|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
За первый семестр 1 страница1.Предм и метод ИГПЗС. Предм - это то, что изучает данная наука. Происхождение и развитие, сущность и последствие я, осн-е принц и институты гос-ва и права зарубежных стран. Наука - сфера чел-й деят-ти, целью кот-й явл-ся изуч-е предметов природы, их св-ств, отнош-й и закономер-й. Происх-е ИГП - это первичное возн-е ГП когда до этого её не сущ-ло. Становл-е ИГП - это тот отрезок времени, когда Г и П уже возн-ло, но ещё не оформилось. Формир-е - это процесс, когда г-во и П уже приобрело внешнюю форму выраж-я. Развитие- э то процесс измен-й, происход-х в явл-х гос-Пвой дейсвит-ти, их переход в новое сост-е. М. б. прогресс-м и регресс-м. Знач-е ИГП - это та роль, кот они игр-т в процессе разв-я чел-го общ-ва в урег-ии отн-й меж людьми. Принципы - основополаг-е идеи, исходящие начала, кот положены в основу г-ва и П. Институты - ист-я форма орг-ции и рег-я общ отн-й. Задача ИГПЗС - раскрытие общих закономерн-й процесса разв-я г-ва и П, его особ-й в отд-х странах. Методы ИГПЗС - способы познания и приёмы исслед-я, кот использ-ся для получ-я истинно доказательно- обоснованных знаний. 1)метод диалектич-й логики: ед-во и борьба VSополож-й, отриц-е отриц-я, переход от колич-х изм-й в кач-е. 2)метод конкретно-исторический. Позв-т выделять особ-ти той иной цив-ции, развитие в ней гос-но-Пвых институтов. 3)сравнит-й. Позв-т выявить общие закономер-ти в разв-ии цив-ии, гос-Пвых явл-й с 1 стор в 1 и то же время. 4)системного анализа. Изуч-т разв-е к.-л. 1 гос-Пвого института.
2. Цив/зационный и формац подходы к изуч-ю ИГПЗС. Т этногенеза Л. Н. Гумилева. Сущ-т несколько подходов к изучению ИГПЗС. Один из них: цив/зационный. Цив/зация- обособлен-й культурный тип, имеющий свою структуру (совок-ть составляющих ее элементов). Элементы цив/зации: произведения исск-ва, культура,технеология, картина мира, стиль мышления.Гл. принципы: поведение людей, мораль народа, религиозные верования.Исследователи, считающие основой стиль мышления делят Ц-ии на: традиц общ-ва и техногенные. Трад-е общ-во хар-ся гармонией с природой, религ сознанием, медл темпами изм-й. Техног-я цив-я-прямо VSоположна 1ой: динамичное развитие, идеал - все новое, природа - лишь ср-во достиж-я цели, антирелигиозна.Техногенные Ц-ии стали возникать в к.18в с появл-м машин, в ходе бурж. рев-й (в З.Европе). «-» теории в том, что в иннерционной фазе развития стиль мышления стан-ся как и в техног-й цив-и. Т локальных цив-й (Данилевский, Шпенглер). Суть: цив-ии живут, разв-ся, гибнут, не соприкасаясь с другими (т.е. сами по себе). «-»: чел-во все равно движется вперед и не мож не контактировать с др цив-ми. Теория стадиального разв-я: чел-во проходит неск стадий в своем р-ии: 1первобытное об-во, 2 4 имперская древность, 5 среднев об-во, 6 постсредневековье, 7 капиталистическая, 8 постиндустриальная. Теория постиндустр-го об-ва. Призн: создание сред. класса (его высокий мат. ур-ь), роботизация и компьютеризация, огр. роль чиновников и г-ва в регул-ии эк. отн-й. формационный подход - гл-е: разделение об-ва на классы (в соотв. с маркситской т): на эксплуататоров и эксплуатируемых. При этом в руках 1ых вся власть и богатство, а 2ые ведут VS них борьбу. Теория этногенеза: Пассионарные толчки – влияние космической энергии. Люди, попавшие под влияние одного и тогожк толчка начинают чувствовать себя единым целым, единым организмом-этносом.Пассионарный толчек –день рождения этноса и той цивилизации, которую этот этнос построит.Всех людей Гумилев делит на группы в зависимости от того, как на них повлиял толчек:1пассионарии(энергия в избытке), 2гармоничные (положительная система ценностей), 3 субпассионарии.
3.Переод-я ИГПЗС. Ист-я предмета. Вопрос о пер-ции ИГПЗС явл спорым. Не сущ-т единой всеми признанной пер-ции. Договорившись уч-е выработали пер-цию, но и ее можно восприн-ть т условно: 1. История Др Мира стран Др Вост и грекоримская цив/зация - 5 тыс лет до н.э. 2.Ср века ист-я зап Е - 5 век н.э. - до сер 17 в. 3.Ист норвого вр-ни - сер 17 в - 1-я мир война. 4.Новейш ист-я - 1914 - до наш дней. Но и в этой пер-ции сущ-т свои «-»: а\ неравнозначность периодов. б\ европоцентризм Историография предм ИГПЗС. Изуч-м пробл ист-го разв-я ЗС зан-сь мног уч-е-ист-ки не т в нашей стране но и в др странах мира. Среди них можно выд-ть Шпенглера,Ясперса, Гумилёва, Мейера, Лампрехта, Риккарта, Барта, Хорвитуа и др, кот влож/ множ ус/й для исслед-й ИГПЗС
4.Г-й и общ-й строй Др Ег-та. Общ строй. Господств-й класс др-ег-го общ-ва сост-ли рабовлад-я знать и жречество. Полож-е знатного ч-ка опред-сь 3 усл-ми: древн-ю рода, велич-й з/в-я, заним-й долж-ю. В к Др-го царства светск-я аристокр-я добилась почти полн независ-ти. В период Нового царства полож-е светской аристокр-ии меняется: она д б примир-ся с деспот-м господством фараона и его Пит-ва, с 1 ст-ны, и с выдвиж-м жречества — с др-й. Храмы и жрецы в отд-ти стали собств-ми огр богатств — земли и драг-й. Назнач-е на церк-е долж-ти стало произв-ся независ от пр-ва. Осн масса сельск нас-я Др Ег, сохраняя личн свободу, жила в деревнях в сельск общинах. Каждая принадлежащая к сельской общине семья владеет особ участком. В общем польз-нии общины - своб-е з-ли. Упр-е общиной осущ-ся общим собр-м, советом, старейшиной. Сельская община сохр-сь и после того, как возник-т класс-е об-во. Это объясн-ся тем, что з/делие б возм-но здесь т как орошаемое. При тех орудиях сооруж-е и поддерж-е оросит-х систем треб коллект-го труда. Гос строй. Во все пер-ды ист-и Др Ег его главой был фараон. Он счит-ся посредником меж землей и небом. Наслед-е престола осущ-сь в пределах 1 династии. Вл-ть фараона б в принципе неогр-й. Центр-е упр-е возгл-сь сановником, кот принято называть «визирем». Степень централизации вл-ти огромна. Визирь д знать обо всем, что имеет доступ во дворец, о сост-и крепостей; он отводит зем уч-ки; посылает окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы по всей стране; у него хранятся завещ-я; он рассм-т жалобы на беззакония. Помимо визиря ист-ки наз-т гл казначея начальника работ, обяз-ю кот было наблюдение за оросит-й сис-мой; сановника, регулир-го комплектование и снабжение армии. Гос апп-т огромен. Его деят-ть строго регламентирована. Уст-ны иерархия чиновников и порядок прохожд-я службы, внеочередные прохождения ступеней, присвоение званий и титулов. Особ инструкции предпис Пила обращ-я с секр док-тами. Уст отв-ть за разглаш гос тайны. Осн-е ядро армии составляли со времени Др царства проф-е части. Для военных экспедицийзапределами страны набирали и ополченцев. Сущ-ли полиция (явная и тайная), пограничная стража, спец-е охр-е отряды, служба охраны фараона и высших сановников. Главой суд вл-ти счит царь- фараон. Высш суд учр-м г-ва б 6 палат, главой кот называют визиря. В чрезв-х случ фараоны назначали особ суд коллегии. В период Нового царства суд вл-ть осущ-тся особыми коллегиями — кенбетами: центр-й, окружными, городскими. Помимо гос-ных судов сущ-ли суды храмовые. Местное упр-е было сосредоточено в руках областного нач-ка, номарха и его чин-в.
5.П Др Ег-та. Ист-м П в Др Е первонач б обычай. С развитием г-ва активной стан-ся законодат-я деят-ть фараонов. П собст-ти. В Е сущ-ло неск видов зем-х влад-й. Б земли гос-е, храмовые, частные и общинные. Рано возникло крупное з/в-е. В кач-ве крупных з/в-в выст храмовые хоз-ва и царские вельможи. Они м совершать разл рода сделки с землей. В деревне развитие частн собст-ти шло медл. В кач-ве сдерживающего фактора здесь выст община. Но ист-ки показ-т, что уже в период Др царства общин земли переходят из рук в руки. Движ им-тво — рабы, рабочий скот, инвентарь — намного раньше перешло и частные руки и б предметом разл сделок. Обяз-ва. Др-ег-е П знало ряд дог-в: дог займа, найма, купли-прод, аренды земли, поклажи, товарищ. Вследствие особой ценности земли в Египте б создан особый порядок ее перехода. Этот порядок предусматр соверш 3 актов: 1 заключ в достижении соглашения меж продавцом и покуп-м о предмете дог и производстве платежа, 2 акт носил религ хар-р и заключ в даче продавцом клятвы, подтвержд-й дог-р; 3 акт предст соб ввод пок-ля во владение, что вело к переходу П собст-ти на з. Постеп 2 акт перестал совершаться. Брачно-сем отн-я. Брак заключ на основе дог, от имени мужа и жены. Дог опред-л и Пвой режим им-ва, принес женой в виде приданого: оно оставалось собст-ю жены, допускалась и передача жене всего имущества семьи. В Ег долго сущ-ли пережитки матриархата, что сказ-сь на высоком полож женщ в семье. С теч вр-ни, по мере укрепления П мужа, он стан-ся главой семьи, и ж утрач прежнее рав-во с мужем. В Ег свободно для обеих сторон осущ-ся развод. Египетское П знало наслед-е по з-ну и по завещ. Насл-ми по з-ну б дети обоего пола. Завещ могли составить как муж, так и жена. Уг П и процесс. Ег-му П был известен шир круг деяний, признаваемых прест-ми. Наиб тяжкими счит-сь посягат-ва на гос и общ-й строй (измены, заговоры, разглашение гос тайн). В таких случ отв-ть наряду с виновником нif все члены семьи. Сурово наказ прест-я религ хар-ра (уб-во священных животных: кошки, совы). Среди прест-й прот личн-ти ист-ки наз-т уб-во.Тяжким прест-м счит наруш-я устан-х Пил лечебного искусства в случ смерти больного. Среди имущ прест-й ист-ки наз кражу, обмеривание, обвешивание. К прест-м VS чести и достоинства относ/сь прелюбодеяние, изнасил. Суровые нак-я преследовали цель — устрашение. Очень распростран нак-м б см казнь. Прим-сь членовред нак-я: отрез носа, ушей; избиение палками; заключ в тюрьму. Процесс по уг-м и гражд делам осущ-ся одинаково и нач-ся по жалобе потерпевшего. В кач-ве доказательств служ/ свидетельские показ, клятвы. Примен пытки. Делопр-во нос. письм. хар-р.
6. Гос и общ-й строй в Древних гос-ах Месопотамии. Еще в 4 в. до н.э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом начало развив-ся земледел-е, связанное с провед-м ирр-х работ. Первые города стали возникать здесь в к4-н3 тыс. до н.э. В 25в. до н.э. вл-ть перешла к правителям - лугалям Ура, религ-м и культ-м центром кот б Ниппур. Др центр - Аккад, располож-й на бер Евфрата стал центром первого пол-го объед-я сев-й и юж-й частей Двуречья. Крупнеишим по св пол-му влиянию в рег-не стала Др Вавил-е царство 19в. до н.э. Вавилон, достиг св соц-но - эк-го и пол-го расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). Соц структура месопотамского общ-ва отлич-сь сложностью, кот б связ с многоуклад-м хар-м эк-ки, незавершенностью процессов образ-я классов, с ранним и относит-но выс-м ур-м разв-я тов-ден отн-й. Наиб четко выд-сь рабовлад-цы и рабы. Граница соц-эк-х развитий чётко проходила меж господила меж господст-й верхушкой, не прин-й уч-я в производст-м труде и общинниками-з/д-ми. В П Вавилона выд-сь 2 группы своб-х: авилумы и мушкенумы (лица более низкого соц статуса). В П Месопотамии слож-сь пон-е тамкар - ростовщик, кредитор, торг-ц. Гос строй. В М наиб ранней формой гос орг-ции б города-г-ва, во главе кот стоял правитель-царь (энси / лугаль).Правитель гор явл-ся главой общинного культа, ведал ирригац-м, храмовым и др общ строит-м, предводит-л войско, председат-л в Совете старейшин / на Нар-м собр-и. Наиб степень концентрации царск вл-ть достигла в Древневав-м царстве, в кот склад-ся 1 из разновид-й Вост мон-ии. Хамм-пи польз-ся формально неогранич-ми зак-ми полн-ми. Он выст-л главой большого управленч-го апп-та. В его руках сосредотач-сь обширн хоз-е ф-ции. Старана б разд-на на обл-ти, нах-ся под упрвл-м царских чин-в шакканаккум, отвест-х за сбор налогов, поддерж-е пор-ка, созыв ополч-я, а тж контролир-х, назна-х глав общин - рабианум. Некот, самые древн города в Вавилоне м иметь особ юр статус, поскольку рассм-сь как наход-ся п/защ-й мест-го бож-ва. Отн-е VS центр-й вл-ю и храмами б сложны и VSречивы лишь при Хаммурапи храмы почти полностью б п/чинены в адм-м и хоз отн-ии царю, кот-й назначал а них жрецов и адм-в.
7. Право Древнего Вавилона.Кодекс Хамм-пи. 1 из древнейших пам-в П Двуречья - сост-л основу ж древневавилонского царства. Им-е отн-я. Собст-ть на з имели царь, храмы, общины / част лица. Особ подробно регламент-ся Пвое полож зем-го уч-ка (илкум), выдел-го воину. Царь мог отнять так землю у влад-ца, она не перех по насл-ву, if на насл-ка нельзя б переложить ту же службу. Общинная з-ля нах-сь / в коллект владении / во влад частносем-м. Своб-й общинник-кр-н мог продавать, менять, перед по насл св уч-к. Но он терял зем уч-к, др П, if порывал с общиной. Земля не стала в этот период предметом купли-прод. Значит-е число ст ЗХ посвящено дог-м, в частн дог займа, ростовщич-м операциям. Несостоят-е должники вынужд б отдавать / свою землю, кот заклад-сь в обеспеч-е долга, / членов своих семей к кредитору. При дог-ре личного найма провод/сь различ меж наймом лиц благородных профессий: врачей, строителей — и наймом с/х-х раб-ков, а тж при найме свободными рабов. Наем чужого раба рассм-ся как наем им-ва. Дог-ры поручения, хранения, товарищ-ва чаще заключ-сь в сфере торг-х отн-й, в кот особ ярко выступали в ЗХ 2 фигуры: тамкар-ростовщик и шамаллум, его торговый агент. Рег-е брачно-сем отн-й. Семья имела патриарх хар-р. Но вавилонск жен-ну нельзя назвать полн бесПной. Она могла быть свид-м, заключ сделки в присутствии мужа / сына. В сем отн-я со своб-ми могли вступать и рабы, что влекло за собой опред-е смягчение их полож-я. Брак скрепл-ся дог-м, стор-ми в кот чаще всего выст-ли жених и отец невесты. Жена м потреб-ть особого дог-ра с мужем, лишающего его П заложить ее за долги. 1 из усл-й брака б выкупная плата, вносимая женихом семье невесты в кач-ве компенсации за потерю рабочей силы. Наруш-е брач дог-ра со стор жениха влекло за собой потерюим задатка и выкуп платы. Запрещ кровосмесит браки. Муж мог открыто сожительствовать с рабыней, но и узаконить детей от сожительства с нею по собств усмотрению. Т длящаяся измена мужа давала жене П на развод — уход в дом отца со своим приданым. Развод был возможен для мужа тж при опред усл-х. Он мог покинуть бесплодную жену, дав ей выкуп и вернув приданое. Заболевшую жену муж д б содержать в доме до смерти. Отец не имел П жизни и смерти над своими детьми. Муж мог подарить поле, сад св жене, т.е. нач-т разв-ся насл-е по завещ-ю. Общим же Пилом б наслед-е по з-ну т в пределах семьи. Сыновья насл-ли после отца в равных долях, дочери получали приданое. Прест-я и нак-я. ЗХ не содерж норм, закрепл-х общие принц УП. Причин-е умышл-о / неум-но смерти др нак-сь смер-ю прест-ка / его родст-ка. Н УП призн возм-ть объект-го вменения. В ЗХ особо опасные для общ-ва Пнар-я кар-ся см казнью. Прест-ки тж обращ-сь в рабство, изгонялись из общины, штрафовались. Среди прест-й VS личности выд-т умышл-е / неумышл уб-во, телесн повр-я, оскорбл. Прест-я VS собств-ти. Особо охр-сь собст-ть дворца / храма. К имущ прест-м относ/сь кража, грабеж. Уже упом-сь тж об особых воинских прест-х и должн-м прест-ии судьи. Тяжесть членовред нак-й, размер штрафа завис от соц-го полож-я прест-ка и потерп-го. Суд процесс. Четких различий меж уг-м и гр-м судопр-м в ЗХ не б. Дела м возбуждаться гос органом, if речь шла о прест-х, кас-ся дворца, храма, / же по общему Пилу — частными лицами. В больш случ истец / потерпевший д бсам доставить ответчика / обвиняемого в суд. Важн спос док-я были свидет-е показ-я, особ if они сопровожд-сь клятвой, ордалии. Суд дело счит законч-м после выдачи судьей док-та, кот он не мог изменить. Приг о см казни и членовр нак-и привод/сь в исполн-е немедл и публично.
8.Древние государства и законы народов Западной Азии. Древние цивилизации и государства хеттов, ассирийцев и персов расположены в той части Азиатского, а точнее, Средиземноморского региона, которую историки назвали землями Благодатного полумесяца.Являются зависимыми цивилизациями. Цивилизация древних ассирийцев отнесена к разряду дочерних (родственных) цивилизационных семейств, вобравших элементы шумеро-аккадской, египетской и эгейской цивилизаций, и потому получила обобщенное название сирийской цивилизации.Зороастрийцеы — последователи религиозного реформатора Заратуштры, распространившего религию огнепоклонников на обширный регион.Зороастрийская традиция предстает прежде всего как традиция обычного права с преобладанием элементов обрядности, божественно внушенной строгой морали и преобладанием нерасчлененных общих норм. Наибольшую трудность составляет отбор источников права, поскольку ни Авеста, ни дошедшие до нас ее составные части не являются источниками права в узком формально-юридическом смысле этого слова. Хеттская держава и ее законы: Хетты были наследниками политического опыта городов-государств Малой Азии. После завоевания Сирии и Вавилона они стали господствовать на территории от Средиземного моря до Персидского залива. Помимо царя и собраний знати большие властные полномочия были и у царицы, которая вершила суд в качестве соправи- тельницы. Царь был многовластным правителем — хозяйствующим, законодательствующим, командующим в войнах и отправляющим судейские и культово-обрядные обязанности. Земли делились на царские и общинные. Широко практиковалась раздача земель в виде служебных пожалований. Хеттские законы. Сравнительно высокий уровень законодательной техники в регулировании мер наказания за типичные для древних обществ преступления и о гораздо большее внимание к путям и способам компенсации за причиненный ущерб. Различали умышленное и неосторожное причинение вреда. Достаточно дифференцированным выглядит перечень наказаний за кражу из дворца правителя. В законах более позднего периода понятия справедливого возмещения вреда обретают новые контуры-новохеттские законы Правосудие у хеттов осуществлялось на основе судебных прецедентов. Имело место также совмещение обязанностей начальника гарнизона и судьи. Обычно созывались все жители, имеющие жалобы и основания для иска, включая рабов, служанок и женщин. Решение выносилось на основе справедливости. Если дело было сложным, его передавали царю. Если кто-либо противился приговору царя, то уничтожалось его хозяйство, если противился приговору сановника-наместника, то отрубали голову. Ассирийские законы:свидетельствуют о редкой жестокости в назначении наказаний за малейшие провинности. Женщин продавали, как скотину или как рабов. Должников также продавали в рабство в чужую страну. Своеобразие ассирийских законов состояло в том, что они излагались в особой манере: каждая из глиняных табличек представляла собой своеобразный кодекс, регулировавший некую комплексную отрасль правовых отношений и требований. В суде занята целая судебная коллегия из шести судей с писцом-помощником, использующая письменные свидетельства по делу. Однако уголовные и гражданские дела все еще не Решение подписывалось всеми судьями.Они проставляли свои печати, писец суда тоже ставил свою печать. Авеста — главная священная книга зо- роастрийцев. В устной форме долгое время использовались древнейшие тексты, прежде всего Гаты(стихотворн.резюме), приписываемые Заратуштре. До нас дошли две редакции Авесты. В первой она предстает сборником молитв на так называемом сакральном авестийском языке и алфавите. В него входят еще две части — Висперед и Ясна.Вторая редакция включает те же части, но в ином расположении — не для чтения, а для систематического изучения. В Авестийском писании нашли выражение идеи необходимости обеспечивать мирные условия существования оседлого скотоводства и земледелия под началом сильной власти и путем решительной борьбы с соседями-кочевниками, а также проповедь единобожия, необходимости и святости постоянной борьбы с врагами, борьбы добра со злом, правды с ложью.
9.Гос-й и общ-й строй Др Индии.Общ-й строй. Сущ-ло 4 сосл-я (варны). 1 - варна жрецов-брахманов. 2- военная знать- кшатрии. Эти варны сост-ли господст-й класс. Осн-е знятие брахмана - изучение священных книг, уч-е в суде и упр-нии, выработка з-в и предпис-й. Кшатрии — это светская аристократия. Из ее среды выход/ цари, военнач-ки. 2 др-е варны — непривилег-е. Принадл-шие к третьей варне вайшьи б кр-ми, ремесл-ми и торговцами. 4 варну сост-ли шудры. В их среде— бедные, оставившие общину кр-не, чужаки. Принадл-ть к варне опред-сь рождением. Переход из 1 варны в др-ю б воспрещен. Касты возникали в пределах старых варн. Почти исчезли кшатрии, вытесненные профи армией. З/д-цем стан-ся уже не вайшья, а шудра. Шудра мог иметь семью, его дети насл-ли им-во. Но он не свободен. Как член варны шудра на ступень выше раба. То, что для раба могло б исключ-м (семья, им-во), для шудры — обычное сост-е. Презираемые профессии б участью «неприкасаемых». Всякий, кто принадл-л к «чистым кастам», не мог иметь с ними общения. Презир-ми проф-ми б: мясник, охота, рыболовство. Оскорбленный неприкасаемым, чистый индиец имел П самосуда. Гос строй. Первые крупные г-ва стали склад-ся в 6-5вв. до н.э. Впоследствии созд-ся империя маурьев (ИМ). Своего наивысш расцвета достигла в III в. до и. э. ИМ склад-сь в рез-те войн. В состав ИМ б включ ряд полуавт-х г-в, сохр-ших св орг упр-я, обычаи. В ИМ не прекращ-сь борьба 2 тенденций: к уст-ю единодержавного Пления и к раздр-ти. Последняя в II в. до н. э. побеждает. В ИМ вл-ть царей не б деспотической. Она сдерж-сь полож-м в г-ве господст-й насл-й знати, устан-ся традиц-ми религ-этич-ми Нми. Царь д б вып-ть обяз-ти. 1 из гл-х — охрана подданных. Защищая народ, царь мог заставить его платить налог — бали. Царю вверялось тж осущ-е Псудия с пом-ю опытных брахманов. Важн ф-цией царей б орг-ция публичных работ, освоение и заселение царских земель, строит-во ирригац-х соор-ний. Все царские чин-ки дел-сь на группы центр-го и мест упр-я. Особ место заним советники царя — высшие сановники (мантрины, махаматры). Из советн-в царя состоял и совещат-й коллег-й орган — мантрипаришад.Т часть терр-ии империи нах-сь под непосредст-м упр-м царя и его двора. Самой крупной адм-й ед-й б провинция. В ф-ции Пителя провинции входила защита её терр-ии, охрана пор-ка, сбор нал-в. Менее крупной адм-й ед-й б округ, возгл-й окружным нач-м. Сущ-ло 4 вида сельских областей, сост-х из 800, 400, 200 и 10 селений. Наиб-ее важ-е вопр внутриобщ-й ж реш-сь на общинных сходах. Общественно-экономический строй империи Маурьев: Об экономической жизни, общественных отношениях, идеологии и культуре древней Индии второй половины I тысячелетия мы знаем значительно больше, чем о предыдущем периоде, так как.письменные источники гораздо обильнее и более определённо датируются; к сожалению, археологические данные всё ещё скудны. К этому периоду относятся первые попытки кодификации норм обычного права, дающие ценнейший материал, освещающий жизнь индийского народа с различных сторон. Одним из таких сборников является «Манавадхармашастра», обычно переводимый как «Законы Ману», так как составление этого сборника приписывается прародителю людей — Ману. Окончательно он сложился около начала нашей эры, но основной материал относится к периоду, значительно более древнему. В это же время появляются трактаты по различным вопросам. Самым важным из них является «Артхашастра» — «Наука о политике» — руководство царю в управлении государством; составление «Артхашастры» приписывается главному советнику Чандрагупты Каутилье, и весьма возможно, что какое-нибудь его сочинение этого рода легло в основу того трактата, который дошёл до нас. Много данных об Индии этого времени имеется в буддийской и джайнской религиозной литературе, а также в работах греческих и римских авторов. От этого периода осталось значительное количество надписей, которые расшифрованы и содержат важнейшие сведения. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы.Сельское хозяйство достигло высокого уровня. Продолжало развиваться и совершенствоваться ремесло. Торговля была относительно развитой.
10.Право Древней ИндииЗ-ны Ману. Им-е отн-я. ЗМ свид-т об имущ-м рассл-и др-инд-го общ-ва. Это рассл-е затрон и область поземельных отн-й. Предпис-я 3М напр-ны на охрану П собств-ти и на разл-е виды движ-го им-ва. ЗМ закр-т 7 зак-х спос приобрет им-ва: путем передачи вещи по насл-ву, получ-я ее в дар, покупки, завоевания, ростовщич-ва, исполн-я работы, а тж получ-я милостыни. Превые 3 спос были доступны для всех варн, а 4— т для кшатриев, 5 и 6— для вайшиев,7 — привилегия брахманов. Вещь м б приобрести по давности влад-я. Дог возн-т т в силу добровольного, сознат-го соглаш-я сторон. Недейст-ми явл-ся дог-ры, закл-е рабами, кроме тех случ, когда они закл-ны в пользу хозяина. Дог-р займа. Кредитор имел фактически неогранич-ю вл-ть над долж-м. Допуск-сь такие ср-ва получ-я долга, как хитрость, принужд-е, сила. Особ место в П заним дог личного найма. Наемн раб-к, не выполн-й работу, подвергался штрафу. Для дог-ра к-прод хар-м б то, что кастовые барьеры накладывали ряд огранич на возм-ть заним-ся торговлей предст-м высших варн и на торговлю людьми. Дог-р к-пр-жи м б расторгнут в теч 10 дней после закл-я без всяких причин. Прест-я и нак-я. Выд-т след-е прест-я — клевета, оскорбл д-вием, кража, игра в кости и битье об заклад, нас/е, прелюбодеяние. Гос прест-я — д-вия, напр VS царя и сущ-го режима. В числе прест VS личн-ти в ЗМ выд-т убийство и тел-е поврежд-я. Нак-е за них завис от их тяжести, от соц-го полож-я прест-ка и потерп-го. Оскорбл-е словом / д-вием. Среди прест-й VS собст-ти различ грабеж, присвоение чужой собст-ти в присутст собств-ка с прим-м нас/я. Нак-е за кражу опред-ся в завис от того, что и в каком кол-ве б похищ, а тж в завис от сосл принадл-ти вора. Соучастниками прест-я счит-ся даже брахманы, получ-щие вознагр-е за исполн-е жертвопринош-я из рук вора. Спец перечня нак-й в З-х нет. Это см к-нь, членовред нак-я, штрафы и позорящие нак-я (наложение клейма). Религ-я кара назнач за самые разл проступки: от наруш-я обрядности до соверш-я прест-х д-вий. Рег-е бр-сем отн-й. Ж-на нах-сь в подчиненном полож. Здесь сущ-ла патриарх-я семья. Гл назнач-е ж-ны — рожд-е детей, забота о семье. Многоженство б разр-но. Суд процесс. Носил в осн состязат хар-р. Потерпевший / кредитор д б сами привести ответчика в суд вместе со свид-ми. Не доп-сь в кач-ве свидет-й лица, заинтерес-е в иске, родств-ки, враги. Т в исключит-х случ-х могли свидет-ть рабы, старцы. Свид пок-я судья д б проверять, за искл дел, кас-ся нас/я, воровства. Казнить вора царь мог т в том случ, if были найдены прямые улики прест-я. Др-ми ср-ми доказ-я б клятва, испыт-е огнём, водой. Кастовый строй. Сущ-ло 4 сосл-я (варны). 1 - варна жрецов-брахманов. 2 - воен знать- кшатрии. Эти варны сост-ли господст-й класс. Кшатрии — это светская арист-я. 2 др-е варны — непривилег-е. Принадл-шие к третьей варне вайшьи б кр-ми, ремесл-ми и торговцами. 4 варну сост-ли шудры. В их среде— бедные, оставившие общину кр-не, чужаки, отпущенные на волю рабы. Касты возникали в пределах старых варн. Почти исчезли кшатрии, вытесненные профи армией. З/д-цем стан-ся уже не вайшья, а шудра. Вайшья—это торговец, купец. С теч-м времени принадл-ть ч-ка к той / иной касте стан-ся насл-й. Презираемые профессии стали участью «неприкасаемых». Кто принадл-л к чистым кастам, не мог иметь с ними общения. Презир-ми профессиями были: мясник, охота. Оскорбл-й неприк-м, чистый индиец имел П самосуда.
11.Гос-й и общ-й строй Др Китая. Общ-й строй. 3 слоя: привилег-я Пящая род-я арист-я, сост-я из верх-го Пителя, его родст-в и приближ-х, местных Пителей; своб кр-не - общинники; бесПе рабы. Земля принадл-ла общине. В связи с разв-м гос апп-та в чжоусском Китае нач-т склад-ся ещё 1 привелег-е сосл-е - чин-в разл-х рангов, сущ-х за счет ренты-налога, получ-й в форме кормления с опред-х общин. В 6 - 5в. до н.э. в рез-те разлож-я общ-й собст-ти на з-лю склад-я крест-е частное з/в-е. К 3в. в К склад-ся развитая сист част з/в-я. В осн-ю массу нас-я вход/ раб-ки, лишённые собст-ти на з-лю: арендаторы-издольщики из своб-х безземел-х и малозем-х кр-н, рабы, крепост-е, наёмные раб-ки. Более высокий класс сосс-л из знати, чин-ва и из незнатных крупных з/в и купцов. Выд-ся еще 1 соц-й слой - непривилегир-х своб-х мелких производит-й, собств-в ср-в пр-ва — кр-н и ремесл-в. Гос строй. Возг-л г-во царь - ван. Центром упр-я в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая система упр-я замыкала на дворце всю деят-ть по обслуж-ю вана и по упр-ю гос делами. Близко к вану стоял цзай — уПитель, кот ведал дворц ремесл-ми, следил за храмами предков вана. Особ место при дворе зан-ли шаньфу (стольники), обслуж-щие личные нужды вана, выполн-щие деят-ть по выполнению его разл адм-х и военных поручений. Ряд должн-й б связ с выполн-м ф-ций контроля над хоз-ной деят-ю в г-ве. По образцу двора вана строилось упр-е и в независ-х уделах. Адм-я в уделах возгл-сь удельными Пителями — чжухоу, они опирались на советников и помощников. Пителей уделов собирал ван для обсужд разл вопросов. Позже в Китае склад централиз-е империи, кот по своей гос форме б восточн деспотиями. В конце III в. до н. э. в империи б создана сист 20 чин-чьих рангов, соот-но кот-м чин-ки занимали долж-ти и пол-ли жалованье. Вл-ть мон-ха обожествлялась. Важ место в гос апп заним органы, кот б связ с ритуалом и обрядами. В руках царя сосредоточ полнота военной и законод-й вл-ти. Он был высшим судьей, стоял во главе военно-бюрократич апп-та, назн всех высших чин-в центр и местного апп-в. Центр апп империи включ в себя ряд ведомств: финанс, воен, суд, обрядов, с/х, вед-во императ-го двора, дворц стражи. Главы ведущих ведомств приглаш на совещ-я к имп-ру, на кот обсужд-сь важн вопр гос ж. Особ роль в г-ве отвод военному ведомству, возглавляемому тайвэем, к ведению кот относ комплектов армии, назначение военных чинов и пр. Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чин-ки этого вед-ва стояли на страже порядков как в центре, так и на местах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |