|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Феодальная ЯпонияПериод Камакура Период Камакура - исторический период с 1185-го по 1333 г. Назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии. В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра последний вышел победителем, оттеснив род Фудзивара от власти. Клан Минамото подвергся суровым преследованиям. Ёритомо Минамото собрал войска и в 1180 году снова начал войну, одержав победу в 1185. Он заставил императора признать своё господство и устроил свою ставку в приморской деревне Камакура. В 1192 году он завершил формирование власти, расправился с врагами и бывшими союзниками и присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец). В 1199 году он умер, передав власть старшему сыну Ёрииэ, который вскоре стал жертвой интриг. Далее долгое время власть была в руках регентов Ходзё, а к 1219 мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний ребёнок клана Фудзивара. В 1333 году в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати. Эпоха Камакура была временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн. Дзэнские монастыри, объединённые в систему годзан, развивали на китайской основе собственную высокую культуру годзан бунка, из которой хорошо известна литература годзан бунгаку. В это время произошли монгольские вторжения в Японию, и сравнительно лёгкая победа над врагом, обеспеченная тайфунами, повлияла на сложение национального самосознания. Во время этих вторжений страна обрела свой современный флаг. В 12 веке буддизм вышел за пределы аристократического мира и распространился в среде самураев и простолюдинов. Последователь Учения Чистой Земли, монах Хонэн, основал секту Дзёдо-сю и проповедовал рай в будущей жизни при условии поклонения будде Амида. Его ученик, монах Синран, акцентировал внимание на спасении грешников и основал секту Дзёдо-синсю. В противовес им, монах Нитирэн открыл собственную секту Нитирэн-сю и настаивал на прославлении "Сутры Лотоса". В это же время из Китая в Японию был перенесен дзен-буддизм, который оформился в сектах Риндзай-сю Эйсая и Сото-сю Догэн, и стал особенно популярным среди самураев. В период Камакура, благодаря деятельности музыкантов бива-хоси, особую популярность среди населения приобрело эпическое произведение "Повесть о доме Тайра", в котором воспевались взлёт и падение прежних диктаторов Японии. Среди аристократов любимым занятием оставалась поэзия, лучшие образцы которой вошли в "Новый сборник старых и новых японских песен". Буддистскими идеями суетности и непостоянства были проникновении повести «Записки из кельи» Камо-но Тёмэя и "Записки от скуки" Ёсида Кэнко. Скульптура этого времени стала более реалистичной и экспрессивной. Шедеврами того времени считаются работы мастера Ункэя — статуи Асанги и Васубандху. С фотографической точностью были выполнены фигуры отшельника Васу и монахини Мавара, хранящиеся в Сандзюсангэн-до в Киото. В изобразительном искусстве большую популярность приобрёл жанр иллюстрированных книг эмакимоно, основными темами которых стали описания битв, истории монастырей и жизнеописания.
Реставрация Кэмму В 14 веке, с упадком сёгуната, род Ходзё взял курс на централизацию управления, что вызвало недовольство самурайства в регионах. Этим воспользовался император Го-Дайго, сторонник сильного монархического государства, который поднял восстание против камакурского правительства, но потерпел поражение и был сослан на острова Оки. Его сын принц Мориёси продолжил борьбу и при поддержке провинциальных самураев во главе с Кусуноки Масасигэ длительное время противостоял армиям Ходзё. Когда в 1333 году Император Го-Дайго сбежал из ссылки, на его сторону перешла региональная знать. Один из её лидеров, Асикага Такаудзи, ликвидировал органы власти сёгуната в Киото, а другой, Нитта Ёсисада, атаковал Камакуру и уничтожил сам сёгунат вместе с родом Ходзё. После возвращения императора Го-Дайго в столицу была начата так называемая реставрация Кэмму, в ходе которой планировалось возродить древние монархические порядки и сформировать новое правительство из придворных аристократов и военной знати. Однако на практике императорские реформы улучшали жизнь только придворных и оставляли нерешёнными проблемы самурайства. Из-за этого бывший соратник императора, Асикага Такаудзи, возглавил недовольных самураев и восстал против правительства "реставраторов". В 1336 году он захватил Киото, посадил в нём нового императора и издал "Список Кэмму", в котором провозгласил основание собственного сёгуната в столице. Между тем, предыдущий император Го-Дайго сбежал на юг, в район Ёсино, где провозгласил повстанцев "врагами трона" и создал своё отдельное императорское правительство. Таким образом, оформился раскол императорского двора, и в стране началась гражданская война, период двух династий: северной в Киото и южной в Ёсино. Период Муромати Период Муромати (1336 — 1573) - период в истории Японии, на протяжении которого существовала ставка сёгуна в Муромати. Название периода происходит от наименования улицы Муромати в Киото, куда в 1336 году была перенесена ставка сёгуна. События, произошедшие со второй половины XV века получили название Эпоха Сэнгоку. Несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъемом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела. В эти же времена японские пираты атаковали некоторые области Кореи и Китая. История 235-летнего правления сёгуната Асикага началась в 1336 году, когда противостояние императора Го-Дайго и сёгуна Асикага Такаудзи положило начало существованию Северного и Южного правительств. Го-Дайго, будучи свергнутым Такаудзи, бежал на юг, в Ёсино, где основал свой двор. Асикага Такаудзи обосновался в столичном районе Муромати, где в 1338 году была открыта ставка сёгуна. История сёгуната Асикага закончилась свержением 15-го сёгуна Асикага Ёсиаки, совершенным Ода Нобунага в 1573 году. События, происходившие с преобразований 1493 году стали называть Эпохой воюющих провинций. По другому распространенному мнению, начало этим событиям положил Война годов Онин в 1467 году. В это время португальцы завозят в Японию мушкеты. Начало распространения огнестрельного оружия в Японии. Столичный сёгунат способствовал симбиозу культур аристократии и самурайства, что дало рождение новой японской культуре. её особенностями были мощное влияние дзэн-буддизма и китайских эстетических ценностей. Культуру начала 15 века называют культурой Китаяма, по названию одноименной горы, на которой сёгун Ёсимицу возвел свою резиденцию, так называемый Золотой павильон. Этой культуре были присущи величие и великолепие в архитектуре и искусстве. Одной из её главных вех было появление театра Но. Через полвека, во времена управления Асикаги Ёсимасы, оформилась новая культура Хигасияма, названная в честь местности, где был возведен Серебряный павильон. Эта культура базировалась на идеях изысканности и простоты, так называемых принципах ваби и саби. В это же время стал популярным «кабинетный стиль» интерьера, появились японские каменные сады, татами, японская чайная церемония и искусство аранжировки цветов икебана. В изобразительном искусстве приобрели популярность монохромные картины суми-э, лучшие из которых принадлежат художнику Сэссю. Одновременно возникла художественная школа Кано, которая творила в разноцветном стиле ямато-э. Постепенно элементы элитарной культуры начали проникать в культуру народную. Из-за опустошения столицы войнами много аристократов и монахов покидали её, неся киотоские обычаи и знания в регионы. При провинциальных храмах стали открываться школы для детей знати и крестьянства. В литературе появился новый вид колаборативних поэзии рэнга и жанр иллюстрированных рассказы отогидзоси. Японские кулинары впервые начали широко использовать соевый соус и приправу мисо. В городках и сёлах традиционным стало торжественное проведение праздников мацури и танцев, например, на праздник Обон. Война годов Онин Война годов Онин - гражданская война в средневековой Японии, длившаяся 10 лет (с 1467 по 1477 годы). Её отличительная черта в том, что она происходила не на всей территории Японии, а в основном в её столице — Киото. К середине XV века правители провинций (сюго) поняли, что центральное правительство слабеет и осмелев, перестали делить с ним свою власть. Сюго укрепляли своё собственное могущество, всю свою власть они использовали только в своих интересах. В результате таких действий образовался новый тип феодалов — даймё, сочетавших в себе основанную на должностных правах власть и военно-экономическое могущество. К середине XV века сёгуном стал Асикага Ёсимаса. Он был эстетом, знатоком живописи, музыки, но не воином и не искусным правителем. Ёсимаса стремился отречься от власти и посвятить себя духовным удовольствиям. Детей у Ёсимасы не было, и он решил избрать своим преемником младшего брата Ёсими. Жена Ёсимасы, Хино Томико, происходила из семьи, которая не была кровно связана с семьёй сёгуна. Ёсимаса ненавидел её родных за постоянное вмешательство в его дела. Он испытал величайшее потрясение, когда Томико родила ему сына и решительно заявила что сёгунат перейдёт к младенцу Ёсихисе. Томико надеялась, что её сыну поможет стать сёгуном один из трёх министров — Ямана Мотитоё (Содзэн). Но Ёсими тоже пользовался поддержкой министра Хосокавы Кацумото. Вспыхнул конфликт из-за прав наследования, и к этому конфликту подключились враждующие кланы Сиба и Хатакэяма. Соперники начали созывать сторонников. В 1467 году две большие армии (численность одной из армий была 250 тысяч, но эта цифра, вероятно, завышена) двинулись друг на друга из восточных и западных районов Киото. В мае 1467 года начались сражения. На первом этапе войны войска рода Хосокава ("восток") численностью около 160 тысяч, созванные из 24 провинций, сражались преимущественно с силами Яманы Мотитоё ("запад"), которые составляли 90 тысяч человек из 20 провинций. Силы рода Хосокава чуть не попали в окружение в Киото, после того как к западным силам присоединилось мощная 20-тысячная армия Оути Масахиро. Но к силам восточной армии тоже подошли дружественные войска, разорвали кольцо и соединились с основной армией. Через 3 месяца вся северная часть Киото была разрушена. Предупредив враждующих, что виновниками будут объявлены те, кто развязал войну, сёгун решил больше не вмешиваться. Обе армии существовали благодаря припасам, привозимым из дальних провинций. Ямана захватил 7 из 8 городских ворот, планируя тем самым отрезать поставку провизии противнику и вынудить сдаться. Но к тому времени бои шли уже далеко за пределами Киото, а после того как пала централизованная власть, гражданская война охватила всю Японию. В провинциях участились конфликты между сторонниками обеих армий. Землевладельцы, пользуясь моментом, стали сводить личные счеты. В армии было призвано множество воинов асигару. Бандиты нападали на всех слабых без разбору. Вскоре даже очевидцы перестали понимать что происходит. В конце концов Асикага Ёсими откликнулся на призывы Асикаги Ёсимасы и Ямано Содзэна и вернулся в Киото. Все ещё опасаясь за свою жизнь, Ёсими вскоре опять сбежал, теперь уже на гору Коя. Впоследствии западные войска под предводительством Ямано избрали Ёсими своим лидером. Это означало, что первоначальные причины войны были полностью забыты, так как Ёсими поддерживал клан Хосокава ("восток"). Борьба за Киото велась с переменным успехом, но значительно ослабела в 1473 году, когда Ямано Содзэн и Хосокава Кацумото скончались. Через год Асикага Ёсимаса официально отрёкся от престола, а девятым сёгуном стал Ёсихаса. В 1477 году Западная армия покинула город под предводительством Оути Масахиро. Эту дату принято считать концом войны Онин. Период Сэнгоку Период Сэнгоку - период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века. Начался потерей сёгунами династии Асикага контроля над страной, что привело к децентрализации государственной власти ("смута годов Онин" в 1467—1477 годах) и завершился установлением сёгуната Токугава (1603). Часто другой датой начала периода считают 1493 г., год смерти Хатакэяма Масанага. Иногда концом этой эпохи считают изгнание последнего сёгуна из династии Асикага из Киото по повелению Ода Нобунага — 1573 г. Период правления Тоётоми Хидэёси уже нельзя считать частью эпохи сэнгоку (если можно, то с серьёзными оговорками, так как он смог завершить объединение страны и стал верховным её правителем, в отличие от Ода Нобунага). Вместе с тем многие исследователи выделяют особый период японской истории — период Адзути-Момояма (???????), совпадающий с периодом пребывания у власти Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Нет единой точки зрения и относительно датировок этой эпохи (вариант — 1573—1603). После смуты годов Онин-Буммэй контроль центральной власти над периферией ослаб. В конце 1480-х — начале 1490-х годов бакуфу организовало два похода против Роккаку Такаёри, военного наместника (сюго) южной части провинции Оми (центральный район Кинай), однако ожидаемого результата они не принесли. Бежавший в горы Такаёри всякий раз возвращал себе власть после ухода дружин сёгуна. Власть и авторитет сёгунов Асикага в период сэнгоку были подорваны. Почти все они оказались игрушками в руках своих вассалов и сановников и "царствовали, но не правили". Сёгуны в первой половине XVI века вынуждены подолгу были скитаться вдали от столицы, спасаясь от врагов. Им оставалось уповать только на тех вассалов бакуфу, которые из верности и благородства или желая использовать для упрочения своих позиций авторитет сёгуна, соглашались его поддержать или укрыть. В 1493 году канрэй (своего рода "первый министр") Хосокава Масамото фактически совершил переворот, сместив Асикага Ёсики и сделав сёгуном Асикага Ёсидзуми. В 1507 году сам Масамото был убит своими вассалами Косай Мотонага и Якусидзи Нагатада, недовольными его деспотической политикой. Произошел раскол в доме Хосокава — партия Хосокава Сумимото поддерживала Ёсидзуми (сёгуна в Киото), партия Хосокава Такакуни — Ёситанэ (он же Ёсики) (смещённого ранее Масамото). В 1521 году Асикага Ёситанэ, фактически являвшийся марионеткой в руках Такакуни, бежал на Авадзи, а затем в землю Ава, где умер. Тогда Такакуни посадил на его место Асикага Ёсихару (сына покойного Ёсидзуми). Но в 1527 г. всемогущий канрэй, атакованный войсками Миёси Мотонага и Хосокава Харумото, вынужден был бежать из Киото. В 1531 г. в Сэццу Хосокава Такакуни вынужден был свести счеты с собой. Фактическим главой военного правительства стал Хосокава Харумото. Но в 1543 г. в борьбу с ним вступил Хосокава Удзицуна, объявивший себя преемником Такакуни. На сторону Удзицуна переметнулся могущественный вассал Харумото — Миёси Нагаёси. В 1548 г. последний изгнал из столицы сёгуна Ёсихару и Хосокава Харумото. Миёси Нагаёси превратился в самого сильного князя центральных провинций Японии. Сферой его преобладающего влияния были провинции Ямасиро, Сэццу, Кавати, Идзуми, Тамба, Авадзи, Ава, Сануки. Однако легитимность власти Нагаёси, порвавшего с сёгуном и отказавшегося искать ему замену, была слабой. Он вынужден был постоянно отражать атаки врагов. В 1552 г. Нагаёси примирился с сёгуном, но в следующем году вражда возобновилась. В 1558 году Миёси Нагаёси примирился с сыном Ёсихару, новым сёгуном Асикага Ёситэру. В 1564 году тонкий ценитель рэнга Нагаёси умер. Асикага Ёситэру был сильной личностью и к тому же прекрасно владел мечом. Он часто перечил фактическим наследникам Нагаёси — трем его родичам, с которыми первоначально в тесном союзе состоял Мацунага Хисахидэ, один из вассалов Нагаёси. В 1565 году воины Миёси саннинсю напали на Асикага Ёситэру, который, мужественно сражаясь, пал в неравной борьбе. Кандидатом на роль преемника стал Асикага Ёсихидэ, который однако вскоре вынужден был покинуть столицу под давлением Миёси Масаясу. В 1566 году Мацунага Хисахидэ вступил в войну с Миёси саннинсю. Тем временем Асикага Ёсиаки, брат погибшего в борьбе с наследниками Миёси Нагаёси сёгуна, стал претендовать на роль его наследника. Он вернулся в мир после пострижения в монахи и призвал на помощь могущественных даймё Мори Мотонари, Такэда Харунобу, Уэсуги Тэрутора и Ходзё Удзимаса. В 1568 году. сёгуном провозгласил себя Асикага Ёсихидэ, который однако вскоре умер из-за болезни, пробыв «великим полководцем — покорителем варваров» всего 7 месяцев (с февраля по сентябрь 1568 года). В том же 1568 году Ёсиаки стал 15-м и последним сёгуном при поддержке даймё из провинции Овари Ода Нобунага. Важной особенностью Сэнгоку дзидай является отмеченный в это время некоторый экономический рост. Даймё всеми силами стремились укрепить свое могущество, пополнить казну, усовершенствовать налоговую систему и увеличить собственные вооруженные силы. В результате активизировались торговые отношения и возникли первые коммерческие центры, такие города как Сакаи, Хёго (нынешний Кобе), Кувана и Хаката, Ямагути (провинция Суо), Ономити (провинция Хиго). Столица же — Киото — стала национальным промышленным и коммерческим центром. Развитие городов в торговом и ремесленном отношении вело их к приобретению политической автономии. В 1543 году бакуфу берет заём у купцов из Сакаи, обеспеченный налогами с владений Асикага. Городу были дарованы многие привилегии. Однако степень автономии Сакаи и других городов была ниже по сравнению с обширными правами вольных городов Западной Европы. Росту богатства таких приморских городов как например Сакаи и Хёго способствовала торговля с империей Мин. Большинство из активно развивавшихся городов находились на землях храмов или знатных аристократов или воинов. Так порт Хёго первоначально был частью вотчин (сёэн) Фудзивара, а позднее перешел во владение храма Кофуку-дзи (Нара). По всей Японии возникали гильдии и корпорации торговцев и ремесленников (дза). Эти объединения как правило находились под протекцией храмов или военной либо придворной знати, за что вынуждены были платить. Так монастырь секты Тэндай на горе Хиэй патронировал владельцев складов, святилище Ивасимидзу Хатимангу — торговцев маслом. Как правило, члены дза обладали монопольными правами на сбыт или продажу каких-либо товаров в определённом районе. Некоторым препятствием для развития торговли были многочисленные таможни и большое количество таможенных поборов во всех княжествах. Свою заставу стремился поставить практически каждый храм, землевладелец (будь то воин или столичный аристократ), чтобы взимать сборы с проезжавших мимо купцов, паломников или путешественников. В период Сэнгоку развивалась национальная культура. Дзэнские монахи несли свои знания в воинское сословие. Развивались различные направления искусства, необычайно популярными становятся в то время классическая китайская поэзия канси и живопись Суйбокуга. Владение хотя бы одним из этих искусств считается для воина если не обязательным, то желательным. Рэнга и хайку становятся классическими японскими видами искусства. Развиваются национальный театр, музыка, расцветает искусство чайной церемонии тяною. Новый взлет переживает аскетичная и прекрасная в своей простоте архитектура. Дзэнские сады камней и песка возникают именно в период Сэнгоку. Растут объемы книгопечатания и очень популярными становятся книги, в том числе «Отоги-дзоси» — сборник моралистических историй и "Кангисю" — сборник популярных песен. В 1568 году Ода Нобунага захватил Киото, тем самым объединение страны казалось было завершено, но в 1582 году случился Инцидент в храме Хонно-дзи во время которого Акэти Мицухидэ, предав своего господина, напал на него в храме, в Киото. После смерти Нобунаги, начались споры между видными военачальниками за пост правителя объединённой страны. Победителем из этого спора вышел Тоётоми Хидэёси, который продолжил завершение объединения Японии. И наконец, после смерти Хидэёси, установился сёгунат Токугава. Появилась централизованная власть, которую так ждала истощёная за этот период множественных кровопролитных войн новая, объединенная Япония.
Сёгунат Муромати Сёгунат Муромати - (1338—1573) — самурайское правительство во главе с сёгунами из рода Асикага. По имени этого рода он также известен как сёгунат Асикага. Время правления сегунов Асикага называют периодом Муромати, по названию района Муромати в городе Киото, в котором располагалась правительственная резиденция. Основателем этого сёгуната является Асикага Такаудзи, который помог императору свергнуть предыдущее самурайское правительство в Камакура. Новые сёгуны постепенно лишили императорский двор прежних полномочий и к концу XIV века исчез дуализм в системе управления периода Камакура, когда бакуфу делило власть с тэнно и кугэ (придворной знатью). Самым могущественным сёгуном династии по праву считается Асикага Ёсимицу. Ёсимицу принял титул сёгуна в конце 1367 года, который был утверждён за ним официально следующем году. В 1378 году он перенёс постоянную сёгунскую резиденцию в район Муромати в Киото, от которой второе самурайское правительство получило название "сёгунат Муромати". В 1379 году Ёсимицу подчинил внутриродовую оппозицию и начал реализовывать план по укреплению центральной власти. В 1383 году он был признан императором "главой всех самураев рода Минамото", а к 1391 году смог подчинить своей воле роды Токи и Ямана, в чём немалую помощь ему оказал Хосокава Ёриюки. Ёсимицу был известен как покровитель искусств. Он оказывал содействие развитию театра но и распространению буддизма. Ёсимицу считается основателем яркой "культуры Хигасияма". Образцом последней является "Золотой храм" Кинкакудзи в Киото, который был личной резиденцией экс-сёгуна. Власть на местах контролировали назначенные правительством сюго (военные губернаторы) или местная знать, которые впоследствии переросли в фактически независимых военных правителей даймё. Усиление центробежных тенденций привело к началу междоусобицы в стране — периода "воюющих провинций". В августе 1573 года один из региональных даймё, Ода Нобунага, выгнал последнего 15-го сегуна Асикага Ёсиаки из столицы, чем положил конец существованию сёгуната. В 1588 году Ёсиаки официально отказался от титула сёгуна. Период Адзути-Момояма Период Адзути-Момояма - эпоха в японской истории с 1568/1573 по 1600/1603 года. Название эпохи происходит от названий за?мков Адзути (префектура Сига) и Момояма (Киото). Замок Адзути был построен в 1579 году за 3 года, на холме высотой 110 м, около озера Бива, и находился от столичного Киото на расстоянии 14 ри (около 55 км). Его воздвиг Ода Нобунага в провинции Оми (ныне префектура Сига), в центральной части острова Хонсю. Главная башня представляла собой семиярусный донжон. Замок был захвачен и разрушен в 1582 году. Реконструирован в конце XX века. Эпоха Адзути-Момояма положила конец феодальной раздробленности Японии периода Сэнгоку. Этот процесс связан с именами Оды Нобунаги, Тоётоми Хидэёси и Токугавы Иэясу, вошедшими в историю как "три объединителя Японии". Битва при Сэкигахара и победа клана Токугава ознаменовали начало эпохи Эдо и авторитарного правления Сёгуната Токугава над объединённой страной. Период Эдо Период Эдо - исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. Начался с назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году. Завершён снятием с себя полномочий сёгуном Токугава Ёсинобу в 1868 году. Характеризуется как время установления диктатуры Токугава, одновременно с этим и как переход от средневековых междоусобиц даймё к полностью контролируемой стране. В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом. В результате политики сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю). Окончательное оформление традиционной японской культуры пришлось на XVII—XIX века. В течение второй половины XVII — начала XVIII века культурно-научными центрами Японии были Киото и Осака, а с конца XVIII века их роль взял на себя город Эдо. Культуру времён доминирования Киото и Осаки принято называть культурой Гэнроку, а культуру периода Эдо — культурой Кассэй. Оба названия происходят от названий соответствующих девизов правления Императоров. Культура Гэнроку характеризовалась появлением иллюстрированных рассказов укиё-дзоси, описывающих повседневную жизнь горожан. Танец кабуки трансформировался в театральное искусство. Кукольный театр нингё-дзёрури обогатился лирическими пьесами драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Новое развитие получила поэзия в лице Мацуо Басё. В изобразительном искусстве активно работали художники школ Римпа, Кано и Тоса. Одновременно появился новый жанр гравюр укиё-э, основоположником которого стал Хисикава Моронобу. Также имело место развитие точных и естественных наук, таких как математика и агрономия. В 1617 году сёгунат принял предложение Сёдзи Дзинъэмона, владельца борделя; был принят закон, запрещающий строить публичные дома вне специально огороженных кварталов кэйсэй-мати (???, кварталы куртизанок). В 1750 году в квартале Ёсивара появляются первые гейши. Кроме правительственных школ для самураев действовали общественные тэракоя для простолюдинов. Главными предметами были чтение, письмо, арифметика и основы конфуцианства. Конец периода Эдо сказался и ростом интереса к японской истории, чему способствовало издание "неофициальной истории Японии" Рая Санъё. Восстание в Симабаре Восстание в Симабаре - восстание японских крестьян в области города Симабара, в большинстве своём христиан по вероисповеданию, во времена Сёгуната Токугава в 1637—1638 гг. Восстание имело как религиозные, так и экономические причины. Оно произошло в областях, населённых преимущественно обращёнными в католичество японцами. При предыдущем даймё Кониси Юкинаге, который сам был христианином, в этих областях активно действовали иезуитские миссии. Начиная с конца XVI в. правящие власти периодически подвергали христиан Японии преследованиям. Особенно они усилились с 1614 г. Помимо этого, даймё Мацукура проводил очень жёсткую экономическую политику, обложив крестьян непомерными налогами, а кроме того он имел обыкновение подвергать своих крестьян мучительным пыткам: связывал их, одевал в соломенный дождевик, а затем поджигал солому. Восстание началось 17 декабря 1637 г. во владениях даймё Мацукуры Сигэхару (остров Кюсю), затем распространилось на острова Амакуса. По некоторым оценкам, число восставших достигало 23 000 крестьян и ронинов, включая и женщин. Восстанием в Симабаре и на островах Амакуса руководил шестнадцатилетний харизматический лидер Амакуса Сиро (известный также как Масуда Токисада). Он взял себе христианское имя Джером (Иероним). Сиро был сыном одного из вассалов местного даймё. Люди рассказывали о нём, что к нему прилетали и садились на руку птицы, что он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь. Последователи превозносили его как Мессию, хотя сам он никогда не заявлял о своей божественности. Тэрадзава Хиротака, правитель Нагасаки, направил на подавление восстания армию из 3000 самураев, но восставшие разгромили её 27 декабря 1637 года, уничтожив более 2800 самураев. Выжившие отступили в Нагасаки, и правитель попросил у властей сёгуната подкреплений. В сражении 31 января 1638 года воины сёгуната одержали победу над восставшими, которые потеряли в битве около тысячи человек и были вынуждены отступить в Симабару. На полуострове Симабара восставшие осадили и взяли полуразрушенный замок Хара, который наскоро восстановили. Вскоре на стенах замка появились христианские знамёна и большие деревянные кресты, и он превратился в средоточие сопротивления любым формам угнетения. 2 января Хиротака вместе с 500 самураями направился в Симабару, и вскоре к нему присоединилось ещё 800 самураев из Омуры. Они встали лагерем в полумиле от замка и начали обстреливать восставших из пушек, снятых с японских и китайских судов. Они также потребовали помощи от голландских торговых судов в бомбардировке замка Хара с моря, и судно "де Рюп", стоя на рейде, нанесло значительные повреждения укреплениям. В одном случае, по свидетельству современным осаде источников, ядро влетело в башню, где Сиро держал военный совет, и оторвало ему рукав одежды. После того, как голландцы потеряли двух матросов (один из них, дозорный, был сбит с мачты выстрелом из ружья и, падая, задавил насмерть другого), они приняли решение удалиться. Вскоре прибыли войска сёгуната, но восставшие в крепости Хара успешно оборонялись ещё несколько месяцев. Нападающие понесли при осаде тяжёлые потери. 3 февраля 1638 года при вылазке восставшим удалось уничтожить около 2000 воинов сёгуната из провинции Хидзэн вместе с их даймё. Однако у них постепенно заканчивалась пища и боеприпасы. 10 марта к осаждающим подошло подкрепление, и теперь 30 000 осаждённым крестьянам противостояла армия из 200 000 самураев. 4 апреля восставшие устроили неудачную вылазку против осаждающих, во время которой несколько человек было захвачено. От них осаждающие узнали, что в крепости кончается пища и порох. 12 апреля 1638 года воины из провинции Хидзэн пошли на штурм крепости и захватили внешний периметр обороны. Но восставшие продолжали ожесточённо сражаться до 15 апреля, уничтожив более 10 000 воинов сёгуната. После подавления восстания было обезглавлено более 37 000 восставших и сочувствовавших восстанию. Голову Амакусы Сиро привезли в Нагасаки. Крепость Хара была сожжена и полностью разрушена. Сёгунат запретил исповедовать христианство в Японии. Во всём были обвинены "варвары-христиане", въезд в Японию иностранцам был запрещён, отношения с Португалией, а в 1640 г. и с Голландией были прерваны. Согласно политике сакоку, японцам было запрещено покидать страну под страхом смерти, а тем, кто находился за границей, было запрещено возвращаться в Японию. Контакты с Западом ещё сохранялись через голландскую торговую миссию Дэдзима, но находились под строжайшим контролем сёгуната. Япония стала абсолютно закрытой страной. Однако полностью искоренить христианство японским властям так и не удалось. На севере Кюсю и в прилегающих районах Хонсю сохранились немногочисленные общины тайных христиан, иногда маскировавшихся под те или иные буддийские секты. Так, вознося в буддийском храме молитвы богине милосердия Каннон, многие из этих последователей св. Франциска Ксавьера (после смерти он был канонизирован) отождествляли её образ с Пречистой Девой Марией. Лишь после крушения навязанной сёгунатом политики самоизоляции скрытые христиане вышли из подполья. Со времени подавления восстания в Симабаре на протяжении более 200 лет, до 60-х годов XIX века, на территории Японии не было ни одного крупного вооружённого конфликта. Десять поколений самураев на протяжении периода Эдо никогда не принимали участия в сражениях. Бывший мэр Ояномати, который был удостоен аудиенции папы римского в 1991 году, попросил канонизировать фигуру лидера восставших Амакусы Сиро, поскольку восстание не противоречит духу христианства. Однако ответа от Папы, устного или письменного, не последовало. Битва при Сэкигахаре Битва при Сэкигахаре - битва в Японии, которая состоялась 21 октября 1600 года, между двумя группами вассалов покойного Тоётоми Хидэёси, боровшимися за власть. Победа досталась войскам так называемой "восточной коалиции", которую возглавлял Токугава Иэясу. Токугава Иэясу двигался с войском на Киото, чтобы захватить власть и стать сёгуном. На его пути стали войска Исиды Мицунари, Кобаякавы Хидэаки и ещё нескольких даймё, включая Симадзу Ёсихиро. Однако перед боем ходили слухи, что Кобаякава собирается предать Исиду. Также последний не раз оскорбил Симадзу. Незадолго до битвы, войско Токугавы обошло гору Нангу и вышло на равнину Сэкигахара. Также до сражения произошла стычка между авангардными отрядами обеих сторон. Войско Исиды расположилось у подножья горы Нангу, а также напротив равнины. Армия Кобаякавы выстроилась с правого фланга от Исиды. Войско Симадзу расположилось между армией Исиды у подножья горы и армии напротив равнины. Токугава разделил свои войска на две части. Первая была рассеяна на отряды перед противником на равнине. Вторая была оттянутая немного к центру равнины и собрана в "кулак". Иэясу приказал первой части войска атаковать войска у подножья горы, где находилась ставка Исиды, а также отряды напротив равнины. В завязавшейся схватке Исида призвал Симадзу вступить в бой, однако тот отказался. Причиной послужило то, что гонец Исиды не спустился с лошади перед тем, как передать сообщение Симадзу. Тем временем к месту боя подтягивалась вторая часть войска, численно превосходившая первую. Увидев приближение главных войск, Кобаякава приказал своей армии атаковать правый фланг Исиды. Сам Кобаякава повёл часть войска в тыл отряда у равнины. В конце концов, подошедшая вторая часть войска опрокинула армии Исиды. Последнему пришлось бежать с поля боя. Токугава Иэясу одержал решительную победу. После этого сражения ничто не мешало ему стать сёгуном. Что и случилось в 1603 году. Знаменитый фехтовальщик Миямото Мусаси также участвовал в этой битве, но на стороне Исиды. Хотя большинство армии Исиды и полегло в бою под натиском войск Токугавы Иэясу, Миямото удалось выжить. Сёгунат Токугава Сёгунат Токугава - феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 году Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава. Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 года. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо. После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство, благодаря усилиям Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 году титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны. Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя — Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность. Первым делом Иэясу упорядочил систему управления страной. Император и его приближенные потеряли всякую возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро. Следующим звеном в осуществлении административных функций был городской совет старейшин — родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри — своеобразных камергеров правителя. Кроме того, в крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя — гундай. Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладавшие огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте. В то же время самураи занимались только войной и ничего другого делать не умели, а содержать такую большую армию в условиях достигнутого мира было совершенно бессмысленно, поэтому очень скоро начинается упадок самурайства. Вынужденные зарабатывать себе на жизнь, они либо превращались в наёмных убийц — ронинов, либо становились разбойниками, либо преодолевали собственное презрение к мирским занятиям и становились чиновниками или торговцами. Небольшое число самураев нашли себя в преподавании основ воинского искусства: были открыты школы, где мальчиков из знатных семей обучали воинскому искусству, а также специфическому кодексу "Бусидо". Опустившиеся самураи не желали мириться с подобным положением дел, вследствие чего режиму Токугава неоднократно приходилось подавлять восстания ронинов, стремившихся вернуть себе былую славу и привилегии. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой. С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших старшим и прочие идеалы, импонировавшие власти сёгуната, оправдывавшие его действия. Благодаря поддержке правящего режима чжусианство вскоре заняло позиции официального религиозного учения страны. Еще одной тенденцией эпохи стало развитие идей националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. Так, в трудах ярого националиста и синтоиста Ямага Соко открыто пропагандируется исключительность японской нации, ее самодостаточность и независимость от континентальных культур, в частности Китая. Его рассуждения задали тон последующим исследованиям японских националистов. С развитием городов и усилением влияния горожан на общественную жизнь страны возникла необходимость в формировании их собственной идеологии. Именно это определило возникновение учения сингаку, представляющего собой практическую этику. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев. Еще одним течением общественной мысли того времени была школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной японской идентичности. С этой целью была проделана работа по изучению памятников древней японской письменности, где планировалось выявить особенности самобытного японского пути развития страны. Одним из инициаторов этого движения был Хирата Ацутанэ, активно отстаивавший позиции синтоизма как исконно японской религии, наиболее соответствующей всем духовным потребностям японского народа. В своей работе "Драгоценные узы" он провозглашал родство всех японцев, их божественное происхождение, а следовательно, превосходство над другими расами. Учение было популярно во всех слоях общества, за исключением правящего. С целью помешать его дальнейшему распространению сёгун объявил единственной религией страны чжусианство, а все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы распада феодального сознания и обретения независимости всеми социальными слоями остановить было уже невозможно. В конечном итоге развитие националистических идей стало одним из факторов, предопределивших падение дома Токугава. После восстания в Симабаре в 1637—1638 гг., поднятого угнетаемыми экономически и притесняемыми религиозно христианскими самураями и крестьянами, христианство в Японии было окончательно разгромлено. Выжили лишь незначительные, глубоко ушедшие в подполье группы верующих. Вскоре после этого были разорваны отношения с Португалией, а члены португальской дипломатической миссии были казнены. Всем подданным было приказано "зарегистрироваться" в буддистском либо в синтоистском храме. Голландцам и китайцам было разрешено пребывание, соответственно, на островке Дэдзима и в особом квартале Нагасаки. За исключением незначительной торговли некоторых внешних даймё с Кореей и островами Рюкю к юго-западу от японского архипелага, после 1641 г. все контакты с иностранцами были ограничены портом Нагасаки. Период после падения сёгуната Токугава стал периодом правления восстановленной власти императора. В исторической науке Японии он получил название "Мэйдзи". Политические изменения повлекли за собой перемены и в других сферах жизни общества. Реформы в Японии имели специфический характер: с одной стороны, все слои общества, в том числе и военное сословие, были заинтересованы в росте экономики страны, но с другой — самураи и крупные землевладельцы, восстановив власть императора и вернув себе часть исконных привилегий, не желали потерять их вновь. Новое правительство пыталось сохранить феодальные порядки, но нависшая угроза захвата Японии западными странами обусловила приход новых капиталистических порядков, гарантировавших рост влияния и независимости Японии. Для дальнейшего развития страны было необходимо проведение реформ, которые были осуществлены в 1868—1873 годах. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |