АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник: ВР Statistical Review

Читайте также:
  1. Human papillomavirus infection: prevalence, diagnosis and treatment (review)
  2. Review: Времена модальных глаголов САN, MAY, MIGHT и их эквивалентов
  3. Review: Формальные показатели наличия в предложениях степеней сравнения
  4. UnitITheme 1.1 Review: PhoneticsandReadingrules
  5. Задание № 11 (источник: http://www.alleng.ru/d/hist/hist_ege-tr.htm)
  6. Источник: Dataquest, Inc. 1988
  7. Источник: собственная разработка
  8. Источник: собственная разработка на основе статистических данных организации
  9. Источник: Якушова, Короновский

Предисловие

Курс «Нефтегазоносные провинции и области СССР и зарубежных стран», впоследствии «Нефтегазоносные провин­ции России и зарубежных стран», читается автором на кафедре теоретических основ поисков и разведки нефти и газа на протя­жении более двадцати лет для студентов старших курсов.

Предлагаемое учебное издание открывает цикл работ по этой дисциплине и посвящено нефтегазоносным провинциям и облас­тям России и сопредельных стран.

Приводится краткая характеристика принципов нефтегазогеологического районирования нефтегазоносных территорий на суше и акваториях, геологической изученности, нефтегазоносно-сти, распределения нефти и газа по площади и разрезу. По каж­дой провинции и/или области намечены перспективные направ­ления поисково-разведочных работ на нефть и газ.

Автор надеется, что эта работа не только представит интерес для студентов нефтегазовых специальностей вузов, но будет содейство­вать дальнейшему освоению и наращиванию сырьевой базы России.

При написании работы использованы материалы, связанные с нефтегазогеологическим районированием России и сопредельных стран, проводимым в разные годы коллективами ученых, возглав­ляемыми: в РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина — А.А. Бакировым, Э.А. Бакировым, А.Н. Дмитриевским, Г.Е. Рябухиным, З.А. Табаса­ранским, Н.Ю. Успенской; во ВНИГНИ — С.П.Максимовым, Г.Х. Дикенштейном, Г.А. Габриэлянцем, К.А. Клещевым; в ИГиРГИ — Н.А. Крыловым, Г.Т. Юдиным; в РАН — М.И. Баренцевым, Ф.К. Салмановым; СО РАН — А.А. Трофимуком, А.Э. Конторовичем, И.И. Нестеровым; в МГУ — И.О. Бродом, В.В. Семеновичем; во ВНИГРИ — Г.Е.-А. Айзенштадтом, а также справочные издания под редакцией С.П. Максимова (1987), Г.Х. Дикенштейна, С.П. Максимова, В.В. Семеновича (1983), Краткая энциклопедия нефтегазовой геоло­гии под ред. Р.И. Вяхирева, А.И. Гриценко, Н.А. Крылова (1998) и др.

Автор выражает благодарность нефтегазовой компании «ИТЕРА» и лично председателю Совета директоров ООО «НТК «ИТЕРА» Макарову И.В. и председателю Правления ООО «НГК «ИТЕРА» Отчерцову В.Г.

Введение

Нефтяная и газовая отрасли являются ведущими в топливно-энергетическом комплексе ТЭК каждой страны и оп­ределяют ее экономический потенциал и экономическую ста­бильность.

Из нефти и газа получают свыше 2000 наименований нефте­продуктов, используемых как в промышленности, так и в быту.

В мировом энергетическом балансе доля нефти и газа в после­дние десятилетия изменилась соответственно от 32 и 14% в 60-х гг. до 42 и 18% в 80-х. Суммарная доля нефти и газа в топливно-энерге­тическом балансе крупных нефтегазодобывающих стран (рис. 1) достигла в 90-х гг. 60 — 70% и удерживается на этом уровне и в на­стоящее время; в России эта доля составляет около 72% (рис. 2 и 3).

В 2001 г. тенденции увеличения доли нефти и газа в мировом энергетическом балансе замедлились (рис. 4 и 5).

В Германии и США свыше 55% электроэнергии вырабатыва­ется на базе угля, в Англии — 50%, в России — 21.

Структура потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России значительно отличается от мировой и характе­ризуется возрастающей ролью газа, доля которого достигает 47-50% (во Франции - 13%, в Германии - 21, в США - 27, в Канаде — 30). Суммарное потребление нефти и газа в энергети­ческом балансе России к 2001 г. превысило 82 — 83% против 60 — 63% в общемировой структуре ТЭР. Наряду с этим в России за последние 15 лет резко сократилось использование угля — до 12,0— 12,4%, тогда как в мировой энергоструктуре его доля со­ставляет 25 - 28%.

Потребление нефти и газа в период 1991 — 2001 гг. в мире в це­лом возросло соответственно на 4,1 и 9,2%, в том числе в экономи­чески развитых, странах на 17,8 и 21,4%, из них н США — на 14,1 и 39,5%..

 

Рис. 1. Мировой топливно-энергетический баланс

Рис. 2. Структура топливно-энергетического баланса России

(в % потребления энергии)

 

Рис. 3. Оптимальный топливно-энергетический баланс России

Рис. 4. Энергетический баланс мира, 2001 г.

Источник: ВР Statistical Review

 

Рис. 5. Энергетический баланс США, 2001 г.

Источник: ВР Statistical Review

Доля этих стран, имеющих численность населения 16—17% от общей на планете, в общемировом потреблении составила: не­фти — почти 50%, газа — более 52. Четверть мирового потребле­ния нефти и третья часть газа приходятся на США.

В России за указанный период собственное потребление не­фти снизилось наполовину, газа — на 13—14%. Оптимальным топливно-энергетическим балансом России на перспективу можно считать 55% нефти и газа и 31% угля; атомной, гидроэнер­гии и др. — 14% (см. рис. 3).

На начало 2002 и 2003 гг. доказанные запасы нефти в мире со­ставили 140,2 и 165,0 млрд т, газа — 154,4 и 155,8 трлн м3. Значи­тельная доля этих ресурсов приходится на Россию.

В 2001 и в 2002 гг. в мире добывалось соответственно 3301,8 и 3291,4 млн т нефти и 2464,0 и 2485,8 млрд м3 природного газа. В Рос­сии добыча нефти в 2001 и 2002 гг. составила 348,0 и 379,6 млн т, т.е. 10,9и 11,5% мировой добычи, газа 581,5 и 595,3 млрд м3 или 23,6 и 23,9%.

Суммарная добыча за всю историю использования углеводо­родных ресурсов России составляет в настоящее время по нефти 17% от прогнозных извлекаемых ресурсов и по газу 5%.

Обеспеченность добычи разведанными запасами топлива оце­нивается по нефти и газу в несколько десятков лет, по углю — зна­чительно выше.

Максимальный уровень добычи нефти с газовым конденсатом в СССР достигал 616 млн т (1987 - 1989), в России 570 млн т, газа в 1990-1991 гг. - 815 млрд м3, в России 643.

Энергетическая стратегия должна быть ориентирована на мас­штабное вовлечение в топливно-энергетический баланс России углеводородных ресурсов (особенно природного газа) стран—уча­стниц СНГ. Это направление становится приоритетным во всей системе интеграционных мероприятий стран Содружества в энер­гетической сфере.

Исходя из главной цели политики России в отношении СНГ — создания во взаимодействии с другими государствами сообщества стран, способного стать в XXI в. одним из ведущих мировых цент­ров устойчивого политического, социального, экономического и научно-технического развития, зоной мира, межнационального и социального сотрудничества — Энергетическая стратегия осо­бое внимание уделяет развитию интеграционных процессов в энергетической сфере на базе разработки и мониторинга совме­стных топливно-энергетических балансов стран-участниц СНГ. В числе первоочередных мер в этом направлении предусматри­вается восстановление и дальнейшее развитие единой энергети­ческой системы стран Содружества, укрепление минерально-сырьевой базы стран СНГ и повышение эффективности ее ис­пользования, участие России в разработке и эксплуатации мес­торождений нефти и газа и строительстве электроэнергетичес­ких объектов на территории других стран Содружества, разви­тие энерготранспортной инфраструктуры.

Большая роль во взаимоотношениях России с другими стра­нами — участницами СНГ принадлежит решению комплекса про­блем по Каспию, включая конвенцию по правовому статусу Кас­пийского моря.

Россия выступает за формирование единой энергетической и тормтранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, за развитие международных энерготранспортных систем, за недискриминационный транзит энергоносителей.

Нефтяной потенциал России — это 12—13% мировых разведанных запасов нефти, это 2269 — 2325 нефтяных, нефтегазовых и нефтеконденсатных месторождений, 1223 из которых разрабатываются. Важнейшей особенностью разведанных запасов нефти яв­ляется их высокая концентрация в небольшом числе уникальных (11) и крупных (140) месторождений.

По разведанным запасам газа Россия занимает первое место в мире и обеспечивает до 23,6% мировой добычи газа.

Начальные суммарные ресурсы российского газа на суше и шельфе оцениваются в сотни трлн м3 при степени их разведанности 24,7%. В России открыто и разведано свыше 774 газовых, газо-конденсатных и газонефтяных месторождений, из которых 340 вовлечено в разработку. Почти 73% запасов газа сосредоточено в 23 уникальных месторождениях, 24,1% — в 104 крупных, и 2,8% — в 648 средних и мелких. В целом по районам суши с развитой неф­тегазовой структурой сосредоточен 51% разведанных запасов газа, а в разрабатываемых месторождениях — 46,4%. Все это определя­ет особую роль газовой промышленности России в развитии ми­ровой энергетики').

Одной из наиболее важных тенденций современной нефте­газодобывающей промышленности мира является увеличение до­бычи нефти и газа из морских месторождений. Так, в 2001 г. доля морской добычи нефти в зарубежных странах составила 35% (1095 млн т), газа — 31,6% (750 млрд м3). Именно на акваториях отмечается наибольший прирост запасов и открываются круп­ные и гигантские месторождения (континентальные шельфы Бразилии и Нигерии, Мексиканский залив, Баренцево море).

Наиболее крупные месторождения, с извлекаемыми ресурса­ми нефти более 100 млн т выявлены именно в глубоководных зо­нах шельфа России при глубинах водного слоя более 1000 м.

Несмотря на слабую изученность, на шельфе России уже вы­явлено более 20 крупных нефтегазоносных областей, в 10 из них запасы уже доказаны. На российском шельфе выявлено более 450 локальных нефтегазоносных объектов, открыто 32 месторожде­ния, в том числе крупнейшие газовые — Штокмановское, Русаповское, Ленинградское в Западной Арктике; несколько крупных нефтяных, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных в Печор­ском море, на северо-восточном шельфе Сахалина. В настоящее время единственным районом освоения морских углеводородных

'] Основные положения Программы развития минерально-сырьевой базы Россий-(кой Федерации на 2001-2005 годы. М., 2000.

 

месторождений в России является участок проекта «Сахалин-2», расположенный на шельфе Охотского моря.

В целом в нефтегазовой отрасли России за последние 8 лет про­изошло снижение динамики приращения запасов, уменьшение размеров вновь открываемых месторождений, возрастание слож­ности их горно-геологических и экологических условий.

Это явилось следствием субъективных и объективных причин. К субъективным причинам следует отнести резкое снижение ин­вестиций в нефтедобывающую отрасль, разбалансирование мате­риально-технического обеспечения, несовершенство налоговой политики, что характерно для перехода страны к рыночной эко­номике.

Объективные причины обусловлены естественным ухудшени­ем качественной структуры сырьевой базы нефтедобычи, снижа­ющимся приростом запасов, не восполняющим их отбор.

Немаловажную роль в возникших трудностях сыграло и то, что имеющиеся в настоящее время мощности нефтегазодобывающих предприятий не соответствуют изменившейся структуре разве­данных запасов — возросшему числу месторождений с высокой выработанностью и обводненностью, накоплению на балансе низкодебитных объектов и сложных для разработки трудноизв­лекаемых запасов, в том числе залежей в подгазовых зонах, а так­же объектов с низкопроницаемыми коллекторами, характеризу­ющимися низкими дебитами скважин. В целом по России средняя выработанность месторождений составляет 47,2%, при колебани­ях по отдельным территориям от 0, 1 до 97,5%.

Для преодоления негативных тенденций в развитии нефтега­зового комплекса приоритетными направлениями в области раз­ведочной геологии и геофизики должны стать: восстановление объемов поисково-разведочного бурения и сейсморазведки, концентрация их на наиболее эффективных направлениях, интенсивное развитие фундаментальной и прикладной геологической науки. Получение новых данных по нефтегазоносности территорий материков и акваторий настоятельно требует внесения корректив и в традиционные представления о генезисе нефти и газа, миграции и формировании залежей, разработки более полного представления о закономерностях нефтегазонакопления. Важное значение будет иметь объёмное моделирование строения и развития нефтегазоносных провинций на основе использования всей геологической и геофизической информации с применением математических методов анализа и синтеза, всестороннее изучение ресур­сов и управление ими.

Требуется геолого-экологический мониторинг для прогноза и контроля состояния природной среды в районах длительно и ин­тенсивно разрабатываемых месторождений нефти и газа.

Для повышения эффективности поисков, разведки и разра­ботки месторождений нефти и газа необходимо шире внедрять трехмерную сейсморазведку; новые геофизические технологии, позволяющие более достоверно судить о структурном строении, вещественном составе и нефтегазоносности изучаемых объектов; прямые поиски углеводородов (УВ). Нужно расширить фундамен­тальные исследования по геофизическим методам разведки, ис­следования в области мониторинга нефтегазовых месторождений (по данным сейсморазведки и ГИС). На основе данных промысло­вой геологии, обеспечивающих получение информации о природ­ной характеристике залежи, совершенствовать методологию по­строения динамических моделей залежи на разных этапах разра­ботки, отвечающих современным требованиям технического про­гресса.

С целью повышения результативности методов исследований промысловой геофизики необходимо использовать новые комп­лексные цифровые скважинные приборы и компьютеризирован­ные геофизические станции, проводить комплексирование данных промысловой геофизики с результатами трехмерной сейсмораз­ведки; шире проводить переинтерпретацию имеющихся геолого-геофизических материалов; активизировать разработку и внедре­ние новых методов определения нефтенасыщенности обводнен­ных продуктивных пластов; разработать более надежные автома­тизированные системы контроля за техническим состоянием сква­жин; усовершенствовать созданную в последние годы аппарату­ру и системы геолого-геофизического и технологического конт­роля за бурением и эксплуатацией скважин.

Основными приоритетными нефтегазодобывающими регио­нами России на ближайшую перспективу следует считать Запад­но-Сибирскую, Волго-Уральскую, Тимано-Печорскую, Лено-Тун-гусскую, Дальневосточную, Прикаспийскую нефтегазоносные провинции; Баренцевоморскую, Северо-Карскую, Охотскую на шельфе северных и восточных морей; области Северо-Европейс-кой части России и шельфа Каспийского моря;

 

 

Глава 1


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)