|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Артефакты как базовые элементы материальной культуры, их виды и функцииМатериальная культура охватывает содержание и результаты материально выраженной преобразующей деятельности человека. Например, орудия труда, архитектурные сооружения, предметы повседневного пользования, продукты питания, транспортные средства и др. По сути, это мир вещей, созданных человеком. Для их обозначения используется понятие «артефакт» (от лат. artefactum — искусственно сделанное, рукотворный предмет). Именно благодаря этому понятию четко различается естественная (природная) и искусственная (культурная) сферы. Именно здесь актуализируется оппозиция природы и культуры. Артефакты бывают разных видов. 1.Во-первых, они удовлетворяют эстетические потребности, делая окружение человека чувственно привлекательным, не имея при этом ярко выраженного прикладного значения. Например, картина на стене или иное произведение искусства, сувенир. 2.Во-вторых, они удовлетворяют текущие практические (утилитарные) потребности: кресло, на котором можно отдохнуть, шкаф, в котором можно повесить одежду или сложить вещи, оконный градусник, по которому можно узнать уличную температуру, телефон. 3.В-третьих – это средства производства, или орудия труда, с помощью которых человек создает новые элементы культуры или воспроизводит старые: ручка, с помощью которой пишется стихотворение, токарный станок, с помощью которого вытачивается деталь механизма. При этом в одном артефакте могут сочетаться все указанные аспекты: газовая плита с изящным дизайном, удовлетворяющая элементарные потребности в пище и в то же время являющаяся средством создания кулинарных шедевров. Хотя следует отметить, что граница между природными и рукотворными материальными объектами не всегда предельно четкая. Например, начальный этап культурной эволюции с точки зрения материалистической концепции антропогенеза – изготовление орудий труда (в основном из камня). Палеолиты – это камни, обработанные таким образом, что можно их признать орудиями труда, однако их обработка отличалась грубостью. Неолиты - наиболее совершенные каменные орудия труда и приспособления. Однако им предшествовали эолиты. Это осколки камня естественного происхождения с намеренно заостренным либо сточенным от долгого употребления краем или краями. То есть, эолиты – это естественные предметы, но в то же время являлись орудиями труда. В дальнейшем по аналогии с ними стали создаваться названные ранее артефакты. Естественную основу можно увидеть и у многих других артефактов. Яркий пример – японские букеты икебана или каменные сады, или ранние скульптуры. В связи с этим известен ответ великого французского скульптора Огюста Родена (1840—1917) на вопрос одного из своих учеников, в чем, собственно, состоит искусство скульптора: взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. Похожие по смыслу выражения встречаются у Дионисия Ареопагита и Микеланджело. То же самое можно сказать о выведении новых сортов растений и пород животных. Однако развитие культуры связано с увеличением элементов искусственности в мире артефактов. Яркий пример – древние жилища-катакомбы, представляющие собой слегка отделанные пещеры и современные небоскребы, состоящие из металлического каркаса, стекла и пластика, или древние счеты, являющиеся по сути упорядоченной кучей камней и современные персональные компьютеры. Суть отмеченных культурных достижений заключается в увеличении их сложности и функциональности. Поэтому какие-то культурные достижения теряют свое значение, сокращается их употребление, интерес к другим, напротив, повышается, идут процессы отмирания одних и появления других элементов. Появление, например, швейной машины и шариковой ручки сделало редкостью такие артефакты, как наперсток и чернильница. В то же время превышение предела редкости определенных артефактов может повышать их значимость, и они становятся тщательно хранимыми музейными экспонатами. Вдумчивое отношение к вещам является одним из важных моментов культуры. Например, вещь может быть ценна не только как средство удовлетворения насущных потребностей, но и иметь важное духовное значение. Например, как память о значимом событии, или носитель возвышенных идей (государственный флаг как воплощение любви к родине). Оборотной стороной рассматриваемого явления можно считать культ вещей, или вещизм. Он часто проявляется как страсть к роскоши, которая порабощает человеческий дух, делает его мещански ограниченным. В связи с этим можно вспомнить строки из стихотворения Маяковского «Нате!»: «вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей…». В настоящее время вещизм приобретает особо опасные и массовые формы. Общество потребления стимулирует постоянное обновление предметов обихода. Старые, не отслужившие свой срок, безжалостно выбрасываются, засоряя природу, стимулируя ее варварскую эксплуатацию для производства новых предметов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |