АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Японский архипелаг в период Дзёмон

Читайте также:
  1. I период работы (сентябрь, октябрь, ноябрь)
  2. I. Рабочий период равен периоду обращения
  3. II. Книги, монографии, издания периодической печати
  4. II. Рабочий период больше периода обращения
  5. III период: с начала 50-х гг. 20 в. и по сегодняшний день
  6. III. Докритический период: происхождение и господство Textus Receptus
  7. III. Рабочий период меньше периода обращения
  8. IV период школы управления — информационный период (1960 г. по настоящее время).
  9. Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  10. Античная философия: материалистические школы и направления досократического периода: милетская школа, атомисты.
  11. Апериодическое звено
  12. Архитектура: традиционный японский дом

Пери́од Дзёмо́н — период истории айнов и японской истории с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями периода является начало использования жителями Японского архипелага керамических изделий с локализацией 6000 лет до н. э. по 5000 лет до н. э.

Термин Дзёмон был введен Э. Морсом в 1879 году.

Большинство историков считают, что последняя ледниковая эпоха соединила японские острова с азиатскойчастью материка. Судя по археологическим находкам, в 35 — 30 тысячелетиях до н. э. человек разумныйпереселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжёной глины. Из домашних животных на архипелаге были известны собаки и свиньи.

Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю

. Изначально керамика довольно примитивна, это сосуды с прямыми или слегка расширяющимися стенками. Но в позднем Дзёмон появились сосуды в форме вазы, миски, чаши итп. Обжиг производился в костре.

Наиболее распространенный узок – веревочный. Но постепенно он усложнялся, появлялись кольца, ленты, изображения животных и даже человека. Сосуды с наиболее пышным узором, вероятно, использовались в ритуальных целях. Для раскраски иногда использовали охру.

Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. Выделяют пять основных периодов в пределах эпохи Дзёмон:

1. прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, Со-ки, VIII—V тысячелетие до н. э.),

2. ранний Дзёмон (Дзэн-ки, IV тысячелетие до н. э.),

3. средний Дзёмон (Тю-ки, III тысячелетие до н. э.),

4. поздний Дзёмон (Ко-ки, II тысячелетие до н. э.) и

5. заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки, первая половина I тысячелетия до н. э.).

Предки носителей культуры Дзёмон прибыли на Японский архипелаг в позднем палеолите. Вопрос их генезиса является дискуссионным в историографии. С конца 20 века отстаиваются теории северно-азиатского и южно-азиатского их происхождения. Их прямыми потомками считают айнов, жителей Рюкю и северо-восточное население Ямато. Судя по всему, айну – японцы, ассимилировавшиеся с племенами эпохи Дзёмон.

Экономическую основу японского общества периода Дзёмон составляли охота, рыболовство и собирательство растительных продуктов. На охоте дзёмонцы чаще всего использовали простые луки. Они изготавливались, как правило, из головчатотисовых видов деревьев и покрывались черным лаком. Наконечники стрел делались из твёрдого камня обсидиана. Также в охоте использовались копья, но в отличие от лука, ими пользовались редко. В Западной Японии копья почти не встречаются. Кроме оружия на охоте также использовались собаки и волчьи ямы. Чаще всего жители Японского архипелага охотились на кабанов, оленей, диких уток и фазанов. Впоследствии значение охоты уменьшилось.

Собирательство играло в хозяйственной жизни людей того периода ведущую роль. Продукты растительного происхождения активно употреблялись в пищу уже с раннего Дзёмона. Их собирали осенью в больших количествах и складывали в плетённые из лозы корзины. Из желудей изготовляли муку на примитивных жерновах и выпекали хлеб. Часть продуктов хранили на зиму в неглубоких ямах, которые находились на границах поселений.

Рыбу и морские продукты гарпунили или вылавливали рыбацкими сетями, а затем коптили. В раковинных насыпях, тогдашних свалках, ученые находят удильные крючки, острия малых и больших гарпунов, рыбацкие пловцы и грузила. Большинство этих орудий изготовлены из кости оленя. Удочки и гарпуны были индивидуальными орудиями, а сетки — коллективными. Особое развитие рыболовство получило после среднего Дзёмона. Так же изготавливались долбленые лодки. Основным источником белка стал лосось. Анализ останков показал, что жившие на берегах имели более крепкое телосложение, нежели те, кто жил в глубине острова.

Лучше всего жить было на побережье. Климат был достаточно мягкий, много источников пищи, и если на материке люди стали переходить к земеледелию, то на островах пока просто не было нужды.

Последствием развития морского промысла стало появление населенных пунктов на побережье. До периода Дзёмон их практически не было. Населения там оказалось гораздо больше, чем в глубине островов. В течение всего периода Дзёмон жители Японского архипелага жили в землянках и полуземлянках, традиционных жилищах докерамической эпохи. Жильё было погружено в землю, имело земляные стены и пол, а также каркас из деревянных столбов, который поддерживал крышу из шкур животных, травы и хвороста.

Жилье было не только местом отдыха, но и пространством, тесно связанным с мировоззрением и верованиями. После 3 тысячелетия до н. э. появился обычай зарывать при входе в землянку, имевшего форму коридора, неповрежденные керамические кувшины и горшки. Предполагают, что в них складывали молочные зубы или плаценту новорожденных.

Среднестатистическая площадь жилья составляла 20 — 30 м2[6]. Обычно в нём проживала одна семья от 5 человек и более.

Существовали также большие здания, которые находят в Северной и Северо-центральной Японии. Точное назначение этих больших сооружений неизвестно. Гипотетически они могли выполнять роль места сборов, амбаров или коллективной мастерской.

Несколько жилищ образовывали поселение. В прото Дзёмоне оно состояло из 2 — 3 землянок. В раннем Дзёмоне количество жилья увеличилась, что даёт основания говорить о постепенном переходе к оседлому образу жизни, что потом позволило быстро перейти к земледелию. Жильё сооружали вокруг площади на примерно одинаковом расстоянии. Эта площадь была центром общественной и религиозной жизни поселения.

Жители Японии периода Дзёмон, как правило, хоронили покойников в раковинных насыпях. Эти насыпи выполняли одновременно роль корзины и кладбища и находились рядом с жилищами. В большинстве захоронений преобладало так. наз. «скорченное погребение»: руки и ноги умершего сгибали так, что его тело напоминало эмбрион, его помещали в яму без гроба и закапывали. Известны также отдельные случаи вытянутого погребения, которые получили распространение с 3 тысячелетия до н. э.. Начиная с заключительного Дзёмона, наряду с захоронением появился обычай трупосжигания. Кроме обычных ямных захоронений в раковинных насыпях существовали и другие. В ряде стоянок археологи находят могильники, в которых покойники похоронены в ямах с каменным полом или в больших каменных гробах. Такой тип захоронения был привычным для Северной Японии в заключительный Дзёмон. На территории Хоккайдо традиционными были захоронения на отдельных крупных кладбищах вне поселений с богатым погребальным инвентарём. Кроме этого, на всей территории тогдашней Японии существовал обычай хоронить мертворожденных, грудных малышей и умерших детей в возрасте до 6 лет в керамических кувшинах.

Источником о религиозных представлениях жителей Японии периода Дзёмон служит погребальный инвентарь. Его наличие свидетельствует, что дзёмонцы верили в существование души и загробную жизнь. В состав такого инвентаря входили вещи, которые покойник использовал по жизни. Украшения имели не только эстетическую, но и ритуально-магическую функцию. Браслеты обычно носили женщины, а пояса — мужчины. Количество и богатство декора украшений указывали не на социальную, а половую и возрастную дифференциацию.

В поздний Дзёмон существовал инициационный обычай вырывания или спиливания зубов.

Еще одним артефактом, связанным с религиозными представлениями жителей тех времён, являются керамические женские статуэтки догу. Их иногда называют «дзёмонскими венерами». Древнейший образец такой статуэтки был найден на стоянке Ханавадай (Сакура, Тиба), которая датируется ранним Дзёмоном. Почти все статуэтки изображают женщин с большим, возможно беременным, животом. Как правило, их находят в поломанном состоянии. Скорее всего, их разбивали в мистических целях, по одной из версий, их использовали в целебной магии. Предполагают, что догу символизировали женское начало, семью, рождаемость и использовались в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы — каменные дубинки сэкибо, каменные мечи и ножи, которые олицетворяют мужское начало, власть, авторитет.

Также изготавливали деревянные и каменные догу. Они играли роль амулетов-оберегов. Такую же роль имели магатамы, которые изготавливались из драгоценного камня и носились на шее. Кроме них жители древней Японии производили керамические маски, назначение которых неизвестно.

Хозяйство отличалось продуктивностью, население росло. Но за расцветом наступил кризис хозяйства. Рост населения остановился, затем последовало его сокращение. Вероятно, это можно связать с нагрузкой, которое оказывало на природу присваивающее хозяйство, это привело к первому экологическому кризису. Сильнее всего кризис затронул юго-запад.

 


1 | 2 | 3 | 4 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)