|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История расселенияПЛЕМЕНИ ЮРМАТЫ (Р. Г. КУЗЕЕВ)
История расселения племени юрматы (карта 3) поддается реконструкции с XIII— XIV вв. В это время юрматынцы кочевали западнее современной их территории, в междуречье верховьев рек «Зай и Шешма», в лесостепном районе водораздела Бугуль- минской возвышенности. Исторические предания упоминают «старинные» юрматынские земли еще западнее, «в стороне Волги и Симбирска» 9. В конце XIV в., в связи с «великими бедствиями», вызванными борьбой Тимура с Тохтамышем юрматынцы во главе с Тухал Шагали-бием — «одним из сыновей знатных юрматынцев» — покинули земли по рекам Зай и Шешма и переправились «за Большую реку» 10, т. е. на правобережье Камы (БШ, стр. 31). Переселение связывается с событиями 1391 г., когда огромные армии обеих враждующих сторон, опустошая все на своем пути, прошли через территорию южной Башкирии и в июне встретились в кровопролитном сражении на р. Кундурча — совсем рядом с юрматынскими кочевьями. В те времена не только юрматынцы, но и другие уцелевшие от разгрома и разоре- ния племена оставили свои земли и устремились на север и северо- восток (ОИБ, 1956, стр. 51—52). На новых землях юрматынцы некоторое время кочевали по р. Черной ("Кара йылга), а затем перебрались в долину р. Шадльгк (Шадлык). В 811 г. (по хиджре 1408—1409 гг.) и племя юрматы или его часть обитало еще за Камой. Только после смерти Тухала Шагали, когда «великим бием» стал «Гали Шэйех, прозванный Дэрвишем», юр- матынцы вновь «переселились в юрты дедов, на [реки] Зай и Шешма» (БШ, стр. 32). Дальнейшая судьба племени юрматы тесно связана с ногайцами.. С возвышением Ногайской орды юрматынцы стали подвластны ногайским мурзам. На древних юрматынских землях, рассказы- вает летописец, «стали кочевать бесчисленные ногайцы» (БШГ стр. 28). Основная часть юрматынцев навсегда оставила свои старинные кочевья и, двигаясь на юго-восток, «достигла рек Сак- мара, Яик и Белая» (БШ, стр. 32), т. е. занимаемой ныне терри- тории. Перемещение юрматынцев на восток не было внезапным; долгое время кочуя по соседству с ногайцами, юрматынцы сме- шались с ними. Летопись рассказывает, что Чачли-Дэрвиш, став- ший «великим бием» после смерти отца Гали Шэйеха, выдал свою единственную дочь замуж за ногайца и воспитал двух внуков: Бурнака и Ядкара (БШ, стр. 43). Браки между юрматынцами и ногайцами, ногайское происхождение Бурнака и других родовых вождей отмечается и другими источниками (БШ, стр. 36, 181, 185). Передвижение племени юрматы в начале XV в. на юго-восток сопровождалось, следовательно, известными изменениями в его этническом составе, а именно: инфильтрацией в среду юрма- тынцев ногайского (кыпчакского) этнического компонента. С этой эпохой связано появление не только названия рода ногай-юрматы, но, вероятно, и рода кармыш. Наименование «кармыш» известно в родо-племенной этнонимии локайцев, киргизов и казахов (Кар- жышева, 1954, стр. 16—17, табл. 2; Абрамзон, 1971, стр. 44). Ло- кайцы, которые свою родословную ведут от Кармыша, считают его братом Чингизхана. Если мысль о позднем происхождении этнонима кармыш верна (Кармышева, 1954, стр. 14—32), то на башкирскую почву он мог проникнуть только через ногайцев в XIV-XV вв. В XIV—XV вв. не все юрматынцы покинули свою старую родину. В непосредственном восточном соседстве от древней тер- ритории племени юрматы, по среднему течению р. Ик, в XVII— XIX вв. жили башкиры племени юрми. С. И. Руденко, который обнаружил эту группу по материалам межевой комиссии, оши- бочно назвал ее юр-мин (юрминская дача) и включил в состав племени мин (Руденко, 1955, стр. 55), хотя в некоторых источ- никах XVIII в. она упоминалась как самостоятельная волость под названием «ерми» (Игнатьев, 1884, стр. 146). В действитель- ности группа юрми, судя по этнониму, преданиям и тамгам (см. гл. VII), являлась некогда частью племени юрматы или род- ственным ему образованием. Это хорошо иллюстрируется распро- страненным среди юрматынцев на Урале повествованием о Юрми- хане: однажды на охоте единственный сын хана хотел подстре- лить лебедя, который обернулся прекрасной девушкой. Юноша женился на ней и их потомки образовали племя юрматы 12. Вза- имосвязь этнонимов юрми и юрматы просматривается в предании совершенно отчетливо. Этногенетическая связь племен юрматы и юрми особенно хорошо доказывается недавно обнаруженным общим шежере юрматынцев и юрмийцев. В генеалогии шежере Юрми-бий (другой вариант написания имени в том же тексте Юрма-Халар-бий) показан сыном Юрматы-бия 13. В конце XIV в. племя Юрми под давлением исторических со- бытий также передвинулось восточнее, в долину р. Ик (карта 3). Оставшись здесь, они постепенно утратили контакты с ушедшими на Урал юрматынцами. Вскоре юрмийцы включились в общую волну движения икских племен на север и северо-запад, где они добрались до верховьев Таныпа и среднего течения р. Тюйи. Группы юрмийцев вместе с юрматынцами и другими племенами проникли и на Южный Урал. Родовое подразделение юрми зафик- сировано, например, в составе племени тангаур. Юрматынцы, достигнув р. Белой, перешли на ее правобережье и заняли территорию не очень удобную для кочевников, но в стороне от тревожных и беспокойных событий тех времен. Гра- ницы юрматынских земель долго оставались неопределенными: в суровые зимы они выгоняли стада тебеневать на степное левобе- режье Белой, что почти всегда было сопряжено с опасностью на- бегов ногайцев и подвластных им кочевников. Правобережье р. Белой оставалось основной территорией пле- мени до середины XVI в. Здесь кочевья и охотничьи угодья юрма- тынцев простирались, особенно к северу, далеко за современные пределы их обитания: до низовьев Зилима и даже Инзера. Они добирались на летние кочевки, добывать пушнину или сватать невест до Юрюзани в северо-восточной Башкирии. Некоторые из юрматынских групп остались здесь навсегда. Потомками юрма- тынцев, например, считает себя часть башкир дер. Ахун. «Первые поселенцы в деревне Ахун, — говорится в их предании, — юрма- тынцы» 15. Достоверность народных повествований подтвержда- ется источниками XVIII в. В северо-восточной Башкирии, по со- общению П. И. Рычкова, в середине XVIII в. была «еирлинская» (т, е. юрмийская) тюба (Рычков, 1887, стр. 67). В XVI в. (по шежере — в 953 г. хиджры, или в 1546—1547 гг.) мурзы «во главе бесчисленных ногайцев» покинули Башкирию и «перекочевали на Кубань» 16. Древние башкирские земли по ле- вобережью р. Белой остались малонаселенными и, по словам лето- писца, «лежали забытыми» (БШ, стр. 33). С этого момента дви- жение юрматынцев на север и северо-восток Башкирии прекра- щается. Башкиры, оттесненные ранее в горы и леса, вновь передвигаются на запад. Юрматынцы заняли обширную террито-земель совпал с добровольным присоединением башкирских пле- мен к Русскому государству и получением ими царских жалован- ных грамот на вотчинное владение землями. Юрматынские вот- чины на левобережье Белой в соответствии с их грамотами стали простираться до р. Уршак (БШ, стр. 34). XVI—XVIII века явились периодом постепенного сложения современной карты расселения юрматынцев. В XVI в. перемеще- ния в основном ограничивались переходами на зимнюю тебеневку в степи; затем, нарастая, процесс переселения юрматынцев на левобережье Белой наиболее активным стал в конце XVII— начале XVIII в. и к середине столетия завершился. Начавшийся приток русского (и нерусского) населения в Башкирию, строи- тельство городов, крепостей, заводов, сопровождающиеся изъя- тием башкирских земель, слухи о ликвидации вотчинного права башкир — таковы причины, заставившие юрматынцев поторо- питься с заселением левобережных территорий. Новое переселение окончательно расстроило и без того нару- шенную родовую структуру племени. Только род макар (или кармыш) сохранил относительно компактное расселение, целиком оставшись на правобережье. Остальные роды: тальтим, татигач, юрматы, мишар-юрматы и ногай-юрматы частью остались на лево- бережье, частью переселились на правый берег. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |