|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 1 Этикет как ценность культуры: история и современностьЕсть удивительно метафоричная, жизненная сказка итальянского писателя Джанни Родари, герой которой, путешествуя по неизведанным землям, встречает на своем пути разные страны. Посещает он край холодных, расчетливых, надменных, не знающих слова «любовь» ледяных людей, попадает в страну податливых, мягких и уступчивых восковых людей, увидел он и государство соломенных людей, готовых вспыхнуть в любой момент, побывал даже у стеклянных и сахарных людей. Глубинный смысл сказки понятен: завистливые и открытые душой, скандальные и спокойные, несгибаемые и ранимые, жестокие и добрые — все мы живем вместе, в едином жизненном пространстве бесконечного межличностного общения, являющегося универсальным условием человеческого существования (К. Ясперс). Как свидетельствуют социологи, современный городской житель, например, в течение года вступает в несколько миллионов контактов с различными людьми: дома, на улице, в общественных местах, на работе. Близкие, знакомые и незнакомые, они -неизменные спутники нашего повседневного бытия. Как заметил в свое время средневековый философ Марк Аврелий, «если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза»1. Философ 20 века М. Бубер назвал жизнь человека в обществе «диалогической жизнью»: другой («Ты») вторгается в жизнь каждого «Я», меняя её в лучшую или худшую сторону своим присутствием. По М.Буберу, любая «индивидуальность задана своей несхожестью, но личность конституируется только отношением с другими личностями. Именно Ты делает моя Я, в присутствии Ты растет Я, понимающее свое несовпадение с Ты»". Взаимодействуя с другими: с «Ты» и «Они», человек должен выполнять целый ряд требований и правил, чтобы и он сам, и его окружение чувствовали взаимное удовлетворение от общения, как продолжительного, так и случайного, мимолетного. Как известно, от того, насколько цивилизованны эти ежедневные контакты во взаимосвязанном и взаимообусловленном мире, зависят во многом не только жизненный успех и карьера человека, но даже его здоровье и духовно-душевное самочувствие. Каждый мог убедиться на собственном опыте, какой разрушительной силой, способной порой искалечить человеческие судьбы, обладают грубость, хамство, невнимание и равнодушие к окружающим. Бруно Ясенскому принадлежат слова: «Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с молчаливого их согласия существуют на земле предательство и убийство». На протяжении веков человечество вырабатывало конкретные средства организации межличностного общения, позволяющие, сохраняя достоинство каждого человека, достигать взаимоуважения между людьми и взаимопонимания в обществе, способствующие становлению положительной духовной атмосферы, только в которой и может развиваться воспитанная, культурная, полноценная личность. Одним из таких средств и выступает этикет, своего рода ядро, центр культуры межличностного взаимодействия, организующий и регламентирующий общение по своим каналам и правилам, главной целью которых является «забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо» (Д.С. Лихачев). Этикет — слово французского происхождения (фр. etiquette — ярлык, этикетка), означает совокупность норм и правил, предлагающих оптимальные модели поведения в конкретных ситуациях общения, касающиеся внешнего проявления межличностных взаимоотношений. В далеком 17 веке на одном из пышных и изысканных приемов у короля Людовика 14 присутствующим и гостям вручили карточки с перечнем требуемых от них правил поведения. От французского названия карточки «этикетка» и произошло слово «этикет». В 18 столетии под этикетом понимался прежде всего придворный церемониал, свод правил, регулирующих строго установленный порядок поведения и формы обхождения в высших аристократических кругах. Придворный этикет всегда служил своеобразным способом самосохранения и презентации высшего сословия, подчеркивающим его исключительность, социальное превосходство, богатство, позволял отличать представителей высшего круга от людей более низких культур - крестьян и городского населения, и в этом плане он, действительно, был «ярлыком», «этикеткой». Во многих странах придворный этикет был доведен в некоторых деталях и требованиях до явного абсурда, а порой превращался в откровенную глупость. Этикет предписывал количество и конфигурацию линий, которые должны были вычерчивать при реверансе представители знати, на какую высоту, переступая порог, могли поднимать юбку придворные дамы различных рангов и т.д. Знание правил этикета, буквально до мелочей пронизывающих жизнь высшего сословия, и соответствующее ему поведение являлись для светского человека делом чести. Этикет имел характер закона, и его нарушение было равнозначно преступлению. В эпоху расцвета королевской власти говорили, что требования этикета связывают людей гораздо сильнее, чем нормы конституции. Вольтер, поражаясь этим правилам, писал, что этикет - разум для тех, кто его не имеет. Существовавшее в те времена выражение «этикет делает королей рабами двора» является своего рода объяснением ко многим непонятным и загадочным для современного человека примерам из истории этикета. Однажды Людовику XIII необходимо было срочно обсудить с Ришелье ряд серьезных проблем. Прибыв в апартаменты кардинала, король застал его больным. Ришелье не смог подняться с постели, чтобы встретить короля, а законы этикета и монаршеское достоинство не разрешали королю стоя общаться с лежащим перед ним подчиненным. Поскольку дела были чрезвычайно важные и требующие безотлагательного решения, Людовик XIII нашел способ разрешения сложившейся ситуации: он лег в постель рядом с кардиналом, проблемы были обсуждены, честь короля и этикет не понесли абсолютно никакого ущерба. В истории даже были случаи, когда слепое подчинение правилам этикета оборачивалось глупыми человеческими жертвами. В "Мемуарах об испанском дворе" де Ольнуй (18 в.) приводит пример, который произошел при дворе Филиппа П. Королева решила показать знати, что она искусная наездница. Выбранный ею конь оказался очень строптивым и, почувствовав на себе седока, сразу же поднялся на дыбы. Королева упала, но нога застряла в стремени. Конь помчался, волоча несчастную женщину за собой. Площадь была полна знати, стоящий на балконе король видел эту жуткую картину, но люди не решались помочь неудачнице: никто не имел права касаться ноги Её Величества. Наконец, двое молодых людей бросились к обезумевшему животному и, вытащив из-под коня полуживую королеву, тут же вскочили на седла и умчались прочь - подальше от королевского гнева. Их мужество, по мнению современников, заключалось не в том, что, рискуя собственными жизнями, они спасли попавшую в беду женщину, а в том, что бросили вызов правилам этикета. По свидетельству историков, король Филипп III, сидя у камина, стал жертвой пожара в собственном кабинете только потому, что требования этикета не позволяли ему прикасаться к каминным щипцам. Придворный, отвечающий за камин, в это время отсутствовал, горящий уголек вывалился из камина, а король же «не имел права» положить его обратно. Филипп III, проявляя королевскую стойкость, не двигался с места, хотя пламя уже охватило его кружева. За столь необычное проявление монаршей чести он жестоко поплатился: скончался через несколько дней от сильнейших ожогов. Самое любопытное, что в истории этикета и в памяти своих современников Филипп 111 остался человеком чести, до последней минуты не отступившим от этикетных императивов. Слово "этикет" и этикетные нормы европейских монарших дворов пришли в жизненный уклад Российского государства в эпоху царствования Петра I (1672-1725). «Прорубивший окно в Европу» молодой и энергичный государь активно вводил европейские стандарты во все сферы российской жизни и традиционный быт. Правила и нормы этикетного поведения внедрялись государственными указами, и их невыполнение наказывалось варварскими методами и огромными штрафами. Для светского воспитания детей дворянского сословия создавались специальные пособия, руководства и наставления, содержащие заимствованные из европейского этикета и дополненные применительно к отечественной действительности и существующим нравам правила поведения в общественной и личной жизни. В частности, в 1777 г. была опубликована книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», которая впоследствии выдержала пять изданий. «Черными днями» остались в памяти русского дворянства первые встречи с этикетом, которые начались с атаки на традиционные русские бороды, ставшие, по свидетельству историков, для Петра I даже предметом личной ненависти, поскольку олицетворяли в его глазах все отсталое: старинные обычаи, привычки, предрассудки, предназначенные к искорению. Известно, что некоторые, вынужденные расстаться с "символом незыблемости дедовских порядков и заветов", даже завещали положить отрезанные бороды с собой в гроб. Чтобы преодолеть общественное сопротивление, Петр I был вынужден ввести огромные налоги за желание носить бороды, от которых освобождались лишь лица духовного звания. В довершение всего убежденным бородачам, ощутимо пополняющим государственную казну, вменялось в обязанность носить на виду бляху с надписью «Борода - лишняя тягота», которую выдавали при взносе. Одновременно с уничтожением бород началось наступление на национальное русское платье с целью внедрения в обиход новой европейской одежды. В частности, если женская юбка превышала указанную длину, то её принародно обрезали, доводя остолбеневшую от стыда даму до полуобморочного состояния. Петр I внедрял правила этикета беспощадно, обучая своих придворных и подданных с таким же усердием, как и офицеров военному искусству. Этикет перевернул всю устоявшуюся жизнь российского общества. Молодые люди и их престарелые родители учились требующим гибкости и виртуозности исполнения иноземным танцам, красивому обхождению, культурному, эстетическому поведению за обеденным столом, который до этого зачастую служил местом «праздника живота и обжорства», искусству красноречия, кинесики и мимики, ношению париков и непривычных новых платьев. Этикет в России в это время формировался по западным моделям, очерченным придворной культурой Франции, Голландии и других европейских стран. Пышность, вычурность, сословная замкнутость, демонстрация роскоши, гипертрофия формальной стороны над нравственно-духовными смыслами и др. были столь же естественными чертами зарождающегося российского придворного этикета, да и в последующие времена Российский Двор в этикетном плане мало чем отличался от других европейских дворов. Выполнение норм и требований этикета было также делом чести русского дворянина. Нарушение правил этикета могло привести и зачастую приводило к самым печальным последствиям тех, кто это мог себе позволить. Старые хроники, мемуары о придворной жизни, литературные памятники изобилуют свидетельствами того, как из-за невыполнения какого-то незначительного и нередко нелепого требования этикета вспыхивали ссоры, возникали драки, осложнялись даже политические отношения между государствами. Так, например, в 18 веке потерпела неудачу русская миссия к пекинскому двору из-за того, что её посланник наотрез отказался совершить традиционный девятикратный земной поклон императору, объяснив это тем, что «преклоняет колени лишь перед господом». Оскорбленный китайский двор, в свою очередь, не стал подписывать с русскими торговых соглашений. В 1804 г. Адам Крузенштерн, доставивший с кораблями русское посольство в Нагасаки, с возмущением описывал поведение голландцев ради выгод от торговли с японским двором: "Как прискорбно, что просвещенная европейская нация, обязанная своим политическим существованием любви к свободе и в прошлом славная делами великими, настолько унижает свое достоинство ради стремления к прибыли, что покорно повинуется гнусным приказаниям кучки прислужников... По команде переводчика: "Господин директор фактории, приветствуйте высокопоставленную особу!» - голландец сгибался в поклоне почти под прямым углом, вытягивал руки по швам и оставался в этой позе до тех пор, пока чиновник не позволял ему наконец принять нормальное положение. После короткой и неудачной попытки заставить русских поклониться на такой же манер японцы больше не беспокоили их на сей счет. Зато, как справедливо могли бы возразить голландцы, русские и уехали с пустыми руками»4. Безусловно, среди правил придворного этикета были и такие, которые имели целью облагораживание поведения и личности светского человека, учили деликатности и тактичности в общении, культуре речи, красиво и со вкусом одеваться, умению сдерживать эмоции, сохранять в любых ситуациях достоинство и честь, галантно и любезно обращаться с женщиной, проявлять элементарную вежливость к тем, кто ниже по социальному статусу. И даже в те далекие времена люди часто преступали этикет, несмотря ни на какие жесткие требования, если эти императивы не укладывались в рамки подлинно человеческого чувства и представлений о настоящей душевности. Посланник Людовика 15 отправился в Испанию сватать королю в жены знаменитую своей красотой принцессу Изабеллу. Проезжая Эльзас, ему пришлось остановиться в старом и скромном дворце живущего в изгнании и забытого всеми польского короля Болеслава Лещинского. Дочь короля, стоя на коленях, застегивала башмаки на больных ногах старого отца и попросила вошедшего посланника минуточку подождать, хотя, по правилам придворного этикета, она должна была немедленно встать и, оставив любое занятие, поприветствовать высокого гостя. Посланник пробыл в этом жилище лишь несколько часов и был поражен теплотой и вниманием дочери к больному старику. Через некоторое время он прибыл в Испанию и увидел красавицу Изабеллу, бьющей по лицу туфлей старого придворного за то, что он не вовремя поднял шлейф её платья, и ссорящейся с королевой-матерью, заступившейся за камердинера. Посланник написал своему королю следующее: «Ваше Величество! Я видел двух различных принцесс. Одну, некрасивую, бедную, приданое которой составляют только её добродетели, я застал застегивающей штиблеты больному отцу. Другую, богатую, красивую, могущественную, я застал в ссоре с матерью за легкое нарушение этикета. Которую из принцесс Ваше Величество желает назвать своей женой?» Людовик 15 выбрал Марию Лещинскую, человеческие чувства которой превзошли правила этикета, и ни разу об этом не пожалел... Слово «этикет» вошло в обиход как символ изысканной жизни монарших дворов, но жизнь потребовала более широкого толкования этого термина. Правила личного и общественного поведения начали вырабатываться еще на заре культурной истории: совместное бытие поставило перед древним человеком проблему, как выжить, не перебив сородичей, как сделать коллективное общежитие полезным и приятным для каждого. Многие современные исследователи, расширяя семантический диапазон этого понятия, считают правомерным рассматривать этикет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Сумма правил поведения в доме свободного гражданина в античном полисе и в среде рабов, в жилище средневекового ремесленника, в крестьянском быту и жизни рабочих - это тоже этикет. Ситуация в какой-то мере напоминает положение, в которое попал персонаж комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден. Когда учитель объяснил ему. что такое проза, он воскликнул, что и не подозревал, что вот уже более 40 лет говорит прозой. В аналогичной ситуации оказались и зародившиеся в глубокой древности и передававшиеся от поколения к поколению нормы и каноны межличностного общения, ставшие объективацией пронесенной через всю культурную историю мечты народов об истинно человеческих отношениях между людьми, нуждающимися друг в друге, понимающими друг друга и осознающими необходимость упорядочить свое общение, сделать его более органичным, приятным, привлекательным. Эти правила развивались, творчески обогащались, вбирая в себя все ценное, способствующее возвышению человеческих взаимоотношений, и отметая все уродливое, временное, несущественное, не подозревая, что они есть тот самый «этикет». В современном русском языке под «этикетом» понимается «установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения»5. Сегодня это слово стоит в одном смысловом ряду с такими понятиями, как «культура поведения», «правила хорошего тона», «хорошие манеры» и др., являющимися одними из существенных характеристик воспитанного, культурного человека. Современный этикет представляет собой многоуровневое образование, вобравшее в себя гуманистические достижения культурного опыта человечества в сфере формирования гармоничной личности и регламентирующее внешние формы поведения людей в семье, в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на официальных мероприятиях, в сфере делового общения, дипломатических кругов и выполнения профессиональных функций, являясь неотъемлемой частью личностной культуры и своеобразной ценностью культуры в широком смысле этого слова, связанной и с такой её ипостасью, как мораль. Внешние формы поведения человека опосредованно связаны с моментами нравственного характера: созвучие слов «этикет» и «этика» - неслучайное. Как известно, этика - философское учение о морали, которая регулирует взаимоотношения людей с точки зрения добра и зла, формирует духовный мир человека, но её нормы и принципы не содержат практические рекомендации на все случаи жизни. Требования же этикета, как известно, обусловлены в основном психологическими, гигиеническими, эстетическими и иными потребностями человеческих коммуникаций. Они в значительной степени внеморальны, не ставят человека в жесткую ситуацию нравственного выбора между добром и злом, правдой и ложью, предлагают конкретные модели поведения в конкретных жизненных ситуациях: как вести светские беседы и пользоваться столовыми приборами, как со вкусом одеваться и дарить подарки, как устроить деловые переговоры и принимать гостей и т.д. Однако в них заложен глубокий нравственный смысл: в конечном итоге эти правила и нормы выражают уважение к личности другого. «Этикет приобретает особую ценность, облегчая общение и взаимопонимание, способствуя защите и охране чести и достоинства человека, - подчеркивает А.И. Титаренко. -...Этикет, охраняя, в плане внешней культуры поведения, достоинство каждой личности, в общем и целом способствует развитию гуманистического содержания человеческих взаимоотношений... Эти формы могут быть — пусть не главными, но важными - вехами нравственного взаимопонимания, подчеркивая доброжелательное, уважительное, внимательное отношение к душевному миру каждого человека, выражением деликатности в процессе взаимопроникновения этих миров»6. Этикет порой может вступать в несоответствие с моралью, когда за показной вежливостью, изысканными манерами человека маскируется его глубоко безнравственная, эгоистическая сущность, что говорит о духовной неполноценности, которая рано или поздно даст о себе знать. И, наоборот, порой внутренне одухотворенные, порядочные и честные люди не знают элементарных норм этикетного поведения, теряясь и смущаясь даже в стандартных ситуациях (не могут подобрать соответствующий для официального мероприятия деловой костюм, пугаются от количества столовых приборов на праздничном столе, незнакомы с культурой приема тех или иных блюд, не умеют оформить деловую переписку и т.д.). Безусловно, идеальным вариантом является органическая взаимосвязь в человеке хороших манер, умения вести себя в обществе с духовной красотой и нравственными качествами. Духовный человек - это гармония души и тела, возвышенных мыслей и благородных поступков. Культура его повседневного поведения — объективация внутренней культуры личности, проявление её духовного богатства, интеллектуального уровня, эстетических предпочтений, т.е. единства Добра, Истины и Красоты. Современные «правила хорошего тона» просты, общезначимы, легко выполнимы, одинаково доступны всем, независимо от социального или служебного положения. Современный этикет демократичен и недогматичен: он дает возможность выбора и творческого решения в неожиданных и нестандартных условиях. Абсолютной строгости требуют сегодня, наверное, только нормы дипломатического общения, поскольку отступления от них или их нарушение могут отрицательно сказаться на престиже страны и её официальных представителей или даже привести к осложнениям во взаимоотношениях между государствами. В круговороте повседневной жизни бесконечно рождаются новые, нестандартные ситуации общения, требующие определенного этикетного оформления. Мозаика жизни несравненно богаче и разнообразнее правил, оформляющих внешние стороны человеческого поведения, и не все житейские повороты в ней порой возможно предусмотреть. Здание современного этикета возвышается на фундаментальных принципах, или духовных основаниях-смыслах, которые питают культуру общения, и их усвоение позволит каждому отыскать верный путь в лабиринтах разнообразных жизненных обстоятельств и случаев. Таких оснований можно выделить несколько и прежде всего это принцип гуманизма. Нравственное, человеческое отношение к другому (независимо от его социального статуса, национальных и культурных критериев) — вот главный показатель и свидетельство истинной воспитанности. Наверное, поэтому столько общего в нравах и обычаях тех народов, которые отдалены друг от друга во времени и пространстве, что как раз и свидетельствует о том, что подлинная духовность не знает этнических границ и развивается в русле общечеловеческих гуманистических ценностей. Уважение к человеку, доброжелательность, дружелюбие, отзывчивость, деликатность и тактичность, проявляющиеся в общении, в словах и поступках, как правило, вызывают в ответ такие же чувства и действия. Достаточно вспомнить эпизод из судьбы великого русского путешественника и ученого-исследователя Н.Н. Миклухо-Маклая, главным оружием которого в общении с другими всегда были доброжелательность, доверие, уважение к человеческой личности, и именно благодаря им он завоевывал уважение туземцев и, возможно, сохранял собственную жизнь. Осенью 1871 г. ученый высадился в заливе Астролябии, куда еще не ступала нога белого человека... Молодой мужчина направился к селению папуасов. Он сжимал в руке небольшой сверток, шел медленно, но решительно, как будто не замечая настороженно-недружелюбных взглядов, сопровождающих его всю дорогу. Наконец, кончились заросли, дальше, совсем недалеко, выстроились хижины. Но вдруг две стрелы, одна за другой, пронзительно просвистели у самой головы пришельца. Он остановился, и туземцы, приняв воинственные позы и сжав в руках копья, сомкнулись вокруг непрошеного гостя. Пришелец оглянулся по сторонам, как бы не замечая угрюмые лица, медленно развернул свой сверток, который оказался обыкновенной циновкой, аккуратно расстелил её под тенью раскидистого дерева, спокойно сел, стянул башмаки, лег и - уснул... Проснувшийся ученый с удивлением увидел вокруг себя мужчин, терпеливо охраняющих его сон. Копья исчезли, лица - сосредоточенные и любопытные: кто он, этот уставший, изможденный, но доверчивый и храбрый пришелец, который не испугался ступить на их землю, ведь по всей округе ходит страшная молва об этом племени как о людях коварных, жестоких и негостеприимных? Открытое сердце, доверие, честность, деликатность Николая Николаевича сумели перебороть недоверие и злобу туземцев, и очень скоро «Человек с Луны», как прозвали ученого папуасы, сумел завоевать симпатии и сделать их своими преданными друзьями и помощниками. Годы спустя Л.Н. Толстой в письме к Н.Н. Миклухо-Маклаю заметил, что великий ученый своим опытом и подвигом настоящего мужества доказал, что человек везде человек, т.е. доброе, общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и правдой, а не с пушками и водкой. Действительно, история культур изобилует страницами, доказывающими истину «Как ты отнесешься к другим, так и они отнесутся к тебе»: ни оружие, ни отчаянная смелость порой не спасали тех, кто шел в качестве завоевателя, врага, соперника, а не мирного исследователя, друга, равноправного партнера. Грубость и хамство, высокомерие и пренебрежительное отношение к другому, агрессивность и склочность в любом народе считались и считаются теми качествами, которые несовместимы с образом воспитанного человека. Другой важный принцип современного этикета - это принцип здравого смысла, целесообразности действий, практической полезности. Правила современного этикета по сравнению с требованиями аристократического (придворного) этикета разумны, просты и удобны. Даже общение с многочисленными столовыми приборами на торжественных приемах не составит особой сложности, если придерживаться этого принципа. Как известно, расположенные справа и слева от тарелки ножи и вилки образуют пары, и, как правило, начинают пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки, меняя их соответственно подносимым блюдам. С последней тарелкой обычно уносят и последнюю пару приборов. Все просто и удобно! Следующий принцип, из которого выросли правила современного этикета, - это принцип красоты. Требования эстетической привлекательности поведения направлены на ограничение проявлений человеческой физиологии в межличностном общении, на обуздание природных инстинктов и страстей, отвечают насущным гигиеническим потребностям в чистоте и опрятности. Например, следующие наставления из «Юности честного зерцала...» не потеряли своей актуальности и сегодня: "«Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже»; «Не жри, как свинья, и не дуй в ушное (суп - Э.С.), чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь»; «Ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукой, но полотенцем.. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою»; «Около своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочего»"7. Четвертый принцип, который лежит в основе требований современных «правил хорошего тона», — это народные традиции и обычаи. Многие правила этикета сегодня невозможно объяснить с позиции вышеперечисленных принципов, поскольку они возникли на заре культурной истории народов и, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней. Например, в этикете нашли отражение древние традиционные формы поклонения женщине-прародительнице. Во всех культурах женщина-мать пользовалась особым авторитетом: повсеместно ей дарили цветы, фрукты как символы плодородия. Оказывать женщине всяческие знаки внимания, обнажать перед ней голову, уступать ей место, вставать в ее присутствии и др. - эти нормы являются отголосками древнего культа женщины как священной представительницы рода. Правила для мужчин снимать головной убор при приветствии объясняются по-разному. Одни знатоки этикета утверждают, что этот обычай возник в эпоху античности, в Древнем Риме, где раб при встрече со свободным гражданином обнажал свою бритую голову, показывая, что он раб. Другие считают, что данная этикетная норма возникла в эпоху Средневековья. В те времена опасность подстерегала человека на каждом шагу: по дорогам в поисках добычи скитались голодные бродяги, в лесах промышляли шайки разбойников. Люди постоянно ходили во всеоружии: отправляясь в путь, надевали на себя тяжелые латы, на голову -железный шлем. Переступая порог чужого дома, странствующий рыцарь снимал свой шлем, оставляя голову незащищенной, и нес его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - как бы говорил он этим жестом.хозяину. — Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю». И сегодня многие требования этикета представляют собой традиции и обычаи, дошедшие до современных потомков из седой древности, из культурного опыта предков. Чтобы стать воспитанным человеком, недостаточно только знать существующие требования этикета и лежащие в их основе принципы. Знания, умения и привычка — вот три ступени восхождения к настоящей воспитанности, культурному поведению. Действительно, истинно утверждение, что воспитанный человек -это не тот, кто долго думает, рассуждает, выбирает, как поступить, и, наконец, принимает правильное решение, а тот, кто по-другому поступить просто не может. Правила хорошего тона не даются индивиду от рождения. Культура поведения — результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и самовоспитания, приобщения к основам цивилизованного общения. Уже в древнейшие времена сознательное культивирование правил, определяющих внешние стороны поведения, попытки специального научения людей хорошим манерам были одними из серьезных направлений в процессе общественного воспитания и просвещения. Позднее стали появляться многочисленные пособия и руководства по этикету. Одним из первых известных трактатов о поведении стала книга П. Альфонсо «Дисциплина клерикалис», изданная в 1204 г. в Испании. В 18-19 вв. литература об общественном и личном поведении имела уже солидный список. В России также существовало множество подобных наставлений и учебных пособий. Во всем мире сегодня уделяется огромное внимание формированию коммуникабельного, бесконфликтного индивида, обладающего не только высоким профессиональным и интеллектуальным уровнем, но и культурой общения и хорошими манерами, что равносильно обладанию рекомендательными письмами на все случаи жизни. В некоторых странах этикет изучают в школе. В США, например, работает специальный Институт этикета имени Эмили Пост, одной из признанных авторитетов в области этикета XX века, книга которой по культуре поведения, вышедшая в 1922 г., многократно издавалась, переводилась на разные языки и стала классикой американской литературы и настольной книгой многих поколений людей. Американские пособия по этикету учат не только правилам поведения в специфических ситуациях общественного, светского, семейного и личного общения, но и как удачно выйти замуж, как успешно сделать деловую карьеру и т.д. Их своды «правил хорошего тона» во многом ориентированы на практицизм и бережливость. В жизни американцев стали «крылатыми фразами» афоризмы видного писателя и политического деятеля Б. Франклина «Время — деньги», «Богатый стол оставляет скудное завещание» и т.д. В сфере деловых отношений в современном мире этикет считают даже экономической категорией, поскольку дефицит хороших манер в таком хрупком пространстве, как мир бизнеса, оборачивается разрывом партнерских отношений, срывом взаимовыгодных сделок, ростом конфликтности, крушением деловых карьер. Например, руководство современной Японии ежегодно тратит огромные деньги, наряду с профессиональной подготовкой, на обучение своих граждан правилам хорошего тона и консультациям по этикету. Действительно, знание и выполнение элементарных норм и требований хорошего тона намного облегчает современную жизнь, придает своеобразную одухотворенность человеческому общению, а личности — обаяние и привлекательность, помогает человеку чувствовать себя уверенно и естественно в любых ситуациях как делового, так и повседневного общения. Как подчеркивает М.С. Каган, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер», являясь первым видом деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе в процессе становления, и основой успешного осуществления всех других видов его деятельности. Восточная поговорка гласит: «Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». Деликатный, воспитанный человек, знающий правила хорошего тона, будет всегда чувствовать себя свободно, уверенно и естественно в любом обществе, в любых ситуациях, нравиться себе и другим своим безукоризненным внешним видом, красивыми манерами, умением общаться и находить контакт с любым собеседником или деловым партнером. Напротив, незнание этикетных норм, неумение вести себя в обществе, отсутствие умений и навыков культуры общения ставят человека в неудобные ситуации, стесняют сферу его свободы, формируют комплекс неполноценности и ущербности, ведут к росту конфликтных противостояний и непонимания. В свое время французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр заметил: «Ад - это другие». Повседневная жизнь доказывает, что «диалогическая жизнь», со-бытие человека с человеком, его взаимодействие с другими, действительно, может стать и адом, и раем в зависимости от того, насколько люди приобщены к культуре межличностных взаимоотношений, знакомы с элементарными правилами хорошего тона. К великому сожалению, исторические катаклизмы начала XX века в судьбе России обошли стороной такую деликатную сферу в духовной жизни общества, как культура общения. Новые поколения в послереволюционной России отнеслись к этикету как к узаконенной форме лживого, искусственного поведения, забыв, что правила хорошего тона возникли еще в древнейшие времена, а придворный церемониал всего лишь одна из ипостасей многообразного мира культуры общения, формирующейся на протяжении многовековой истории цивилизации. Этикет является несомненным приобретением культуры. Специфика развития человеческой культуры и заключается в том, что она отвергает все временное, несущественное для жизни новых поколений, но сохраняет и поднимает на новый уровень непреходящие ценности, выработанные предшествующими поколениями. К сожалению, вместе с мишурой и ложным блеском придворного этикета были отброшены и по-настоящему значимые, гуманистические нравственные нормы человеческих взаимоотношений и разумные их проявления. Отвергнув церемонии, ударились в бесцеремонность, развязность, беззастенчивость. Ликвидация сословной, половой и возрастной субординации обернулась панибратством, потерей уважительного отношения к старости, детству, женщине. Прямота без корректности, невнимание к культуре речи привели к грубости, хамству, засорению языка ненормативной лексикой, ставшей сегодня привычным фоном общения. Пренебрежение к внешнему виду, моде как «пережитку мещанства» способствовало небрежности в одежде, неумению со вкусом и изысканно одеваться и т.д. Известно, что после Октябрьской революции в холодном и голодном Петрограде 75-летний адвокат с мировым именем А.Ф. Кони прочитал более тысячи лекций рабочим и солдатам, один из циклов которых назывался «О воспитании и личном поведении». Ученый ясно осознавал, что для построения нового общества и формирования новых людей необходим принцип преемственности культуры, поскольку, как говорил Шекспир, «из ничего не сделать ничего». Отчуждение от культуры хотя бы одного элемента безмерно обедняет её внутреннее содержание, снижает её общий уровень и отрицательно сказывается на жизни общественного организма в целом. Долгое невнимание к этикету в нашем обществе обернулось сегодня низким уоовнем личностной культуры, бездуховностью, нецивилизованностью. Жизнь еще раз доказала то, что воспитанность, порядочность, этикетность конкретного индивида в конкретных обстоятельствах находятся в нерасторжимой культурной взаимозависимости с культурой труда, быта, сферы обслуживания, отдыха, отношения к природе, с культурой тех сфер, которые отвечают за судьбу человека и народа (медицины, образования, армии, политики и т.д.) Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |