|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 5 Этикет в культуре гостеприимстваВеликодушие, доброта и щедрость человеческой души всегда высоко ценились в любом народе, и наивысшее свое воплощение они получили в обычае гостеприимства, зародившемся еще в глубокой древности и ставшем доброй традицией в современной культуре. От оказания помощи и почестей переступившему порог жилища случайному путнику, вошедшему в дом соседу до радушного приема и угощения близких, родственников, знакомых и заранее приглашенных лиц - таков смысловой диапазон этого церемониала, существовавшего и существующего у разных народов мира. Несоблюдение требований гостеприимства во многих культурах было равнозначно преступлению. Общественное презрение, публичное осмеяние, а порой жестокое наказание ожидали горе-хозяина, осмелившегося преступить обычай отцов и дедов. В середине 12 века Гельмольд, описывая нравы балтийских славян, отмечал следующее: «...В отношении гостеприимства нет другого народа, более достойного уважения, чем славяне; принимать гостей они, как по уговору, готовы, так что нет необходимости просить у кого-нибудь гостеприимства. Ибо все, что получают они от земледелия, рыбной ловли или охоты, все это они предлагают в изобилии, и того они считают достойным, кто наиболее расточителен... Если же кто-нибудь, что случается весьма редко, будет замечен в том, что отказал чужеземцу в гостеприимстве, то дом его и достатки разрешается предать огню, и на это все единодушно соглашаются, считая, что кто не боится отказать гостю в хлебе, тот - бесчестный, презренный и заслуживающий общего посмешища человек»1. У северных народов двери жилища были открыты любому проезжему: его кормили, поили, оставляли на ночлег, и даже неприятного ему человека хозяин не имел права удалять из своего дома без достаточных на то оснований. Чукчи, например, считали, что хозяин должен сохранять доброжелательное отношение к гостю при любой ситуации, даже если тот его побьет. Классическим образцом гостеприимства считается Кавказ. Черкесы провинившегося хозяина навсегда прогоняли из селения или сбрасывали в пропасть, осетинцы же человека, нарушившего обычай, сталкивали со связанными руками и ногами с высокого обрыва в реку. «Чурек и сакля - все твое» - с такими словами и сегодня обращается к пришедшему в его дом человеку житель Кавказа. История восточной культуры сохранила образцы гостеприимства, которые заставляют удивляться современного человека. У легендарного арабского поэта Хатима Тая, прославившегося неслыханной доблестью, великодушием и безграничной щедростью, однажды спросили, приходилось ли ему встречать в жизни человека, более гостеприимного и щедрого, чем он сам. Кивнув головой, Хатим рассказал, как однажды, блуждая по пустыне, он набрел на жалкий, обтрепанный шатер с привязанным рядом худосочным козленком. Гостя вышла встречать старуха, взяла под уздцы коня, помогла усталому всаднику спешиться и завела в свое ветхое жилище. Затем она кликнула сына и неспешно отдала ему приказания: тот выдернул из шатра шест, изрубил его, разжег в очаге огонь и зарезал козленка. Вскоре запахло ароматом вареного мяса, и гость понял, что, кроме шатра, доброго сердца и открытой щедрой души, у этих обиженных судьбой несчастных людей не осталось ничего... «Это была настоящая щедрость, - сказал поэт, - щедрость хозяина. Не всякой умеет быть настоящим и щедрым хозяином». В восточной культуре традиционная приветственная формула «Мой дом — ваш дом» сохранилась до наших дней и имеет широкое распространение в разных ситуациях общения. Например, у современных курдов даже владелец автомобиля, приглашая девушку сесть, скажет в ответ на ее извинения за причиненное беспокойство: «Это Ваша машина». Угощение гостя — кульминация ритуала гостеприимства: для пришельца предназначается лучшее из того, что есть у хозяев в зависимости от их материальных возможностей. Во многих культурах в хозяйстве имелись специальные помещения или комнаты для приема гостей, и даже в бедствующих семьях на случай их прихода всегда держали "неприкосновенный запас" - угощение для пришельца, готовое появиться перед ним в любую минуту. В «Жизнеописании Отгона Бамбергского» (умер в 1139 г.) рассказывается о нравах балтийских славян: «... каждый отец семейства имеет отдельный дом..., назначенный только для удовольствия. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами: принимаются одни, немедленно ставятся другие; нет ни мышей, ни кошек, но чистая скатерть покрывает яства, ожидающие потребителей; и в какое время кто ни захотел бы поесть, будут ли это чужие — гости или домочадцы, их ведут к столу, где стоит все готово»2. У восточных и западных славян вплоть до XX века сохранился добрый обычай постоянно держать на столе хлеб и соль. На Кавказе, например у абхазов, как и у других народов, «каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Так, рачительные хозяйки припрятывают... пшеничную муку, сыр, сладости, фрукты, водку в бутылках... а во дворе гуляют куры, ревниво оберегаемые от родных детишек, которые, может быть, давно уже не имели мяса в своем рационе»3. В восточной культуре, как и во многих других традициях, существовал обычай засевать часть земли специально для гостей и сохранять урожай, не расходуя его даже на собственных детей. По мнению исследователей, «идеологический фон гостеприимства составляет так называемая теофания -мифологическое представление о том, что Бог в человеческом ' облике ходит по земле»4. Как известно, во многих культурах самым почетным и дорогим является «Божий гость», или незнакомый человек, который пришел в дом неожиданно, без приглашения. Арабы говорят, что «гость — от Аллаха»: он священное лицо, независимо от возраста, пола, положения, и его надо принять, если даже ты беден («Дай гостю хотя бы лепешку, лишь бы он не лег спать голодным»). Осетины и сегодня человека, появившегося в доме, встречают со словами: «Гость - Божий гость», а согласно адыгейской пословице, имеющей многочисленные параллели в паремическом творчестве других народов, «Гость - посланник Бога», и хорошо принять его - не только обязанность, но и святой долг земного человека. «Именно право совершенно незнакомого человека остановиться в качестве гостя в любом доме и безусловная обязанность хозяина оказать ему самый радушный прием и предоставить ему все необходимое - во г что прежде всего характеризовало обычай гостеприимства у адыгов и других кавказских горцев»5, - подчеркивает В.К. Гарданов. Мотив Бога-гостя характерен и для русского фольклора, а башкиры всегда с особым почтением относились к неожиданному пришельцу именно как к сакральной фигуре: любой, кого судьба завела в чужой дом, мог оказаться посланником Всевышнего или самим Богом, представшим в облике земного существа. Сакральность гостя является в некотором роде «ключом» к расшифровке многих таинственных и загадочных моментов в ритуале гостеприимства. Кем бы ни был пришелец (богачом или нищим, чужестранцем или знакомым, врагом или другом), переступив через порог, становился священной фигурой, и дело чести хозяина отныне - заботиться о нем, оберегать, как зеницу ока, оказывать самый радушный прием. Если пришелец, скрываясь от притеснений или преследования, просит у хозяев убежища, то он обязан приложить все усилия для того, чтобы гостю не было нанесено ни малейшего ущерба. Если же подобное случалось, то во многих культурах причиненный пришельцу вред приравнивался к ущербу, нанесенного самому хозяину, и требовал равновеликого возмещения, вплоть до кровопролития. В Афганистане и сегодня любят рассказывать старую историю о том, как «однажды банда грабителей напала на деревню. Мужчины и женщины - все, как один, бросились защищать свой очаг и пристанище. Только одна преклонного возраста старушка не могла принять участие в этой битве. Стоя на пороге своего жилища, она с беспокойством следила за сражением, где были ее два любимых сына. После продолжительной и упорной борьбы бандиты были разгромлены. Двое из них, видя, что путь к отступлению закрыт, укрылись в жилище старушки. Их по пятам преследовали деревенские жители. Приблизившись к дому, односельчане с удивлением увидели старушку с поднятыми вверх руками, стремившуюся не допустить преследователей к себе в дом. Один их них спросил ее: «Мать, что ты делаешь? Пусти нас, разве ты не знаешь, что эти два бандита ответственны за жизнь твоих сыновей?» Старая женщина гордо ответила: «Не троньте их, они мои гости»»6 Даже в тех случаях, когда хозяину приходилось выбирать между обязанностям гостеприимства и требованиями кровной мести, предпочтение отдавалось первым, ибо попрание священного ритуала считалось более тяжким грехом, чем нарушение талиона. В истории культуры известны случаи, когда обычаи гостеприимства спасали жизнь человеку, который находил убежище в жилище своего кровного врага. Как гласит абхазское предание, на одном из многолюдных праздников во время конных скачек два молодых человека повздорили между собой, и один был убит. Спасаясь от возмездия, убийца вбежал в первый попавшийся на пути двор и, признавшись хозяину о совершенном преступлении, попросил у него спасения. Старик укрыл гостя в надежном месте. Через некоторое время во двор въехала повозка с окровавленным телом мертвого сына, которого, как выяснилось, убил именно тот человек, которого отец спрятал от погони. После похорон, когда все разошлись по домам, несчастный старик отпустил убийцу со словами: «Ты убил моего единственного сына, но ты доверился мне, был моим гостем, и я не могу втоптать в грязь свою хлеб-соль. Дарую тебе жизнь. Уходи, пока не заметили тебя мои родичи. И смотри, больше мне на глаза не попадайся»7. В основе гостеприимства лежат не только религиозные требования, но и закон самосохранения, принципы взаимопомощи и социальной защиты в сложных круговоротах человеческой судьбы, таящих в себе многочисленные трудности и испытания. Каждый — голодный, усталый, замерзший — мог в любое время оказаться у чужого порога, и здесь без взаимного гостеприимства невозможно было обойтись. Человек, которому дали кров, всегда должен был помнить добро и радушие того, кто снабдил его едой и водой на дорогу- Л.Я. Штернберг, например, о нивхах, чья жизнь была сплошной борьбой за выживание в суровых природных условиях, писал следующее: «В черный год, когда не хватает пищи у гиляка ни для себя, ни для собак и купить не на что, гиляк не должен протягивать руки благодетелю; он спокойно отправляется в гости, зная... что со временем ему отплатят тем же»8. Во многих кочевых культурах путники, отправляясь в дальнюю дорогу, не брали с собой запаса еды и воды: по закону степи, в любой юрте ему должны быть предоставлены пища и ночлег, а если понадобится, даже лошадь или верблюд. Предложение хозяину принять какое-либо вознаграждении за приют и угощение считалось неслыханным нарушением этикета и было равноценно страшному оскорблению. Народы издавна видели в гостеприимстве надежное средство, позволяющее строить дружеские и теплые отношения не только с окружающими, но и обезоруживать стихийное зло, облагораживать сферу взаимодействия человеком с миром природы, умилостивлять промысловых животных и зверей, от которых зависели благополучие и сытая, довольная жизнь человека. У северных народов, например, «разыгрывалось своеобразное приглашение в гости животного, убитого на охоте. Чукчи приносили шкуру убитого полярного медведя с головой, шеей и плечами, а также определенные части, срезанные с туши кита, в шатер и клали их на почетное место на стороне хозяина дома и вели себя по отношению к ним как к самым уважаемым гостям. «Кит» и «медведь» оставались на соответствующем месте в течение пяти суток, и все это время с ними обращались осторожно и с почтением. Мужчины и женщины дарили зверям свои ожерелья, «медведю» их надевали на шею, а ожерелья, предназначенные «киту», клали возле него. Чтобы гость «не чувствовал себя одиноким», его ни на минуту не оставляли одного. Пока «кит» или «медведь» находились в шатре, запрещались громкие звуки и разговоры, так как они могли «потревожить покой гостя». Дети тоже в эти дни не должны кричать и капризничать, и если ребенок закричит, то сейчас же кто-нибудь начинал бить в бубен, чтобы загладить неприличное поведение по отношению к гостю»9. Английский исследователь У. Тесиджер вспоминал об одном бедуинском шейхе, которого прозвали «оказывающий гостеприимство волкам», потому что каждый раз, когда он слышал волчий вой недалеко от своего шатра, приказывал своему сыну вывести в пустыню овцу и угостить проголодавшегося зверя10. Ритуал гостеприимства можно характеризовать как диалог двух сторон, в котором и гость, и хозяин выполняют определенные функции. Действия участников строго регламентированы и подчинены ряду жестких требований, которые, ограничивая их поведение, в то же время дают возможность достигнуть определенных целей. Хозяин, демонстрируя гостю свою щедрость и почтение, предоставляет ему все необходимое и тем самым завоевывает милость Всевышнего, почет и уважение окружающих, а гость соответственно получает пищу и приют. Люди, переступающие порог гостеприимного дома, бывают разные (долгожданные и неожиданные, знакомые и незнакомые, званые и незваные, воспитанные и невоспитанные, зашедшие на несколько минут и приехавшие на месяц и т.д.), а обычай гостеприимства требует от хозяина приветливого и почтительного отношения к любому гостю. В культуре гостеприимства веками вырабатывались и отшлифовывались ясные и конкретные правила о том, как приглашать в гости, как вести себя хозяину и пришельцу, чтобы обе стороны получили взаимное удовлетворение от общения. Без изменений дошли они до наших дней, образовав смысловое ядро современных канонов гостеприимства. Например, многие сложившиеся правила приглашения в гости актуальны и сегодня. Договариваются, как правило, при личной встрече, письменно или по телефону в зависимости от конкретной ситуации: очень близкому человеку достаточно звонка, а для малознакомых людей желательно найти время и пригласить их лично. Не приглашают в гости через третье лицо, а также в присутствии тех, кого не планируют в участники торжества. И письменные, и личные приглашения рекомендуется делать за несколько дней с указанием точного времени, места и повода (день рождения, юбилей и т.д.), чтобы гости заранее могли подготовиться к встрече. Прежде чем приглашать гостей, стоит подумать, не окажутся ли среди них бесцеремонные, сварливые, необщительные люди или те, кто находится друг с другом в ссоре, что помешает созданию приятной дружеской атмосферы. Хозяева обязаны учитывать взаимоотношения приглашенных и, как правило, заранее сообщать им круг предполагаемых людей, которым вместе, в тесной компании, за одним столом предстоит провести вечер. Обычно сами приглашенные решают: желают ли они этого общества или нет. Воспитанный гость, уважая право хозяина на встречу с теми, кто ему дорог, никогда не поставит его в неловкую ситуацию, заявив: «Я или он (она)», а сам найдет выход из создавшегося положения (в конце концов, всегда можно найти достаточное основание для отказа или, предупредив, зайти в другое время). Верхом неприличия считается приглашение впопыхах, в неподходящей ситуации, когда его произносят торопливо, не называя адреса и времени визита. Не зовут в гости человека, который уже дважды проигнорировал приглашение. Возможно, на то были серьезные причины, или он не желает быть в вашем обществе. Необходимо подождать ответного с его стороны приглашения. Получив приглашение, в любом случае, принимают его или отклоняют, благодарят и говорят слова любезности. Если по каким-либо причинам приглашенный не может прийти, он извещает об этом хозяев как можно быстрее. Бытует мнение, что на день рождения приходят те, кто о нем помнит. Это касается только близких родственников и друзей. Помнить - это еще не означает быть приглашенным. В данной ситуации для «помнящего», но не приглашенного достаточно поздравить юбиляра телеграммой или открыткой. Признаком дурного тона является приглашение в гости в день праздника или накануне: очень возможно, что приглашенный почувствует себя в роли «запасного варианта» и воспримет его как несколько пренебрежительное к себе отношение. Вполне естественно, что уважающий себя человек в данной ситуации поблагодарит за «внимание», но корректно откажется, сославшись на то, что он, к сожалению, заранее планирует свое время. Приходят в гости в хорошем настроении и вовремя: как любят повторять сегодня французы, «точность - вежливость королей и долг всех добрых людей». Опоздание гостя и тем более самого хозяина во все времена считалось грубейшим нарушением этикета. О недопустимости подобного явления как о признаке дурного тона писал еще древнегреческий мыслитель Плутарх в «Застольных беседах»: «Два моих младших сына задержались в театре и явились на обед с опозданием. Сыновья Теона стали по этому поводу шутить, называя их «обедозадержниками» и «темноужинателями»... Я добавил, что афинский оратор Полихарм, заканчивая отчет о своей деятельности, с которым он выступал в народном собрании, сказал: «Таковы мои дела, афинские граждане. А кроме того, скажу, что никогда я, получив приглашение, не приходил на обед последним». Такое поведение считается демократичным, а теми, кто опаздывает на обед, заставляя других дожидаться, люди тяготятся как неприятными и настроенными олигархически»11. Безусловно, в жизни случаются всякие неожиданности: непредвиденные дела, задержка в пути и т.д. Но, как говорят англичане, опоздать в гости можно только в том случае, если ты сломал по дороге ногу. В Англии и сегодня любят пересказывать старую историю о леди М., которая обещала прийти к обеду и не пришла. Хозяйка, подождав некоторое время, предложила всем сесть за стол без этой гостьи. «Она, наверное, сломала ногу», - сказала хозяйка. И, действительно, через несколько минут по телефону попросили передать извинения от леди М., которая не смогла прийти на обед, так как по дороге сломала ногу. За задержку в любом случае нужно извиниться, а если не успевают вовремя, необходимо предупредить хозяев. Раньше назначенного времени также не приходят: вдруг хозяева в этот момент завершают последние штрихи. Правила хорошего тона не рекомендуют брать с собой в гости неприглашенных родственников, знакомых; малышей, если их не пригласили и тем более если у хозяев нет маленьких детей, с которыми они могут вместе поиграть, оставляют дома. К приходу гостей должны быть окончены все приготовления; дом чисто убран; комнаты проветрены, чтобы в них не осталось запаха приготовленных блюд; хозяева празднично и нарядно одеты; заранее приготовлены места, где пришедшие могут раздеться и привести себя в порядок, оставить сумки, зонты, обувь. В ванной комнате, являющейся «визитной карточкой» хозяйки, следует повесить чистые полотенца, положить новые расчески на случай, если гость оставил свою дома. Для избежания недоразумений и неприятностей необходимо заранее предупредить соседей, что на этот вечер у вас запланирована веселая компания с песнопениями и, возможно, танцами. Важно продумать, где могут пообщаться курящие гости. На лестничной площадке и в подъезде категорически запрещается. Для активных курильщиков можно отвести одну из комнат, где можно зажечь свечи: вокруг фитиля рекомендуют насыпать соль, которая поглощает сигаретный дым. После курения необходимо проветрить помещение. Первых гостей хозяин и хозяйка, как правило, встречают вместе; вновь прибывших встречает глава семейства или кто-нибудь из взрослых детей, а хозяйка общается с уже прибывшими. Если хозяева не успевают представлять гостей друг другу, то эту функцию может взять на себя один из ближайших друзей. Гостей в прихожей не знакомят. Домашние тапочки гостям обычно не предлагают, за исключением пожилых или тех, кто сам попросит об этом. Обувь, соответствующую наряду и туалету, дамы приносят с собой. Домашние животные не должны мешать гостям. Эпоха Средневековья, когда во время торжественных обедов пажи въезжали в пиршественные залы верхом на лошадях и подавали гостям миски и кувшины прямо с седла, а под ногами, подбирая объедки и залезая в тарелки с едой, путались своры собак, о шкуры которых, как о живые салфетки, вытирались жирные руки, давно уже прошла. Даже человеку, обожающему кошек и собачек, не очень-то будет приятно, если об его нарядный костюм, царапая когтями или оставляя шерсть, будет тереться ласковый хозяйский питомец, обнюхивать тарелку, тыкаться мокрой мордочкой в руки и т.д. Животных, как и маленьких детей с их капризами и непредсказуемостью, при гостях не должно быть не видно и не слышно. С приходом гостей прекращают все телефонные переговоры, телевизор выключают, за исключением тех случаев, когда все присутствующие желают досмотреть интересную передачу в ожидании остальных. Если после назначенного срока прошло 15 минут, можно рассаживать гостей за стол. Как свидетельствуют психологи, 15 минут - это тот самый отрезок времени, который ожидающий человек переносит относительно спокойно: далее с каждой минутой с непропорциональным ускорением растут раздражительность и тревога ожидающих. Дома, как и в общественном месте, в знак уважения к прибывшим вовремя гостям опаздывающих не ждут более 15 минут. Очень важно правильно рассадить гостей. Как правило, возглавляют и замыкают стол хозяин и хозяйка, сидя напротив друг друга. Если приглашенных более 50, они занимают места рядом: муж слева от жены. Супружеские пары за столом обычно разделяют, чтобы «благоверные» не проявляли на торжестве чрезмерную заботу друг о друге. Как правило, рядом садятся жених и невеста на свадебной церемонии и молодожены, имеющие супружеский стаж не более года. Мужчину сажают между двумя женщинами или вперемежку, чтобы было кому ухаживать за дамами, людей с натянутыми отношениями рассаживают по одной линии стола, подальше друг от друга; любящему поговорить можно предложить место рядом с тем, кто любит послушать, и т.д. Первый занимает свое место хозяйка, за ней рассаживаются женщины, после — мужчины, последним садится хозяин. По правилам этикета, опоздавшие гости, если все уже сидят за столом, подходят к хозяйке и хозяину и просят извинения. Хозяева не встают, не выясняют причин опоздания, а указывают на свободные места, которые они могут занять. При организации праздника в зависимости от его продолжительности хозяева планируют перерывы, которые необходимы не только для того, чтобы развлечься, отдохнуть и пообщаться, но и для того, чтобы непрерывная обильная трапеза не обернулась для гостей неприятностями, как во времена московских посольских обедов 16 века, когда гости не имели права оставлять свои места ни на минуту и через 8-9 часов «праздника живота и обжорства» замертво сваливались под стол. Как правило, хозяева заранее продумывают развлекательную программу вечера, чтобы гостям было комфортно и весело. Культура гостеприимства очерчивает круг этикетных требований к облику «воспитанного хозяина», который должен быть: приветливым: радушно принимать любого, кто оказывается в его доме в качестве гостя и оказывать все необходимые почести и знаки внимания; внимательным: видеть всех своих гостей; находить время, чтобы каждому уделить немного внимания, особенно тем, кто застенчив или впервые в гостях; не заканчивать еду первым, например, когда подано последнее блюдо, и т.д.; предупредительным: угадывать желания своего гостя и выполнять их по возможности, не дожидаясь, пока он его попросит; щедрым: не скупиться, не жалеть для гостей добрых слов, времени, стараний, усилий и угощения, затраченных на то, чтобы достойно их принять, но не заставлять их есть и пить, превращая застолье в «демьянову уху», блестяще описанную в басне И.А. Крылова; бескорыстным: не ждать и не требовать благодарности за то, что сделано для гостей; не жаловаться на хлопоты и трудности, связанные с их приходом; не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки; тактичным: иметь чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях со своим гостем; не замечать его ошибок и оплошностей; не делать ему замечаний в присутствии других; не затевать разговоров на неприятную для него тему; не «разоблачать» его, если он старается не выпить очередную рюмку или пригубить ее только для вида; не требовать «штрафных» для опоздавших. Воспитанный хозяин всегда вежлив, спокоен, учтив, никогда не показывает гостям плохого настроения, раздражительности и недовольства. Провожая гостей, обычно прощаются в прихожей, на лестничную площадку выходить необязательно. Хозяева никогда не распахивают перед прощающимися дверь, а только открывают замок. Хозяевам следует позаботиться об организации проводов пожилых людей и одиноких женщин, хотя бы до остановки транспорта. Как правило, об этом одолжении просят мужчин или пары. Если нет такой возможности, то провожают сами хозяева. Как известно, неожиданный гость всегда связан с непредвиденными неудобствами и хлопотами и причиняет беспокойство, поэтому приход в дом без приглашения допустим только в случае крайней необходимости. «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», - говорится в французской пословице. Выражение лица открывшего дверь человека порой красноречиво свидетельствует о том, что его застали врасплох. Не стоит обманываться вежливостью и любезной улыбкой хозяина - у него нет другого выхода. В подобной ситуации следует быстро изложить причину внезапного визита и распрощаться, поблагодарив за приглашение на ужин, который, возможно, был рассчитан только на домочадцев. Без предупреждения можно идти только в тот дом, где можно быть уверенным, что вашему появлению будут рады в любое время. В праздничные и выходные дни знакомых без приглашения и предупреждения не посещают, чтобы не оказаться в неловкой ситуации. Не принято наносить визиты раньше 12 часов и позднее 20.00. Если воспитанный гость чувствует, что его посещение некстати и хозяин в вежливой форме намекает на невозможность общения с ним, то он должен проявить тактичность и, не задерживаясь, откланяться под любым удобным предлогом. Угощать неожиданного гостя необязательно, достаточно предложить ему чашку чая или кофе, фрукты. Если человек приехал издалека и ему негде остановиться, то по правилам гостеприимства ему следует предоставить ночлег и покормить. Не только хозяин, но и «воспитанный гость» соблюдает правила приличия и вежливости, имеет определенные обязанности, которые он должен выполнять, переступая через порог гостеприимного дома, чтобы оставить о себе память как о приятном, воспитанном человеке, которому всегда будут рады. Если приходят в дом без предупреждения и на первый стук или звонок не открывают дверь, стучат или звонят во второй раз и больше не беспокоят, даже если знают, что хозяева дома. Обычно оставляют записку в дверях или почтовом ящике с кратким сообщением о визите или с разъяснением причины прихода. Помимо неожиданных, есть гости надоедливые, назойливо навязывающие свое общество, которые бесцеремонно могут прийти в любое время, «по-свойски», без приглашения и предупреждения. Пользуясь деликатностью хозяина, они любят засиживаться долго, вести беспредметные разговоры, даже готовы вымыть посуду или помочь приготовить угощение. В данной ситуации этикет рекомендует очень тактично, но жестко давать отпор подобным гостям, поскольку они отнимают у человека время, отрывают от нужных дел и создают массу неудобств. Взрослые компании из приглашенных гостей, как правило, расходятся около 23 часов. Если по каким-либо причинам гость вынужден уйти раньше, то лучше это сделать незаметно для остальных, тихо, «по-английски», не устраивая шумных прощаний. Необходимо заранее предупредить хозяев и объяснить причину. Если приходят в гости вдвоем и одному необходимо уйти, то уходят тоже вместе. Признаком дурного тона считается привычка некоторых жен уходить домой, оставляя «в подарок» уставшим хозяевам «угостившегося на славу» супруга. Дисциплинированный гость, прощаясь, никогда не стоит в дверях, продолжая беседу и задерживая провожающих. Расставаясь, гость и хозяева взаимно благодарят друг друга за приятно проведенный вечер и возможность интересно пообщаться; гость сам открывает дверь и прикрывает ее за собой. Если есть договоренность, вернувшись к себе домой, гость может позвонить беспокоившимся хозяевам и сообщить о своем благополучном возвращении и еще раз выразить им свою признательность за их гостеприимство, сердечную атмосферу в доме и радушие. Если гость приехал издалека, то он может остановиться у знакомых и родственников при условии, если его неоднократно и искренне приглашали и ему будут рады, или когда он наносит ответный визит. В любом случае необходимо договариваться о приезде заранее, нельзя приезжать внезапно, следует послать телеграмму, позвонить по телефону, обговорить срок визита, некоторые детали. По правилам этикета гостеприимным хозяевам следует привезти достойный подарок, который мог бы восполнить расходы, связанные с пребыванием гостя. Существует и такой вариант: находясь в гостях, можно тактично узнать, что нужно или приятно хозяевам, и, уезжая, преподнести в подарок эту вещь, по стоимости равноценную их затратам. Воспитанный гость быстро адаптируется к ритму и стилю жизни гостеприимной семьи, не вмешивается в жизнь и проблемы домочадцев, не возмущается заведенным в доме порядком, не дает непрошеных советов, не переставляет мебель и вещи по своему усмотрению, не высказывает хозяевам замечания по поводу воспитания детей или животных, старается не доставлять окружающим лишних хлопот, оставляет свои привычки в стороне, встает и ложится одновременно с хозяевами, не мешает распорядку жизни дома. Правила приличия предполагают, что воспитанные люди никогда не злоупотребляют гостеприимством. Еще Ж.Ж. Руссо подчеркивал: «Умный человек удаляется за минуту до того, когда он был лишним», а восточная мудрость гласит: «Гость необходим хозяину, как дыхание человеку. Но если дыхание входит и не выходит - человек умирает». Воспитанный гость помнит о том, что ему радуются дважды: встречая и провожая. Покидая гостеприимный дом, следует поблагодарить и обязательно пригласить хозяев с ответным визитом и проследить, чтобы он состоялся. Если нет возможности принять их в своем доме, допускается пригласить их на пикник, в ресторан, в театр и т.д. Как подчеркивал Т. Фуллер, «благодарность - самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность - худший из пороков». Взаимоотношения гостя и хозяина тесно связаны и с обычаем дарить подарки, обмен которыми, как и угощение, является обязательным элементом ритуала гостеприимства. Старинные книги по этикету советовали делающим подарки следующее: «Цена подарка зависит, главным образом, от трех условий: во-первых, от чувства, с которым его дают; во-вторых, от того, насколько он подходит к празднику и личности; в-третьих, от манеры дарить»12. Существенные и важные наставления на этот счет, данные в книге «Хороший тон», изданной еще в 1889 г., не потеряли своей актуальности и сегодня: «Чтобы иметь право дарить, нужно уметь дарить так, чтобы соблюдать при этом величайшую деликатность. Дарить кому-нибудь чтобы то ни было только потому, что эта вещь нам самим не нужна, - неприлично; особенно если тот, кому мы ее дарим, ранее этого видел эту самую вещь у нас. Дарить какую-нибудь такую вещь, которую мы в свою очередь получили в подарок, тоже неприлично по отношению к тому, кто нам ее подарил»13.Выбор подарка зависит от многих обстоятельств, и человек, собирающийся сделать приятное и себе, и другому, должен прежде всего помнить следующее: подарок - это своеобразный эквивалент, символ дружеских отношений и симпатий, частичка самого дарящего, его чувств к тому, кому его преподносит: как гласит народная пословица, «дорог не подарок, а дорого внимание»; не покупают подарок в последнюю минуту: выбор подарка — процесс творческий, а второпях можно приобрести совершенно неподходящую вещь, не соответствующую ни желанию, ни потребностям, ни образу жизни, ни эстетическому вкусу того, кому она предназначена; стоимость подарка должна соответствовать финансовым возможностям дарителя: щедрость «не по карману» так же нелепа, как и чрезмерные жадность и бережливость; выбор подарка зависит от того, кому он предназначается: близкому родственнику или хорошему знакомому, другу или чужому человеку. Приходя в гости, приносят с собой напитки и сладости, хозяйке дома - цветы, причем совсем не обязательно огромный и дорогой букет. Можно вручить и один крупный цветок или ветвь (розу, гладиолус, веточку сирени), которые в большей степени могут передать очарование и красоту цветка, нежели собранные в букет. Цветы преподносят левой рукой в развернутом виде, приготовив правую для рукопожатия. Женщина обязана тотчас поставить букет в вазу. Подарок должен быть в безупречной, красивой и оригинальной упаковке, перевязанной изящной лентой. Воспитанный человек не распространяется о достоинствах преподнесенного подарка, не намекает на его солидную стоимость. Подарок в прихожей не вручают: следует снять верхнюю одежду, привести себя в порядок и в праздничной комнате, где накрыт стол и собираются гости, преподнести его с улыбкой и с самыми теплыми пожеланиями виновнику торжества, который, в свою очередь, сразу же должен его развернуть и любезно поблагодарить, отметив добрые намерения дарящего. Показывать свое недовольство, даже если подарок пришелся не по вкусу, может позволить себе только бестактный и невоспитанный человек. Дисциплинированный хозяин, благодаря за подарки, выражает свою признательность тактично и деликатно, не смущая остальных гостей, которые пришли с более скромными дарами или вообще без них, относится благосклонно не только к полученной ценной вещи, но и к небольшим подаркам, которые были преподнесены от чистого сердца и в меру материальных возможностей дарителя. Какие же подарки уместны в той или иной ситуации? Близким знакомым и родственникам можно подарить личные вещи: галстук, рубашку, ремень, бумажник, портфель, дамскую сумочку, туалетные принадлежности и т.д. Женщине не следует принимать подарков от малознакомых мужчин, за исключением небольших презентов в знак уважения (букетик цветов, флакон духов, коробка конфет, книги и т.д.). Книги — прекрасный и уместный подарок, но их нужно уметь выбирать. Как правило, преподносят книгу, красиво оформленную, в добротном переплете, с тематикой, интересной и близкой тому, кому она предназначена. Книгу подписывает только сам автор, в других случаях поздравления и пожелания пишутся на открытке. В качестве подарка уместны также цветы, сладости, коробка дорогих конфет известной фабрики (развесные конфеты, как правило, не дарят), хороший коньяк, шампанское, набор марочных вин (бутылка обязательно должна быть в фирменной упаковке), фрукты, письменные и туалетные принадлежности, оригинальные изделия из стекла, фарфора, хрусталя, серебра, кожа (шкатулки, бумажники, обложки для книг и т.д.), керамика, металлические изделия (подсвечники, чеканка, вазы, броши и т.д.), различные декоративные предметы, столовые приборы и т.д. Из более ценных подарков можно обрадовать того, кого поздравляют, произведениями изобразительного искусства (картины, миниатюры), уникальными изданиями книг, высокохудожественными ювелирными изделиями. Неприлично преподносить крепкие напитки женщинам. Никогда не дарят подержанную вещь, кроме художественных произведений или исторических предметов большой ценности. И в западной, и в восточной традициях считается плохой приметой преподношение в дар часов, зеркал, ножей. Подарки деньгами допустимы среди очень близких родственников или молодоженам на свадьбу, и денежный подарок, как правило, вручают в незапечатанном подписанном конверте. Дарить свои фотографии можно тогда, когда об этом попросят. Стоит серьезно подумать, прежде чем подарить кому-либо домашнее животное. Отказаться от подарка можно только в самом крайнем случае, если его смысл неприличен, вручается с неблаговидными намерениями или он слишком дорогой, что вынуждает чувствовать себя обязанным. Отказываются от подарка решительно и твердо, но вежливо и тактично, подчеркивая признательность за внимание, причиненное беспокойство и время, которое было потрачено на его выбор: важно не испортить отношений с дарителем. Отказ мотивируют ясным и достаточным аргументом. Принимать подарки порой бывает сложнее, чем их делать. Следует всегда помнить о том, что тот, который преподносит подарок, исходит из самых светлых побуждений сделать другому приятное, доставить ему удовольствие, порадовать близкого человека, друга, знакомого, сослуживца, хозяина дома, порог которого он переступил в качестве гостя, своим внимательным и заботливым к нему отношением. Гостеприимство и дарообмен - всего лишь небольшие фрагменты культуры, но в их неписаных законах, правилах, требованиях, как в зеркале, отражаются духовная сущность человека, его представления о Добре, Истине и Красоте, великодушии и порядочности. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |