АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные элементы духовной культуры

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ
  2. I. Типичные договоры, основные обязанности и их классификация
  3. II. Основные моменты содержания обязательства как правоотношения
  4. II. Основные направления работы с персоналом
  5. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных (муниципальных) служащих
  6. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ
  7. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  8. II. Элементы линейной и векторной алгебры.
  9. III. Основные мероприятия, предусмотренные Программой
  10. III. Основные требования, предъявляемые к документам
  11. Ms dos, его основные условия.
  12. V1: Основные аспекты организации коммерческой деятельности и этапы ее развития

А) Ценности и нормы (регулятивы), их виды.

Духовная культура определяется внутренними процессами в человеке, имеющими регулирующую и познавательную направленность. Исходными элементами духовной культуры являются ценности. Это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что есть благо и что есть не благо, модели поведения и отношение к явлениям окружающего мира. Еще проще их можно определить названием одного из стихотворений Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?». Как правило, ценности формулируются просты называнием того, чему придается важное и положительное значении. Другой вариант – ценность и название позитивно значимого явления в родительном падеже. Например, «человеческая жизнь» или «ценность человеческой жизни». Ценность – это важнейшая философская категория, связанная со специальным разделом философских знаний (аксиология – это знания о ценностях). С идеалистической точки зрения ценности существуют и отдельно от человека как проявления творящей божественной энергии. Например, ценность справедливости, добра и красоты как элементы мира идей, прообраза материального мира у Платона и его последователей. С материалистической точки зрения ценность – это лишь продукт развитого человеческого сознания, то есть, человек, сознательно отражая окружающий мир через восприятие, память и абстрактное мышление, придает его явления то или иное значение. Например, поможешь другому, потом помогут и тебе. Если это регулярно подтверждается опытом, то происходит подкрепленное эмоциями обобщение и рождается ценность взаимопомощи.

Виды ценностей определяются характером человеческих потребностей. Психологи и социологи, как правило, выстраивают иерархию потребностей от биологически обусловленных к социальным и тем, которое связаны с высшей духовной самореализацией человека (А.Маслоу). 1.Витальные ценности: жизнь, свобода, безопасность. 2.Ценности социальные: гармоничных отношений с окружающими и принадлежности к группе, уважения. 3.Ценности собственно культурные, связанные с творческой реализацией в социуме: познание (истина), красота (сфера искуссва и эстетики), добро и любовь.

Виды ценностей Формы их выражения Примеры ценностей
витальные бытовые жизнь, здоровье, телесность, безопасность, комфорт, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость
экономические богатство, благосостояние, трудолюбие, уровень потребления, практицизм, предприимчивость,
экологические качество жизни, природная среда
социальные собственно социальные социальное положение, статус, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация  
политические свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир  
Собственно духовные эстетические красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или подражание престижным зарубежным трендам
этические добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям  
религиозные Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание, церковь  

Выделяют о бщечеловеческие ценности, которые обладают универсальным характером и актуальным смыслом а протяжении всей истории человечества (гуманизм, демократия, патриотизм, свобода, любовь, верность, дружба, семья). Также ценности могут обладать конкретной культурно-исторической обусловленностью. То есть, они проявляются по преимуществу в одной, а не в другой культурной среде в определенный исторический период. Например, навыки фехтования на шпагах у западноевропейского дворянства 16-18 вв., или воинская доблесть у постоянно воевавших горцев Северного Кавказа.

Ценности могут выступать в виде идеалов, или самых обобщенных представлений о мире о ориентиров действий, не привязанных к конкретным ситуациям (любовь, милосердие, жизнь). Также они существуют в виде наиболее предпочтительных средств достижения этих идеалов и привязаны к конкретным ситуациям (есть идеал дружной семьи и средства его воплощения через супружескую верность, заботу о супругах и детях).

Помимо ценностей существуют антиценности. Это придание позитивного смысла социально деструктивным и антикультурным явлениям: безрассудство, ложь и эгоизм, паразитизм, агрессивность и др. Однако следует отметить, что они могут скрываться под видом обычных ценностей, которые трактуются эгоистически и ограниченно, либо абсолютизируются в ущерб другим. Например, существует ценность человеческой жизни, однако она может ограничиваться кругом своих близких в ущерб другим окружающим. Например, человек любит членов своей семьи, но при этом является одним из главарей наркобизнеса и не гнушается никакими средствами в борьбе с конкурентами. Хотя следует отметить, что внешние проявления зла не всегда однозначно являются проявлениями антиценностей. Например, бескомпромиссная борьба народа с в внешней агрессией является вполне приемлемым средством воплощения ценностей патриотизма и коллективного выживания.

Б) Следующим элементом духовной культуры являются социальные нормы. Это образцы социально приемлемого поведения. Другое определение: специальные правила поведения, ожидания и стандарты регулирующее отношения между людьми а также между индивидом и обществом, сложившиеся на основе господствующей в обществе системы ценностей. В науке о культуре также существует точка зрения, согласно которой ценности возникали на основе норм. Может быть, в некоторых случаях так и было. Однако, на наш взгляд, все-таки ценности первичны. Они содержат в себе эмоциональную основу и самые общие представления о мире. Нормы – это более конкретные представления и часто четкие формулировки. В то же время аксиомой психологии является первичность эмоций по отношению к четко сформулированным мыслям с сфере регуляции человеческого поведения. Обратимся к основным видам социальных норм по степени их упорядоченности.

1. Обычай – это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Многократное применение – это своеобразный полигон, доказывающий эффективность обычая (обычай гостеприимства, утверждающий ценность взаимопомощи). В то же время обычаи складываются стихийно, как привычка. Они поддерживаются общественным мнением, и в то же время не являются глубоко осознаваемыми и зачастую мотивированы стремлением быть как все. Поэтому они письменно не фиксируются и даже не всегда четко формулируются.

2. Моральные нормы – это правила поведения людей на основе их представления о добре и о зле, о справедливости и других нравственных ценностях. Они являются внутренним достоянием человека, и их главное качество - осознанность, и в то же время далеко не всегда отличаются системно и письменной фиксацией (в последнем случае как и обычаи).

3. Религиозные нормы устанавливаются в рамках различных вероисповеданий (христианство, иудаизм, ислам) и на основе норм обычая и морали. Их отличительная черта – осознанность, первые признаки упорядоченности (10 заповедей Моисея), письменная фиксация. Однако они часто выходят далеко за пределы социальной нормативности, то есть, направлены не только на межчеловеческие взаимоотношения, но и на единение с Абсолютом. Кроме того, они важны не сами по себе, а в контексте информации о сотворении и строении мироздания, повествования о деяниях святых и пророков.

4. Корпоративные нормы отличаются формализмом и упорядоченностью, часто отражаются отражение в специальных нормативных актах (кодексы, уставы и программы конкретных организаций или социальных групп). Однако отличие состоит в том, что они распространяются лишь на круг людей, ограниченных членством в конкретном объединении (Устав Аглицкого клуба, ЧГУ, Бушидо – специфический кодексповедения людий, принадлежащих к японскому сословию самураев).

5. Правовые нормы – это правила поведения, установленные государством, отличающиеся максимальной степенью системности и упорядоченности, общеобязательным характером в рамках конкретного социума, стремлением регулировать все основные и наиболее важные стороны социальной жизни, их отлаженностью в сложной системе нормативных актов (например, уголовный, гражданский и административный кодексы, конституции, конкретные законы). От норм обычая, морали и даже религии они отличаются большей строгостью. Первые чаще ограничиваются моральными санкциями. Право имеет весьма упорядоченную и развернутую систему материально выраженных санкций за нарушение норм: штраф, обязательные работы, заключение, телесные наказания.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)