АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана

Читайте также:
  1. D. Обладают феноменом функциональной кумуляции
  2. II. Культура и экономика.
  3. III. Позднейшие экономисты
  4. VI. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА США
  5. Анатомия феноменов волшебства
  6. Арганізацыйная культура бібліятэкі.
  7. Архитектура поздней классики. Галикорнасский мовзолей и театр в Эпидавре
  8. Б) Інформаційна культура та її складові
  9. Банки и банковский кредит в России. Денежно-кредитная политика центрального банка РФ.
  10. Банковская система России. Формы коммерческих банков. Функции Центрального банка.
  11. Банковская система: структура, функции Центрального банка и операции коммерческих банков.
  12. Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до п.э.).

Бегазы.

Мегалитические мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры

Географическое местонахождение

Казахстан, Карагандинская область, Актогайский район

Обоснование

Мегалиты Бегазы-Дандыбаевской культуры - одно из ярчайших явлений древней культуры Центрального Казахстана. Несмотря на то, что специалисты относят Бегазы-Дандыбаевскую культуру к ареалу позднеандроновских культур, для нее характерен ряд уникальных черт, не находящих аналогий с другими культурами Евразии.

Описание

Археологические памятники Бегазы-Дандыбаевской культуры XII-VIII вв. до н.э. расположены в живописных горных долинах Центрального Казахстана. Они представлены некрополями, менгирами, поселениями, древними горными выработками, древними металлургическими комплексами. Классическим памятником этой культуры является некрополь Бегазы.

Некрополь Бегазы

Некрополь находится на пойменной террасе правого берега р. Бегазы, в 18 км выше впадения р. Бегазы в р. Токраун, в 40 км ниже по течению р. Токраун от районного центра Актогай. Горы Кзыл-Арай и Бегазы составляют самую высокую точку Арало-Иртышского водораздела. Живописный горный массив, богатый водой, хвойным и лиственным лесом, безусловно, привлекал внимание прежде всего племенной знати, сделавшей долину рек Бегазы и Токраун местом своего постоянного пребывания. Богатые горные пастбища с древних времен создавали большие удобства для хозяйственной и культурной деятельности скотоводов. Невдалеке от некрополя Бегазы находятся многочисленные древние выработки (рудники) с отвалами и сбросами, свидетельствующими о добыче руды и выплавке из нее меди, олова, а несколько позднее и железа (Бесшокы, Карашокы, Кзыл-Арай). Несомненно, около некрополя Бегазы находились и поселения, о чем говорят встречающиеся фрагменты керамики.

Общая площадь, занимаемая бегазинским некрополем, составляет около 10 га. Наиболее крупные и ранние мавзолеи находятся в северной части комплекса, у самого подножия горы Бегазы, очень близко к андроновской группе, с северо-восточной ее стороны.

Скальные гробницы Бегазы, имея общее конструктивное сходство – входной коридор, верхнюю обходную галерею, опорные столбы-подпорки, которыми закреплены стыки облицовочных плит, - в то же время отличаются друг от друга величиной, особым устройством стен, а иногда и двухкамерным делением. Все мавзолеи построены в квадратном плане, часто со сдвоенной стеной и ориентированы по сторонам света. Вход всегда обращен на восток. В мавзолеях 1 и 2 прослеживается принцип двухэтажных строений с верхней обходной галереей. Их внутренние стены погружены в грунт на глубину 1,2-1,3 м и обложены крупными плитами гранита, врытыми на ребро (мавзолей 2). Выше по борту котлована построена наземная стена высотой кладки более 1 м, шириной до 2 м. Над этой стеной нависают концы наружных облицовочных плит высотой в 1,5 м, образуя стену обходной галереи или верхнего яруса квадратного здания.

Использованные для облицовки наружных стен глыбы гранита тщательно обработаны в четкой форме прямоугольных, крупнопанельных плит, каждая весом до 3 тонн. Плиты установлены вертикальными рядами и вплотную пригнаны одна к другой. Размеры плит от 2,5х0,8х0,18 до 3,8х1,2х0,18 м. Для прочности стен облицовочные плиты вкопаны в землю на глубину 0,8 м и больше, т.е. на одну треть их общей высоты, и возвышаются над бортовой частью сооружения почти на 2,5 – 3 м. Общая высота здания от пола котлована до верхних краев не менее 4,0 – 4,5 м.

 

Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.

В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения бегазы-дандыбаевской культуры. Первые исследования от- несли ее к локальному варианту карасукской культуры (М.П. Грязнов). Сводка накопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана 1979 года "Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана".

Своеобразными "визитными карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

Не укладывались в стандартные представления о степной бронзе и грандиозные "скальные мавзолеи" (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась "обходная галерея", на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 - 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских "скальных мавзолеев" немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

Появление в начале первого тысячелетия до н,э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо- и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

В изучении бегазы-дандыбаевской культуры, несмотря на обилие материала, больше проблем, чем ясного. Дискуссионным остается проблема соотношения андрона и бегазы-дандыбаевцев. Завоеватели или эволюция местных андроновских племен? Можно ли, опираясь на находки тамгообразных знаков на керамике и немногочисленность крупных "скальных мавзолеев", говорить о их пришлости? Можно ли относить их к прототюркам, выходцам из Центральной Азии (мнение Е.Е. Кузьминой). Столь же дискуссионны и малоизучены вопросы участия бегазы-дандыбаевцев в становлении культур раннего железного века: сакской и тасмолинской. И эти проблемы трактуются неоднозначно и требуют своего решения.

В последние десятилетия банк центральноказахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

Весь этот orpомный материал тpeбует систематизации именно с позиций решения проблемы бегазы-дандыбаевской культуры. Необходимо осуществить картирование курганов и погребений с бегазы-дандыбаевской керамикой. Очертить ареал распространения "скальных мавзолеев". Необходимо продолжить paскoпки курганов рядового населения бегазы-дандыбаевцев. Такие могильные поля известны на территории Акмолинской (мoгила у г.Степногорска) и Карагандинской областей (мог.Карашаш). Необходимы массовые и разнообразные анализы продукции гончарного производства, костяных изделий, трасологический анализ каменных орудий труда на предмет специализации горнорудного и металлообрабатывающего производства, спектральный анализ бронзовых изделий, палеоантропологические исследования.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры - это история складывания современной этнической карты Центральноазиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства, это история СТЕПИ в период перехода к раннему железному веку.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)