АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

За первый семестр 7 страница

Читайте также:
  1. I курс II семестр
  2. I семестр 2015-2016 учебного года
  3. I семестр обучения
  4. I семестр. 52 час.(36 час. лекций, 18 час. семинаров)
  5. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  10. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  11. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  12. IX. Карашар — Джунгария 8 страница

 

56.Основные черты права средневековой Японии. Для феод Я хар партикуляризм, повсем распр норм обыч П. Самый ран пам-к – Конституция Сетоку-тайси 604г (17 ст, сод наставл, мор заветы правителей своим чин-кам). Введ надельн сист, дел об-ва на ранги прив к появл кодексов. Первый – Кодекс Тайхорё, гл ц к-го б упорядоч надельн сист. В нем фиксир размеры крест наделов и обяз-ти кр-н. Закреп разл П режим д/ казен, частн земель, разл катег наделов. Спец полож об аренде казен земли. Кодексы сегуната напомин импер кодексы. Пис в форме наказрв, рекомендаций. Шир распр-е приобр практика сегунских указов и спец инструкции чин-кам – судьям. Крупн свод Зв первого сегуната – Уложение годов Дзёэи 1232г. закрепл нормы самур «кодекса чести», часть уложения посв нормам угП. Закр общ пор наслед земли. Особ место заним Кодекс годов Кэмму 1334 – 1338г. Первонач сост из 17 статей, потом б доп. Напис в форме ответов учен монахов на вопр основателя второго сегуната. Призн тяжел полож яп податных кр-н, терпящ произвол самураев. Особ вним уделено взяточн-ву и отв-ти за него. Он дб обеспеч стаб-ть вл сегуна. Примером з/д-ва, к-е уст сист сосл статусов отд гр насел, в соотв с к-й закрепл обяз-ти насел и отв-ть за их наруш, б Закон 18 статей сегуна Иэясу 1615г. Наиб уг-П напр-тью отлич Кодекс из 100 статей 1742г. Сосл-кл хар-р угП. Несовершен клас-ция прест на 8 гр: VS член семьи; VS действия чин-ков; вор-во и грабеж; драка и неправильн донос; обман и мошен-во; бегство из под ареста и бегство из тюрьмы с пом пролома. Предусм особ гр прест, не подход под эти наименования. Наказ нос устраш, жест хар-р (удушен, обезглавл с выставл головы на всеобщ обозр). Наказ градир по степ, к-е соотв тяж-ти прест. наказ дел на общ и исключит (для гр и воен чинов, священнослуж, женщ). Принцип объективн вменения, отсут пон вины, невмен-ти. Особ вним к вопр защиты собст-ти, а не лич-ти. Узакон кровн месть, самосуд. Практика безнак детоуб-ва, особ в крест семьях. Суд проц рано приобр хар-р инквиз-го.

 

57.Общ и гос строй средневек Индии. Делийский султанат. Империя Вел моголов. В 13в в рез завоев Сев Инд армиями чужезем феод-мусульман склад феод гос-во – Делийский султанат, а в 16в – империя Вел моголов. Феодал-ция инд об-ва сказ на перестройке сосл-каст иерархии. Стар 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры) сохран, но измен. Они трансф под влиян нов каст делен. В брахм и кшатр касты вход брахманы-землевлад, правящ династии индусских феод княж-в, предст-ли адм-налог апп, воины-землевлад, полноправн общин-ки. Варна вайшьев стала обозн сосл орг-цию купцов и ремесл-ков. Касты шудр сост из обедн землевлад, держателей земли от общины, ремесл. Самая низш гр «неприкасаемых» каст вкл бесправн аренд-ров и слуг общины. Массов обложен налогами всех местнх землевлад. В Делийском султанате б знач расшир фонд гос земель, сост из земель халиса, доходы с к-х шли на содерж правящ верхушки, и земель икта, передав в держан мусульманам на услов несен воен службы. Сущ и частн феод собств-ть (мульк). Земли икта постеп превр в земли мульк и поэтому сокращ земли халиса. В Могольской Индии значит часть гос собств-ти на землю б перед в кач-ве условн пожалования земли крупн мусульм феод-м. Терр Могольской Инд дел на часть, где общ-ки-кр-не экспл-сь гос апп-м, и на часть, где экспл-сь через средн и мелк феод-в. По мере распада Могольской Инд усил вл местн феод-в. Склад вассально-ленное землевл-е. Инд 6-12вв – совок-ть многочисл гос-в-княж-в. Они объед в более крупн образ-я, во гл к-х стояли махараджи (гл князья). Княж трон наслед сыном или перед преемнику. В нек мелк княж-вах князья избир. Махарадже помог сов-ки (мантрипаришад). Всл захв Индии мусульманами в 13в образ Делийский султанат, а в 16в – Имп Вел моголов. При монарх форме правл, в сист орг гос вл и Дел султаната и Мог Инд б много общего, т.к. гос упр стр в соотв в ислам религ доктриной. Вл гл гос-ва (султана, падишаха) – наследств-я, сам м назн наследника престола. Обяз-ти правителя: охр ислама. Облад высш з/д и суд вл. Высш чин-к, втор лицо – везирь. Провод в жизнь приказан султана. Нередко облад всей полнотой вл. Центр упр: спец правит вед-ва – диваны. Больш роль игр личн секретарь падишаха и особ чин-к (рассм указы). Воен вед-во: учет воен силы, числ-ти наемн войска, личн охр султана / падишаха, зем и ден пожалований. Во гл – гл интендант и казначей. Фин вед-во: учет и сбор поступл в гос казну. Особ вед-во: во гл – мирсамана. Сведен о назнач всех чин-ков, о получаем ими суммах, зем пожал-х. Гл дух и суд упр: назнач судей. М возгл сам государь / доверен лицо. Нет четк разгранич м/д придвор сановниками и гос чин-ми. Двор – центр пол жизни. Особ роль у дворц управителя. Все слуги им воин зван и ранги.

 

58.Осн черты П ср/век-ой Индии. Пая сист феод Индии п/верг-сь значит измен-ям п/ влиян мусульм П. Сфера примен-я местн П, П дхармашастр значит-но сужена по кругу лиц и отн-ии. Уг дела стали рассм-ся мусул-ми судьями на осн н-м мусул-го П, кот примен-сь ко вс жителям завоев-ых мусул-ми терр-ий. Все то, что счит-сь непоср-но связ с религ - брач-сем отн-я, насл-ие, д-ть религ учр-ий, регул-сь персон-ми Пми сист-ми: мусул-им Пом, если речь шла о мусул-не, и индусским П, если дело касалось индуса. В Индии нач-ся процесс переосмысл-я древн П дхармашастр - комментарии, трактаты - позже они стали игр роль гл источников индусского П. Коммент-сь З-ны Ману, Медхатитхи, Гавиндараджи... Неоднокр-но коммент-сь известная дхармашастра - Яджнавалкья. Митакшара - сам распр-ый коммент-ий на нее 11 в. Виджнанешварой дал название одной из 2х главн школ индусс П. Основателем др школы - Даябхаги, получ-шей распр-ие в Бенгалии и Ассаме, б Джимутавахана, созд-ший в 12 в нибандху (тематич-ий сборник цитат по опр инст П), в кот-ой по-иному, чем в Митакшаре, реш-сь некот вопр-ы насл-ного П и раздела им-ва в больш индусс неразд-ной семье. Коммент-ии б вытесненв гос-ми уз-нениями. Комментаторы стрем-сь к унификации П. Обычай в ср/век-ой Индии оставался 1 из важн источ-в П. Шир исполь-ся н-мы обыч П, коммент-ры приспосабл-ли теоретич-ки неизменное священное П дхармашастр к нов усл-ям. Многие обычаи б введены коммент-рами. Инд П могло вып-ть на протяж-ии веков важн интегрир-ую роль в многоязычн, этически разнородной, раздробл-ой на протяжении столетий Индии, тол приспосабливаясь к местн обычаям, специфич-им н-мам повед-я лю-й. Даябхага и Митакшара посвящены регул-ию отн-ий в семьях, а тж отн-ий членов эт семей к др лицам, а тж отн-ям собст-ти. В феод индусс П получили разв-ие и др специфич инст П, кот-ые, как и П Митакшары, сохр-ли в Индии до наст вр-ни св регулир-ую роль. Напр, инст собст-ти «богов», ьлаготворит-х учр-ий, создаваем за счет религ-х пожервований. Собст-ть, переданная божеству, идолу - «деватарам». Здесь не учрежд-сь доверит-ной собст-ти, а само божество стан-сь юр-ким лицом, способным владеть сосбст-ю, защ-ть св права чер з-ных предст-лей - шебаитов. Одн из распростр-х ф-м религ собст-ти явл-ся тж пожертвование в пользу матха (религ-ая школа, в кот дейст-ют правила, уст-ные учредит-ем.

 

68.Законник Стефана Душана. Важн ист-к П сербского феод об-ва. Прин в 1349г собором церк и светск феод-в. 1я кодиф-ция серб феод П. Ист-ки – серб обычн П, жалован грамоты царей, нормы виз П. Крупн юр пам-к. 200 ст. Сод нормы, кас суда и с/проц, прест и нак, П полож осн кл-сосл феод Сербии. Закреп осн привилег госп кл, П феод собст-ти на землю, П на экспл-цию завис кр-н. Предусм 2 осн формы феод землевлад: баштина (обладатели освоб от всех повин-тей, кроме воен и уплаты позем подати. М перех по насл не только детям, но и др род-кам) и прония (неотчужд, низш форма феод землевлад). Стремл усил гос вл. Запрещ самоупр-во. Знач ч предпис кас прест и нак. Прест = наруш царск мира. Нак выступ как возмездие. Разгран формы вины: ум и неост-ть. Прест: 1.VS христ религ. 2. VS гос-ва (измена, сходка своб кр-н). 3. VS лич-ти (уб-во, отравл, изнасил, оскорбл). Клас-сосл принц нак. 4. VS собст-ти (разбой и вор-во). Крайне суров нак за эти прест. Нак: см/к (с предварит ослепл), коллект отв-ть – разграбление, чл/вред нак, ден штраф. Суд проц – состяз хар-р. Нач только по част жалобе потерпевшего. Правила с/пр-ва – отсут. Уделено вним только нач стадии проц – пор вызова в суд ответчика (обвин) и последствиям его неявки, а тж посл стадии проц – постан с/реш в письм форме. Судьям предпис рассм все дела на осн личн показан тяжущихся, руков-ся только первонач речами сторон. Др док-ва – свид показан и оч редко ордалия.

 

59.Особенности польской феодальной монархии. У западных и южных славян вплоть до периода Высокого средневековья – XII – XIII вв. – государственность сохраняла вид варварского королевства или раннефеодальной монархии (см. § 32). Слабой была и степень феодализации общественного уклада, исключая те народы, которые были под влиянием или властью более мощных политических образований – Священной Римской или Византийской империи.

Средневековое славянское право формировалось поэтому под влиянием империй, а нередко представляло историческую переработку или прямое заимствование институтов права и даже целых правовых кодексов (например, византийский Закон судный людем IX в. в Первом Болгарском царстве). Собственные правовые памятники у западных и южных славян появились относительно поздно – с XIII в. Это происходило под более значительным, чем на западе Европы, влиянием королевского законодательства, нередко и ограничивалось им.

До XII – XIII вв. общинная и феодальная юстиция в Польском королевстве оставалась на уровне обычного права. В начале XIII в. возникли церковные суды – главным образом привилегированной юрисдикции. Единственно централизованную роль играл королевский суд; в течение XII в. появились специальные должности королевских судебных официалов. Возобладание королевского суда со временем сказалось на том, что в традиционное славянское право были привнесены требования соблюдения «королевского мира», что отражало чисто политические связи короны с Германской империей.

Древнейший свод феодального польского права – Польская правда (собственное название – Эльблонская книга) – также появился в связи с проникновением германцев на польско-балтийские земли. Он был составлен в середине XIII в. неизвестным ученым немцем, по-видимому, для практических нужд. Небольшой сборник (29 ст.) был даже не законом, а описанием судебных обычаев в форме не казусных правил, а отстраненного изложения, в котором немецкий судья обращал внимание прежде всего на отличительные особенности польского суда и правоприменения.

Суд по Правде осуществлялся единолично судьей. Ни о каком участии присяжных, общинных сходок не упоминалось. Процесс начинался с персональной жалобы (был исковым), но вызов ответчика был делом уже суда. За неявку без уважительных причин полагался штраф, а игнорирование трехкратного вызова вело просто к проигрышу дела. В суде следовало соблюдать некие нормы приличия (подобно тем, какие предписывались в ленном суде по «Саксонскому Зерцалу») под угрозой небольшого штрафа.

Особенностью славянского судопроизводства была изначальная установка на многократное откладывание дела: на вызов свидетелей ответчику давалось до 14 дней. В большинстве случаев это были не столько свидетели, сколько соприсяжники – их роль в польском суде была значительной. От большинства обвинений можно было очиститься личной присягой вместе с несколькими соприсяжниками (родными, друзьями, соседями): от двух до двенадцати, смотря по тяжести обвинения. При попытке поймать преступника, застигнутого с поличным, по следам (гонение следа), при отыскивании своей украденной вещи у других лиц (свод) такие свидетели также были важными участниками досудебных действий.

В отсутствие соприсяжников или при особых обвинениях основным средством установления судебной истины был поединок (дубинами или мечами – в зависимости от сословного статуса ответчика). Если ответчик не мог или не желал биться на поединке (что судьи, по замечанию Правды, допускали весьма неохотно), прибегали к ордалиям. Поляки использовали ордалии только железом (пройти 3 шага по раскаленным брускам или пронести столько же кус железа) либо водой (связанного бросали в воду): «Если он его бросит [т. е. кус железа] или всплывет, то этим убежден в том, в чем его обвиняют».

В уголовном праве наказание в большинстве случаев сохраняло характер композиции (выкупа) за преступление, присущей варварским правдам. Всего применялось семь унифицированных штрафов: от 3 до 70 марок (одна марка приравнивалась к 1,5 головам скота или 1 пуду соли); случалось назначение штрафа скотом или солью. Наибольшие по размеру штрафы полагалось за тяжкие преступления, в которых усматривалось «нарушение мира», а также за посягательства на имущество знатных.

Оценка имущественных посягательств, прежде всего кражи, была своеобразной: для Правды важным было не количество, не что украдено, но у кого украдено, т. е. сам факт кражи. В зависимости от сословного положения потерпевшего и назначался штраф: 70, 50 марок – за княжеское имущество, 12 марок – за рыцарское или крестьянское. Сословные разграничения влияли и на ответственность в случае убийств, в том числе даже неоконченных посягательств на личность.

Нередко ответственность переносилась не на конкретного виновника, а на общину, которая не могла или не желала выдать преступника, – ополье. Штраф в таких случаях выплачивала община – ополье, либо ей требовалось оправдаться поединком. Крайне своеобразным критерием в оценке ответственности преступника было внимание к собственному поведению жертвы, которое могло подтолкнуть к преступлению. Так, весьма высоким штрафом каралось рядовое изнасилование девицы или жены, но если дело происходило в «нелучшем» месте (лесу, поле), да еще если женщина отправилась туда «без приказа», штраф становился небольшим.

С другой стороны, это же правило повлияло на оценку преступления, совершенного как бы в ответ на нападение: это только смягчало ответственность, но не исключало ее вовсе. Самое тяжкое уголовное наказание – побить камнями – полагалось за измену государству. Древние членовредительские наказания (выбивание зубов за нарушение поста или кастрацию за супружескую измену, введенные в Х в.) Правда не упоминала.

 

До XV в. в Польской монархии обычное право преобладало. В развитии королевского законодательства и в его влиянии на право большую роль сыграли Вислицкие статуты короля Казимира Великого (1368) – в 2 ч., 161 ст. Свод состоял из нескольких, принятых на протяжении двух десятков лет статутов по разным вопросам, отдельно для Великой и для Малой Польши. Статуты были утверждены при участии сословного сейма.

Вислицкие статуты содержали не только правовые нормы. Многое в них записанное было только казусными судебными решениями (с фиктивными именами участников) в значении прецедентов. Вошли в них и проекты правовых правил, позднее прижившиеся в официальной редакции.

Статуты сохранили в основном старый порядок судопроизводства. Видимо, принимая во внимание привычную недобросовестность свидетелей (еще Польская правда особо упоминала опороченных и купленных свидетелей), их показания стали во второй ряд. Большее значение имели присяга и соприсяжничество. Ожили ордалии и судебные поединки. В уголовном праве также была воспроизведена в главном система преступлений и наказаний традиционного права. Остались прежние наказания – штрафы (от 3 до 70 марок).

Но наряду с ними в случаях, затрагивавших интересы короны, могли применяться смертная казнь и ссылка. В ходу оставалось и право мести (отменено было лишь в XV в.). Штрафы в большинстве случаев шли королю (могло быть: и королю, и потерпевшему). Наивысшие штрафы полагались теперь за общественно опасные действия, нарушающие «королевский мир»: поджог, грабеж на дороге, использование оружия в суде, отказ от исполнения судебного решения. Реалии сословных привилегий, видимо, заставили переосмыслить отношение к обстоятельствам, полностью освобождавшим от ответственности.

В целом ряде случаев теперь даже тяжкие преступления не карались: если пострадавший пал жертвой собственного вызова или почина (это называлось по-особому: початек), если преступление было следствием обоснованного возмездия, если оно наступило вследствие законного осуществления кредитором его полномочий, если было направлено против ночного вора. Мотив возложения вины за последствия на самого потерпевшего составил важную особенность польского права.

Статуты подробно регулировали отношения из крепостной зависимости, имея в виду соблюдение интересов короны. Было сокращено значение права мертвой руки феодалов в отношении бездетно умерших кметей. «Изгоняя этот ложный обычай», остаток имущества предписывалось передавать ближайшим родственникам. Вместе с тем сокращалось право свободного перехода крепостных из имения в имение. Только несправедливое отношение господина могло стать причиной массового выхода крестьян.

Незаконный, «ночной» уход или бегство не допускались. Кметей следовало возвращать, а за прием беглых устанавливался штраф. Были предусмотрены возможности крестьян получать судебную защиту в случае личных обид. Фискальные интересы казны преобладали и в дальнейшем, когда законы регламентировали нормы крестьянских повинностей или взаимные обязанности кметей и феодалов.

 

60.Государственный и общественный строй средневековой Сербии Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города. За греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.Самым значительным памятником сербского права являлся Законник Стефана Душана, который был принят в 1349 г. Следует остановиться на регламентации Законником области уголовных правоотношений – около трети всех статей. Составители кодекса позаботились прежде всего о защите христианской религии против еще не изжитого язычества. Возвращение к последнему или переход в другую веру наказывается смертью. Среди государственных преступлений на первом месте измена и разбой. В борьбе с ними санкционируется наказание непричастных лиц, т. е. объективное вменение. В делах о государственной измене отвечают «брат за брата, отец за сына, родственник за родственника», т. е. все те, кто жил одним хозяйством с преступником. Сам же изменник наказывается смертью и конфискацией имущества. Круговой ответственностью связывает Законник членов задруги. Они должны или выдать виновного, или отвечать все вместе. И это относилось не только к разбою, но и к воровству, а также к другим преступлениям, например, к подделке монет. Широко применялись членовредительные наказания и штрафы, заимствованные из византийского права. Неуплата штрафа влекла за собой смертную казнь. Членовредительством распространялось на свободных крестьян – если они соберутся почему-либо без разрешения властей. Инициатива в уголовном преследовании за государственные и религиозные преступления принадлежит государству. В церковных судах Сербии царят инквизиционные формы судопроизводства. Государство воспринимает их при расследовании политических преступлений. Вместе с тем широко применяются старые формы ордалия. И вор, и разбойник должны «пройти через железо». Обвиняемый должен был вынуть из огня раскаленное железо и нести его в руках от церковных ворот до самого алтаря. Широко применяются свидетельские показания. Верили только самым первым показаниям, последующие не принимались во внимание. Рассмотрение дел велось, как правило, устно и гласно. Но при этом писался протокол, и судебное решение фиксировалось на бумаге.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)