|
|||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А)Сущность семиотического подхода к культуре, виды знаковых системМы уже отмечали, что с емиотический подход представляет культуру как совокупность знаковых систем (языков) и предполагает ее символическую интерпретацию. Культура понимается как способ опредмечивания, фиксации и рефлексии социального и исторического духовного опыта в виде разнообразных вербальных (словесных) и невербальных культурных текстов (произведения искусства, литературы, архитектуры, продукты интеллектуальной деятельности, политико-правовые документы религиозные тексты, коммуникативные акты и даже модели индивидуального поведения. По определению Ю.М. Лотмана, культура в целом может рассматриваться как “сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию текстов в текстах и образующий сложные переплетения текстов». Основным элементом культуры с точки зрения семиотического подхода является знак (греч. Слово семейон). Знак – это материальный объект, который для интерпретатора выступает в качестве представителя или свидетельства другого явления. То есть, он изначально органично сочетает в себе материальные и духовные компоненты (означающее и означаемое)
3. Типы знаковых систем по Абраму Бенциановичу Соломонику.
Естественные знаки – это такие реальные предметы или явления (природы или рукотворного мира, которые сигнализируют о сопутствующих им предметах или явлениях, недоступных нашему непосредственному наблюдению. (Дым как знак огня). Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры и постепенно утрачивается с развитием цивилизации. К ним примыкают функциональные знаки. Их интерпретацияобусловленавыполняемыми человеком функциями и специфическими видами деятельности. Например, для обычного человека след животного – это свидетельство его недавнего наличия в этом месте. Опытный охотник сможет угадать его размер, время пребывания и направление движения. Для обычного человека обнаруженное на раскопках кургана оружие – это след древнего воинского захоронения. Для археолога – свидетельство конкретной исторической эпохи. В отличие от естественных знаков связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, бусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют в деятельности людей. Знак-образ (иконический знак) - изображение чего-то из реальности, связанное с ним явным внешним сходством (портрет, шарж, карикатура). К знакам образам примыкает конвенциональный знак. Он служит обозначением предмета по соглашению — потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки обычно имеют мало общего с тем, на что указывают, и придание им определенного значения является лишь результатом соглашения, договора. Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; зебра на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах. Словесный (вербальный) знак носит не только целиком конвенциональный и условный, но и абстрактный характер. Например, слово «стол» – это не только указание на конкретный предмет, но и на целый класс предметов. Целая группа грамматически оформленных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений образует чисто логические конструкции. Системы записи (буквы, иероглифы, нотная запись, географические знаки) на базе других знаковых систем — разговорного языка, музыки, танца — и вторичны по отношению к ним. Они также полностью абстрактны. В отличие от словесных знаков почти не имеют конкретно-образного содержания. Эволюция систем записи свидетельствует об увеличении в них абстрактного содержания. Первой стадией истории письменности было письмо в рисунках {пиктография). На следующей стадии возникает идеографическое письмо, в котором рисунки приобретают все более упрощенный и схематический характер (иероглифы). И наконец, на третьей стадии создается алфавитное письмо, в котором используется сравнительно небольшой набор письменных знаков, означающих не слова, а составляющие их звуки устной речи. Значение систем записи в человеческой культуре заключается в том, что они позволили увековечивать культурный опыт в больших объемах, преодолевая ограниченность физиологических механизмов человеческой памяти. Кроме иого, письменность открыла путь к тиражированию текстов — книгопечатанию и более широкому и масштабному распространению информации. Символы с постоянным значением отличаются максимальной абстрактностью, изначально выражая не предметы, а отношения, как математические знаки или языки программирования. Символы с переменным значением могут сочетать в себе элементы конкретики с максимально богатым содержанием, зависящим от соцокультурного контекста и индивидуального культурного опыта. Сам по себе символ является одним из самых многозначных понятий в культурологи. Изначальное содержание этого слова – удостоверение личности, например, черепок определенной формы как гостевая табличка. То есть, он не отличался от конвенционального образа. Позднее – это условный знак для обозначения определенной социальной группы, например, герб или геральдические знаки. В настоящее время под символом понимают знак с предельно абстрактным значанием, либо как знак, таящий в себе многогранное и глубокое содержание. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |