|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аналогия и развитие хорологической концепции
Новая идеологическая форма – это аналогия. В аналогии как развивающемся идеологическом акте происходит дальнейшая трансформация сущности хорологической концепции. Идеологический результат, достигаемый аналогией, -- это очищение районирования от его конкретного содержания. Изучаемое явление объясняется исходя не из его внутренней сущности, а внешними средствами. Аналогия как попытка внешней аргументации в объяснении районирования означает недостаточную содержательность и формальный характер самого объяснения. Районирование в аналогии с исторической периодизацией есть прежде всего формально-логическая операция разложения целого на части: "Деление земли на части света, страны, ландшафты в логическом отношении соответствует периодизации, применяющейся в истории и исторической геологии; ибо в обоих случаях речь идет о том, чтобы разложить связное целое на части для того, чтобы лучше его понять и изобразить..."[61]. Недостаточная содержательность аналогии районирования с исторической периодизацией возвращает к предварительной научной постановке проблемы районирования. Такая постановка предполагает поиск различий между изучаемыми явлениями и его окружением: "...ни там, ни здесь нет всеобщего деления, потому что различные явления различно районируются..."[62]. Аналогия между районированием и периодизацией приобретает содержательный смысл благодаря выявлению различий между ними: "Но между делением в истории и делением в географии существует значительная разница. В истории речь идет о последовательности явлений во времени, о порядке следования их одно за другим (um ein Nacheinander), в географии – о пространственном сосуществовании явлений одного рядом с другим"[63]. Содержательное выявление этих различий вновь ведет к обострению методологического противоречия хорологической концепции – между пространственными и причинно-следственными, временными отношениями, которое выражается в понятии пространственного сосуществования. Пространственное сосуществование означает, с нашей точки зрения, автономность, определенную независимость явлений и предметов, объединенных географическим положением, находящихся рядом. Подобная автономность не подразумевает обязательных пространственных связей между явлениями. Отсутствие обязательных пространственных отношений – это отрицание всеобщей пространственной упорядоченности: "...порядок частей света, стран и ландшафтов произволен, ни одна из них не может претендовать на первенство. (...) Мысль, которая еще могла возникнуть у Риттера, о том, чтобы приписывать странам, расположенным в центре материка, господствующую роль в качестве его ядра и поэтому ставить их впереди, исходит из неправильного представления. Никакой табели о рангах для стран не существует."[64]. Тем самым утверждается идеологический характер хорологической концепции, поскольку не соблюдается основное научное требование – достижение, по возможности, всеобщей связности и упорядоченности для изучаемых явлений. Идеологический характер хорологической концепции проявляется также в отказе от рассмотрения временных отношений для достижения возможной пространственной упорядоченности стран и районов: "Для стран Европы установлен, в качестве естественного порядка, тот порядок, в котором они пробуждались к исторической жизни; но эта точка зрения – односторонняя и для природы стран не имеет значения. Само понятие о возрасте стран слишком неопределенно, чтобы можно было им руководствоваться"[65]. Таким образом, идеологическое развитие хорологической концепции приводит к двойному отрицанию обоих сторон методологического противоречия, содержащегося в ее основании (всеобщности и уникальности). Двойное отрицание означает исчерпание идеологической аргументации и идеологический кризис хорологической концепции. Постоянный повтор хорологической идеи уже невозможен, поскольку районирование, основное содержательное ядро концепции, перестает быть объектом строго научного, в классическом понимании, исследования. Невозможность дальнейшего эффективного идеологического повтора ведет как бы к самоуничтожению сущности хорологической концепции, понимаемой методологически как стремление к достижению географией основных параметров объективного научного знания. Районирование подменяется пространственной упорядоченностью рассматриваемых явлений. Если районирование можно представить как хорологически содержательный процесс, то пространственная упорядоченность есть лишь внешняя, формально-логическая сторона этого процесса. Требование пространственной упорядоченности не может быть спецификой географической науки, ибо оно – атрибут сознания как такового, включающего в себя пространственные представления.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |