|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Японский палеолитИСТОРИЯ ЯПОНИИ Древняя Япония Японский палеолит Японский палеолит - период в истории Японии начиная с 40 тысячелетия до н. э. по 12 тысячелетие до н. э. Период длился от появления людей на японском архипелаге и до появления неолитических орудий периода Дзёмон. С точки зрения геологии японский палеолит совпадает с плейстоценом и ледниковым периодом. В палеолите Земля была скована ледниками, и уровень воды был на 100 м ниже современного. Япония ещё не представляла собой архипелаг, а соединялась суходольными перешейками с материком. Внутреннее Японское море было просторной долиной. Ледники не достигали Восточной Азии, но их влияние ощущалось на климате. Япония входила в азиатскую степную экозону, богатую различными травами. Здесь водились мамонты, слоны Науманна, большерогие олени и другие животные, которые прибывали сюда из Сибири. Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки. Археологами обнаружены одноручные орудия труда — копья, пики, ножи, скребки. Антропологический состав населения Японии этого периода неясен. В этом периоде отсутствуют керамические изделия, поэтому период также носит название периода докерамической культуры. Эпоха палеолита на территории Японского архипелага терминологически определяется по-разному. Раньше в ходу были термины "период пред-дзёмон" и "докерамический период" (ныне они выходят из употребления). Теперь используется как собственно термин "палеолит" (кюсэкки дзидай), так и название "период Ивадзюку" - Здесь сказывается укоренившаяся в Японии тенденция использовать историческую периодизацию, неприменимую к истории других стран, что связано с уже упомянутым обостренным комплексом "национальной самоидентификации". Поиски самобытных японских черт распространяются, таким образом, и на то время, когда о каком-либо этническом самосознании не может идти и речи. Начало изучения остатков периода палеолита было положено в 1949 году, когда в городе Ивадзюку (префектура Гумма) были найдены каменные орудия труда. По этой причине иногда период палеолита в истории Японии называют "период Ивадзюку". Ранее этот период также носил название "пред-дзёмон" и "докерамический период", но эти названия выходят из употребления. Всего в Японии было найдено около 5 тысяч палеолитических стоянок. Дзёмон Период Дзёмон - период истории айнов и японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий с локализацией 6000 лет до н. э. по 5000 лет до н. э. Период Дзёмон получил название от термина "дзёмон" (дословно — "след от верёвки"), так называют технику украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания Cord Marked Pottery, которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 году для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин "каменный век". Большинство историков считают, что последняя ледниковая эпоха соединила японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 — 30 тысячелетиях до н. э. человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Из домашних животных на архипелаге были известны собаки и свиньи. Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был "шнурковый орнамент", который по-японски называется дзёмон. Подобный орнамент наблюдался на островной посуде до середины 2 века до н. э., что позволило археологам называть японскую культуру времен неолита "культурой Дзёмон", а время её доминирование на Японском архипелаге — периодом Дзёмон. В неолите древние японцы перешли к осёдлому образу жизни, формируя небольшие поселения в 20—30 человек на невысоких холмах. Типовым жильём были землянки и полуземлянки. Вокруг поселения находились мусорные насыпи, которые одновременно служили местом захоронения умерших. Среди поселений той эпохи выделяется стоянка Саннай-Маруяма в префектуре Аомори, датируемая 5 веком до н. э. и содержащая остатки большого посёлка на 100—200 человек. Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое и возрастное разделение труда. Наряду с промыслами древние обитатели архипелага занимались примитивным разведением каштанов, бобовых, гречихи, а также культивацией устриц. Около 4 — 3 века до н. э. они освоили примитивное суходольное рисоводство. Религиозным представлениям были присущи анимизм и тотемизм. Также они изготавливали из глины женские фигурки догу и поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни. Каменные орудия труда, скопление жилищ, и человеческие окаменевшие останки этого периода встречались на всей территории островов Японии. Наибольшее количество памятников эпохи Дзёмон было найдено на северной территории острова Хонсю. Кроме того, генетические исследования 1988 года указывают на восточноазиатское происхождение японцев. Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики — юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным орнаментом стенки. Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 году японский археолог Яманути Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду. В настоящее время рассматривается около 50 типов керамики этой эпохи. Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон: прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки, VIII—V тысячелетие до н. э.), ранний Дзёмон (Дзэн-ки, IV тысячелетие до н. э.), средний Дзёмон (Тю-ки, III тысячелетие до н. э.), поздний Дзёмон (Ко-ки, II тысячелетие до н. э.) и заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки, первая половина I тысячелетия до н. э.). Найденные образцы древней японской посуды из обожжёной глины считаются первыми образцами керамической посуды в мире. Самые ранние образцы японской керамики датируют 13 тысячелетием до н. э. Возраст этих изделий был определён с помощью радиоуглеродного анализа. Керамика раннего и среднего периода использовалась для приготовления и хранения пищи, запасов воды. Более поздние образцы глиняных изделий имеют сложные и украшенные узорами ободки. Период Яёй Период Яёй - эпоха в истории Японии (300 (900) г. до н. э. — 250 (300) г. н. э.) По археологической периодизации истории стран Запада соответствует бронзовому и железному векам. Особенностями периода являются появление на Японском архипелаге заливного рисосеяния, социальной дифференциации и возникновение первых протогосударственных образований. "Яёй" — название населенного пункта вблизи Токио (совр. специальный район Бункё префектуры Токио), где в 1884 году, во время раскопок, были найдены керамические изделия нового стиля, отличного от дзёмонского. В начале XX века подобная керамика была найдена почти по всей Японии. Её датировка дала основания ученым утверждать о переходе Японского архипелага от периода Дзёмон к новой исторической эпохе, которую назвали в честь первой стоянки Яёй, где были найдены артефакты нового периода. Также, археологическая культура этого периода получила название "культуры Яёй". Традиционная историография считает началом эпохи Яёй III век до н. э., а концом — III век н. э. Её периодизация базируется на датировке и классификации керамических изделий данного временного отрезка. Он делится на три стадии — раннюю (III—I в. до н. э.), среднюю (I в. до н. э. — I в. по н. э.) и позднюю (I—III в. н. э.). Однако ряд современных японских исследователей из Национального музея истории и этнографии указывают на вероятность начала периода Яёй 500 годами раньше — в IX веке до н. э. Как доказательства приводятся данные передатировки самой старой керамики "культуры Яёй" старым радиоуглеродным методом и новым методом АСМ (акселератор спектрометрии масс). Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное заливное рисоводство с использованием ирригации появилось на островах в 1 тысячелетии до н. э., путём заимствования из континента. Местом нововведений был север острова Кюсю, откуда эта культура распространилась в другие районы архипелага. С приходом заливного рисоводства люди, проживавшие до этого на небольших холмах, переселились на равнины и долины рек. Были созданы первые сельские общины мура, члены которых занимались созданием и поддержкой заливных полей. Появились новые орудия труда, такие как каменный нож-серп, а также новые типы зданий для хранения зерна — амбары на подпорках. Члены общины начали проводить праздники и молебны за богатый урожай. Сформировался новый сельскохозяйственный ритуал и календарь. Вместе с рисоводством в Японию с материка попала культура обработки металлов — меди, бронзы и железа. До 1 века до н. э. японцы импортировали готовые товары, но впоследствии наладили своё металлургическое производство. Среди основных бронзовых изделий были мечи, копья и алебарды, а также зеркала и колокола дотаку. С распространением железных орудий во 2 веке н. э., бронзовое оружие превратилось в предметы культа. Первые стоянки культуры Яёй находятся в Западной Японии на островах Кюсю и Хонсю. Классический пример — городище Ёсиногари (совр. префектура Сага). Археологи находят много укрепленных поселений с богатым археологическим материалом — керамическая посуда, бронзовые ритуальные изделия (украшения и колокольчики дотаку) и разнообразное металлическое оружие (мечи, наконечники стрел, наконечники алебард и копий). Историки считают, что перераспределение прибавочного продукта, полученного благодаря высоким, для первобытного общества, урожаям риса, привело к социальной стратификации Японского архипелага. Среди общинников выделились богатые слои шаманов и военных. Появились первые рабы. Преимущества нового способа хозяйствования над экономикой периода Дзёмон дали возможность культуре Яёй в течение I в. до н. э. — III в. н. э. распространиться далеко на восток Японских островов (совр. префектура Аомори). Население Кюсю, Хонсю и Сикоку резко увеличилось. Формирование управляющей прослойки в общинах и рост прибавочного продукта дали начало невиданным в предыдущий период военным конфликтам. Война дала толчок созданию "коалиций" общин, которые со временем развились в протогосударственные образования. Одним из таких образований была "страна Яматай" во главе с "королевною" Химико. Окинава и Хоккайдо не подверглись влиянию культуры Яёй. Там продолжали существовать пост-дзёмоновские традиции, которые заложили основы социальной жизни рюкюсцев и айнов. Соответственно периодизация истории этих двух островов не совпадает с периодизацией истории "центральных земель" (собственно Японии). Период Ямато Период Ямато - последняя дописьменная и первая раннеписьменная эпоха в истории Японии (250 (300) — 710). Названа по государственному образованию, которое существовало в районе Ямато (современная префектура Нара, регион Кинки). Делится на два подпериода: период Кофун (250 (300) — 538) и период Асука (538—710). Особенности эпохи — распространение культуры курганов, возникновение государства Ямато и активный импорт достижений китайской цивилизации через страны Корейского полуострова. Основными событиями были принятие буддизма (538), написание на его основе "Уложения семнадцати статей" (604) и реформы Тайка (645). Конститу?ция семна?дцати стате?й, дословно "Законоположения в семнадцати статьях" — старейший законодательный акт Японии, заключённый принцем Сётоку в 604 году. Содержит 17 статей, созданных на буддийской и конфуцианской идеологической основе. Статьи требуют от аристократов и чиновников соблюдения монархического порядка и гармонии в государственных делах. Конституция содержит моральные установки, адресованные к японским государственным мужам: "поступайте благородно, используя гармонию", "почитайте три буддийские сокровища", "обязательно старайтесь в работе" и т. д. Кроме положений буддизма и конфуцианства документ базируется на тезисе построения централизованного государства во главе с Императором. Этот тезис был политическим идеалом будущих государственных деятелей эпохи реформ Тайка. Реформы Тайка - крупнейшие социально-политические преобразования в истории древней Японии, которые были проведены в VII—VIII веках под руководством принца Нака-но Оэ и его подданного Накатоми-но Каматари. Названы по девизу Императорского правления "Тайка" — "большие преобразования". Также эти реформы известны как "Реформы без происшествий". Реформы превратили Японию в "правовое государство", усилили позиции Императора и уменьшили роль родово-титулярной системы управления, способствовали появлению новой придворной аристократии и заложили основы средневековой японской государственности. Период Кофун Период Кофун - эпоха в истории Японии (250 (300) — 538). Первый подпериод эпохи Ямато. Другой русскоязычный вариант названия — период курганов (кофун — курган). Особенность эпохи — распространение культуры курганов и появление в районе Ямато (префектура Нара) одноименного японского государства. Период кофун называется так благодаря культуре курганов кофун (?? — "старый курган"), которая была распространена в Японии в течение пяти столетий. В обществе Ямато социальная структура обладала сословно-классовым делением, характерным для всех древних рабовладельческих обществ Могильные холмы у кофун могут быть различной формы. Самые древние из них — полукруглые, встречаются также прямоугольные и квадратные; наиболее распространённые — в виде отверстия для ключа. В последних могильная камера находится в круглом "отверстии" ключа, расширяющаяся "бородка" ориентирована на юг или восток. Курганы поделены отрезками, так называемыми "ступенями", уходящими от основания кофун к вершине холма. Кофун в 1-2 ступени принадлежал обычно представителям местной аристократии, начиная от 3-х ступеней возводились уже императорские кофун. Гробница императора Нинтоку имеет 7 ступеней. Императорские кофун остаются и по сегодняшний день неисследованными, так как в Японии они рассматриваются не как памятники культуры, а как частные захоронения. Незначительные по объёму научные работы разрешается проводить лишь при реставрационных работах. Период Асука Период Асука - эпоха в истории Японии (538—710). Второй подпериод эпохи Ямато. Назван по местонахождению политического центра страны в то время в долине Асука (современная префектура Нара). Особенности эпохи — распространение буддизма, появление централизованного государства китайского образца, создание первого свода законов "рицурё" и расцвет японской культуры под влиянием материковых философских и культурных идей. Принятие буддизма в стране привело к войне между великими родами Японии. Защитники традиционных верований, род Мононобэ, были разбиты родом Сога, который активно способствовал распространению зарубежного учения. Победа последних укрепила их политическое лидерство. Сога начали поставлять жен императорскому роду и, фактически узурпировали власть в стране. Пик их славы приходится на годы жизни Сога но Умако (551—626), главы рода Сога и влиятельного политика, который менял императоров на японском престоле по собственному желанию. С его помощью впервые трон заняла женщина — императрица Суйко (593—628). На период диктатуры рода Сога приходится деятельность принца-регента Сётоку (574—622). Он провел большое количество реформ, которые были направлены на создание централизованной исполнительной вертикали и распространение буддизма. Принц также написал в 604 году "первые сохранившиеся японские законоположения", которые назывались "Законоположения в семнадцати статьях". Сётоку ввел китайский календарь, наладил транспортную сеть, написал первые японские исторические хроники, которые к сожалению не сохранились до сегодняшнего дня, и построил много буддистских храмов. Он также регулярно посылал посольства в китайскую империю Суй. Большинство японских аристократических родов были недовольны диктатурой Сога. В 645 году оппозиция под руководством принца Нака но Оэ (будущего императора Тэндзи) и Накатоми но Каматари (основателя рода Фудзивара) уничтожила семью Сога и захватила власть в стране. Революционеры решили провести фундаментальные реформы — "обновление Тайка". Суть реформ состояла в приближении японских политических и социальных стандартов к цивилизованным, то есть китайским. Основой реформ стало законодательство. Японцы переняли китайские уголовные и уголовно-процессуальные (?, рицу) и административные и гражданские (?, рё) законы и адаптировали их к своим потребностям, создав базу для образования "правового государства" — рицурё кокка. Был создан централизованный аппарат управления во главе с императором и детально проработана исполнительные вертикаль и горизонталь. Ответственность за состояние дел в стране несло правительство с министерствами, которые управлялись чиновниками из знатных семей. Вся земля, вместе с теми, кто на ней проживал, были объявлены собственностью государства, то есть императора. Были составлены земельные кадастры. Население было переписано в реестры косэки и обложено налогами. В результате административной реформы страну разделили на 60 провинций, которые в свою очередь делились на уезды и села. В каждой провинции разместили региональную администрацию и войсковую часть. Период Асука ознаменовался сильным влиянием китайской и корейской культурных традиций на развитие японской культуры. Особенно это отразилось в сферах прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, одежды. Однако одновременно выработался оригинальный японский стиль. Так архитектурные ансамбли храма Хорю-дзи, который был построен принцем Сётоку в 607 году, не имеют аналогов в Китае и Корее. А фрески в кургане Такамацудзука много в чем отличаются от материковых образцов. Период с 646 по 719 годы характеризовался распространением так называемой "культуры Хакухо". Её особенностями стало распространение реалистического отображения действительности в скульптуре, живописи и литературе. Часть стихов поэтического сборника "Манъёсю" (759) была написана в этот период. Период Нара Период Нара - эпоха в истории Японии (710—794). Началась с восстановления столицы государства в городе Хэйдзё-кё (современный город Нара) и закончилось её переносом в город Хэйан-кё (современный город Киото). Особенности эпохи — ускоренная китаизация японского общества, создание первых исторических хроник и расцвет культуры, в частности буддизма и поэзии. До VIII века японцы именовали свою страну Ямато. Но в 702 году впервые появляется топоним "Нихон" (???, Япония). Японский посол Авата-но Махито (????), посетивший Китай, именно так назвал свою страну. В китайских источниках того времени сообщалось: "Япония — другое название Ямато. Эта страна находится там, где восходит солнце, и потому ей дали название Япония". Топоним же Ямато, если верить танским хроникам, японцам "не нравится". 90% населения нарской Японии составляли свободные крестьяне. Вся земля изначально была объявлена государственной собственностью. Все поля общегосударственного земельного фонда делились на находящиеся в государственной собственности и переданные в частное пользование (наградные поля чиновников, участки крестьян, поднятая новь и другие). Предусматривался регулярный, раз в шесть лет, передел наделов, предоставленных крестьянам. Экономика периода Нара была государственно-плановой. Для повышения эффективности сбора налогов была проложена сеть дорог, которые вели в столицу. При дворе чеканили медную и серебряную монету, которая имела больше символическое, чем утилитарное значение. Первые японские монеты появились в 708 году. Всего в 708—958 годах было проведено 12 выпусков монет. Деньги использовались для выплаты жалованья чиновникам и работникам. Основная часть японцев оставалась вне сферы товарно-денежного обращения. Экономика носила натуральный характер. В столице уровень хозяйственной активности был самым высоким, в то время как экономика регионов оставалась на примитивном уровне периода Кофун. В середине VIII века появляется важный экономический институт — поместья сёэн, которые с упадком государственного хозяйства постепенно становятся частными владениями аристократов и храмов. Их появление связано со стремлением центральной власти рационально использовать земли страны. Налаживание экономической системы привело к самодостаточности региональных администраций. Для увеличения доходов государство стимулировало разработку целинных земель, которые указом 723 года обещало отдать на три поколения в частную собственность тем, кто их поднял, создав при этом новую ирригационную систему. Те же, кто освоил целинные земли, использовав старые ирригационные сооружения, получал их в пожизненное владение. Однако уже в 743 году вышел указ, вводивший правило "вечного частного владения освоенной целиной", отменивший закон 723 года "три поколения — одна жизнь". Этим сразу воспользовались знатные роды и влиятельные буддистские монастыри, которые создали на необработанных землях мощную экономическую базу. Появление частного сектора, который государство не контролировало, ослабило позиции центральной власти. При этом государство пыталось без особого успеха бороться с ростом частных вотчин. В 765 году был издан указ, запрещавший знати использовать в своих частных владениях принудительный крестьянский труд. Работая на аристократов, крестьяне меньше времени уделяли обработке своих наделов, что уменьшало налоговые поступления в казну. Но уже в 772 году этот указ был аннулирован. Создание частного землевладения стало важнейшим, хотя и не единственным фактором, который привел к трансформации "рицурё кокка". Вместе с тем, появление первых сёэн не привело к дезорганизации японского государства или его распаду. В целом, основные принципы китайской политической и социально-экономической модели не прижились в Японии. При восприятии китайских образцов осуществлялся жёсткий отбор. Изначально не была принята японцами китайская концепция «мандата неба», предусматривавшая возможность смены неправедной династии. Но даже многие отобранные идеи подверглись переосмыслению или были отброшены. Строго централизованное государство по китайской модели уже в период Нара претерпело глубокие изменения, а в эпоху Хэйан фактически перестало существовать в прежнем виде. Это однако вовсе не означало исчезновения единого государства. Особенностью периода Нара стало обострение борьбы между императорским домом (самим тэнно и его ближайшими родичами), аристократическими родами (Фудзивара, Отомо, Татибана, Саэки, Тадзихи) и буддистской церковью за власть. Хотя формальным главой страны остался император, его реальное политическое влияние было ограничено. За господствующие позиции при дворе соперничали аристократы и буддистские монахи. В 729 году был принужден к самоубийству принц Нагая (он и его дети могли быть кандидатами на место престолонаследника), в 740 был подавлен мятеж Фудзивара-но Мороцугу, в 763 — мятеж всесильного Фудзивара-но Накамаро, который проиграл монаху Докё в борьбе за власть. В середине VIII века буддийские монахи во главе с Докё пытались организовать переворот и сместить правящую династию, однако вмешательство семьи Фудзивара спасло императорский дом. Благодаря этому Фудзивара смогли поставлять японскому монарху жён, и, тем самым, контролировать престол и власть в стране. Российские историки отмечают, что в эпоху Нара говорить о решительном доминировании Фудзивара можно не ранее конца 50-х годов VIII века. При этом для времени огромного влияния Докё и правления императора Камму о преобладании Фудзивара говорить не приходится. Попытки императора Камму возвратить ведущую роль японских монархов в политике потерпели неудачу. Желая вырваться из-под опеки буддистских монастырей, которые плотно обступали столицу Нара, император приказал в 784 году построить новую столицу в городе Нагаока-кё. Однако в связи с затягиванием строительства интригами аристократии и природными катаклизмами, план переноса столицы в Нагаока провалился. В 794 году Камму удалось перенести столицу в город Хэйан (современный Киото), но её строительство сильно ударило по императорской казне. Оставшись без финансовой поддержки, император ослаб, а вместо него реальная власть оказалась в руках аристократического рода Фудзивара. Обращение императоров в буддизм означало признание главенства буддистской церкви над правящей династией. Монахи заняли многие высокие административные должности. Буддисты даже пытались захватить власть в стране, пытаясь сделать монаха Докё (700—772), фаворита императрицы Кокэн, новым императором. Однако аристократическая оппозиция во главе с родом Фудзивара помешала перевороту и смогла сместить всех монахов с государственных должностей. Учитывая интимные отношения Докё с императрицей и опасности для династии, которые они несли, Фудзивара отменили на будущее право женщин занимать престол японских монархов. Более четко оформляется и особое место синто в государственной идеологии. В законодательных кодексах, в "Кодзики" и "Нихонсёки" были записаны главные общегосударственные синтоистские ритуалы и церемонии, порядок их проведения. При этом в законах не обнаруживается описания роли тэнно как верховного жреца синто. Статус тэнно как первосвященника синто регулировался неписаными обычаями. К периоду Нара относится и активное освоение конфуцианских идей, привнесенных с материка. Период Нара был эпохой расцвета искусств. Большинство произведений искусства до сегодняшнего дня сохранились в императорском хранилище Сёсоин на территории храма Тодай-дзи. В коллекции находятся предметы из Персии и Индии, что свидетельствует о участии древних японцев в международной торговле по "шёлковому пути". Период Хэйан Период Хэйан - период в истории Японии с 794 по 1185 год. Слово "Хэйан" в переводе означает мир, спокойствие. Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан-кё (???, хэйан-кё, современный Киото) и завершается морской битвой при Дан-но-ура, в которой дом Минамото разгромил дом Тайра. В 784 году император Камму решил перенести столицу из Нары, тем самым он хотел уйти из-под нараставшего влияния и власти буддийского духовенства. В то время в Наре существовало 1600 буддийских храмов, 400 синтоистких святилищ. Первоначально местом следующей столицы был выбран город Нагаока в провинции Ямасиро (нынешняя префектура Киото). Ответственным за строительство новой столицы был назначен Фудзивара-но Танэцугу, представитель близкого к престолу влиятельного рода Фудзивара. Когда строительство было уже практически завершено, Танэцугу был убит младшим братом императора Саварой. Император Камму воспринял эти события как плохое предзнаменование и бросил проект, несмотря на тот факт, что на строительство ушли годовой национальный бюджет и почти 10 лет мучений 300 000 работников. Савару заморили голодом, его союзников по сговору убили или изгнали. Довольно любопытной является история о продолжительной болезни прямого наследника престола и внезапной смерти его матери, приписанные мести злого духа Савары, которого после смерти стали задабривать подношениями и перезахоронили в императорской усыпальнице в особом храме. В итоге было выбрано новое место для столицы. Оно находилось в долинах рек Камо и Кацура, связывавших планируемый город с оживлённой морской бухтой Нанива (в будущем — Осака). Изначально город получил название Хэйан-кё — «Столица мира и спокойствия». Лишь много лет спустя его стали называть Киото (Столичный город). Отсчёт доминирования рода Фудзивара идёт с 858 года, когда Ёсифуса (глава клана) возвёл на трон своего сына, а самого себя сделал регентом. Все важнейшие посты в правительстве стали наследственными и их заняли члены рода Фудзивара. Была упразднена прежняя, заимствованная из Китая, система продвижения по службе путём сдачи экзаменов. Вошло в традицию женить императоров на женщинах из клана Фудзивара и назначать кронпринцев только из этой императорской линии. Поэтому все государи эпохи Хэйан имели Фудзивара в роли дедушек, дядей, двоюродных братьев, шуринов, а также регентов, канцлеров и просто менторов. В конце Х века власть Фудзивара доросла до таких размеров, что императоры назначались и отрекались от престола только по их воле. Пик могущества Фудзивара приходится на время регентства знаменитого царедворца Фудзивары-но Митинаги (конец X — начало XI веков). В 999 году его старшая дочь Сёси стала женой императора Итидзё, а в 1008 году у неё родился сын (будущий император Гоитидзё). Клан Фудзивара обладал огромным влиянием на тэнно вплоть до середины XII века. При этом следует помнить, что во-первых, на протяжении эпохи Хэйан были периоды, когда род Фудзивара не играл ведущей роли в государстве. Так, императоры Уда и Дайго были самостоятельными лидерами, которые стремились уравновесить влияние рода Фудзивара, привлекая к управлению другие роды (Миёси, Сугавара). Позиции Фудзивара также серьёзно пошатнулись после создания системы инсэй. Во-вторых, род Фудзивара нельзя считать монолитным и единым блоком, противостоящим тэнно и другим знатным родам. К середине IX века существовало четыре основных ветви этого клана, наиболее влиятельной была северная ветвь Фудзивара (яп. хоккэ, Не путать с северными Фудзивара, породнившимися с знатными родами эмиси). Многие Фудзивара служили в провинции, либо занимали незначительные должности в столице. В 947 году в Китано около Хэйан было построено синтоистское святилище, куда поместили его ученые труды. В 988 году он был признан божеством синто Тэмман-тэндзином, покровителем наук и каллиграфии. Его культ по сей день очень популярен среди японских студентов. Под властью Фудзивара произошли и серьёзные социальные перемены в японском обществе. Ещё в период Нара правительство вводило в оборот новые земельные участки из-за нехватки государственных земель. Ради этого поддерживались любые усилия частных лиц, которые по закону могли получать поднятую целину в вечное владение. В результате этого в руках знати, монастырей и храмов оказались крупные земельные вотчины — сёэн. Таким образом, потерял практическое значение основной принцип реформ Тайка, идея которых была в выделении крестьянам равных наделов на каждого члена семьи в 5-летнюю аренду. В IX веке переделы земли перестали проводиться, тогда как ранее, по законам годов Тайхо и Ёро переделы крестьянских земель должны были осуществляться раз в шесть лет. В итоге наблюдался рост сектора частного землевладения, часто в ущерб государственной казне. Контроль центрального правительства над земельным фондом ослаб. Ранние сёэн (VIII—IX века), как правило, не имели налогового иммунитета и платили налоги в казну. Государство первое время покровительствовало появлению храмовых сёэн, жалуя монастырям и святилищам земли для их нужд. Свои частные вотчины были не только у знатных родов, но и у императорского дома. При императорах Уда и Дайго были обнародованы указы о сдерживании роста частного землевладения, которые однако не выполнялись. В 1069 году были изданы новые законы о ликвидации сёэн, созданных после 1045 года, а также ликвидировались более ранние сёэн, созданные без соответствующих документов и разрешений. Вместе с тем, этот указ фактически признавал сёэн, оформленные должным образом. При императоре Сиракава несколько раз проводились тотальные ревизии всех сёэн (в том числе принадлежавших Фудзивара). В IX веке налоговое бремя на территории сёэн было для крестьян легче, чем на государственных землях. Это было одной из причин их массового переселения на земли сёэн. В сёэн также существовала своеобразная практика социальной защиты для живущих в ней земледельцев и иных категорий населения: материальная помощь нуждающимся, наличие (в крупных сёэн) учреждений, куда помещались больные и др. К эпохе Хэйан относится становления самурайства (буси). В период Нара действовала своего рода рекрутская система — на военную службу могли призываться взрослые мужчины, зарегистрированные в подворных списках (система "гундан хэйсисэй". Получалось, что с каждой провинции можно было собрать примерно по тысяче солдат. Между тем число провинций в Нарской Японии составляло более 60. Такая огромная армия нужна была для сдерживания потенциальной угрозы со стороны империи Тан и отстаивания великодержавных интересов Японии в Корее. Однако в IX веке, с началом периода относительной внешней изоляции страны и ослабления империи Тан, необходимость в такой гигантской армии отпала сама собой. В конце Х века Императорский дворец перестал быть местом политических действий, он стал центром процветания культуры. Его покои были украшены произведениями искусств лучших мастеров. Часто устраивались празднества, на которые приглашались самые лучшие поэты того времени, проводились музыкальные и поэтические турниры, различные игры. Многие игры были заимствованны из Китая и требовали великолепного знания китайской культуры и поэзии. Основным учебным заведением для детей аристократов была палата наук, находившаяся в подчинении у Церемониального ведомства. В неё входили 4 отделения: китайской классики, истории и словесности, юриспруденции, математики. Мужчина из знатной семьи должен был наизусть знать основные труды конфуцианских классиков и сочинения китайских историков. Чтобы принимать участие в дворцовых увеселениях, нужно было самому уметь слагать стихи, играть на нескольких музыкальных инструментах и иногда даже уметь расписывать в китайском или японском стиле веер или ширму. Несмотря на огромное влияние буддизма, хэйанское общество ориентировалось больше на стиль, чем на моральные принципы, а добродетельность стояла на втором плане после внешнего вида. Требования для знатных женщин были проще. Они чаще всего были удалены от непосредственного участия в общественной жизни. Хотя жёны и наложницы императора обладали большим влиянием и угождение им было одним из основных занятий многих придворных. В Х веке заканчивается процесс переосмысления и усвоения культуры, заимствованной из Китая. В конце IX века началась трёхсотлетняя изоляция Японии. В это время хэйанские аристократы создали неповторимую, собственную культуру, отталкиваясь от культурных традиций Кореи и Китая. В живописи большую популярность завоевал национальный стиль ямато-э, изменился характер архитектуры, в моду вошли старинные народные песни, исполнявшиеся по правилам гагаку. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.) |