|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Развитие распространения культурыЛекция3 Культура как социальное явление. Понятие культур, её функции и виды. К настоящему времени насчитывается около 500 определений культуры. В повседневной жизни в настоящее время понятие культуры употребляют в 3 значениях: · Сфера общества, получившая институциональное закрепление · Духовные ценности и нормы, присущие большой соц. группе, общности, народу · Высокий качественный уровень развития духовных достижений Культура – комплекс знаний, верований, искусства, моралей, обычаев и иных способностей и навыков, усвоенных человеком как членом общества. Культура - это характерный для членов общества образ мыслей и образ действий. Это стандарт, образец, принятый в группе. Благодаря культуре происходит предсказуемость соц. поведения деятеля. Культура – стандарт поведения. Виды культур – такие совокупности правил и моделей поведения, которые отличаются некоторым своеобразием от общепринятых. Доминирующая культура – совок-ть ценностей, традиций, обычаев, верований, которыми руководствуется большая часть общества. Чаще всего она является национальной. Всё общество распадается на множество демографических, соц., проф, и постепенно у каждого из них складывается своя субкультура, система ценностей и правил поведения. Субкультура в отдельных аспектах отличается или противостоит в целом, н В отдельных чертах продолжает культуру нации. Контркультура не просто отличается от доминирующей, а противостоит ей и находится в конфликте с господствующими ценностями. Возникновение контркультуры явление распространённое. Т.к. доминирующая культура не способна охватить всё многообразие явлений данного общества. Периодически контркультуры способны перерастать в субкультуры а затем в доминирующие. Элементы культуры Культура любого народа – сложно организованная система, основу которой составляют неизменные элементы. Насколько зрелы данные эл –ты, настолько зависит сп-ть культуры выполнять свои функции. Язык – код или шифр, используемы людьми для передачи важной информации и для выделения «своих» из окружающего мира. Язык существует в вербальной и невербальной форме + искусственные формы(мат. Символы). Язык – явление общественное, им нельзя овладеть без общения с другими людьми. Хотя до определённого уровня его можно выучить. Язык -объективен, речь – субъективна и носит индивидуальный характер. Язык – исходное условие образования любых сообществ, поэтому гос-во как система власти уделяет огромное значение проблеме нац. или гос. языка. Словарный запас отражает исторический опыт общества в зыке. Ценности Ценности – основания тех или иных норм и стандартов поведения, стержень, объединяющий материальную нематериальную культуру. Ценности реализуются между людьми и соц. общностями. Ценности: · Смысловые (базовые) · Групповые (для я соц. класса) Главная тенденция развития ценностей это их обогащение. Существуют исторические типы ценностей. Различие ценностей, присущих разным соц. группам, проявляются: 1. В различных толкованиях 2. Ряд ценностей у одних слоёв может отсутствовать у других слоёв 3. Различие иерархий ценностей, различие приоритетов Культура – нормы. Нормы – это правила поведения, ожидания, стандарты, которые регулируют поведение и взаимодействие между людьми. Выделяют нормы: · моральные · институциональные · правовые Нормы устаревают, обновляются, Могут способствовать развитию или тормозить его. Нравственные нормы поддерживаются общественным мнением. Правовые нормы обеспечиваются принуждением государства. Выделяют: 1. нормы правила (настраивают, подталкивают к опр. поведению в более важных и ответственных ситуациях, обеспечивают гарантию ценностей и устойчивости общества) 2. нормы ожидание (ожидание желательного поведения)
Нормы: · запрещающие · поощряющие Нормы иерархизированы и требуют личностного осмысления. Обычаи Обычаи - традиционно установившийся порядок поведения, массовые образцы действий рекомендуемые к выполнению. Отличительная черта обычаев – малоосмысленное исследование и выработка многими поколениями. Ритуалы – обычаи особого рода, имеющие символическое значение (Крещение, Венчание, Пасха, похороны). Культура – это религия. Религия – это глубоко личностная регуляция поведения через спасение души. Религия делит мир на зависимый от людей данный им в ощущениях и потусторонний, священный. Человек сам организует свою жизнь, благодаря чему достигает самосовершенствования и благополучие. Главное во взаимоотношения с Богом – это этическое воздаяние. Большинство населения в мире – верующие, 1,5 млрд-христиане, 1млрд –мусульмане, 300000 –буддисты, остальные –другие верования. Современное общество гарантирует обществу свободу мысли и совести, право исповедовать ту или иную религию или быть атеистом. Элементы религии · религиозные символы, идеи, трактаты. Записаные в Св. писании Тори, Бадхисаде, Коране и т.д. · культ (службы, молитвы, праздники, ритуалы) · организация (церковь, координирующая, контролирующая деят-ть приверженцев, проводит разделение между священниками и мерянами. Идеология – светская система обоснования поведения людей. Она сходна с религией(с одной стороны) и с наукой (с др. стороны). Цель науки – познание мира и общества. Цель идеологии – объяснение людям мира. Оценочное отношение к миру, стремление воздействовать определяют сходство идеологии с религией. Религия аргументирует всё ссылками на Бога, идеология даёт светское обоснование. Идеология возникает в рамках опр. Культуры, её предпосылками является религия, поэтому идеологические трактаты часто похожи на религиозные идеи. В идеологии нормы аргументируются в виде строгих доктрин, программ, разрабатываются идеологами и распространяются с помощью СМИ. Развитие распространения культуры Фр. исследователь культуры Моль разработал универсальную модель распространения культуры в совр. обществе. Модель – замкнутый цикл, начинающийся с индивидуального творчества и заканчивается слиянием созданного культурного образца с массовой культурой общества. Не стоит забывать о возможности деградации культуры. По мнению многих учёных, современное состояние культуры хар-ся нарастанием сложностей внешних проявлений и одновременно кризисом внутреннего содержания. Культура превращается в товар, на котором зарабатывают, Образование сближаются с деят-ю имиджмейкера, вместо культуры чтения приходит место культуре визуальной. Наблюдается кризис воображения и человек идентифицирует себя с группой и теряет личностные особенности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |