в России христианский журнал для женщин «Мария».

Небольшую, но весьма стабильную аудиторию имеют издания Церкви христиан-адвентистов Седьмого дня. Ее Евро-Азиатское отделение совместно с журналом «Adventist Review» (США) издает в России информационный журнал «Адвентистский вестник» и бюллетень Заокской духовной академии Церкви АДС «По стопам Христа».

Свой официальный орган, духовно-просветительскую, благотворительную газету «Новый Иерусалим» выпускает Восточная Небесная Апокалиптическая церковь.

Разнородную и в типологическом, и в содержательном плане христианскую периодику дополняют издания католических организаций. Часть из них представляет собой информационные вестники, но есть издания и духовно-просветительского характера, которые в основном развивают экуменические идеи, публикуя материалы о проблемах христианского единства, роли католиков восточного обряда во вселенской Церкви, знакомят читателей с жизнью Римской церкви и западных христиан. Всего на русском языке и для российских читателей издается более 50 наименований католических газет и журналов, но в России печатается только несколько из них. В Москве выходят информационный вестник «С Богом» и бюллетень «Истина и жизнь». Кроме того, Апостольская администратура выпускает здесь ежедневную газету «Свет Евангелия» для католиков Латинского обряда и ежедневную молодежную газету «Встреча». Свой информационный вестник «Вифлеемская звезда» имеет новосибирская католическая община. Ежемесячный бюллетень духовно-просветительского характера «Любовь и истина» издает в Санкт-Петербурге католическая организация, объединяющая семьи Западной и Восточной Европы. Помимо католиков, в состав редакции входят и православные верующие.

Система религиозной печати России продолжает развиваться, хотя основные типологические группы изданий уже в целом определились.

В начало

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)