|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Состояние английской церкви накануне контрреформацииКатолическая реакция и положение Англиканской Церкви в правление Марии Тюдор (1553-1558). Казнь архиепископа Томаса Кран мера.
Студентки 2 курса гр.2021 Княжевской Валентины Проверил: Ведюшкин В.А.
Москва 2013 Содержание
Введение. 3 1. Состояние англиской церкви накануне контрреформации. 4 2. Католическая реакция М.Тюдор. 7 Заключение. 17 Список использованной литературы.. 19
Введение. Актуальность исследования. XVI век - особый период истории, эпоха значительных перемен в экономико-социальной сфере. Эпоха реформации и контрреформации, эпоха великих географических открытий, постепенно включивших в сферу интересов Европы весь земной шар, эпоха, в которую были заложены основы современного нам мира, определилось историческое развитие многих народов на несколько столетий вперед, поэтому различные вопросы, связанные с событиями XVI века, сохраняют свою актуальность и в наши дни. Одним из важнейших явлений английской истории раннего нового времени была религиозная Реформация. Под её влиянием религиозные проблемы в стране в XVI - первой половине XVII вв. вышли на первый план в общественной жизни, превратившись в существенный фактор развития политической истории Англии. В связи с этим изучение религиозных аспектов истории Англии в XVI-XVII вв., в частности контрреформации, в течение длительного времени является одной из проблем, к рассмотрению которой обращаются всё новые и новые поколения британских историков. В современной британской историографии сохраняется большое внимание к изучению истории английской Реформации. Крупнейшими исследовательскими проблемами в этой предметной области являются становление англиканской церкви, появление и развитие пуританского движения, существование сохранившегося в Англии в реформационный период английского католического сообщества. Рассмотрение религиозных проблем является неотъемлемой составной частью изучения истории Англии XVI-XVII веков. Поскольку обращение к такому ракурсу исследования позволяет глубже понять мышление англичан раннего нового времени с присущей ему в этот период мировоззренческой спецификой, когда самые разнообразные проблемы общественной жизни люди, жившие в эти века, осмысливали, как правило, на основе религиозных понятий, образности и символики. Объектом исследования в данной работе является развитие британской историографии английской контрреформации периода в 1950-е годы. Хронологические рамки исследования охватывают правление М. Тюдор, выбор данных хронологических рамок обусловлен периодом правления М.Тюдор, так как именно в ее правление началась католическая реакция в уже протестантской Англии, когда наметился новый этап в развитии
Состояние английской церкви накануне контрреформации
Важным шагом в укреплении абсолютизма в Англия стала церковная реформация, начатая по инициативе Генриха VIII. Евангелические идеи стали распространяться здесь в 20-е годы XVI в. благодаря влиянию французских и немецких реформаторов. Они находили отклик в самых разных слоях общества, что было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым престолом — ран не реформацию нньгм учением Д. Уиклифа и проповедями лоллардов в XIV—XV вв. Лютеранство было популярно преимущественно в бюргерской среде, благодаря оживленной торговле с германскими и нидерландскими городами, откуда в английские порты тайно ввозилась протестантская литература. Однако в это время требование реформы церкви еще не вылилось в Англии в широкое общественное движение.[1] Реакция английских гуманистов на выступления Лютера была неоднозначной: в Оксфордском университете к ним отнеслись критически, в то время как в Кембридже у него появились последователи — У. Тиндал, М. Ковердейл, Т. Кранмер, X. Латимер — будущие деятели реформации. Уильям Тиндал в 1524 г. перевел Новый Завет на английский язык, по первые издания его труда, запрещенного в Англии, увидели свет в Германии.[2] Политические, династические н лычные соображения заставили Генриха VIII пойти на беспрецедентный шаг: аннулировав брак с Екатериной, он женился на Анне Болейн, уже ожидавшей ребенка, который должен был стать законным наследником престола. Это привело к открытому конфликту с Римом и так называемой "королевской реформации". По настоянию государя заседавший с 1529 по 1536 г. "парламент реформации" принял ряд статутов, направленных на создание в Англии независимой от Рима национальной церкви, подчиненной королю. Это были законы об ограничении уплаты папе аннатов и "пенни Св. Петра" — церковной десятины, о запрете апеллировать в Рим и об отмене папской юрисдикции над английским духовенством. Итогом этой деятельности стал Акт о супрематии (1534), провозглашавший Генриха VIII верховным главой церкви Англии, именовавшейся отныне "англиканской". Его власть объявлялась имперской — исключающей подчинение другому суверену, в том числе и главе римско-католической церкви.[3] Реформация, насаждаемая "сверху", не вызвала энтузиазма в обществе, но нашла активную поддержку "придворной партии", возглавляемой канцлером Т. Кромвелем, и ближайшего окружения королевы Анны Болейн, покровительствовавшей кембриджским теологам X. Латимеру и Т. Кранмеру. Кранмера назначили архиепископом кентерберийским, первым лицом в англиканской церкви после короля. Ловкий и беспринципный политик Т. Кромвель обеспечил успех "парламента реформации", тщательно формируя состав депутатов, не брезгуя щедрыми посулами и откровенным подкупом. Под его давлением парламентарии одобрили секуляризацию церковной собственности. В 1536—1540 гг. в пользу короны были конфискованы земли монастырей, приоратов, церквей и часовен. Секуляризация сопровождалась разграблением церквей, бесценных монастырских библиотек, уничтожением образов и скульптуры, разрушением гробниц католических святых. Монашеские ордена были разогнаны, монастырские школы и госпитали закрыты. Колоссальные земельные владения церкви обогатили казну; часть их король передал в награду своим ближайшим сподвижникам, часть — получади придворные аристократы и дворянство, некоторое количество земель было сдано в аренду. Секуляризация стала одним из источников накопления капиталов в аграрной сфере. Она вызвала очередную волну огораживаний, которые проводили новые собственники. Масса крестьян — бывших держателей монастырских земель, пополнила армию пауперов. Среди руин древних монастырей паслись овцы, а уцелевшие здания арендовали суконщики, устраивая в них мануфактуры.[4] Методы, которыми проводилась реформация, а также ее теоретическое обоснование вызвали протесты многих убежденных католиков, некоторые из них эмигрировали на континент. Генрих VIII решительно подавлял всякие проявления инакомыслия: за отказ присягнуть ему как главе церкви. Были казнены бывший канцлер, философ и писатель-гуманист Томас Мор и епископ Рочестсрский Дж Фишер. Политическим итогом королевской реформации стало подчинение церкви государю и включение ее в систему государственных институтов. Реформация обогатила и идейный арсенал абсолютизма: власть монарха объявлялась божественной по происхождению, а он сам — наместником Христа на земле» попытки сопротивления ему безоговорочно осуждались.[5] Догматические вопросы и организационные реформы в церкви занимали короля значительно меньше. Первый англиканский символ веры "Десять статей" содержал множество внутренних противоречий. В нем декларировался лютеранский принцип оправдания верой, однако с оговорками о пользе добрых дел; с другой стороны — допускалось почитание святых, но "без чрезмерного поклонения и ложного суеверия". Из католических таинств в англиканстве, в отличие от лютеранства, были сохранены три — крещение, прича-щевде н покаяние (исповедь). Были сохранены также иерархия духовенства, пышные облачения священников, богатое внутреннее убранство церквей, процессии и музыка во время богослужения. Таким образом, англиканская церковь заняла промежуточное положение между католической и лютеранской. Консерватизм королевской реформации выразился и в отношении к распространению Библии на английском языке. Хотя Генрих VIII и санкционировал ее выход, он запретил читать ее и комментировать простонародью — ремесленникам, подмастерьям и земледельцам. Утверждение новой веры и более радикальные преобразования в англиканской церкви совершились в правление сына Генриха VIII Эдуарда VI (1547—1553). Юный король и два протектора, правившие Англией в годы его малолетства, герцога Сомерсет и Нортумберленд, были убежденными протестантами. При них были приняты положения, приблизившие англиканскую церковь к лютеранской модели; о таинстве причащения как чисто символическом действе, о необходимости причастия под обоими видами для мирян и о разрешении браков духовенства. Осуждалось почитание икон, отменялись ограничения на чтение и толкование английской Библии, новое издание которой вышло в переводе М» Ковердейла. Несмотря на успехи реформации при Эдуарде, далеко не вся Англия приняла новую веру, в северных и западных графствах население сохраняло верность прежней религии. Дальнейшие события показали, что итоги королевской реформации были обратимы.
Англиканство является третьей основной протестантской течению, которая возникла в Англии в XVI в. в результате борьбы короля Генриха VIII за политическую независимость от Рима. Как специфическая разновидность христианства, англиканская церковь формировалась течение длительного периода при реформ как протестантского, так и контрреформационного характера для укрепления королевского абсолютизма. Однако через двойственный характер своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской. радиция англиканства обязана поклоннику Реформации, выдающемуся богослову – архиепископу Томасу Кранмер. Он выдвинул два известных принципы: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменен, если не содержит явного противоречия слову Божьему, 2) следует избегать любых определений, если только сам Бог не положил в Писании. Под руководством Кранмера англиканская церковь развилась в самостоятельную Епископальную церковь с главой-королем. Возникновение англиканства также обусловлено особенностями формирования буржуазного общества в феодальной Англии. Реформация в Англии имела другойхарактер по сравнению с Германией или Швейцарией и началась по инициативе правящей верхушки. Это нашло свое отражение в сохранении иерархического устройства церкви и определенном консерватизме религиозногожизни. Английские короли раньше других европейских правителей начали протестовать против абсолютистских притязаний Рима. «Актом о верховенство»было установлено подчинения церкви государственной власти. Короля Генриха VIII было провозглашен «единственным верховным земным главой англиканской церкви». Связи с Римом было полностью расторгнут, монастыри закрыты, земля, и имущество церкви конфисковано в пользу короля и лордов, апелляции к Рима отменено. Английским парламентом лишены папу права назначать архиепископов и епископов на территории Англии. Право замещения высших церковных должностей перешло к королю. Так был заложен фундамент для появления англиканства. Но насколько король и страна во время правления Генриха VIII энергично боролись с папской властью, настолько нерешительными оказались они в вопросах догмы. Реформа изначально не привела к коренным изменениям в организационной структуре церкви, ее догматах и обрядах, оставшихся католическими. Англиканская церковь приняла протестантские догматы об оправдании верой и о священном писание как единственный источник веры; отвергла учение католицизма о индульгенции, почитание икон и мощей. Однако, признавался католический догмат о спасительную силу церкви, как необходимого посредника спасения человека. Впоследствии влияние протестантизма на английскую церковь усилился, что привело к ее размежевание с католицизмом. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, практически без изменений остался епископат. Вместе с тем в преобразованной церкви хранилась иерархия духовенства, которую возглавляли епископы. Духовенство подчинялось только королю как часть его государственного аппарата, и был обязан пропагандировать среди мирян идею о недопустимости мятежей и полное и беспрекословное подчинение королю и его должностным лицам. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и превратилась в важный источник его доходов. Парламентскими актами была введена как обязательное «Книга приходского богослужения». Тех, кто не согласился с новой церковью (католики и кальвинисты) было подвергнуто жестоким преследованием. Итак, король отменил власть Папы Римского на территории английского королевства. Впоследствии Мария Тюдор, дочь Генриха VIII возобновила папское верховенство и католическое исповедание. В второй половине XVI в. во время правления королевы Елизаветы (1558 - 1603) вновь обострились отношения с Римом. Королева объявила о отделение англиканской церкви от Рима и папства. Была окончательно сформирована компромиссный доктринальный вид Англиканской церкви и завершена разработка ее догматических принципов и культа. Англиканство стало занимать промежуточное место между классическим католицизмом и континентальным протестантизмом Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |