|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.ПономареваОт Матюшкиной:
Философия марксизма: Категория отражения для описания природы и функций психики Психика – высшая форма отражения, отражает объективную и субъективную реальность.
Пономарев - не только деятельностный подход и философия марксизма, а ряд других положений Центральная проблема исследования – эффективность подсказки, выявление условий, при к-ых наводящая задача оказывает свое подсказывающее действие.
Проблема психологического механизма решения творческой задачи (Пономарев) – проблема прямого (осознаваемого, вербализуемого) и побочного (частично неосознаваемого, невербализуемого) продукта. Если подсказка предшествует решению – побочный продукт -> не может быть непосредственно использована как средство решения задачи. Ориентировка отражает как прямой, так и побочный продукт. Но отсутствует уверенность в успехе, абсолютно необходима чувственная основа, испытуемые не могут обосновывать свои действия, если интервал между подсказкой и заданием большой – ориентировка разрушается. Гипотеза неоднородности продукта действия. Есть некий субъективный результат действия. Он состоит из побочного и прямого продукта. Побочный продукт мы не можем использовать как средство нашего сознательного действия. Отражение прямого продукта непосредственно используется как средство ориентировки.
Статья Леонтьева, Пономарева, Гиппенрейтер «Опыт экспериментального исследования мышления»: Процесс решения задачи имеет 2 этапа: · Нахождение адекватного принципа, способа решения, который прямо не вытекает из условий задачи. Это и есть наиболее творческое звено мыслительной деятельности. · Применение найденного принципа решения, проверка или преобразование этого принципа в соответствии с условиями конкретной решаемой задачи.
При изучении творческого звена - эксперименты с решением задач «на догадку». · требуют простых знаний, которые заведомо есть у испытуемых. · решение сразу не находится, т.е. условия задач сразу не актуализируют у испытуемых нужных связей, вызывающих применение адекватного способа решения. · если принцип решения найден, то его применение не составляет никакого труда. Т.о. этап нахождения принципа решения практически совпадает с этапом реализации этого решения. Эксперименты направлены на исследование условий, когда побочный продукт мб осознан. Задача Пономарева: испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы 4 точки, расположенные в виде квадрата. Нужно перечеркнуть их 3 линиями, не отрывая руки от бумаги, чтобы получился треугольник. Эксперимент заключался в том, что, взяв одну из таких задач в качестве основной, экспериментатор подводил испытуемого тем или другим дополнительным примером к ее решению. Т.о. решались другие задачи, которые выполняли наводящую роль. Наводящие задачи: предлагалось многократно и различными способами описывать вокруг квадрата треугольники. Результаты: ни многократное повторение отдельных упражнений, ни целые группы упражнений не дали положительного эффекта: основная задача так и не решалась. Т.о. наводящего действия не получилось. Зато выполнение такого задания после безуспешных попыток решить основную способно в определенных условиях приводить к ее решению «с места».
Чтобы состоялось наведение нужно: 1. сохранение длительного, стойкого интереса к задаче 2. заключение о неэффективности первоначального метода 3. относительная новизна и неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств 4. содержание в подсказке принципа решения основной задачи.
Стимулирующая задача – подсказка – выявляющая задача. Дополнительные следствия: l чем больше прямой продукт действия в подсказке удовлетворяет той или иной потребности субъекта, тем меньше вероятность переориентировки на побочный продукт и тем резче угасает поисковая детерминанта. l простота стимулирующей задачи – фактор, благоприятствующий преобразованию побочного продукта действия в прямой l простота наводящей задачи l чем менее автоматизирован способ решения подсказки, тем сильнее осознается побочный продукте тем легче осуществляется перенос. l чем более обобщенный способ в побочном продукте
Если, проще, то: Чтобы побочный продукт оказывал наводящее дей-е и стал прямым:
1) Побочный продукт не дб дан в кач-ве готового решения, 2) не дб автоматизирован 3) дб простым
Гиппенрейтер – 6 спичек, наводящая – разрезанные папиросные коробочки. Из 6 спичек нужно сделать 4 равносторонних треугольника. Нужно догадаться не решать в плоскости, выйти в объем. Наводящая задача – на небольшом фрагменте плоскости дают куски объемной папиросной коробки, разместить на данной поверхности, но они так не поместятся. Только если поставить на ребро!
рубинштейн – скорей всего творчество специалиста, когда человек владеет материалом. Пономарев – не специалист (интерпретация Матюшкиной)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |