АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Релятивистские идеи слайд №7

Читайте также:
  1. Вклад индейцев в мировую цивилизацию слайд №15.
  2. Внутрішня політика ЗУНР(Див. Мультимедійну презентацію слайд 4)
  3. Додавання нового слайда.
  4. Задание 1. Создание слайдов с анимацией.
  5. Зачитать стихотворение на слайде.
  6. Кларк Уисслер слайд №8
  7. Основные идеи Боаса слайд № 6
  8. Паломнические поездки (слайды 6-9)
  9. Подзаголовок слайда
  10. Подзаголовок слайда
  11. Слайд 4. Истоки дизайна в японии


Наконец, в последней, самой интересной главе книги - "Современная цивилизация и примитивная культура" - Боас ставит ряд актуальных проблем современной жизни, освещая эти проблемы с позиций этнографической науки на уровне ее наиболее широких обобщений. Здесь едва ли не впервые в истории этнографической мысли ставится проблема критического пересмотра всей нашей системы этических понятий.
Что может вообще дать социальная наука для обоснования моральных принципов? Даже самый известный принцип рациональной морали - "наибольшее благо для наибольшего числа людей" - теряет свое содержание, раз "мы не можем прийти к соглашению о том, в чем собственно состоит наибольшее благо". "Эта трудность делается особенно заметной, лишь только мы начинаем смотреть за пределы нашей современной цивилизации. Социальные идеалы негров Центральной Африки, австралийцев, эскимосов, китайцев настолько отличаются от наших, что оценки, даваемые ими поведению человека, несравнимы. То, что одни считают добром, другие считают злом" 9.
Отсюда следует чрезвычайно важное методологическое правило: "Научное изучение обобщенных (generalized) социальных форм требует... чтобы исследователь освободился от всех оценок, основанных на нашей культуре. Объективное, строго научное исследование возможно только, если нам удастся войти в каждую культуру на ее собственной базе (if we succeed in entering each culture on its own basis), если мы разработаем идеалы каждого народа и включим в наше общее объективное изучение культурные ценности, обнаруживаемые среди различных ветвей человечества " 10. Здесь Боас высказывает идею, которая впоследствии ляжет в основу целого направления в американской этнографической науке,- идею релятивизма, т. е. учения об относительности всех морально-оценочных критериев и о несравнимости культурных ценностей разных народов. Сильная сторона этого направления - его отказ от привычных европоцентристских взглядов, но очевиден и его коренной недостаток - отрицание критериев исторического прогресса.
Боас отдавал себе полный отчет в том, что такое абстрагирование от привычной нам системы оценок очень трудно: ведь мы слишком привыкли считать нормы поведения, в которых мы сами воспитаны, естественными и единственно возможными для всего человечества. Но зато именно изучение чужих цивилизаций позволяет антропологу (этнографу) критически отнестись и к нашей собственной цивилизации. "Таким образом, ценности наших социальных идеалов выиграют в ясности благодаря строго объективному изучению чужих культур".
Что касается самих моральных идей, то Боас считает, что они вообще не эволюционируют, оставаясь одними и теми же с первобытных времен до наших дней. Меняется только сфера их приложения, увеличиваются размеры человеческих групп, пользующихся защитой моральных норм: в первобытном обществе это только члены рода, а сейчас-граждане целого государства.
Мысль о том, что обычаи и моральные нормы регулировали отношения только внутри племени не совсем нова. Ведь ее высказывал еще Ф, Энгельс в "Происхождении семьи, частной собственности и государства". Характеризуя родовой строй ирокезов, он писал: "Все, что было вне племени, было вне закона", и в отношении чужеплеменника обычай допускал любые жестокости.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)