АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Этническая история

Читайте также:
  1. Heilsgeschichte (История спасения)
  2. I. История болезни
  3. I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
  4. VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ
  5. VIII. История и психология
  6. Антропология и история
  7. Без предварительного установления точного текста не может существовать ни история, ни теория литературы.
  8. Библейская история о динозаврах разительно отличается от эволюционной, и в ней нет никакой загадочности.
  9. Глава 1 Этикет как ценность культуры: история и современность
  10. Глава 1. ИСТОРИЯ НАРОДОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ИХ ХАРАКТЕРА
  11. Глава 1. История развития института третьих лиц в арбитражном процессе.
  12. Глава VI. МИФОЛОГИЯ, ОНТОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ

Происхождение и этническая история племени юрматы при-

влекает исследователей в связи с башкиро-мадьярской проблемой.

Возникновение и развитие этой проблемы, кроме упомянутых

противоречивых сведений средневековых арабо-персидских и за-

падноевропейских источников, в немалой степени способствовали

параллели в родо-племенной этнонимии башкир и древних вен-

гров. Константином Багрянородным среди семи венгерских пле-

мен эпохи завоевания родины (IX—X вв.) названо племя Герр.атш

(1934, гл. 40). Следы этой этнонимии сохранились «в многочис-

ленных названиях населенных пунктов» современной Венгрии

(Neineth, 1966, стр. 8). Многие исследователи считают, что племя

юрматы (древневенг.: Gyarmot, Gyormot, Gyurmot, Gyermat) no

происхождению угорское; точнее, предки юрматынцев — древние

венгры, которые в эпоху средневековья (XIII—XIV вв.) подверг-

лись тюркизации (Мольнар, 1955, стр. 115). В последние годы

появились новые взгляды на происхождение этнонима и его но-

сителей. По мнению В. Ф. Генинга, в основе этнонима юрматы (и соответственно юрми) лежит этнооснова юр самодийского проис-

хождения (Генинг, 1967, стр. 73—75). Сформулирована также

гипотеза о сармато-аланских корнях как этнонима, так и самих

юрматынцев (Гордеев, 1969, стр. 165; 1969а, стр. 11). В 1962 г.

в совместной статье с Т. М. Гариповым (Гарипов, Кузеев, 1962,

стр. 341) мы допускали возможность заимствования этнонима

юрматы «из угорских языков», хотя не подвергли сомнению идею

о тюркском происхождении самого племени. Венгерские лингви-

сты, интерес которых к проблеме Ungaria Major в последние годы

вновь заметно повысился, этимологию слова юрматы возводят

к тюркскому корню, хотя не считают, что изыскания в этом на-

правлении завершились (Ligeti, 1964, стр. 234). К более опре-

деленным выводам пришел академик Д. Немет: этноним юрматы,

пишет он, «происходит из того же тюркского языка с чувашским

отпечатком, из которого происходят остальные наши заимствова-

ния из древнетюркского языка» (Nemeth, 1966 стр. 19). Ниже мы

убедимся, что это очень важный вывод.

Попытаемся подойти к решению вопроса об этнической при-

надлежности племени юрматы в свете историко-этнографических

данных.

Во всех сохранившихся юрматынских шежере (БШ, стр. 27—

29, 173—174; Мирасов, 1927, стр. 4—5) генеалогия и древняя

история племени неизменно связываются с тюркским миром.

Одна из родословных возводится к библейскому родоначальнику

всех тюрков Яфесу и его сыну Тюрку, а далее следует имена: Ту-

тек, Илжэ, Бакты, Кийек, Илтэзэр, Ильбарыс, Юлбарыс, Акегет, Су-

лун, Дэрбэш, Хамат, Амат и, наконец, Юрматы. В другом шежере

Юрматы-бий показан родным братом Бурзяна (БШ, стр. 174).

Сами по себе шежере, конечно, ничего не доказывают. Однако

напомним: все исследователи, которые считают юрматынцев тюр-

кизированными уграми, относят решающий этап их тюркизации

к XIII—XIV и даже к XV вв. Но после встречи мадьяр с монахом

Юлианом в XIII в., который говорил с соотечественниками на

венгерском языке (ИА, 1949, стр. 81), потребовалось бы не менее

столетия-двух, чтобы их потомки полностью забыли язык пред-

ков и главное утратили всякие воспоминания о былой этнической

принадлежности. Между тем в самом старом шежере племени

юрматы, написанном в первоначальном варианте в середине

XVI в. (БШ, стр. 177—178), нет никаких намеков на угорские

(древнемадьярские) или вообще нетюркские этнические связи

юрматынцев, хотя описание событий из истории племени начина-

ется в нем с XIII—XIV вв. Напротив, в юрматынских шежере

имена древних предков в генеалогиях обычно соответствуют аитрононимии старотюркских преданий и мифологии (ср. БШ,

стр. 27—29; Рашид ад-дин, 1952, стр. 76; Кононов, 1958, стр. 39—

40) или же отражают имена реальных исторических личностей

средневекового Поволжья. Так, на реках Зай и Шешма юрма-

тынцы «пребывали под властью ханов Амата, Самата» (БШ,

стр. 31), «кочевых ханов» XIV в., упомянутых также в анонимном

сборнике XVII в. «Дафтар-и Чингиз наме» (Усманов, 1972,

стр. ИЗ).

В конце XIX в. П. С. Назаров, одним из первых изучивший

местные исторические предания, высказал убежденность в том,

что некоторые имена из башкирских генеалогий восходят к бул-

гарской ономастике (Назаров, 1890, стр. 7). Применительно

к юрматынцам это наблюдение является весьма вероятным и за-

служивает специального изучения (см., например, Ильбарыс, Юлба-

рыс, Дэрбэш — в юрматынском шежере и булгарские имена Барас

или Барс — у Ибн-Фадлана; Ковалевский, 1954, стр. 16; имя Дар-

ваш на булгарских эпиграфических памятниках; топонимы —

Дербишево, Дербешка — в Прикамье и в Башкирии). Особое зна-

чение в этом плане имеет установленный выше факт расселения

юрматынцев в XIII—XIV вв. на юго-восточных границах булгар-

ской территории.

В изучении связей юрматынцев с булгарами неожиданно боль-

шую роль может сыграть этническое родство племен юрматы и

юрми. Этноним юрми (в форме ерми) перечисляется среди на-

званий «древних родов» дунайских болгар: согласно славяно-

болгарскому именнику, некий Гастун «из рода Ерми... был намест-

ником 2 года» (Куник, 1878, стр. 128). Есть и другой важный

для нас источник. Это надпись на колонне IX в., найденной во

время раскопок близ древней столицы дунайских болгар города

Плиски (Успенский, 1905, стр. 192). Надпись сделана греческими

буквами и четвертое слово текста, указывающее на родовую при-

надлежность лица, в честь которого воздвигнута колонна, читается

ермиарис ('epfuapTrjs). Уже автором раскопок Ф. И. Успенским это

название было сопоставлено с этнонимом ерми из славяно-болгар-

ского именника, установлено, что они «совершенно совпадают» и

что это название одного из тех пяти племен, «генеалогия которых

идет в глубокую даль болгарской истории» (Успенский, 1905,

стр. 215). «Глубокая даль» этой истории могла уходить в При-

азовье, где протекала история великих болгар. Есть основание

думать, что великоболгарское племя ерми было представлено не

только на Дунае, но и в Волго-Камье. Кроме башкирской родо-

племенной этнонимии (племя юрми), доказательства этому.можно

найти в составе чувашских языческих имен с аналогичной основой: Юрмекей, Юрмет. Весьма показательно, что имя Юрмекей

В. К. Магницкий упоминает в числе «тавраш», т. е. чувашских

языческих родовых фамилий (Магницкий, 1905, стр. 10).

Итак, образуется интересная цепь аналогий: великобол-

гарское и дунайскоболгарское племя ерми, чувашская родовая

фамилия Юрмекей, башкирский племенной этноним юрми. Эти

наблюдения придают исследованию этнической принадлежности

раннесредневековых юрматынцев новое направление, которое

возможно дополнить данными топонимики, фольклора и сопоста-

вительным анализом некоторых явлений культуры. Древние

этнические контакты предков юрматынцев с волжскими булгарами

подтверждаются, в частности, материалами по оронимии и гидро-

нимии с юрматынской территории на Урале. Названия гор Тура-

тау (Бог-гора или Гора-святилище), Курман-тау (Укрепленная

гора), рек — Эсем (сим — древний напиток чуваш), Уран (ло-

щина, русло реки; то же на башк.-татарск. — У?эи) прозрачно

этимологизируются, как показал еще Н. И. Ашмарин, с позиций

булгарского и чувашского языков (Ашмарин, 1902, стр. 51—66).

Архаические памятники устного народного творчества юго-вос-

точных башкир (например, кубаир «Аи Уралым, Уралым»)

находят неожиданные и в то же время поразительные парал-

лели в булгароком фольклоре (МК, 1960, стр. 103; Харисов, 1954,

стр. 55—56). По-новому звучат наши прежние выводы об обшир-

ной зоне общности в древних слоях культуры башкир, чувашей

и татар, сделанные на материалах народного искусства и орна-

ментики (Авижанская, Бикбулатов, Кузеев, 1964, стр. 242—243).

Ряд сходных элементов в изобразительном творчестве башкир и

татар непосредственно объясняется их общей булгарской основой.

Проиллюстрируем это примером: А. П. Смирнов к «специфически

булгарским» изделиям относит серебряную ладанку (капторга),

украшенную изящным орнаментом в виде трилистника (Смирнов,

1951, стр. 122, табл. IV, рис. 71). Орнамент этого типа унаследо-

ван от булгар казанскими татарами. Юго-восточные башкиры

вплоть до XIX в. сохранили не только орнамент, но и форму

предмета с композицией рисунка. Башкирские кожаные охот-

ничьи подвесные сумки (каптырра) формой и тисненым орна-

ментом в точности копируют булгарские ладанки (Авижанская,

Бикбулатов, Кузеев, 1964, стр. 195, 198; табл. XXXI). Истоки

орнамента-трилистника уходят в глубь веков и теряются где-то

в степях Средней Азии и в предгорьях Алтая, однако к башкирам

он проник и распространился через булгарский мир. Аналогично

происхождение старинных женских головных уборов башкир,

имеющих ближайшие параллели у чувашей (Шитова, 1968).

В башкирских преданиях о юрматынцах и юрмийцах также

улавливаются сюжеты, свидетельствующие о присутствии бул-

гаро-чувашских мотивов в этнической истории этих племен.

В северной Башкирии записано сказание о борьбе башкир с на-

родом юрми (юрми хажпы), которые происходили «из черемисов

или чувашей» 17. Горные башкиры в прошлом нередко называли

юрматынцев «черемисскими башкирами» (сирмеш-башкорты) 18

Г т.

е. считали их принадлежащими генетически к иноязычному Волго-

Камскому финно-угорскому миру народов, к которым они,

естественно, относили и чувашей.

В то же время остается твердо установленной этнонимиче-

ская параллель древневенгерского Gyarmot и башкирского юрматы

(ср. чув. языческое имя Юрмет; Магницкий, 1905, стр. 96). Эти

параллели могли возникнуть только на основе реально сущест-

вовавших в прошлом этнических связей между мадьярскими и

башкирскими племенами. Но они, эти связи, могли быть прямыми

или опосредованными; в настоящее время это трудно установить,,

так так в этнонимические сопоставления вовлекаются родо-пле-

менные названия нескольких народов: башкир, чувашей, болгар,

венгров, в ранней этнической истории которых еще очень много

лакун. Но в последнее время накопление идей и материалов

в этом направлении идет довольно активно. Долгое время, напри-

мер, было загадкой присутствие в составе племени юрматы рода

мишар. О поздней инкорпорации в состав племени на правах

рода татар-мишарей говорить не приходится, так как к моменту

присоединения Башкирии к Русскому государству мишар-юрма-

тынский род, судя по историческим преданиям и другим источни-

кам, уже существовал (БШ, стр. 173). Кроме того, отличие мишар-

юрматынских тамг от общеюрматынских (табл. 1) не может не

наводить на предположение об иных, не юрматынских истоках

происхождения рода. Еще в 1929 г. С. П. Толстов выдвинул ги-

потезу о мадьярском этногенезе мишарей и преемственной связи

этнонимов мишар и мадьяр (Толстов, 1929, стр. 158). Эта идея

на антропологическом материале получила поддержку Т. А. Тро-

фимовой (1949, стр. 240), а на основе историко-этнографических

изысканий — Р. Г. Мухамедовой, которая считает, что этноним

мишар является закономерным развитием средневекового этно-

нима мажар (можар) (Мухамедова, 1972, стр. 13). Признавая со-

лидность аргументации общей идеи, заметим, что новейшие эти-мологические экспертизы позволяют внести в нее некоторые лю-

бопытные дополнения и уточнения.

Ко времени завоевания венграми родины исследователи от-

мечают три слова из семейства madyar в разных значениях:

mod'er — в значении ^страна мадьяр'; mod'ar — в значении антро-

понима (имени вождя); med'er —в этнонимическом значении; так

называлось одно из древневенгерских племен (Lotz, 1956, стр. 679—

680). Таким образом, мы видим здесь два корня: mod, относящийся

к стране или к венграм в целом, и med — основу этнонима одного

из крупных племен, по имени которого впоследствии получила

название вся народность (ИВ, 1971, стр. 93). Подчеркнем, что, по

мнению лингвистов, убедительно доказывается угорский корень

взаимосвязанной основы mod'med', так как эквиваленты им

находятся во всех угорских языках (Lotz, 1956, стр. 681). Как могло

происходить развитие угорской этнонимии в условиях Поволжья

и Приуралья? На этот вопрос можно найти ответ в исследовании

Д. Немета, который также различает формы modyar и medyer.

Развитие обоих вариантов, по словам Д. Немета, «мы наблюдаем

в древней России». Из варианта modyar, который имел древне-

венгерскую форму modyer, появляется mozer (соответственно —

можар, мажар), из варианта medyer развивается mezer и далее

miz(s)er^i misar (Nemeth, 1966, стр. 17—18).

Из сказанного мы можем сделать некоторые заключения. Во-

первых, топонимы с основой можар, мажар, известные также и

на территории Башкирии, не находятся в прямой связи с этниче-

ской историей мишарей и с происхождением их этнонима. Более

вероятным является предположение, что топонимы с этой основой

оставлены населением угорского или финно-угорского происхож-

дения, часть которого оказалась в составе мадьярского союза.

Трудно также согласиться с попытками связать топонимы

с основой «маджар», распространенные в эпоху позднего средне-

вековья на Северном Кавказе и в Средней Азии, с этнонимом

мадьяр. Очевидно, действительно, мы в данном случае имеем дело

с этнонимическими созвучиями (Волкова, 1972, стр 42; Ртвеладзе,

1972, стр. 155) и реальное значение многочисленных этнонимов,

топонимов и антропонимов с основой «маджар», известных

в тюрко-монгольском мире эпохи средневековья, еще предстоит

раскрыть. Во-вторых, этнически к одному из древних угорских

племен мадьярского союза восходят своим происхождением ми-

шари, этноним которых также имеет угорско-мадьярскую основу.

В-третьих, башкиры рода мишар-юрматы являются далекими

потомками оторвавшейся от племени medyer группы древних

венгров и влившейся в состав племени юрматы. Время мадьярской инкорпорации в состав юрматынцев установить трудно, но, судя

по историческим преданиям и другим косвенным данным, это

произошло сравнительно поздно, во всяком случае незадолго до

миграции племени юрматы с западных земель на Урал. Однако

исторически это вполне объяснимо. Не будем забывать, что

Юлиан застал венгров на Волге еще в XIII в. и, следовательно,

завершение ассимиляции венгерских групп в тюркской среде

могло относиться лишь к XIV—XV вв.

Итак, основные моменты из этнической истории племени

юрматы — расселение в XIII—XIV вв. в восточном Закамье

в ближайшем соседстве от волжских булгар, этническое родство

с великоболгарским родом юрми, пребывание рода юрми в сос-

таве приазовских и дунайских болгар, булгарская оронимия и

гидронимия на новой южноуральской территории юрматынцев,

параллели в материальной и духовной культуре и, наконец, про-

исхождение этнонима «юрматы» на базе булгарско-чувашского

языка — дают основание выдвинуть идею о древнетюркском

происхождении этнической основы юрматынцев. Второй вывод,

вытекающий из тождественности башкирского и древнемадьяр-

ского этнонимов, присутствия в составе племени рода мишар-

юрматы заключается в том, что юрматынцы пережили этап

этнического общения и смешения с уграми — предками венгров.

Вопрос о принадлежности древних юрматынцев к собственно бул-

гарам мы оставляем открытым. Имея в виду расселение юрматын-

цев в XIII в. на периферии основной территории Волжской Бул-

гарии, сформулируем наше заключение более осторожно: средне-

вековые юрматынцы — угризированные тюрки, вместе с булгарами

переселившиеся в свое время из Приазовья на Волгу. О последнем

свидетельствует история племени юрми (ерми), которое, очевидно,

разделилось в период пребывания болгар на юге: часть юрмийцев

ушла на запад, на Дунай, остальные вместе с родственным племе-

мем юрматы (если под этими этнонимами не подразумевается

единое образование) последовали на Волгу.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.019 сек.)