|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национальный стереотипнедифференцированное суждение, обозначающее целиком этическую или национальную группу и предполагающее наличие определенной черты у всех ее представителей; неизбежно содержит в себе скрытую или явную оценку.
На диаграммах (рис. 17.5) наглядно видно, что трудолюбия можно ожидать от японца, эстонца, но никак не от француза; интеллект приписывается японцам, русским в интеллекте также не отказывают; наиболее общительны американцы, украинцы, грузины. По жизнелюбию всех превосходят русские и французы. У взрослых чаще встречается нестереотипное описание, более похожее на национальный характер.
Рис. 17.5. Частота личностных свойств в стереотипах
Пример нестереотипного описания (женщина 34 года, не русская): русский – безропотность, стремление найти власть, которой можно подчиниться, садомазохизм, беззаботное отношение ко времени, потеря традиций; татарин – разные стереотипы для мужчины и для женщины, низкий уровень культуры, раннее старение, мимическая невыразительность, упорство; поляк – ощущение трагичности своей истории; эстонец – внешняя тяжеловесность; американец – внешняя поведенческая открытость; француз – умение сохранять свою внутреннюю жизнь в разных условиях, грузин – резкое деление на своих и чужих, стремление к чувственному восприятию мира; немец – стремление к спокойной красоте, любители цветов. За изучаемый период (с 1984 по 1997 годы) наиболее устойчивыми оказались стереотипы украинца, грузина и эстонца; изменились стереотипы поляка («подобрели»), француза и русского. Наибольшее число отрицательных черт по-прежнему приписывается татарам. Рассмотрим изменения в аутостереотипе (русские о русских).
Следующие по частотности характеристики в портрете русского (1997 г.): щедрый – 15, открытый – 15, наивный – 14, трудолюбивый – 13, любит выпить – 13, безалаберный – 12. При преобладании положительных черт появились и отрицательные свойства (лень, склонность к пьянству). Лень отодвинула трудолюбие на 9 место. Только 4 процента указали патриотизм, заменив его гостеприимством. Наиболее близким к русскому в сознании опрашиваемых, хак и 12 лет назад, оказывается француз (количество общих черт – 11); у поляка с русским – 7, у японца – 6, у грузина и украинца – по 5 черт. Сравнение частотности некоторых важных свойств (в %) выявило следующие различия. 1. Отношение к труду:
Общение
Интеллект
Доброта
Исследование 3. В. Сикевич. В главе «Русский характер: „добрые" и „ленивые"» (Сикевич, 1998) она приводит результаты опроса более двух тысяч петербуржцев, которых просили назвать пять основных качеств, присущих большинству русских людей. По частоте названных признаков (из общего массива = 230 понятий) составлен обобщенный автопортрет русского человека, в котором первые 10 мест заняли следующие свойства: доброта, терпение, гостеприимство, трудолюбие-лень, дружелюбие, широта души, патриотизм, доверчивость, открытость. Завершает список (19-е место) «безалаберность». Автор пишет, что петербуржцы также отмечают у своих земляков «увлекаемость политическими мифами» и «веру в доброго царя». Личность и стереотипное восприятие. В исследовании И. Венцковской (1997 г., дипломная работа под рук. В. Н. Куницыной) использовалось две оценки степени стереотипности испытуемых (на примере описания типичных американца, русского и украинца). Процедура оценки: индивидуальный портрет каждой нации у конкретного испытуемого сравнивался с обобщенным стереотипом по всей группе испытуемых. Три балла присваивалось, если в описаниях данного респондента использовались характеристики, занимающие 1-е или 2-е место в обобщенном общегрупповом стереотипе; 2 балла, если в ответах находились характеристики, стоящие на 3-5 местах («безусловная стереотипность»); 1 балл – если в описаниях встречались характеристики, занимающие 3-13 места («условная стереотипность»). Максимальный балл был равен 12. Например, один из испытуемых писал: русский – бесшабашный, сильный, добрый, наивный, веселый; украинец – труженик, самовлюбленный, хитрый, гостеприимный, сильный; американец – предприимчивый, оптимист, громогласный, толстый, необразован. По итогам оценки этот испытуемый получил: безусловная стереотипность – 4,7 балла, условная стереотипность – 7,3 балла. Все испытуемые были разделены на 3 группы: стереотипные, нестереотипные и средние. Результаты: 1. Чем выше стереотипность восприятия, тем хуже умение ладить с людьми (отрицательные корреляции с этим свойством, а также с проницательностью и интуицией). 2. Слишком низкие показатели стереотипности также ухудшают возможности успешного взаимодействия. 3. У тех людей, кто руководствуется в оценках стереотипами, хорошо развита коммуникативная компетентность, что объясняется умением пользоваться коммуникативными штампами. Нации глазами друг друга. Московский психолог А. Г. Шмелев провел в 1993 г. семантическое шкалирование отчетов русских испытуемых и сравнил с данными американца Д. Пибоди, который проводил это исследование по студенческим описаниям (40-50 чел.) в Англии, Германии, Италии, Австрии, России, Франции и др. странах. Результат был неожиданным: стереотипные суждения о нациях согласованы с объективными истинными чертами по отношению ко всем, кроме русских. Русских многие считают акцентуированными конформными личностями, Западная Европа сформировала образ русского как собранного, самоуверенного человека. А. Г. Шмелев обнаружил, что мы приписываем себе определенные черты дезадаптации (непрактичность, негибкость). Типичный автопортрет русского – откровенный, щедрый, бесшабашный, прощающий, доверчивый, миролюбивый, непрактичный. В европейских странах существует устойчивое мнение о повышенной потребности в эмоциональных контактах у русских людей. Специфика русского национального характера выражается «в наличии межличностной сенситивности на фоне сниженной самоуверенности и способности к рациональному самоконтролю, в наличии крайних и противоречивых черт характера. Но, с другой стороны, мы, по-видимому, являемся свидетелями и современниками процесса прогрессирующей утраты этой специфики, происходящей на фоне перехода населения к стилю жизни, принятому во всех постиндустриальных обществах» (Шмелев и др., 1993, с. 109). Психологический симптом этого периода – отрицательная идентификация, выражающаяся в отрицании положительных черт и приписывании представителям своей нации отрицательных черт, что противоречит этноцентризму. Для русских самым «приятным» оказался француз, а лидером по адаптивности – японец и англичанин. В представлении зарубежных ученых главные внутренние проблемы русских – подозрительность и доверчивость, а также агрессивность. Исследователи не могут понять, почему, обладая от природы ровным и спокойным темпераментом, русские не могут развить у себя способность к рациональному самоконтролю. Можно предположить, что это – следствие преобладания в воспитании запретов, репрессий, наказаний. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |