|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
нести ответственность за результаты собственной деятельностиА если личность отказывается «быть», она, как система, переходит в режим функционирования, подчинённый установке (Узнадзе) «не быть». Результатом такого самоотрицающего функционирования будет психическое и физическое исчезновение – т.е. психический распад, а потом физический.
Здесь не хватает ещё одного элемента, который распадается (или не формируется) и приводит к активизации распада других элементов. О нём говорили психиатры конца 19, начала 20 века – это мораль и нравственность. В учебнике Блёйлера (сформировал взгляд на шизофрению как отдельное заболевание) выделялась даже специальная группа – «моральные олигофрении». Это означало, что личность не в состоянии была оценить и принять к использованию факт наличия прав и свобод у других людей, при формально сохранных других компонентах психики – интеллекта, воли, эмоций. Другими словами, моральный олигофрен не уважал (не имел или не принимал в расчёт понятия о важности других людей) других до степени (МЕРЫ) причинения им прямого физического вреда. Блёйлер (или Крепелин, не помню) даже высказывался, что, по его мнению, психическое помешательство начинается с помешательства морального. И сейчас это представляется важным и актуальным, но куда-то исчезло из поля зрения психиатров, психотерапевтов и психологов. Зато на этике «плотно сидит» религия, нравственным развитием личности занималась (было время) педагогика, сейчас от этого остались только слова. А из зоны внимания и изучения психологии, психиатрии и психотерапии, на удивление, мораль и нравственность, как понятия и неотъемлемые составляющие элементы психики исчезли. Не в этом ли одна из причин того, что психотерапия «буксует» в своём развитии? Ведь общественная мораль «входит» в психику и становится со-вестью, и личность научается быть нравственной, подобно тому, как язык – средство звукового общения между людьми, «входит» в психику ребёнка и становится его речью – инструментом мышления (А.Р.Лурия). Это значит, что совесть – инструмент мышления, определяющий отношения к другому и другим, в том числе, к миру. И он должен быть развит в должной МЕРЕ.
В своё время А.Ухтомский высказал предположение о существовании функциональных органов. Под ними он понимал способности, навыки и умения. Умение делать что-то требует управленческой согласованности, соразмерности, координации прилагаемых психических и физических процессов в человеке для достижения нужного результата. Но чтобы результат был ещё и устойчив во времени требуется управленческая согласованность, соразмерность и скоординированность действий с обществом – другими людьми и с миром. И эта устойчивость результата будет задаваться и определяться нравственным интеллектом. Поэтому умение достигать устойчивый результат будет определяться в том числе развитостью функционального органа нравственного интеллекта – совестью. И кратко укажу, что по словарю Далю В.И. Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда в различной степени развития Т.е. по Далю – это внутреннее свойство человека
Учитывая высказывания некоторых авторов о триединстве всех процессов можно представить организацию психического процесса (в блоке афферентного синтеза и акцептора результатов действия) как триединство образного мышления, речевого мышления и нравственного мышления.
Выпадение или нарушение размерности любого из этих элементов приводит к дезорганизации целостности психического акта, вследствие чего система не достигнет желаемого результата, либо результат будет неустойчив во времени. Нет результата – нет завершённости и устойчивости – система распадается. Длящийся процесс распада мы наблюдаем в форме различных психических и физических нарушений складывающихся в болезнь. Эмоции здесь я рассматриваю как вывод системы на действие – эфферентные связи, а получение информации о ходе процесса или подтверждение завершения процесса – афферентные связи, можно рассматривать как чувства. Само слово e-motion – означает «действие». Здесь можно упомянуть о психологической дилемме – что первично мысль или эмоция. Ход рассуждений показывает, что мысль скорее первична, эмоции вторичны (если только мы не будем смешивать в одно понятие эмоции и чувства). Болезнь, в этом случае, будет формой отклонения от устойчивого результата вследствие нарушения взаимоСОдействия видов мышления – образного, речевого, нравственного. Это соотвествует формуле «Нет вещи без образа». Не сложен образ – «акцептор результатов действия» - действие не может быть осуществлено, оно тормозится системой. А если система начинает действие без образа результата или со «смутным» образом, то и результат будет «мутный» и неустойчивый. Это и будет началом, продолжением болезни и концом человека.
Возвращаясь к психотерапии, представляется наиболее важным среди всех психических процессов СПОСОБНОСТЬ человека РАЗЛИЧАТЬ что, как и зачем происходит в себе и вне себя. Это ключевое понятие в системе контроля функциональной системы; СООТНОСИТЬ образ желаемого (ХОЧУ) с образом должного (требуемого в конкретной ситуации) (ДОЛЖЕН), СОГЛАСОВЫВАТЬ с эталонным нравственным образом – основным внутренним ориентиром, тогда, скорее всего не будет проблем с возможностью (МОГУ) осуществления действия (при должном качестве УПРАВЛЕНИЯ) и достижения устойчивого во времени результата. Нарушение способности РАЗЛИЧАТЬ ЧТО, КАК И ЗАЧЕМ и способности соотносить размерности (МЕРЫ) ХОЧУ-ДОЛЖЕН-МОГУ, ведёт к невозможности качественно УПРАВЛЯТЬ своим поведением и достижением устойчивого во времени результата, что вызовет повреждение системы «человек».
В целом психология и психотерапия представляется как высказывание, содержащее соотношения следующего вида:
ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ УРОВНИ РАЗВИТИЯ, ДОЛЖНО ХОТЕТЬ И МОЧЬ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФОРМУ ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Нарушение различения и размерностей, составляющих левой части приведёт к той или иной форме существования в правой части. В зависимости от уровня самоуправления это будет:
Человек как простая (инстинктивная) программа действий Человек как программно-адаптивный (традиционный) комплекс Человек как интеллектуальная система Человек как интуитивно-нравственная система (как собственно человек) Отдельно от всех групп можно выделить человека, погружённого в противоестественную форму существования (употребление алкоголя, наркотиков, табака).
Литература:
1. П.К. Анохин «Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем» 2. А.А.Ухтомский «Доминанта» 3. Д.Н. Узнадзе «Общее учение об установке» 4. А.Р. Лурия «Язык и сознание» 5. Э.Г. Эйдемиллер «Детская психиатрия» 6. ВП СССР «Диалектика и материализм – две сути не совместны» 7. ВП СССР «Достаточно общая теория управления» 8. 2008 год, США фильм реж. Джеральда Пенилла «Буддизм и наука - точки соприкосновения: пустота, единство и природа реальности» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |